Роль и значение истории Дагестана в учебном процессе

«История – это фонарь, обращенный в прошлое для того,
чтобы заглянуть в будущее»
Василий Ключевский

 

Народы Дагестана отметили 20 лет раз­грома международных террористов. На юбилейную дату в Дагестан прибыл Пре­зидент России Владимир Путин, который дал высокую оценку защитникам Отече­ства: «Это дорогого стоит. Тогда женщи­ны, мужчины, даже дети принимали уча­стие. Это было важно не только для Да­гестана и этих суровых людей, это было важно для всей России- показать между­народным бандам, что народ не с ними. Вот в этом была заслуга».

Почти все этапы дагестанской истории дали целый ряд наглядных уроков того, что история народа, сохраняемая и воспроизводимая в виде коллективной памяти, — своего рода сфера национальной безопасности. История — одна из древнейших на земле профессий. Еще не возникло письменности, когда исто­рия уже существовала. Она складывалась из устных преданий и легенд. Сегодня, как никог­да, следует уделять особое внимание вопро­сам исторического знания. Нам надо делать все возможное для изучения истории своей республики, активнее внедрять свою исто­рию народов Дагестана в жизнь и в интернет. Мы заинтересованы в том, чтобы фундамент нашей исторической памяти был твердым и объективным.

Новый, более высокий уровень обще­ственного сознания вообще невозможен без исторического мышления, которое помогает самостоятельному осмыслению сложнейших проблем современности, творческому под­ходу к решению социально-экономических задач.

Притягательная сила истории заключает­ся в естественном желании знать как можно больше о своих предках, об их делах и помыс­лах. Кроме того, история отражает культур­ный уровень народа, характеризуя степень развития, на которой он находится. Позна­вая прошлое, мы выявляем закономерности исторического развития и на их основе учим­ся строить будущее.

Во всех отношениях Дагестан — это уни­кальный уголок с многовековой историей. Дагестан, как на территории России, так и на Кавказе занимает первое место по количе­ству генетически родственных языков и на­родов, исконно распространенных на его тер­ритории, и исторически особое положение на Великом торговом пути между Востоком и Западом. По разнообразию географических условий (море, равнина, предгорная, горная, высокогорная зоны, характер рельефа — изре­занность глубокими оврагами, бурными ре­ками и многочисленными речками, обилием родников и источников, в том числе и высо­кокачественных целебных минеральных), вы­сокоразвитое террасное земледелие и садо­водство, богатая уникальная флора и фауна. По насыщенности бурными историческими событиями (легендарные войны во много раз превосходящими и могущественными ино­земными завоевателями, героическая борьба горцев за свержение царизма, местных ханов и шамхалов, за власть советов, самоотвер­женное участие в Великой Отечественной во­йне против гитлеровских захватчиков и т.д.). По богатству и разнообразию археологиче­ских памятников, по многожанровому богат­ству фольклора народов, особенно песенно­го, по общественно — политическому соци­ально- экономическому, культурно- бытовому укладам, по отголоскам разных верований и религий, по этнографическим особенностям, по отраслям хозяйства и ремеслам и т.д.

Каждый народ вносит свой неповторимый вклад в историю человечества, что особенно становится очевидным по мере нарастания интеграционных мировых процессов. Каждый народ, удобряя почву цивилизации своим разумом, знаниями, опытом, своим трудом, наконец, своими жизнями, создает общий мировой цивилизационный фон, на котором развивается и совершенствуется весь чело­веческий род.

Наукой и практикой давно доказано, что об­учать ребенка на первых порах следует род­ной истории. Поэтому с научно — методиче­ской точки зрения в школах, затем в средних специальных и высших учебных заведениях важно обстоятельное преподавание исто­рии Дагестана. В школе подробно изучаются курсы отечественной и всеобщей истории с древнейших времен до наших дней. Чтобы понять и усвоить историю народов Древнего Востока, Европы, Азии и Америки, да и Рос­сии, важно знать историю своего края.

«Можно не знать тысячи наук и все — таки быть образованным человеком; не любить историю может только человек неразвитый умственно», — утверждал Николай Черны­шевский. В этом отношении не являются ис­ключением дагестанские народы. Жизненно необходимо, чтобы каждый народ понимал свою историческую преемственность в по­токе чередующихся времен — из чувства этого и вызревает главный гормон общественного бытия, вера в свое национальное бессмертие.

С глубокой древности, на всех этапах исторического прошлого, на территории со­временного Дагестана происходили те же исторические процессы, которые имели ме­сто в остальных регионах Кавказа. История древнейшей эпохи Дагестана воссоздается исключительно по археологическим, этно­графическим материалам и данным историко ¬лингвистических реконструкцией. С конца I тысячелетия до н.э. о предках дагестанских горцев появляются письменные сведения.

Касаясь вопроса, что может дать история обществу следует отметить, что история не принадлежит к наукам способным дать пря­мой производственный эффект. В наше не­спокойное время люди могут успешно справ­ляться с различными проблемами внешнего и внутреннего характера, когда они вместе и осознают себя частицами единого народа и когда понимают, что их народ имеет богатое прошлое. В этом и состоит значение изучения исторического прошлого. «История является для нас воспоминанием, — писал Карл Ясперс, — о котором мы не только знаем, но в котором корни нашей жизни. История — основа, однаж­ды заложенная, связь с которой мы сохра­няем, если не хотим бесследно исчезнуть, а внести свой вклад в бытие человека». История — это общественная память человечества, его самопознание и самосознание: исчезнувшее в действительности живет в сознании. Знание прошлого имеет колоссальное значение для созидания настоящего, ибо прошлое рождает настоящее, а настоящее готовит будущее. От­ношение к истории, ее понимание — это зер­кало отражающее моральные ценности того или иного общества. Мудрость веков гласит: история учит нас тому, что у нее непременно нужно учиться. Для человека и общества важ­на сама возможность извлекать из прошлого уроки для будущего.

В народе ныне вызывает неудовлетворение необоснованная критика со стороны недо­стойных людей нашей героической истории и исторических личностей. Да, были ошибки и драматические моменты в нашей истории, но позитивного героического было намного больше, чем негатива. Ни одна страна, кроме нас, не строит свою современную жизнь на основе критики прошлого.

Мы справедливо говорим сейчас о новом прочтении теоретического наследия прошло­го. Не только прошлое помогает лучше понять настоящее и будущее, но и настоящее по­могает глубже осмыслить исторический про­цесс.

В конце второго — начале третьего тысяче­летия формируются демократические ценно­сти взамен политики деидеологизации, кото­рая претендовала на господство в обществе в период перестроечных реформ.

Другими словами, реальная потребность в новой идеологии, в национальной идее ощу­щается тем острее, чем нагляднее становится распад культуры, морали, экономики.

Мы справедливо говорим сейчас о новом прочтении теоретического наследия прошло­го. Не только прошлое помогает лучше понять настоящее и будущее, но и настоящее по­могает глубже осмыслить исторический про­цесс.

Искомая национальная идея должна быть в первую очередь идеей консолидации, со­бирания, объединения на основе укрепления федеративной российской государственно­сти. В этой связи очень важное значение име­ет формирование исторического сознания населения, которое является важной жизне­образующей основой любого общества. Ос­новной признак наличия здорового историче­ского сознания населения — осознание, ощу­щение преемственности в развитии событий, связи времен. Человек в своем настоящем, окружающем его мире, как его реальной жиз­ненной ситуации, зависит от того, что было раньше, от прошлого, на плечах которого он стоит, но это только часть его бытия.

К сожалению, история дает огромные воз­можности ссорить народы и приписывать друг другу самые негативные качества. Мы должны извлекать уроки из истории своих ошибок, а историю других народов рассма­тривать под углом достижений и хороших примеров, на основе которых можно строить добрые отношения.

Никто не выбирает своего прошлого — ни отдельный человек, ни целое общество; зна­ние этого прошлого — такое же неустранимое условие жизни во всех ее проявлениях, как все ее остальные — материальные и другие факторы. Память о прошлом — тот истори­ческий фундамент, без опоры на которой не может обойтись ни одно общество, ни одна эпоха. Значение прошлого для каждого ново­го поколения людей не сводится только к той или иной положительной или отрицательной оценке ушедшего времени, событий и лиц. Прошлое, уходя, не уносит с собой его по­следствий, а с ними каждое новое поколе­ние не может не считаться, ибо это основа его жизни и деятельности. Не менее значимо прошлое в связи с попыткой общества в каж­дом случае определить, куда оно идет или куда ему следует двигаться. Определить эту перспективу, не оглядываясь на пройденный путь, невозможно.

Научное историческое знание является главным, основным источником формирова­ния исторического сознания населения как неразрывной связи времен.

Формирование научного исторического мышления и исторического сознания — фун­даментальные и взаимосвязанные задачи исторического образования. От решения этих задач зависит по преимуществу формирова­ние у населения ценностных ориентаций, вос­питания гражданственности и патриотизма, формирование умения получить самостоя­тельно информацию для оценки прошлого и понимание настоящего. Несистемность изу­чения истории Дагестана, в школах, в средних и высших учебных заведениях, сокращение часов на нее в пользу других непрерывно воз­никающих дисциплин ведет к историческому нигилизму и просто к невежеству.

История Дагестана делает явной, зримой связь локальной, региональной истории с историей Отечества, с событиями всемирно­го масштаба. История Дагестана должна быть сохранена в учебных планах школ и вузов ре­спублики.

Историческое прошлое Дагестана ждет от нас мудрости и понимания. Мы в долгу перед ним. При бережном и сочувственном обра­щении оно способно рассказать о нас самих очень много и, главное, дать простые и веч­ные ориентиры для будущего.

Магомед Гасанов,

действительный член Международной академии наук высшей школы, заслуженный деятель науки РФ и РД