Профилактика травматизма на объектах транспорта
В текущем году Махачкалинской транспортной прокуратурой систематически проводились проверки исполнения законов при эксплуатации объектов железнодорожного транспорта в Республике Дагестан, по результатам которых выявлены многочисленные нарушения при содержании путевого хозяйства, нарушения, связанные со значительным износом верхнего строения пути, стрелочных переводов, что непосредственно влияет на безопасность движения. Прокуратурой совместно с региональным отделением дороги приняты меры для обустройства ряда пешеходных переходов.
Активизация нашей работы непосредственно связана с высоким уровнем, так называемого, непроизводственного травматизма на железной дороге.
В этом году(11 мес.) травмированы 7(9) жителей Дагестана, в том числе погиб 1 несовершеннолетний от электротока высоковольтной контактной сети. Каждый такой факт, причины и условия, ему способствующие, тщательно разбираются. По всем таким случаям органами расследования проведены процессуальные проверки, в возбуждении уголовных дел по которым обоснованно отказано.
К примеру, если обратиться к случаю смертельного травмирования током несовершеннолетнего,непосредственной причинной трагедии послужило нарушение подростком правил безопасности на железной дороге. Перелезая через выгон-цистерну, молодой человек был травмирован электротоком возникшей дуги контактной сети. Однако в ходе проверки нами установлены и сопутствующие проблемы. Так, пешеходный переход на ст. Шамхал, где произошло отмеченное травмирование, не был борудован в соответствии с техническими требованиями (отсутствовал настил, поворотный проход-улитка). По результатам представления прокуратуры в документации по организации движения и маневровой работы станции закреплены требования об установлении мест технологических разрывов подвижных составов в целях сохранения прохода жителям по наземным переходам. Надо отметить, и быструю работу в этой части и самой железной дороги, которая в кратчайший срок привела фактически сформированный жителями села переход в надлежащее состояние.
Нами проведена значительная работа по разъяснению правил поведения на железной дороге среди учеников. Хорошую поддержку в этом направлении нам оказали муниципалитеты, школы Дагестана и подразделения по делам несовершеннолетних Махачкалинского линейного управления на транспорте.
Однако при эксплуатации железной дороги прокуратурой выявлены и иные недостатки. Всего в Дагестане функционируют 81 переезд через пути общего пользования, из которых 78 регулируемых, 6 с дежурными по переездам, 3 нерегулируемых. К первой и второй категории, снабженные автоматическими средствами блокировки проезда автотранспорта, отнесено 13 переездов. Остальные относятся к 3 и 4 категории, так называемые малоинтенсивные. Именно на таких переездах, низкой категории и происходили самые тяжелые дорожно-транспортные происшествия.
Несмотря на снижение на 40 % подобных ДТП (с 10 в 2018 году до 6 в 2019 году), число погибших лиц в текущем году возросло с 4 до 5.
Мы также анализируем каждый такой факт ДТП, выезжаем на места, вместе с работниками железной дороги проверяем работу приборов связи и сигнализации о приближающемся поезде. Информируем ГИБДД.
В текущем году нами направлено исковое заявление с требованием оборудовать железнодорожные переезды автоматической сигнализацией и освещением, которое судом удовлетворено в полном объеме. В апреле удовлетворен иск о понуждении предприятия оборудовать переезды на своих путях необщего пользования в черте г. Махачкала соответствующими семафорами и звуковой сигнализацией.
Надеюсь, принятыми мерами удастся существенно снизить число дорожно-транспортных происшествий на переездах.
Гаджимурад Муртазалиев,
заместитель Махачкалинского транспортного прокурора
Беспилотные воздушные суда
Федеральным законом от 02.12.2019 № 404-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» закреплены положения, связанные с обеспечением общественной безопасности, защиту жизни и здоровья граждан в местах проведения массовых и публичных мероприятий, защищенность важных государственных объектов, критически важных и потенциально опасных объектов от противоправного использования беспилотных воздушных судов.
В этой связи внесены изменения в ряд законодательных актов Российской Федерации, в частности, Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», в Федеральные законы «О федеральной службе безопасности», «О внешней разведке», «О государственной охране», «О полиции», «О войсках национальной гвардии Российской Федерации», касающиеся полномочий соответствующих федеральных органов исполнительной власти в части пресечения несанкционированного нахождения беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве посредством подавления или преобразования сигналов дистанционного управления беспилотными воздушными судами, воздействия на их пульты управления, а также повреждения или уничтожения таких судов.
Дети на борту воздушного судна
В соответствии с пунктом 84 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных приказом Минтранса России от 28.06.2007 № 82 (далее-ФАП-82), перевозчик принимает все возможные меры по совместному размещению на борту воздушного судна совершеннолетнего пассажира или пассажира, который в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации приобрел дееспособность в полном объеме до достижения им восемнадцатилетнего возраста и следующего вместе с ним ребенка (детей) в возрасте до 12 лет.
Вместе с тем, данные требования могут быть невыполнимы при поздней явке таких пассажиров на регистрацию, в целях обеспечения требований безопасности полетов, в рамках которых дети, недееспособные и лица с ограниченными возможностями жизнедеятельности не размещаются у аварийных выходов, а также требований центровки воздушного судна.
Ужесточение требований ФАП-82 в части совместного размещения в салоне воздушного судна ребенка от 2 до 12 лет с родителями или совершеннолетним пассажиром может повлечь увеличение времени регистрации пассажиров на рейс, задержки в отправлении рейсов в связи с необходимостью замены уже предоставленных пассажирам посадочных талонов, и в данной связи не является целесообразным.
Таким образом, пассажирам, путешествующих с детьми и пользующихся услугами воздушного транспорта, необходимо учитывать рекомендации письма Минтранса России в части осуществления своевременной регистрации на рейс.
Марат Якубов,
старший помощник Махачкалинского транспортного прокурора
Высокотехнологичная медицинская помощь
Приказом Минздрава России от 02.10.2019 № 824н «Об утверждении Порядка организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи с применением единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения» определены правила организации оказания высокотехнологичной помощи с применением подсистемы ведения специализированных регистров пациентов по отдельным нозологиям и категориям граждан, мониторинга организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи и санаторного лечения единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) в медицинских организациях, оказывающих такую помощь, если иное не предусмотрено международными договорами РФ.
Высокотехнологичная медицинская помощь оказывается в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения) и стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).
Приказ Минздрава России от 29.12.2014 № 930н, регулирующий аналогичные правоотношения,признан утратившим силу.
Лейла Халикова,
помощник Махачкалинского транспортного прокурора
Братья и сестры имеют право учиться в одной школе
Федеральным законом от 02.12.2019 № 411-ФЗ «О внесении изменений в статью 54 Семейного кодекса Российской Федерации и статью 67 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» внесено дополнение, согласно которому проживающие в одной семье и имеющие общее место жительства дети имеют право преимущественного приема на обучение по основным общеобразовательным программам дошкольного образования и начального общего образования в государственные и муниципальные образовательные организации, в которых обучаются их братья и сестры.
В этой же статье поправками также закрепляется право ребенка на образование.
Махач Гафуров,
помощник Махачкалинского транспортного прокурора
Взыскание долгов по зарплате без решения суда
Президентом Российской Федерации 02.12.2019 подписан Федеральный закон № 393-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации по вопросам принудительного исполнения обязанности работодателя по выплате заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику».
В соответствии с федеральным законом у государственных инспекторов труда появятся дополнительные возможности для взыскания с работодателей долгов по заработной плате.
Так, государственные инспекторы труда, в случае неисполнения работодателем выданного предписания об устранении нарушений при выплате заработной платы, вправе без судебного решения направлять в Федеральную службу судебных приставов исполнительные документы для принудительного взыскания заработной платы в пользу работников.
Федеральный закон вступает в силу 13.12.2019.
Александр Степанов,
помощник Махачкалинского транспортного прокурора
Отказ отменили
По результатам рассмотрения заявления Магомедова Х.Ш. зарегистрированного в ОП по Кировскому району УМВД РФ по г. Махачкале о краже денежных средств из магазина, расположенного в контейнерах за №146-147 по адресу: г. Махачкала, пр. А. Акушинского 100 «Цумадинский рынок», следователем СО № 3 СУ УМВД РФ по г. Махачкале принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела.
В виду того, что в материалах имелись признаки преступления прокуратурой района в порядке надзора проведена встречная проверка, которой установлено, Магомедову Х.Ш. причинен значительный материальный ущерб в результате совершенного в отношении него преступления в виде хищения его денежных средств в размере 200 000 рублей.
Незаконное решение следователя об отказе в возбуждении уголовного дела отменено и по результатам дополнительной доследственной проверки 28.11.2019 возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного п. «в» ч. 2 ст. 158 УК РФ.
Интересы и права граждан в прокуратуре Кировского района г. Махачкала находятся на особом контроле.
Иса Муртузалиев,
помощник прокурора Кировского района района Махачкалы
Жилищное законодательство
Как следует из ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации, по жилищному законодательству издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации. При этом согласно ч. 5 ст. 76 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае такого противоречия приоритет принадлежит федеральным законам.
Жилищное законодательство содержит нормы различных отраслей законодательства, и прежде всего гражданского (по договору найма жилого помещения, вопросам права собственности на общее имущество многоквартирного дома и др.). В случае выявления судом несоответствия норм иных актов жилищного законодательства положениям Жилищного кодекса РФ должны применяться нормы этого Кодекса (ч. 8 ст. 5 ЖК РФ).
Вместе с тем в ГК РФ также есть норма, устанавливающая приоритет гражданского права. Однако согласно ст. 76 Конституции РФ не определяется и не может определяться иерархия актов внутри одного их вида, в данном случае — федеральных законов. Ни один федеральный закон в силу указанной нормы Конституции РФ не обладает по отношению к другому федеральному закону большей юридической силой.
В свою очередь в п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» отмечено: «Принимая во внимание, что жилое помещение может выступать объектом как гражданских, так и жилищных правоотношений, судам следует иметь в виду, что гражданское законодательство в отличие от жилищного законодательства регулирует отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением жилым помещением как объектом экономического оборота (например, сделки с жилыми помещениями, включая передачу в коммерческий наем жилых помещений)».
Таким образом, можно согласиться с утверждением, что ЖК РФ имеет приоритет в применении перед другими законами, содержащими нормы жилищного законодательства (ч. 8 ст. 5), но должен уступать ГК РФ в сфере регулирования жилищных отношений, являющихся одновременно гражданско-правовыми.
В соответствие с ч. 1 ст. 6 ЖК РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях прямо предусмотренных этим актом.
Когда у участников уже существующих жилищных правоотношений возникли определенные права и обязанности после введения в действие нового акта жилищного законодательства, в целом на правоотношение будет распространяться ранее действовавшее законодательство, но новый нормативный акт будет применяться только к таким правам и обязанностям, которые возникли после введения в действие ЖК РФ.
В п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» было отмечено, что ч. 1 ст. 6 ЖК РФ закрепляет общеправовой принцип действия законодательства во времени: акт жилищного законодательства не имеет обратной силы и применяется к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
Так как отношения, регулируемые жилищным законодательством, как правило, носят длящийся характер и, соответственно, права и обязанности субъектов этих отношений могут возникать и после того, как возникло само правоотношение. В ст. 5 Вводного закона установлено общее правило, согласно которому к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных Вводным законом. Например, нормы ч. 4 ст. 31 ЖК РФ о правах собственника жилого помещения в отношении бывшего члена его семьи подлежат применению и к тем жилищным правоотношениям, которые возникли до вступления в силу данного Кодекса.
В связи с этим суду при рассмотрении конкретного дела необходимо определить, когда возникли спорные жилищные правоотношения между сторонами. Если будет установлено, что спорные жилищные правоотношения носят длящийся характер, то ЖК РФ может применяться только к тем правам и обязанностям сторон, которые возникли после введения его в действие, то есть после 01.03.2005.
При применении той или иной нормы права следует определять конкретную дату, с которой вводится в действие тот или иной правовой жилищный акт.
В виде исключения нормы жилищного законодательства могут иметь обратную силу, т.е. распространяться и на права и обязанности, возникшие до введения норм в действие, если права и обязанности возникли в силу договора. При этом в принятом правовом акте должно быть прямо установлено, что их действия распространяются на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Ахмед Гамидов,
старший помощник прокурора Кировского района Махачкалы
Нарушения устранены
По результатам проведенной прокуратурой Кировского района г.Махачкалы проверки в МБОУ «Детский сад №65 комбинированного типа», расположенного по ул. Чайковского, д.8, в МБОУ «Начальная школа — детский сад №27», расположенного по ул. А.Акушинского, д.28 и МБОУ «Детский сад №3», расположенного по ул.М.Гаджиева, д.208 «б», выявлены нарушения законодательства в сфере противодействия коррупции.
Между тем, вопреки содержащимся в ФЗ «О противодействии коррупции» требованиям не определены должностные лица, ответственные за профилактику коррупционных и иных правонарушений, сотрудничество с правоохранительными органами, не разработаны и не внедрены в практику стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы организации, принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации, предотвращение и урегулирование конфликта интересов, недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
Непринятие предусмотренных действующим законодательством мер допускает неисполнение или ненадлежащее исполнение требований ФЗ «О противодействии коррупции», негативно влияет на реализацию антикоррупционной политики государства.
Ответчиками требования прокурора добровольно устранены до вынесения решения суда, и перестали затрагивать права и интересы неопределенного круга лиц, в интересах которых был заявлен иск.
Определениями суда Кировского района г.Махачкалы от 12.11.2019 и 14.11.2019 гражданские дела прекращены, в связи с добровольным устранением нарушений закона.
Суд пришел к выводу
Сулейманов Ю. обратился в Кировский районный суд г. Махачкалы с иском к Конкурсному управляющему ГУП «Махачкалинское пассажирское автотранспортное предприятие № 2» о признании договора гражданско-правового характера трудовым, восстановлении на работе.
В суде установлено и материалами дела подтверждается, что Решением Арбитражного суда РД от 15.03.2019 ГУП «МПАТП-2» признано несостоятельным (банкротом). В отношении него введена процедура конкурсное производство. Конкурным управляющим утвержден Пряхин Федор Борисович.
Между конкурсным управляющим ГУП «Махачкалинское пассажирское автотранспортное предприятие № 2» Пряхиным Федором и Сулеймановым Юсупом заключен договор возмездного оказания услуг от 20.03.2019 без регистрационного номера.
17.06.2019 посредством почтовой связи Сулейманов получил Уведомление конкурсного управляющего ГУП «Махачкалинское пассажирское автотранспортное предприятие № 2» об одностороннем отказе от исполнения Договора оказания услуг, в котором конкурсный управляющий уведомляет, что отказывается от Договора оказания услуг. Факт получения Сулеймановым. Уведомления конкурсного управляющего подтверждается прилагаемым Отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором а также копией конверта.
Из указанных пунктов договора, объяснений истца и представителя ответчика суд пришел к выводу, что истец фактически со дня заключения спорного договора замещал, должность исполнительного директора, предусматривающую выполнение определенной функции. За замещение данной должности истец получал фиксированную оплату в размере 30000 рублей.
Анализ этого пункта договора показывает, что «Заместитель директора» является должностью, а не услугой. Установлено, что задания после заключения договора, которое должен был выполнить и сдать, не получал, а выполнял функции заместителя руководителя, работу по актам приема-сдачи оказанных услуг не сдавал, а ответчик не принимал. Все взаимодействие происходило устно и в рабочем порядке, за выполненный объем работы оплаты не получал, а получал ежемесячное содержание в размере 30000 рублей. Доказательств обратного ответчиками не представлено.
Решением суда Кировского района г.Махачкалы исковые требования удовлетворены.
Рустам Мусаев,
старший помощник прокурора Кировского района Махачкалы
Самовольное подключение
Самовольное подключение к электрическим и тепловым сетям наносит ущерб поставщикам коммунальных ресурсам, гражданам — добросовестным плательщикам услуг ЖКХ, а также создает угрозу аварийной ситуации в указанных сетях.
Статьей 7.19 Кодекса об административных правонарушениях в Российской Федерации установлена административная ответственность за самовольное подключение к электрическим сетям, тепловым сетям, нефтепроводам, нефтепродуктопроводам и газопроводам, а равно самовольное (безучетное) использование электрической, тепловой энергии, нефти, газа или нефтепродуктов, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Повторное совершение правонарушения, которое выражается в самовольном подключении к электрическим и тепловым сетям (за исключением самовольного подключения к нефтепроводам, нефтепродуктопроводам и газопроводам), самовольном (безучетном) использовании электрической, тепловой энергии, нефти, газа или нефтепродуктов, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, повлечет наложение административного штрафа: на граждан — в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц — от восьмидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей или дисквалификацию на срок от двух лет до трех лет; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Защита интересов граждан
Прокуратурой Кировского района г. Махачкалы проведена проверка по коллективному обращению жителей микрорайона «ДОСААФ» г. Махачкалы о нарушении их жилищных прав, выразившихся в отсутствии газификации на территории микрорайона.
В ходе проведенной проверки установлено, что строительство подводящего газопровода в МКР «ДОСААф» не осуществляется, на протяжении длительного времени администрацией города меры, направленные на осуществление возложенных в силу закона полномочий, не предпринимаются.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесены вопросы организации в границах поселения электро -, тепло -, газо — и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством РФ.
Жилищным кодексом РФ предписано, что органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе путем использования бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников денежных средств для улучшения жилищных условий граждан.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления городских округов и осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ и муниципальными нормативными правовыми актами.
Проверкой установлено, что газификация МКР «ДОСААФ» отсутствует, проектно — сметная документация на строительство подводящего газопровода высокого давления МКР «ДОСААФ» не изготовлена, точка подключения подводящего газопровода не определена, программа развития газификации микрорайона не разработана.
Тем самым, вследствие ненадлежащего исполнения возложенных на администрацию города полномочий по организации газоснабжения микрорайона ущемляются права неопределенного круга лиц на проживание в условиях, отвечающих требованиям жилищного законодательства, в том числе и на доступ к газоснабжению, как услуги, связанной с удовлетворением основных, жизненно важных потребностей человека.
По результатам проверки, прокуратурой района направлено исковое заявление о понуждении администрации города в шестимесячный срок организовать газоснабжение микрорайона «ДОСААФ» г. Махачкалы в пределах установленных законодательством полномочий, а также осуществить строительство, ввод в эксплуатацию распределительного газопровода в границах микрорайона.
Требования прокуратуры района судом удовлетворены в полном объеме, администрацией города на будущий год запланировано проведение мероприятий по обозначенным выше вопросам.
Константин Гомленко
Помощник прокурора Кировского района Махачкалы
Освобождение от уголовной ответственности
Терроризм представляет угрозу национальной безопасности, политической, экономической и социальной стабильности государства, а также осуществлению основных прав и свобод человека и гражданина, включая право на жизнь.
Вместе с тем законодатель допускает уголовно-правовой компромисс в борьбе с преступлениями террористического характера, что проявляется в наличии специальных оснований освобождения от уголовной ответственности за данные преступления.
Так, в примечании ст. 205 УК РФ закреплено специальное основание освобождения от уголовной ответственности – «Лицо, участвовавшее в подготовке террористического акта, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным предупреждением органов власти или иным способом способствовало предотвращению осуществления террористического акта и если в действиях этого лица не содержится иного состава преступления».
Следует также обратить внимание на то, что предупреждение органов власти должно быть своевременным, то есть у последних должна существовать реальная возможность предотвратить совершение действий, указанных в ст. 205 УК РФ, либо наступление последствий.
Следующая норма, которая содержит основание освобождения от уголовной ответственности закреплена в примечании к ст. 205.1 УК РФ: «Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению либо пресечению преступления, которое оно финансировало и совершению которого содействовало, и если в его действиях не содержится иного состава преступления».
Согласно примечанию к ст. 205.3 УК РФ она тоже имеет специальное основание освобождения от уголовной ответственности.
Первым таким условием является сообщение виновным органам власти о прохождении им соответствующего обучения.
Другое условие освобождения — это способствование раскрытию совершенного преступления, выявлению других лиц, прошедших обучение в целях осуществления террористической деятельности, лиц, осуществлявших, организовавших или финансировавших такое обучение, а также выявлению мест его проведения. Если эти условия соблюдены, то виновный подлежит обязательному освобождению от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления.
Продолжаем рассматривать специальные основания освобождения от уголовной ответственности применительно к преступлениям террористической направленности и находим их отражение в ст. 205.4 УК РФ.
Первым условием является то, что лицо должно добровольно прекратить участие в террористическом сообществе.
Вторым условием соотносится то, что лицо должно сообщить о существовании данного террористического сообщества. Предполагается, что сообщение должно быть адресовано органам власти, которые имеют возможность прекратить деятельность террористического сообщества.
Третьим условием является отсутствие в его действиях признаков иного состава преступления.
Примечание к ст. 205.5 УК РФ также имеет специальное основание освобождения от уголовной ответственности.
Первым его условием является то, что лицо должно лишь впервые совершить преступление, предусмотренное настоящей статьей. Следует сделать вывод, что если лицо неоднократно совершало преступления по ст.205.5 УК РФ, то оно уже не будет подлежать освобождению от уголовной ответственности.
Второе условие содержит в себе основание такое, как лицо должно добровольно прекратить участие в деятельности организации, которая в соответствии с законодательством РФ признана террористической.
Третьим условием является отсутствие в его действиях признаков иного состава преступления.
Последним специальным основанием освобождения от уголовной ответственности по преступлениям террористической направленности является примечание к ст. 205.6 УК РФ. Данное основание содержит лишь одно условие и конкретизирует субъекта, к которому оно может быть применено.
Этим условием является то, что преступления террористической направленности должно быть совершено супругом или близким родственником лица, которое не сообщило о совершенном преступлении.
Примечание к ст. 208 УК РФ также имеет специальное основание освобождения от уголовной ответственности.
Первым его условием является то, что лицо должно лишь впервые совершить преступление, предусмотренное настоящей статьей.
Второе условие содержит в себе основание такое, как лицо должно добровольно прекратить участие в деятельности незаконного вооруженного формирования и сдавать оружие.
Третьим условием является отсутствие в его действиях признаков иного состава преступления.
Главными целями создания поощрительных норм – примечаний, содержащих специальные основания освобождения от уголовной ответственности, являлось в прекращении преступлений, относительно которых они предусмотрены и защита общественных отношений, которые предусмотрены в других составах преступлений, такие как жизнь, здоровье людей, собственность и др.
Абдурахман Касумов,
старший помощник прокурора Кировского района Махачкалы
Без лицензии
Глазырин Руслан, в нарушение порядка осуществления предпринимательской деятельности, установленного статьей 23 Гражданского Кодекса РФ, согласно которой гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, и Федерального закона от 08.08.2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, определяющего порядок государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, не являясь лицом, зарегистрированным в установленном законом порядке в качестве индивидуального предпринимателя, имея умысел, на осуществление незаконной предпринимательской деятельности, действуя из корыстных побуждений, с целью незаконного обогащения, без лицензии, которая, согласно Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», относится к лицензированным видам деятельности, осуществлял незаконную предпринимательскую фармацевтическую деятельность за период с 01.01.2016 по 22.06.2019 по реализации медицинских препаратов через аптеку, расположенную по адресу: РД, г. Махачкала, пр. Казбекова, 92/1, получив доход в особо крупном размере на сумму 9 843 141,09 рублей.
Органом предварительного следствия Глазырину предъявлено обвинение в совершении преступления предусмотренного п. «б» ч.2 ст.171 УК РФ.
Приговором Кировского районного суда г. Махачкалы от 29.10.2019 с участием представителя прокуратуры Глазырин Р. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного п. «б» ч.2 ст.171 УК РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Серажутдин Маликов,
помощник прокурора Кировского района Махачкалы
Надзор в сфере образования
Прокуратурой Бабаюртовского района в рамках исполнения задания Генеральной прокуратуры РФ проведена проверка исполнения законодательства в сфере образования.
В ходе указанной проверки в образовательных учреждения района выявлены нарушения в части ведения штатных единиц — заместителя директора по безопасности.
В соответствии со ст. 34 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Между тем, ст. 52 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в образовательных организациях наряду с должностями педагогических работников, научных работников предусматриваются должности инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции.
Право на занятие должностей, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, имеют лица, отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и профессиональным стандартам.
В соответствии с пунктом 2 письма Министерства образования и науки РФ от 14.02.2014 N МК-169/12 «О типовой должностной инструкции заместителя руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность, по безопасности» на должность заместителя руководителя организации по безопасности назначается лицо, имеющее высшее образование по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом», «Образование и педагогика», «Гражданская оборона» и «Правоохранительная деятельность» или соответствующим им направлениям подготовки (специальностям) и стаж работы на руководящих должностях по направлению профессиональной деятельности не менее 5 лет или высшее образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления, менеджмента, экономики и педагогики, гражданской обороны и правоохранительной деятельности или соответствующим им направлениям подготовки (специальностям) и стаж работы на руководящих должностях по направлению профессиональной деятельности не менее 5 лет.
Аналогичные квалификационные требования указаны и в части 2 раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 №761 заместитель руководителя (директора, заведующего, начальника) образовательного учреждения должен иметь высшее профессиональное образование по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом» и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет или высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления, менеджмента и экономики и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет.
Кроме того, выделенная должность заместителя руководителя по безопасности в образовательной организации вводится при соблюдении одного или нескольких критериев из числа следующих:
1) в ведении образовательной организации имеется объект (объекты) с круглосуточным пребыванием несовершеннолетних с общей численностью проживающих (пребывающих) несовершеннолетних не менее 65 человек;
2) в ведении образовательной организации имеется объект (объекты) первой категории опасности в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 07.10.2017 № 1235;
3) число находящихся в ведении образовательной организации объектов, которым в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 07.10.2017 № 1235 присвоена первая, вторая или третья категория опасности, равно или превышает 5 единиц.
Вместе с тем, вопреки требований вышеуказанного законодательства в образовательных учреждениях Бабаюртовского района распоряжениями главы МР «Бабаюртовский район» за №226-р (от 30.05.2016) и за №98-6рс (от 28.09.2016) образована должность «Заместитель директора по безопасности образовательного процесса».
Введение не предусмотренных законом штатных единиц в образовательных учреждениях района приводит к неэффективному использованию бюджетных средств, что создает экономический барьер при решении вопросов местного значения и является недопустимым в период социально – экономического развития.
Указанные нарушения стали возможными в результате ненадлежащего отношения к исполнению служебных обязанностей должностных лиц администрации.
По результатам данной проверки прокуратурой района в адрес и.о. главы МР «Бабаюртовский район» внесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства в сфере образования.
В настоящее время работодателем в лице администрации МР «Бабаюртовский район» принимаются меры по сокращению должностей «Заместитель директора по безопасности образовательного процесса» в образовательных учреждениях района.
Арслан Абдурахманов,
помощник прокурора Бабаюртовского района
Судебные итоги
Прокуратурой Бабаюртовского района в районный суд направлено уголовное дело в отношении жителя с. Уцмиюрт Бабаюртовского района, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 215.3 УК РФ.
Он обвинялся в том, что будучи ранее подвергнутым административному наказанию в виде штрафа за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 7. 19 КоАП РФ – самовольное подключение к газопроводу и самовольное использование газа, пренебрегая правилами безопасности, в нарушение требований Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, из корыстных побуждений, вызванных нежеланием оплачивать за потребленный газ, вновь осуществил самовольную врезку в газопровод низкого давления, установив шланг от газопровода до трубы, ведущей к его домовладению.
Вышеуказанными действиями ООО «Газпром распределение Дагестан» был причинен ущерб на сумму 3 215 рублей.
Приговором Бабаюртовского районного суда от 26ноября 2019 года он признан виновным и ему назначено наказание в виде лишения свободы на срок 6 месяцев условно с испытательным сроком 6 месяцев.
Кроме того, приговором суда также удовлетворен гражданский иск ООО «Газпром распределение Дагестан» и на осужденного возложена обязанность возместить причиненный ущерб в полном объеме.
Александр Железный,
помощник прокурора Бабаюртовского района