Мобильные телефоны вытеснили записные книжки, как молодые оттесняют седоволосых, но мне трудно расставаться со всем, что связано с ушедшими годами. Уже нет желания что-то приобретать, а есть боязнь потерять имеющееся. Перелистываю старую записную книжку. Многих уже нет. Горло сжимается, а глаза увлажняются от не возвратности друзей, коллег, родственников и времени. А по радио сегодня поет песни военных лет гениальный Дмитрий Хворостовский, которого тоже уже нет с нами. Безвозвратность — особенность жизни, с которой нужно смириться. Размышляя обо всем этом, натыкаюсь на старинный конверт с коротким письмом великого ученого Дмитрия Лихачева ко мне. Я-то полагал, что, как многое в моей жизни, это письмо утеряно навсегда. Ценность письма в личности его автора.
…И вспомнилось время горбачевской перестройки, когда появилась надежда на коренные преобразования всей закостенелой системы правления, когда депутатов Верховного Совета Советского Союза по телевизору слушали, как политических актеров, ибо сразу становилось очевидным дурость и ум каждого. Для многих и для меня в том числе, особенным явлением в те годы стали выступления настоящего интеллектуала, академика Дмитрия Лихачева, который был рыцарем и защитником доброты, культуры и нравственности. Помню его набатный призыв беречь библиотеки.
Вдохновленный интеллигентностью Дмитрия Сергеевича, я написал ему в Пушкинской дом Ленинграда письмо следующего содержания. Привожу копию письма, ибо есть у меня привычка сохранять копии писем и обращений на всякий случай если возникнуть споры, конфликты, дискуссии, преследования или задержания.
«Глубокоуважаемый Дмитрий Сергеевич! Вы — для меня нравственная высота моего Отечества! Когда мой коллега- доктор И.И.Геллер из ЦИТО спросил меня о впечатлении после телевизионной встречи с Вами, то я искренне ответил: «- Это новое явление Христа народу!». Безусловно, это не в прямом отношении. Ваше присутствие в Верховном Совете СССР — крайне важно для чистых и честных, добрых и духовных людей страны; важно, что есть несгибаемые личности высочайшей культурой и глубокими знаниями. Спасибо Вам за всё и здоровья Вам на великом посту служения Отечеству! Дядя мой – Ахмед Ниматулаев тоже защищал Ленинград. Когда я был в Северной столице, к сожалению, не осмелился зайти к Вам, боясь отнять у Вас время. Давно собирался писать Вам, но вновь какое- то чувство неловкости сковывало, а замечательная статья Даниила Гранина о Вас прибавила мне решимости. Благодарен писателю за талант и проникновенность. У меня много вопросов, с которыми бы хотелось с Вами посоветоваться, но в этом письме обращусь к Вам лишь по двум моментам.
В некоторых произведениях литературы и искусства имеется тенденция отбеливания истории своего народа, но с чернением истории и достоинств другого народа. До сих пор встречаются суждения некоторых авторов с шовинистическими замашками и патологическим нацизмом. И такие суждения, к сожалению, встречаются в повседневной жизни нашей страны тоже. Это очень и очень больно. Было бы ценным для каждого соотечественника Ваше суждение о взаимоотношениях, союзе, дружбе и братстве советских людей. Ваше выступление не приемлет формализма, а потому ожидаю великую пользу от Ваших выступлений. Братство людей важно не только в мировом масштабе, но. особенно, внутри нашей страны. Священнее и выше этих ценностей нет ничего в человеческом сообществе
Сам я — чамалинец. Их около 20 тысяч. Не угадали, наверное, где живут чамалинцы. В Дагестане живут более 33 народов с отличными друг от друга языками. У многих этих языков нет письменности. Не подвиг ли это, когда два- три села создали свой язык и пронесли его в труднейших ареалах через века в сохранности до нашего времени!? Не вклад ли это в общечеловеческую культуру?! Невозможно издавать на всех этих языках газеты и литературу, но преподавать, хотя бы, на одном факультативном уроке в году на своем бесписьменном языке с рассказом об истории села и языка с собиранием школьниками песен, сказок и притч на родных языках. Это не уменьшило бы, а точно прибавило бы любовь к Родине. А этого не делается. Я в тревоге, что исчезнут бесписьменные народы, их языки и культура.
Будущие поколения, ученые, лингвисты мира и просто думающие люди не простят нам исчезновение бесписьменных языков Дагестана. Хотелось, чтобы было оглашено Ваше авторитетное мнение и по этому поводу тоже. А если бы у Вас нашлось время, то в летнее время я с великим удовольствием пригласил бы Вас в Дагестан. Там прекрасно.
Лихачев — академик, президент Советского (Российского) фонда культуры, автор более 500 научных и более 600 публикаций, почетный академик многих иностранных университетов, регулярно принимающий участие во многих Международных научных форумах, нашел время ответить на мое письмо, написанное от руки, а не напечатанное на каком-либо солидном бланке. Этой бы интеллигентности малым, средним, большим и главным руководителям России и Дагестана, не было бы страны в мире более благополучной и притягательной нежели Российская Федерация! К сожалению, реальность в стране и республике ровно стопроцентно наоборот.
И так, письмо.
«Глубокоуважаемый тов. Абдулхабиров!
Вы пишете мне как раз о том, о чем беспокоюсь и я. Языки исчезающих народностей- это огромная ценность. Надо их записывать на магнитофон и на видеомагнитофонные ленты. Я говорил об этом в Венгрии на форуме осенью 86 г. и в других странах.
Пожалуйста, обратитесь с этим предложением в Институт языкознания АН СССР и в Институт этнографии АН СССР.
Это крайне важно. Сообщите им мое мнение. Потом напишите мне.
Искренне Ваш Дмитрий Лихачев. 25 1У.87 г.».
Моя вина в том, что я из-за своей стеснительности не искал встреч с этим великим ученым и не продолжил работу в защите языка, политического и правового статуса бесписьменных народов, ибо понимал, что в нашей стране легче брать вражеские крепости, нежели расшевелить чиновников, многим из которых наплевать на предложения и размышления людей.
… А когда умер Дмитрий Сергеевич, то я написал в адрес Губернатора Санкт-Петербурга Яковлеву Владимиру Анатольевичу с соболезнованием большое письмо, которое (копия сохранилась) завершилось следующим предложением« И я ощутил боль в сердце и опустошение в душе от того, что нет более с нами духовного и нравственного Апостола России».
Прошли годы, и я остаюсь в своем мнении, никто после Дмитрия Лихачева не взошел на нравственные высоты России, от чего россияне и страна наша очень много потеряли, теряют и ещё многое потеряют при функционирующей системе кадровой политики в нашей стране. Я в тревоге, что ворующая элита России доведут нас и страну до Беловежской трагедии.
В эти дни я перечитываю книгу Лихачева «Письма о добром и прекрасном», которую советую всем школьникам, учителям и родителям. Я коллекционирую услышанные и прочитанные мудрые мысли. Здесь позволю привести несколько афоризмов незабвенного Дмитрия Сергеевича.
«Воспитание любви к родному краю, к родному городу, к родной речи- задачи первостепенной важности…».
«Совесть не только ангел-хранитель человеческой чести. Это рулевой его свободы».
«Если жить только для себя, то от прожитого не останется следа. Если жить для других, другие сберегут то, чему служил, чему отдавал силы».
«Самая большая ценность в мире — это жизнь».
«Чти прошлое, твори настоящее, верь в будущее».
Доктор Магомед Абдулхабиров,
abdulkhabirov@yandex.ru
89035773525