Поэт – воин — наставник

(к 100-летию со дня рождения Муталиба Митарова)

 

Муталиб Митарович Митаров родился в 1920 году на древней табасаранской земле Дагестана, воспетой великим Мирзой Калукским, овитой легендами и преданиями, взрастившей немало  выдающихся людей.

Будущий поэт вырос в семье крестьянина. Часто юноша отправлялся на заработки с отцом в табасаранские и лезгинские аулы. На формирование Митарова, как личности и поэта, большую роль сыграла не только устная поэзия табасаранского народа, но и поэтические творения дагестанских, закавказских, азербайджанских художников слова.

Уже в 1937 году у семнадцатилетнего юноши на страницах районной газеты «Красный Табасаран» появилось первое стихотворение «Все на выборы», посвященное выборам в Верховный Совет СССР. Еще в молодом возрасте Митаров с лезгинского на родной язык перевел стихи Сулеймана Стальского, которые вошли в сборник «Избранные произведения», изданный в 1939 году. Затем он перевел на табасаранский язык рассказы Льва Толстого для детей, произведения Александра Пушкина, Михаила Лермонтова и других классиков русской литературы, подготовил к печати сборник произведений табасаранских поэтов. Все это принесло ему заслуженную известность.

Сложным этапом в жизни Муталиба Митаровича стал период Великой Отечественной войны. Сам поэт пишет:

Я бывал у смерти на краю
Умирал за Родину свою.

В 1940 г. он был призван на действительную армейскую службу.  В 1941 году Митаров стал курсантом военной школы и находился в Ленинграде. Уже в первые дни дороги войны привели его в Мурманск, где он – замполит стрелковой роты, действовавшей при штурме стратегической высоты у реки Западная Леща, здесь Митаров получил второе ранение. В результате третьего тяжелого ранения, он полгода лечился в госпиталях.

Летом 1942 года Митаров будучи инвалидом войны первой группы вернулся в родной аул Кандик.

В дни жестоких испытаний он воочию увидел и понял, как советский человек любит и предан своей Родине. Это все он отразил позже в поэме «Сказание о чунгуре».

Война закалила характер Митарова, она прошла сквозь сердце поэта, оставив в памяти светлые образы павших товарищей по оружию и научив любить и ненавидеть. Поэтому тема защиты Родины, борьба за мир впоследствии стали основными мотивами его творчества.

Ранения не позволили ему снова стать солдатом, но война сделала его бойцом на трудовом фронте. В 1943 году Муталиб Митарович был избран первым секретарем Хивского райкома комсомола, затем занимал ответственные хозяйственные должности в районе и республике. В 1945 году, по предложению первого секретаря Дагобкома ВКП(б) Азиза Алиева, Митаров стал заместителем председателя Дагхудожпромсоюза. В последующие годы он работал редактором Дагестанского книжного издательства, сотрудничая с Дагестанским отделением общества «Знание».

В 1951г. Митаров окончил областную партийную школу, а в 1957 – Высшую партийную школу при ЦК КПСС, после чего работал в аппарате Дагобкома КПСС, был назначен первым секретарем Табасаранского райкома партии, министром бытового обслуживания, директором Дагучпедгиза, директором республиканского литературного музея.

Где бы и кем бы ни работал Муталиб Митаров, не только пользовался заслуженным авторитетом, но и  создавал произведения, в которых воспевал труд, любовь, героизм.

В 1949 году он издал первый сборник табасаранской поэзии «Счастливая жизнь». В 1959 году вышла его следующая книга «Строки из жизни», куда вошли стихотворения и поэмы «Гибель Ирана» и «Мастерица».

Значительное место в творчестве Митарова занимала историческая тематика. Этому способствовало длительное собирание поэтом народных эпических творений – это легенды «Крепость семи братьев и одной сестры», «Битва с персами» и другие, в которых показана борьба табасаран с многочисленными завоевателями. В сборники «Народные песни», «Жизнь в узорах» вошли легенды и предания о борьбе народа с иранскими, турецкими поработителями.

Размышления об исторических судьбах народа, его патриотизме отражены в поэмах «Гибель Ирана», «Кровавые скалы» и других.

Историческая поэма Митарова «Гибель Ирана» стала явлением в дагестанской литературе, в которой описана борьба свободолюбивых горцев против иранских полчищ во главе с Надиршахом. Создавая эту поэму Митаров использовал не только легенды, предания табасаран, но и народные песни, произведения Мирзы Калукского, предводителя табасаран, погибшего в битве с иранцами в Андалялской долине. События, которые легли в основу этой поэмы относятся к 1734-1743г.г., когда совместно с остальными дагестанскими народами, табасараны героически сражались с иранскими полчищами. В поэме описаны жестокость грозных завоевателей, свободолюбие горцев. Поэма состоит из пролога, двадцати глав и эпилога. Вблизи табасаранского аула Кувиг свыше 1.5 км над уровнем моря расположена высокая гора «Кьаркъул дагъ», площадка на которой называется «Эреллер». По преданию, на этой площадке иранские захватчики убивали жителей близлежащих аулов и образовалось озеро, известное как «Озеро крови». По другим преданиям на местностях «Сенгирик» и «Къай-къуйдиъ» шахские войска также истязали табасаранских детей и стариков. При чтении поэмы Митарова прежде всего предстает «кровавая история», крики и слезы истерзанных, замученных детей, женщин и стариков:

С аулов окрестных
Сгоняют в долину всех жителей местных,
Здесь женщины, древние старцы и дети.
Рубцуют их спины иранские плети…

Так изображает поэт дикие, варварские действия войск Надир-шаха над беззащитными людьми на дагестанской земле. Поэма насыщена примерами героической, мужественной борьбы дагестанских народов против иноземных завоевателей. Митаров с эпической широтой, масштабно рисует исторические события. Зримо и рельефно выступают такие герои, как предводитель табасаранских отрядов Мажвад, богатый Навруз и многие другие безымянные защитники.

Убедительно и художественно красочно раскрыты образы врагов – самого шаха Надира, мечтавшего о мировом господстве и его брата Ибрагима, а также предателей и изменников родного края – Джюгея, Усмана и других. В поэме приводятся топонимические названия, где происходили военные действия между горцами и персидскими завоевателями. Поэт стремится к реалистическому изображению эпохи. Об этом свидетельствует то, что он ведет свое повествование в соответствии с историческими фактами (поход Надира в Индию, убийство брата Ибрагим хана и т.д.)

Картины народной борьбы Митаров связывает с раскрытием жизненных путей своих героев. Вот, например, один из предводителей горцев Мажвад в обычной жизни труженик, семьянин, человек занятый мирным трудом.

Мажвад в это утро работал в саду.
Он радостно пел, отдаваясь труду.
Труд мирный был сердцу Мажвада сродни,
Он землю любил, как и все уздени.

В поэме раскрыты и образ завоевателя Надир-шаха, его жестокость, коварство, стремление к мировому господству.

Безмолвствует стан. А в шатре голубом,
В ладони упершись пылающим лбом,
Жестокий и хитрый владыка Надир,
Дорогами мыслей обходит весь мир.

Эмоциональное состояние Надир-шаха, когда он узнал об убийстве брата Ибрагима, описано следующим образом:

Как зверь заметался Надир по шатру,
Свирепо рыча: «Даже память сотру».
О том, что зовется сейчас Дагестан!
Пустынею сделаю эти места…

Митаров в поэме подчеркивает солидарность всех дагестанских народов борющихся против Надир-шаха: лезгин, аварцев, кумыков, даргинцев, лакцев, табасаран, агулов и других.

Поднялся на борьбу весь Табасаран,
Из Лезгистана тоже многие пришли
Двое гонцов вернулись из Кайтага,
И сообщили, что кайтагцы в пути
Готовились идти на помощь кумыки, аварцы и лакцы.
Днем и ночью люди готовились к бою
Точили кинжалы и ковали мечи, отложив в сторону серебро и золото
Кубачинские мастера принялись за сталь!

В 1960-70гг. Муталиб Митаров на родном и русском языках издал повести «На заре», «В разведке»; поэтические сборники «Сообщите друзьям», «Поэмы», «Стихи», «Избранное», «Песня скал», «Солнце Сулака» и др.

Творчество Митарова 80-х – 90-х гг. шло по пути углубленного отражения действительности, усиления связи с жизнью, развития его гражданских и общественных черт, расширения тематики, разнообразия манер и стилей на основе использования лучших национальных традиций литератур народов Дагестана, русской литературы.

Отличительная черта творчества Митарова — это раскрытие внутреннего мира горца, стремление мобилизовать весь арсенал темы, которой подчинены все художественные компоненты.

Характерными для этого периода были стихи «Баллада о старшем брате», «Русскому народу», «Голос Рубаса», «Брат мой» «Черкейгэсстрой», поэмы «Кровавые скалы», «Судьба абрикосового дерева» и др.

В сборник «Симфония души» вошли стихи и поэмы «Сам себя суди», «Мое желание» и др. В 1990 году Митаров опубликовал сборник «Воскрешение», состоящий из стихов, воспоминаний, написанных в разные годы. В этом же году вышел сборник «Я вижу душу каждого цветка», в который включены статьи о творчестве Митарова. Известные литературоведы России и Дагестана высоко оценили его поэтическую деятельность.

Митаров многое сделал для пропаганды табасаранской литературы. В разные годы он был составителем и редактором альманаха «Литературный Табасаран». Многие его произведения печатались в журналах не только на дагестанских и русском языках, в местной и центральной печати. Его произведения вошли в школьные учебники. Некоторые его стихи стали народными песнями. Произведения Митарова учат мужеству, героизму, трудолюбию, любви к Отчизне, женщине.

Родина высоко оценила подвиги Муталиба Митаровича в боях с немецко-фашистскими захватчиками, а также на поприще созидательного труда, творческой деятельности. Он был награжден орденом Отечественной войны и многими медалями, ему были присвоены почетные звания «Народный поэт Республики Дагестан», «Заслуженный работник культуры ДАССР», был удостоен Государственной премии республики Дагестан в области литературы.

У Муталиба Митаровича было много друзей по перу, государственных деятелей, а также среди ученых, простых тружеников. Его отличали высокий профессионализм, глубокая внутренняя культура, доброе и внимательное отношение к людям.

С Муталибом Митаровым я был знаком со студенческих лет, когда он работал инструктором Дагобкома КПСС.

В период, когда Митаров возглавлял Табасаранскую районную партийную организацию, в течение ряда месяцев я работал в этом районе завучем, учителем истории Хустильской восьмилетней школы и часто встречался с ним по вопросам исторического прошлого табасаранского народа, создания музея в с.Хучни, проведения юбилейных мероприятий и др. Наиболее тесными стали мои отношения с Муталибом Митаровым, когда он переехал на работу в Махачкалу и работал министром бытового обслуживания республики, директором Дагучпедгиза. Мы встречались на заседаниях табасаранской секции, на которых рассматривались вопросы развития литературы, обсуждались сборники «Литературный Табасаран», в комиссиях по всестороннему изучению положения табасаран и составлению справок по вопросам развития народа.

Имя Муталиба Митаровича Митарова поэта – общественного деятеля вписано в историю Дагестана.

Магомед Гасанов,

заведующий кафедрой истории ДГПУ,

заслуженный деятель науки РФ и РД