ВЕСТИ ИЗ ПРОКУРАТУРЫ

Профилактика травматизма на объектах транспорта

В текущем году Махачкалинской транспортной прокуратурой систе­матически проводились проверки исполнения законов при эксплу­атации объектов железнодорож­ного транспорта в Республике Дагестан, по результатам которых выявлены многочисленные нару­шения при содержании путевого хозяйства, нарушения, связанные со значительным износом верх­него строения пути, стрелочных переводов, что непосредственно влияет на безопасность движения. Прокуратурой совместно с регио­нальным отделением дороги при­няты меры для обустройства ряда пешеходных переходов.

Активизация нашей работы не­посредственно связана с высоким уровнем, так называемого, непро­изводственного травматизма на железной дороге.

В этом году(11 мес.) травми­рованы 7(9) жителей Дагестана, в том числе погиб 1 несовершен­нолетний от электротока высоко­вольтной контактной сети. Каждый такой факт, причины и условия, ему способствующие, тщатель­но разбираются. По всем таким случаям органами расследования проведены процессуальные про­верки, в возбуждении уголовных дел по которым обоснованно от­казано.

К примеру, если обратиться к случаю смертельного травмиро­вания током несовершеннолетнего,непосредственной причинной трагедии послужило нарушение подростком правил безопасности на железной дороге. Перелезая через выгон-цистерну, молодой человек был травмирован электро­током возникшей дуги контактной сети. Однако в ходе проверки нами установлены и сопутствующие проблемы. Так, пешеходный пере­ход на ст. Шамхал, где произошло отмеченное травмирование, не был борудован в соответствии с техническими требованиями (от­сутствовал настил, поворотный проход-улитка). По результатам представления прокуратуры в до­кументации по организации дви­жения и маневровой работы стан­ции закреплены требования об установлении мест технологиче­ских разрывов подвижных соста­вов в целях сохранения прохода жителям по наземным переходам. Надо отметить, и быструю работу в этой части и самой железной до­роги, которая в кратчайший срок привела фактически сформиро­ванный жителями села переход в надлежащее состояние.

Нами проведена значительная работа по разъяснению правил по­ведения на железной дороге среди учеников. Хорошую поддержку в этом направлении нам оказали му­ниципалитеты, школы Дагестана и подразделения по делам несо­вершеннолетних Махачкалинского линейного управления на транс­порте.

Однако при эксплуатации желез­ной дороги прокуратурой выявле­ны и иные недостатки. Всего в Да­гестане функционируют 81 пере­езд через пути общего пользова­ния, из которых 78 регулируемых, 6 с дежурными по переездам, 3 не­регулируемых. К первой и второй категории, снабженные автомати­ческими средствами блокировки проезда автотранспорта, отнесено 13 переездов. Остальные относят­ся к 3 и 4 категории, так называе­мые малоинтенсивные. Именно на таких переездах, низкой категории и происходили самые тяжелые до­рожно-транспортные происше­ствия.

Несмотря на снижение на 40 % подобных ДТП (с 10 в 2018 году до 6 в 2019 году), число погибших лиц в текущем году возросло с 4 до 5.

Мы также анализируем каждый такой факт ДТП, выезжаем на ме­ста, вместе с работниками же­лезной дороги проверяем работу приборов связи и сигнализации о приближающемся поезде. Инфор­мируем ГИБДД.

В текущем году нами направ­лено исковое заявление с требо­ванием оборудовать железнодо­рожные переезды автоматической сигнализацией и освещением, которое судом удовлетворено в полном объеме. В апреле удов­летворен иск о понуждении пред­приятия оборудовать переезды на своих путях необщего пользования в черте г. Махачкала соответствую­щими семафорами и звуковой сиг­нализацией.

Надеюсь, принятыми мерами удастся существенно снизить чис­ло дорожно-транспортных проис­шествий на переездах.

Гаджимурад Муртазалиев,

заместитель Махачкалинского транспортного прокурора

Беспилотные воздушные суда

Федеральным законом от 02.12.2019 № 404-ФЗ «О внесе­нии изменений в отдельные за­конодательные акты Российской Федерации» закреплены положе­ния, связанные с обеспечением общественной безопасности, за­щиту жизни и здоровья граждан в местах проведения массовых и пу­бличных мероприятий, защищен­ность важных государственных объектов, критически важных и по­тенциально опасных объектов от противоправного использования беспилотных воздушных судов.

В этой связи внесены изменения в ряд законодательных актов Рос­сийской Федерации, в частности, Закон РФ «Об учреждениях и ор­ганах, исполняющих уголовные на­казания в виде лишения свободы», в Федеральные законы «О феде­ральной службе безопасности», «О внешней разведке», «О государ­ственной охране», «О полиции», «О войсках национальной гвардии Российской Федерации», касаю­щиеся полномочий соответствую­щих федеральных органов испол­нительной власти в части пресе­чения несанкционированного на­хождения беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве посредством подавления или пре­образования сигналов дистанци­онного управления беспилотными воздушными судами, воздействия на их пульты управления, а также повреждения или уничтожения та­ких судов.

Дети на борту воздушного судна

В соответствии с пунктом 84 Фе­деральных авиационных правил «Общие правила воздушных пере­возок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пасса­жиров, грузоотправителей, грузопо­лучателей», утвержденных приказом Минтранса России от 28.06.2007 № 82 (далее-ФАП-82), перевозчик принимает все возможные меры по совместному размещению на борту воздушного судна совершеннолет­него пассажира или пассажира, ко­торый в соответствии с гражданским законодательством Российской Фе­дерации приобрел дееспособность в полном объеме до достижения им восемнадцатилетнего возраста и следующего вместе с ним ребенка (детей) в возрасте до 12 лет.

Вместе с тем, данные требова­ния могут быть невыполнимы при поздней явке таких пассажиров на регистрацию, в целях обеспечения требований безопасности поле­тов, в рамках которых дети, неде­еспособные и лица с ограниченны­ми возможностями жизнедеятель­ности не размещаются у аварий­ных выходов, а также требований центровки воздушного судна.

Ужесточение требований ФАП-82 в части совместного размещения в салоне воздушного судна ребен­ка от 2 до 12 лет с родителями или совершеннолетним пассажиром может повлечь увеличение времени регистрации пассажиров на рейс, задержки в отправлении рейсов в связи с необходимостью замены уже предоставленных пассажирам посадочных талонов, и в данной свя­зи не является целесообразным.

Таким образом, пассажирам, путешествующих с детьми и поль­зующихся услугами воздушного транспорта, необходимо учитывать рекомендации письма Минтранса России в части осуществления сво­евременной регистрации на рейс.

Марат Якубов,

старший помощник Махачкалинского транспортного прокурора

Высокотехнологичная медицинская помощь

Приказом Минздрава России от 02.10.2019 № 824н «Об ут­верждении Порядка организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи с приме­нением единой государственной информационной системы в сфе­ре здравоохранения» определены правила организации оказания высокотехнологичной помощи с применением подсистемы веде­ния специализированных реги­стров пациентов по отдельным но­зологиям и категориям граждан, мониторинга организации оказа­ния высокотехнологичной меди­цинской помощи и санаторного лечения единой государственной информационной системы в сфе­ре здравоохранения (ЕГИСЗ) в медицинских организациях, ока­зывающих такую помощь, если иное не предусмотрено междуна­родными договорами РФ.

Высокотехнологичная меди­цинская помощь оказывается в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требующих круглосу­точного медицинского наблюде­ния и лечения) и стационарно (в условиях, обеспечивающих кру­глосуточное медицинское наблю­дение и лечение).

Приказ Минздрава Рос­сии от 29.12.2014 № 930н, ре­гулирующий аналогичные правоотношения,признан утратив­шим силу.

Лейла Халикова,

помощник Махачкалинского транспортного прокурора

Братья и сестры имеют право учиться в одной школе

Федеральным законом от 02.12.2019 № 411-ФЗ «О внесении изменений в статью 54 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 67 Федерального зако­на «Об образовании в Российской Федерации» внесено дополнение, согласно которому проживающие в одной семье и имеющие общее место жительства дети имеют право преимущественного приема на обучение по основным общеоб­разовательным программам до­школьного образования и началь­ного общего образования в госу­дарственные и муниципальные образовательные организации, в которых обучаются их братья и се­стры.

В этой же статье поправками также закрепляется право ребенка на образование.

Махач Гафуров,

помощник Махачкалинского транспортного прокурора

Взыскание долгов по зарплате без решения суда

Президентом Российской Фе­дерации 02.12.2019 подписан Фе­деральный закон № 393-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации по вопросам принудительного испол­нения обязанности работодателя по выплате заработной платы и иных сумм, причитающихся работ­нику».

В соответствии с федеральным законом у государственных ин­спекторов труда появятся допол­нительные возможности для взы­скания с работодателей долгов по заработной плате.

Так, государственные инспек­торы труда, в случае неисполне­ния работодателем выданного предписания об устранении на­рушений при выплате заработной платы, вправе без судебного ре­шения направлять в Федераль­ную службу судебных приставов исполнительные документы для принудительного взыскания за­работной платы в пользу работ­ников.

Федеральный закон вступает в силу 13.12.2019.

Александр Степанов,

помощник Махачкалинского транспортного прокурора

Отказ отменили

По результатам рассмотрения заявления Магомедова Х.Ш. за­регистрированного в ОП по Киров­скому району УМВД РФ по г. Ма­хачкале о краже денежных средств из магазина, расположенного в контейнерах за №146-147 по адре­су: г. Махачкала, пр. А. Акушинско­го 100 «Цумадинский рынок», сле­дователем СО № 3 СУ УМВД РФ по г. Махачкале принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела.

В виду того, что в материалах имелись признаки преступления прокуратурой района в поряд­ке надзора проведена встречная проверка, которой установлено, Магомедову Х.Ш. причинен зна­чительный материальный ущерб в результате совершенного в отно­шении него преступления в виде хищения его денежных средств в размере 200 000 рублей.

Незаконное решение следовате­ля об отказе в возбуждении уголов­ного дела отменено и по результа­там дополнительной доследствен­ной проверки 28.11.2019 возбуж­дено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного п. «в» ч. 2 ст. 158 УК РФ.

Интересы и права граждан в проку­ратуре Кировского района г. Махачка­ла находятся на особом контроле.

Иса Муртузалиев,

помощник прокурора Кировского района района Махачкалы

Жилищное законодательство

Как следует из ч. 2 ст. 76 Конститу­ции Российской Федерации, по жи­лищному законодательству издают­ся федеральные законы и принима­емые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации. При этом со­гласно ч. 5 ст. 76 Конституции РФ за­коны и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации не могут противоречить федеральным зако­нам. В случае такого противоречия приоритет принадлежит федераль­ным законам.

Жилищное законодательство со­держит нормы различных отраслей законодательства, и прежде всего гражданского (по договору найма жилого помещения, вопросам права собственности на общее имущество многоквартирного дома и др.). В слу­чае выявления судом несоответствия норм иных актов жилищного законо­дательства положениям Жилищного кодекса РФ должны применяться нор­мы этого Кодекса (ч. 8 ст. 5 ЖК РФ).

Вместе с тем в ГК РФ также есть норма, устанавливающая приоритет гражданского права. Однако соглас­но ст. 76 Конституции РФ не опреде­ляется и не может определяться ие­рархия актов внутри одного их вида, в данном случае — федеральных за­конов. Ни один федеральный закон в силу указанной нормы Конституции РФ не обладает по отношению к дру­гому федеральному закону большей юридической силой.

В свою очередь в п. 4 постановле­ния Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопро­сах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» отмечено: «Принимая во внимание, что жилое помещение может выступать объ­ектом как гражданских, так и жилищ­ных правоотношений, судам следует иметь в виду, что гражданское зако­нодательство в отличие от жилищ­ного законодательства регулирует отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением жилым помещением как объектом экономического оборота (например, сделки с жилыми помещениями, включая передачу в коммерческий наем жилых помещений)».

Таким образом, можно согласить­ся с утверждением, что ЖК РФ имеет приоритет в применении перед дру­гими законами, содержащими нор­мы жилищного законодательства (ч. 8 ст. 5), но должен уступать ГК РФ в сфере регулирования жилищных от­ношений, являющихся одновремен­но гражданско-правовыми.

В соответствие с ч. 1 ст. 6 ЖК РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и приме­няются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.

Действие акта жилищного законо­дательства может распространяться на жилищные отношения, возник­шие до введения его в действие, только в случаях прямо предусмо­тренных этим актом.

Когда у участников уже существу­ющих жилищных правоотношений возникли определенные права и обя­занности после введения в действие нового акта жилищного законода­тельства, в целом на правоотноше­ние будет распространяться ранее действовавшее законодательство, но новый нормативный акт будет применяться только к таким правам и обязанностям, которые возникли после введения в действие ЖК РФ.

В п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, воз­никших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» было отме­чено, что ч. 1 ст. 6 ЖК РФ закрепляет общеправовой принцип действия законодательства во времени: акт жилищного законодательства не имеет обратной силы и применяется к жилищным отношениям, возник­шим после введения его в действие.

Так как отношения, регулируемые жилищным законодательством, как правило, носят длящийся характер и, соответственно, права и обязан­ности субъектов этих отношений могут возникать и после того, как возникло само правоотношение. В ст. 5 Вводного закона установлено общее правило, согласно которому к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, Жи­лищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, кото­рые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных Вводным зако­ном. Например, нормы ч. 4 ст. 31 ЖК РФ о правах собственника жилого помещения в отношении бывшего члена его семьи подлежат примене­нию и к тем жилищным правоотно­шениям, которые возникли до всту­пления в силу данного Кодекса.

В связи с этим суду при рассмо­трении конкретного дела необхо­димо определить, когда возникли спорные жилищные правоотноше­ния между сторонами. Если будет установлено, что спорные жилищ­ные правоотношения носят длящий­ся характер, то ЖК РФ может при­меняться только к тем правам и обя­занностям сторон, которые возник­ли после введения его в действие, то есть после 01.03.2005.

При применении той или иной нормы права следует определять конкретную дату, с которой вводит­ся в действие тот или иной правовой жилищный акт.

В виде исключения нормы жилищ­ного законодательства могут иметь обратную силу, т.е. распространять­ся и на права и обязанности, возник­шие до введения норм в действие, если права и обязанности возникли в силу договора. При этом в при­нятом правовом акте должно быть прямо установлено, что их действия распространяются на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Ахмед Гамидов,

старший помощник прокурора Кировского района Махачкалы

Нарушения устранены

По результатам проведенной прокуратурой Кировского района г.Махачкалы проверки в МБОУ «Дет­ский сад №65 комбинированного типа», расположенного по ул. Чайков­ского, д.8, в МБОУ «Начальная школа — детский сад №27», расположенного по ул. А.Акушинского, д.28 и МБОУ «Детский сад №3», расположенного по ул.М.Гаджиева, д.208 «б», выяв­лены нарушения законодательства в сфере противодействия коррупции.

Между тем, вопреки содержащим­ся в ФЗ «О противодействии корруп­ции» требованиям не определены должностные лица, ответственные за профилактику коррупционных и иных правонарушений, сотрудничество с правоохранительными органами, не разработаны и не внедрены в прак­тику стандарты и процедуры, на­правленные на обеспечение добро­совестной работы организации, при­нятие кодекса этики и служебного поведения работников организации, предотвращение и урегулирование конфликта интересов, недопущение составления неофициальной отчет­ности и использования поддельных документов.

Непринятие предусмотренных действующим законодательством мер допускает неисполнение или ненадлежащее исполнение тре­бований ФЗ «О противодействии коррупции», негативно влияет на реализацию антикоррупционной политики государства.

Ответчиками требования проку­рора добровольно устранены до вы­несения решения суда, и перестали затрагивать права и интересы не­определенного круга лиц, в интере­сах которых был заявлен иск.

Определениями суда Киров­ского района г.Махачкалы от 12.11.2019 и 14.11.2019 граждан­ские дела прекращены, в связи с добровольным устранением нару­шений закона.

Суд пришел к выводу

Сулейманов Ю. обратился в Ки­ровский районный суд г. Махачка­лы с иском к Конкурсному управ­ляющему ГУП «Махачкалинское пассажирское автотранспортное предприятие № 2» о признании договора гражданско-правового характера трудовым, восстановле­нии на работе.

В суде установлено и материа­лами дела подтверждается, что Ре­шением Арбитражного суда РД от 15.03.2019 ГУП «МПАТП-2» призна­но несостоятельным (банкротом). В отношении него введена процеду­ра конкурсное производство. Кон­курным управляющим утвержден Пряхин Федор Борисович.

Между конкурсным управляю­щим ГУП «Махачкалинское пасса­жирское автотранспортное пред­приятие № 2» Пряхиным Федором и Сулеймановым Юсупом заклю­чен договор возмездного оказания услуг от 20.03.2019 без регистра­ционного номера.

17.06.2019 посредством почто­вой связи Сулейманов получил Уведомление конкурсного управ­ляющего ГУП «Махачкалинское пассажирское автотранспортное предприятие № 2» об односто­роннем отказе от исполнения До­говора оказания услуг, в котором конкурсный управляющий уведом­ляет, что отказывается от Догово­ра оказания услуг. Факт получения Сулеймановым. Уведомления кон­курсного управляющего подтверж­дается прилагаемым Отчетом об отслеживании отправления с по­чтовым идентификатором а также копией конверта.

Из указанных пунктов договора, объяснений истца и представителя ответчика суд пришел к выводу, что истец фактически со дня заключе­ния спорного договора замещал, должность исполнительного ди­ректора, предусматривающую вы­полнение определенной функции. За замещение данной должности истец получал фиксированную оплату в размере 30000 рублей.

Анализ этого пункта договора показывает, что «Заместитель ди­ректора» является должностью, а не услугой. Установлено, что за­дания после заключения догово­ра, которое должен был выполнить и сдать, не получал, а выполнял функции заместителя руководите­ля, работу по актам приема-сдачи оказанных услуг не сдавал, а от­ветчик не принимал. Все взаимо­действие происходило устно и в рабочем порядке, за выполненный объем работы оплаты не получал, а получал ежемесячное содержание в размере 30000 рублей. Доказа­тельств обратного ответчиками не представлено.

Решением суда Кировского рай­она г.Махачкалы исковые требова­ния удовлетворены.

Рустам Мусаев,

старший помощник прокурора Кировского района Махачкалы

Самовольное подключение

Самовольное подключение к электрическим и тепловым сетям наносит ущерб поставщикам ком­мунальных ресурсам, гражданам — добросовестным плательщикам услуг ЖКХ, а также создает угрозу аварийной ситуации в указанных сетях.

Статьей 7.19 Кодекса об адми­нистративных правонарушениях в Российской Федерации уста­новлена административная ответ­ственность за самовольное под­ключение к электрическим сетям, тепловым сетям, нефтепроводам, нефтепродуктопроводам и газо­проводам, а равно самовольное (безучетное) использование элек­трической, тепловой энергии, неф­ти, газа или нефтепродуктов, если эти действия не содержат уголов­но наказуемого деяния, в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или дисквалифика­цию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Повторное совершение право­нарушения, которое выражается в самовольном подключении к электрическим и тепловым сетям (за исключением самовольного подключения к нефтепроводам, нефтепродуктопроводам и газо­проводам), самовольном (без­учетном) использовании электри­ческой, тепловой энергии, нефти, газа или нефтепродуктов, если эти действия не содержат уголов­но наказуемого деяния, повлечет наложение административного штрафа: на граждан — в размере от пятнадцати тысяч до тридца­ти тысяч рублей; на должностных лиц — от восьмидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей или дисква­лификацию на срок от двух лет до трех лет; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

Защита интересов граждан

Прокуратурой Кировского района г. Махачкалы проведена проверка по коллективному обращению жителей микрорайона «ДОСААФ» г. Махачка­лы о нарушении их жилищных прав, выразившихся в отсутствии газифи­кации на территории микрорайона.

В ходе проведенной проверки установлено, что строительство подводящего газопровода в МКР «ДОСААф» не осуществляется, на протяжении длительного времени администрацией города меры, на­правленные на осуществление воз­ложенных в силу закона полномочий, не предпринимаются.

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131 «Об общих принципах организации мест­ного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесе­ны вопросы организации в границах поселения электро -, тепло -, газо — и водоснабжения населения, во­доотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством РФ.

Жилищным кодексом РФ пред­писано, что органы местного само­управления в пределах своих полно­мочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе путем исполь­зования бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников денежных средств для улучшения жилищных условий граждан.

В соответствии со ст. 7 Федераль­ного закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», организация газоснаб­жения населения является полномо­чием органов местного самоуправ­ления городских округов и осущест­вляется в порядке, установленном законодательством РФ и муници­пальными нормативными правовы­ми актами.

Проверкой установлено, что гази­фикация МКР «ДОСААФ» отсутству­ет, проектно — сметная документация на строительство подводящего га­зопровода высокого давления МКР «ДОСААФ» не изготовлена, точка подключения подводящего газопро­вода не определена, программа раз­вития газификации микрорайона не разработана.

Тем самым, вследствие ненадле­жащего исполнения возложенных на администрацию города полномо­чий по организации газоснабжения микрорайона ущемляются права неопределенного круга лиц на про­живание в условиях, отвечающих требованиям жилищного законода­тельства, в том числе и на доступ к газоснабжению, как услуги, связан­ной с удовлетворением основных, жизненно важных потребностей че­ловека.

По результатам проверки, проку­ратурой района направлено исковое заявление о понуждении админи­страции города в шестимесячный срок организовать газоснабжение микрорайона «ДОСААФ» г. Махачка­лы в пределах установленных зако­нодательством полномочий, а также осуществить строительство, ввод в эксплуатацию распределительного газопровода в границах микрорайо­на.

Требования прокуратуры района судом удовлетворены в полном объ­еме, администрацией города на бу­дущий год запланировано проведе­ние мероприятий по обозначенным выше вопросам.

Константин Гомленко

Помощник прокурора Кировского района Махачкалы

Освобождение от уголовной ответственности

Терроризм представляет угрозу национальной безопасности, по­литической, экономической и соци­альной стабильности государства, а также осуществлению основных прав и свобод человека и граждани­на, включая право на жизнь.

Вместе с тем законодатель допу­скает уголовно-правовой компро­мисс в борьбе с преступлениями террористического характера, что проявляется в наличии специальных оснований освобождения от уголов­ной ответственности за данные пре­ступления.

Так, в примечании ст. 205 УК РФ закреплено специальное основание освобождения от уголовной ответ­ственности – «Лицо, участвовавшее в подготовке террористического акта, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевре­менным предупреждением органов власти или иным способом способ­ствовало предотвращению осущест­вления террористического акта и если в действиях этого лица не со­держится иного состава преступле­ния».

Следует также обратить внимание на то, что предупреждение органов власти должно быть своевремен­ным, то есть у последних должна существовать реальная возмож­ность предотвратить совершение действий, указанных в ст. 205 УК РФ, либо наступление последствий.

Следующая норма, которая со­держит основание освобождения от уголовной ответственности закре­плена в примечании к ст. 205.1 УК РФ: «Лицо, совершившее престу­пление, предусмотренное настоя­щей статьей, освобождается от уго­ловной ответственности, если оно своевременным сообщением орга­нам власти или иным образом спо­собствовало предотвращению либо пресечению преступления, которое оно финансировало и совершению которого содействовало, и если в его действиях не содержится иного со­става преступления».

Согласно примечанию к ст. 205.3 УК РФ она тоже имеет специальное основание освобождения от уголов­ной ответственности.

Первым таким условием является сообщение виновным органам вла­сти о прохождении им соответствую­щего обучения.

Другое условие освобождения — это способствование раскрытию совершенного преступления, выяв­лению других лиц, прошедших обу­чение в целях осуществления терро­ристической деятельности, лиц, осу­ществлявших, организовавших или финансировавших такое обучение, а также выявлению мест его проведе­ния. Если эти условия соблюдены, то виновный подлежит обязательному освобождению от уголовной ответ­ственности, если в его действиях не содержится иного состава престу­пления.

Продолжаем рассматривать спе­циальные основания освобождения от уголовной ответственности при­менительно к преступлениям терро­ристической направленности и нахо­дим их отражение в ст. 205.4 УК РФ.

Первым условием является то, что лицо должно добровольно прекра­тить участие в террористическом со­обществе.

Вторым условием соотносится то, что лицо должно сообщить о суще­ствовании данного террористиче­ского сообщества. Предполагается, что сообщение должно быть адресо­вано органам власти, которые имеют возможность прекратить деятель­ность террористического сообще­ства.

Третьим условием является от­сутствие в его действиях признаков иного состава преступления.

Примечание к ст. 205.5 УК РФ так­же имеет специальное основание освобождения от уголовной ответ­ственности.

Первым его условием является то, что лицо должно лишь впервые со­вершить преступление, предусмо­тренное настоящей статьей. Следует сделать вывод, что если лицо не­однократно совершало преступле­ния по ст.205.5 УК РФ, то оно уже не будет подлежать освобождению от уголовной ответственности.

Второе условие содержит в себе основание такое, как лицо должно добровольно прекратить участие в деятельности организации, которая в соответствии с законодательством РФ признана террористической.

Третьим условием является от­сутствие в его действиях признаков иного состава преступления.

Последним специальным осно­ванием освобождения от уголовной ответственности по преступлениям террористической направленности является примечание к ст. 205.6 УК РФ. Данное основание содержит лишь одно условие и конкретизирует субъекта, к которому оно может быть применено.

Этим условием является то, что преступления террористической направленности должно быть со­вершено супругом или близким род­ственником лица, которое не сооб­щило о совершенном преступлении.

Примечание к ст. 208 УК РФ также имеет специальное основание осво­бождения от уголовной ответствен­ности.

Первым его условием является то, что лицо должно лишь впервые со­вершить преступление, предусмо­тренное настоящей статьей.

Второе условие содержит в себе основание такое, как лицо должно добровольно прекратить участие в деятельности незаконного воору­женного формирования и сдавать оружие.

Третьим условием является от­сутствие в его действиях признаков иного состава преступления.

Главными целями создания по­ощрительных норм – примечаний, содержащих специальные основа­ния освобождения от уголовной от­ветственности, являлось в прекра­щении преступлений, относитель­но которых они предусмотрены и защита общественных отношений, которые предусмотрены в других составах преступлений, такие как жизнь, здоровье людей, собствен­ность и др.

Абдурахман Касумов,

старший помощник прокурора Кировского района Махачкалы

Без лицензии

Глазырин Руслан, в нарушение порядка осуществления предпри­нимательской деятельности, уста­новленного статьей 23 Граждан­ского Кодекса РФ, согласно кото­рой гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельно­стью без образования юридическо­го лица с момента государственной регистрации в качестве индиви­дуального предпринимателя, и Фе­дерального закона от 08.08.2001 года № 129-ФЗ «О государствен­ной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпри­нимателей, определяющего поря­док государственной регистрации физических лиц в качестве инди­видуальных предпринимателей, не являясь лицом, зарегистрирован­ным в установленном законом по­рядке в качестве индивидуального предпринимателя, имея умысел, на осуществление незаконной предпринимательской деятель­ности, действуя из корыстных по­буждений, с целью незаконного обогащения, без лицензии, кото­рая, согласно Федерального зако­на «О лицензировании отдельных видов деятельности», относится к лицензированным видам деятель­ности, осуществлял незаконную предпринимательскую фармацев­тическую деятельность за период с 01.01.2016 по 22.06.2019 по реа­лизации медицинских препаратов через аптеку, расположенную по адресу: РД, г. Махачкала, пр. Казбе­кова, 92/1, получив доход в особо крупном размере на сумму 9 843 141,09 рублей.

Органом предварительного следствия Глазырину предъявлено обвинение в совершении престу­пления предусмотренного п. «б» ч.2 ст.171 УК РФ.

Приговором Кировского рай­онного суда г. Махачкалы от 29.10.2019 с участием предста­вителя прокуратуры Глазырин Р. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного п. «б» ч.2 ст.171 УК РФ и ему на­значено наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей.

Серажутдин Маликов,

помощник прокурора Кировского района Махачкалы

Надзор в сфере образования

Прокуратурой Бабаюртовского района в рамках исполнения задания Генеральной прокуратуры РФ прове­дена проверка исполнения законо­дательства в сфере образования.

В ходе указанной проверки в об­разовательных учреждения района выявлены нарушения в части веде­ния штатных единиц — заместителя директора по безопасности.

В соответствии со ст. 34 Бюджет­ного кодекса РФ предусмотрено, что принцип эффективности использо­вания бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им полномочий должны исходить из необходимости достижения задан­ных результатов с использованием наименьшего объема средств (эко­номности) и достижения наилуч­шего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Между тем, ст. 52 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Феде­рации» в образовательных органи­зациях наряду с должностями пе­дагогических работников, научных работников предусматриваются должности инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомо­гательных, медицинских и иных ра­ботников, осуществляющих вспомо­гательные функции.

Право на занятие должностей, предусмотренных частью 1 настоя­щей статьи, имеют лица, отвечаю­щие квалификационным требовани­ям, указанным в квалификационных справочниках, и профессиональным стандартам.

В соответствии с пунктом 2 пись­ма Министерства образования и на­уки РФ от 14.02.2014 N МК-169/12 «О типовой должностной инструк­ции заместителя руководителя ор­ганизации, осуществляющей об­разовательную деятельность, по безопасности» на должность заме­стителя руководителя организации по безопасности назначается лицо, имеющее высшее образование по направлениям подготовки «Государ­ственное и муниципальное управле­ние», «Менеджмент», «Управление персоналом», «Образование и пе­дагогика», «Гражданская оборона» и «Правоохранительная деятельность» или соответствующим им направле­ниям подготовки (специальностям) и стаж работы на руководящих долж­ностях по направлению профессио­нальной деятельности не менее 5 лет или высшее образование и дополни­тельное профессиональное образо­вание в области государственного и муниципального управления, ме­неджмента, экономики и педагоги­ки, гражданской обороны и право­охранительной деятельности или соответствующим им направлениям подготовки (специальностям) и стаж работы на руководящих должностях по направлению профессиональной деятельности не менее 5 лет.

Аналогичные квалификационные требования указаны и в части 2 раз­дела «Квалификационные характери­стики должностей работников обра­зования» Единого квалификационно­го справочника должностей руково­дителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Минздрав­соцразвития РФ от 26.08.2010 №761 заместитель руководителя (дирек­тора, заведующего, начальника) об­разовательного учреждения должен иметь высшее профессиональное образование по направлениям под­готовки «Государственное и муни­ципальное управление», «Менед­жмент», «Управление персоналом» и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет или высшее профессиональ­ное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муници­пального управления, менеджмента и экономики и стаж работы на педа­гогических или руководящих должно­стях не менее 5 лет.

Кроме того, выделенная долж­ность заместителя руководителя по безопасности в образовательной организации вводится при соблюде­нии одного или нескольких критери­ев из числа следующих:

1) в ведении образовательной ор­ганизации имеется объект (объекты) с круглосуточным пребыванием не­совершеннолетних с общей числен­ностью проживающих (пребываю­щих) несовершеннолетних не менее 65 человек;

2) в ведении образовательной организации имеется объект (объ­екты) первой категории опасности в соответствии с требованиями по­становления Правительства РФ от 07.10.2017 № 1235;

3) число находящихся в ведении образовательной организации объ­ектов, которым в соответствии с требованиями постановления Пра­вительства РФ от 07.10.2017 № 1235 присвоена первая, вторая или третья категория опасности, равно или пре­вышает 5 единиц.

Вместе с тем, вопреки требова­ний вышеуказанного законодатель­ства в образовательных учреждени­ях Бабаюртовского района распоря­жениями главы МР «Бабаюртовский район» за №226-р (от 30.05.2016) и за №98-6рс (от 28.09.2016) образо­вана должность «Заместитель ди­ректора по безопасности образова­тельного процесса».

Введение не предусмотренных за­коном штатных единиц в образова­тельных учреждениях района приво­дит к неэффективному использова­нию бюджетных средств, что создает экономический барьер при решении вопросов местного значения и явля­ется недопустимым в период соци­ально – экономического развития.

Указанные нарушения стали воз­можными в результате ненадлежа­щего отношения к исполнению слу­жебных обязанностей должностных лиц администрации.

По результатам данной проверки прокуратурой района в адрес и.о. главы МР «Бабаюртовский район» внесено представление об устране­нии выявленных нарушений законо­дательства в сфере образования.

В настоящее время работодате­лем в лице администрации МР «Ба­баюртовский район» принимаются меры по сокращению должностей «Заместитель директора по безо­пасности образовательного процес­са» в образовательных учреждениях района.

Арслан Абдурахманов,

помощник прокурора Бабаюртовского района

Судебные итоги

Прокуратурой Бабаюртовского района в районный суд направлено уголовное дело в отношении жи­теля с. Уцмиюрт Бабаюртовского района, обвиняемого в соверше­нии преступления, предусмотрен­ного ч. 1 ст. 215.3 УК РФ.

Он обвинялся в том, что будучи ранее подвергнутым администра­тивному наказанию в виде штра­фа за совершение администра­тивного правонарушения, пред­усмотренного статьей 7. 19 КоАП РФ – самовольное подключение к газопроводу и самовольное ис­пользование газа, пренебрегая правилами безопасности, в нару­шение требований Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотре­бления, из корыстных побуждений, вызванных нежеланием оплачи­вать за потребленный газ, вновь осуществил самовольную врезку в газопровод низкого давления, установив шланг от газопровода до трубы, ведущей к его домовла­дению.

Вышеуказанными действиями ООО «Газпром распределение Да­гестан» был причинен ущерб на сумму 3 215 рублей.

Приговором Бабаюртовского районного суда от 26ноября 2019 года он признан виновным и ему назначено наказание в виде ли­шения свободы на срок 6 месяцев условно с испытательным сроком 6 месяцев.

Кроме того, приговором суда также удовлетворен гражданский иск ООО «Газпром распределение Дагестан» и на осужденного возло­жена обязанность возместить при­чиненный ущерб в полном объеме.

Александр Железный,

помощник прокурора Бабаюртовского района