В А Я Т Е Л Ь

Да, он был творцом красоты и сози­дателем изящного, одарённым от при­роды и всегда со своим видением мира и мироздания. Он прошел блистатель­ную Ленинградскую школу великих ху­дожников и скульпторов. Был одарен трудолюбием и ощущением гармонии и грации. Взгляды его отличались от дру­гих; он не соглашался с убожеством, даже если это было общепринятым форматом. И не всегда можно было по­нять логику его поступков. На то он и художник, ибо у художников иные ощу­щения и взгляды, отличные от других.

Мне посчастливилось быть в мастер­ской скульптора, которая была также и его домом, саклей, дворцом, его творением, наполнением и его продолжением. Было это давно с участием Расула Гамзатова, моей семьи и моих друзей. Сохранились фотографии. Мы восхищено смотрели на всё то, что показывал Сайгидов Али- Гаджи Магомедович. Его рассказы, его взгляды и планы завораживали. Он был поливалент­ным скульптором, ибо одинаково успешно работал в традициях классицизма, мону­ментализма и абстракции, а миниатюрами были заполнены подоконники, шкафы и стены его мастерской.

Потом был ужин, приготовленный его очаровательной супругой Сиядат. Осо­бенно обожаемой и любимой была для Али-Гаджи его дочка Регина-школьница, которая отличалась особенным умом и талантом в сочетании с доброй улыбкой. Вероятно, она и сыновья его (Абдула и Ра­фаэль) уже взрослые. Мои самые сердеч­ные соболезнования им, родственникам, друзьям, салтинцам и всем дагестанцам в связи уходом в мир Вечности Отца, друга и земляка. Это огромная, невосполнимая потеря для Дагестана.

Он рано ушёл, но успел много сделать и сегодня невозможно представить сто­лицу Дагестана без его скульптур Расулу Гамзатову, Ирчи Казаку, Магомеду Танка­еву….Идей и планов было у него много. Философской вершиной в мировой исто­рии скульптуры является его памятник УЧИТЕЛЬНИЦЕ — Русской учительнице. Это памятник-комплекс уровня Москвы, Пари­жа, Женевы и ЮНЕСКО. В наше время со всё более возрастающей озлобленностью, нарастающей враждебностью, воинствую­щим невежеством и активизацией деби­лов, для сбережения разума в мире важен отрезвляющийся голос учителей, худож­ников, композиторов, учёных…

Я в постоянном поиске встреч с му­дрецами и намеривался беседовать с Али- Гаджи о жизни, но не успел, ибо от­кладывал эту встречу. Помню его боль от того, что его поистине великую скульптуру Имама Шамиля на коне не установили в Махачкале. Экстремисты открыто угрожа­ли ему взорвать памятник, если установят. Али-Гаджи с горечью рассказывал о том, что в 1997 году взорвали готовый к уста­новлению памятник Имаму Чечни и Даге­стана на складе Ирганайской ГЭС. И это на стыке ХХ и ХХ1 веков. Куда и с чем мы идем с такими идеологами? Дагестанцы же не молились ни памятнику государственного деятеля, ни тени полководца, каким был, прежде всего, Шамиль из Гимры.

Во всех странах мира, в том числе и му­сульманских, народы устанавливают па­мятники своим выдающимся сыновьям и дочерям. Понятны огорчения выдающего­ся скульптора, ибо иные экстремисты по­зволяют себе угрожающе воздействовать на светскую жизнь, не отказываясь при этом от светских машин, мобильников, зарплаты, пособий, пенсии, компьютеров, автоматов, лампочек, самолетов, поездов и всего прочего, созданного светскими ученными и конструкторами.

В этом же контексте не понятна логика запрета посещения людьми легендарной горы Ахульгоо из-за того, что «там погиб­ли борцы за веру». Прежде всего, они по­гибли за независимость Дагестана. Там погибли и русские тоже. Ежегодно тысячи и тысячи туристов всего мира посещают Карфаген, Элладу, Куликово поле, Боро­дино, Мамаев курган, Прохоровку, Сапун- гору, Пискаревское кладбище и многие другие местности и города исторических сражений в прошлом, отдавая должное ге­роизму и патриотизму предков, а главное, чтобы люди задумались и предотвратили новые войны и конфликты. При бездар­ности и соглашательстве светских руко­водителей невежественные диктуют даге­станцам средневековые установки. Зато у подножия этой исторической горы есть магазин «Ахульго». Торговать можно, по­сещать нельзя. Странная логика.

Али-Гаджи участвовал в создании в се­лении Салта уникального в мировой исто­рии «ПАМЯТНИКА ПРИМИРЕНИЯ» с эмбле­мой Кадуцея на вершине обелиска в честь 200-лития гениального хирурга Николая Пирогова и 150-летия Красного Креста. Это памятник Большой Мудрости Салтин­цев, призывающий людей не к вражде вое­вавших, а к мудрости, не оскорбляя память павших дагестанцев и русских. И Салтин­ский памятник стоит того, чтобы быть воз­двигнутым перед зданием ООН, ибо без­дарные политики и убогие фанатики ведут человечество к всемирной трагедии.

Не успел обстоятельно поговорить с Али-Гаджи Сйгидовым, но он в моей па­мяти и в моем сердце. Летом намерен по­сетить его семью, могилу и его родной аул Салта! К тому же я всегда в восхищении от деяния салтинцев! Бывал я во многих стра­нах, но, по-моему, никто в мире так не бе­режет историю своего села, как салтинцы! Спасибо Вам, дорогие салтинцы за всё то, что Вы делаете для своего родного села!

Прошу салтинцев подумать о создании в Махачкале и в Салта, в домах построенных Али-Гаджи, музеи с государственным ста­тусом, которые могли бы посетить школь­ники, студенты и гости Дагестана, а также ценители прекрасного. При этом дома официально остаются собственностью се­мьи! В мире подобное практикуется!

Думаю, что необходимо издать книгу «СКУЛЬПТОР АЛИ-ГАДЖИ САЙГИДОВ». Об этом уместно попросить Регину.

И ещё одна мысль. А почему бы не учре­дить ежегодную премию имени незабвен­ного Алигаджи Сайгидова вручаемую та­лантливому скульптору из числа школьни­ков и студентов! Такая практика поможет сохранить у молодых любовь к прекрасно­му и беречь в веках имена великих!

С болью и искренним выражением со­болезнования семье, родным, близким и односельчанам

Магомед Абдулхабиров