Мы привыкли к тому, что историей Дагестана занимаются в основном ученые – уроженцы Дагестана,а за пределами республики исследования на тему истории Дагестана не проводятся. Иногда бывают редкие исключения в виде раскопок в Дербентской крепости, но как правило международные историки не проводят исследования по истории Дагестана.
Это правда, но отчасти. В принципе история – это национальная наука, крайне редко английский историк занимается исследованиями испанской или вьетнамской истории. Если взять российскую историю, то большинство международных исследований по истории России относятся или к Великой Октябрьской революции, или к Великой Отечественной войне. Однако следует отметить, что у Дагестана есть преимущество перед более крупными этносами. Так как этносы Дагестана являются небольшими и уникальными, история этносов Дагестана попадает в отдельную категорию: ethnicstudies.
Этнические исследования по культуре малых народов являются одним из отдельных направлений в западной науке. Активное финансирование данных проектов проводил миллиардер Джон Дэвидсон Рокфеллер. Один из его потомков погиб во время экспедиции по этническим исследованиям в Новой Гвинее.
Дисциплина Ethicstudies преподается во всех крупных международных университетах мира и ученые по данной дисциплине имеют особой интерес к культуре и антропологии дагестанских этносов.
Так, например, в 2008 году известный этнограф из Голландии Хельма Ванден Берг проводила исследования диалектов и языков в Дагестане. Хельма Ванден Берг была доктором филологии Института эволюционной антропологии им. Макса Планка (г. Лейпциг, Германия) и гражданкой Голландии. В рамках своей научной деятельности Хельма осуществила проекты по грамматике аварского языка (коллектив авторов) и составлению электронного варианта даргинско-русско- английского словаря (ответственная по даргинской части этой работы Хадижат Омарова).
Хельма скончалась за рабочим столом в расцвете жизненных и творческих сил 11 ноября 2003 года в городе Дербенте.
Следует отметить отдельный интерес норвежских исследоватей к Дагестану. Знаменитый норвежский полярный исследователь, учёный — доктор зоологии, основатель новой науки — физической океанографии, политический и общественный деятель, лауреат Нобелевской премии мира за 1922 Фритьоф Ведель-Ярлсберг Нансен подробно описал Дагестан в своей книге «Через Кавказ – на Волгу», изданной на норвежском, немецком и английском языках
Среди современных ученых можно также отметить Роберта Брюса Вэра из университета Южного Иллинойса, который написал очень занимательную книгу «Этнос и демократия в Дагестане». В данной работе автор отмечает, что межнациональный мир в Дагестане обусловлен древними традициями народовластия и демократии народов Дагестана.
Надо отметить, что проводятся международные исследования развития дагестанского общества. Так, например, в своей статье голландский ученый из Университета Лейдена Ганс Оверслут отмечает развитие олигархии в Дагестане.
К сожалению исследованиями Дагестана в Китае, Японии и Корее отводится меньше внимания.
Однако можно отметить книгу «Исследование российской истории и культуры» китайского ученого Ванг Хояна, в которой отдельная глава посвящена Дагестану и книгу «Введение в культурный конфликт и мультикультурализм» китайского ученого ЧэньЯню, который приводит Дагестан как образец межнационального взаимопонимания и мирного сосуществования разных наций.
Дагестан является парадоксом для западных исследователей. Все логически построенные прогнозы, основанные на исследованиях других евразийских культур, оказываются не применимыми для Дагестана. Дагестан оказывается загадочным местом, где не работают привычные законы развития общества. Так, например, все прогнозы американского ученого Дэвида Стэнфилда из Университета Висконсина, сделанные в 1998 году, касательно развития конфликтов в отношении земли в Дагестане. Логичный вывод, что Дагестан – это отдельная цивилизация, живущая по своим законам, но для отдельной цивилизации Дагестан – слишком малочисленная республика.
Надо отметить, что международные исследователи отмечают феномен высокой популярности боевых искусств и борьбы в Дагестане. В журнале университета Йеля в 2019 году вышла статья: «Дагестан: борьба как образ жизни», где отмечалась аномалия в виде высокого количества чемпионов мира по борьбе и боевым искусствам спортсменов из Дагестана. Возможно это вопрос времени, когда в международных исследованиях будет полностью описан феномен дагестанской цивилизации. Количество исследований в университетах США, Китая и Европы о Дагестане растет и пока они носят фрагментарный характер, но как известно из законов диалектики количество переходит в качество. Это означает, что формирование полного комплексного исследования и описания дагестанской цивилизации международной наукой является лишь вопросом времени.
На текущий момент наибольший интерес к дагестанской культуре проявляют ученые из Голландии и Норвегии. При этом интерес норвежских исследователей вызывает наибольшее удивление, так как интерес к дагестанским этносам со стороны норвежских исследователей выше чем к остальным этносам мира. Так, например, в 2005 году два норвежских ученых профессор Пал Косто и профессор Хельге Блаккисруд большую часть своей книги «Строительство нации и общие ценности российских народов» посвятили Дагестану.
Интерес к дальним непохожим этносам со стороны норвежских исследователей можно объяснить желанием европейских ученых познать мир во всем разнообразии и найти новые формы образа жизни, которые могут быть применены и к Европе. Соответственно опыт мирного сосуществования разных этносов вызывает особый интерес у норвежцев. В дагестанской культуре и истории норвежские исследователи ищут ключ к построению мульти культурного многонационального демократического процветающего общества.
Возможно норвежские исследователи ищут необходимый научный материал для построения гармоничного будущего и в рамках своих исследований они активно изучают парадокс мирного сосуществования большого количества разных народов в Дагестане. Это и является драйвером интереса норвежский ученых к Дагестану.
Можно только приветствовать подобный интерес и возможно он должен быть взаимным. То есть возможно дагестанским ученым пора начать реализовать этнические исследования других народов и во взаимном обмене опыта, традиций и знаний обогатятся все народы. В плане межнационального мирного сосуществования Дагестан является бесспорным образцом для всего мира и возможно это главное сокровище Дагестана для всего человечества.
Залим Тарковский