Врач сегодня — не только специалист — профессионал,
он настоящий солдат на фронте борьбы за здоровую,
долголетнюю, творчески наполненную жизнь.
Борис Петровский
С редакционным заданием я приехал в древний Дербент. Со времени моего последнего посещения южная столица просто преобразилась. В осеннем убранстве деревья, отремонтированные фасады домов и ровное дорожное покрытие говорят о недавнем юбилее города. Драгоценным алмазом в ожерелье достопримечательностей города является крепость «Нарын-кала», Соборная Джума-мечеть, построенная в начале восьмого века. Эти, и многие другие, величественные памятники символизируют многообразие культур и могущество наций и национальностей, проживающих и поныне в самом южном городе России. Но не турпоездка была целью моего визита в Дербент, а встреча с главным врачом городской больницы.
24 августа 2018 года Министр здравоохранения Дагестана Джамалудин Гаджиибрагимов представил коллективу Дербентской ЦГБ нового главного врача. Им стал Абдулкафар Шихмагомедов, кандидат медицинских наук, наш земляк. Более 20 лет проработал в системе здравоохранения Санкт-Петербурга. Свою карьеру он начал врачом травматологом в Городской больнице №17 города на Неве. В разные годы работал заведующим отделением ортопедии Санкт-Петербургского НИИ ортопедии им. Р.Р. Вредена, руководителем научного отдела послевузовского образования центра реабилитации инвалидов им. Г.А. Альбрехта, заведующим кафедрой травматологии и ортопедии Санкт-Петербургского государственного медицинского университета им.И.И. Мечникова.
Давным-давно Гиппократ «постановил», что внешний вид врача, его поведение и манера общения оказывают большое влияние на процесс выздоровления больного. Врач должен выглядеть здоровым, успешным человеком, «с лицом, исполненным размышления, но не суровым». Его внешний вид должен внушать авторитет и вселять надежду в пациента. Неопрятный доктор, не способный позаботиться о себе, по словам древнегреческого врача, никогда не сможет добиться успеха в лечении других. Именно таким и оказался Абдулкафар Шихмагомедов.
Его безукоризненное одеяние, выражение лица, язык жестов, эмоциональное поле, характерная скромность, все указывало, что передо мной «настоящий» врач. Его Заинтересованный взгляд, спокойный голос и ясная четкая речь, способная убеждать говорили о том, что Абдулкафар Абдулаевич высококвалифицированный специалист, профессионал с богатым жизненным опытом и наконец, интеллигентный, образованный добрый человек, готовый самоотверженно отдавать себя делу которому посвятил свою жизнь – медицине.
В ходе непринужденной беседы я попросил моего собеседника рассказать о больнице. И здесь Абдулкафар Абдулаевич проявил глубокие краеведческие знания.
«Наша больница, начал он свой рассказ,- ведет свою историю с начала прошлого века. Торжественное открытие, тогда, общественной больницы состоялось 25 мая 1902 года. И самое интересное, день открытия больницы совпал с днем рождения Государыни Императрицы Александры Федоровны, и тогда городской староста Касум-бек Гайдаров предложил «…наименовать больницу, по Августейшему Имени Государыня Императорского Величества, Александрийской», на что 19 июня 1903г. последовало «высочайшее соизволение». Больница и амбулатория принимала не только горожан, но жителей извне, таким образом, Александрийская больница стала своего рода медицинским центром всего Южного Дагестана. Это здание больницы в великолепном состоянии сохранилось до настоящего времени. Здесь располагается администрация больницы, городская поликлиника, травм центр и другие подразделения».
Абдулкафар Абдулаевич, представляя Вас коллективу больницы, Гаджиибрагимов отметил, что ситуация в больнице непростая. О чем шла речь?
Как вы понимаете, у нас не принято негативно говорить о своих предшественниках. Да и не о них речь. Я свою работу в качестве руководителя лечебно-профилактического учреждения начал с инвентаризации ресурсов и потенциалов. Под общим названием «Дербентская городская больница» объединены почти все лечебно-профилактические учреждения города. Это четыре стационара: многопрофильная больница, детская и взрослая инфекционные больницы, кожно-венерологический диспансер. Из амбулаторной сети: это 6 взрослых и 4 детских поликлиник, женские консультации, центры здоровья, репродукции и семьи, а так же ряд хозрасчетных организаций, на более 1700 посещений в смену. Всё же надо сказать, что в больнице много чего не соответствовало существующим стандартам и требованиям к качеству оказываемой медицинской помощи. Не функционировала телефонная связь, подачу горячей воды пришлось налаживать. Сами посудите, какой уровень помощи может оказать единственный, дышащий на ладан, старого образца, рентгеновский аппарат. Не хватало операционных столов, даже бестеневая лампа в операционной не функционировала надлежащим образом. Соответствующее положение и в других отделениях. Нечем было хвастаться и в оказании амбулаторной и стационарной помощи. Не говоря о многомиллионных долгах и выплате заработной платы, которая производилась с задержками.
Действительно, задача перед вами стояла не простая.
Мы ясно осознавали, что медицинская помощь есть продукт, реализуемый лечебным учреждением. И от состояния постановки производственных процессов зависят результаты. Мы, в первую очередь, взялись за систему управления. Ввели учетную систему 1С, получив возможность в режиме единого времени иметь всю информацию о материальных ресурсах, их движении, кадрах и результатах лечебно-профилактической работы. Те, которые работали по старинке, на уровне счетов и калькулятора, не совсем адекватно восприняли новшество. С некоторыми пришлось попрощаться. А кто имел истинное желание работать стали вникать и переучиваться. Внедрили компьютеры, разъяснили коллективу, что работать надо по новому, что финансирование здравоохранения происходит совсем по другим принципам. Что мы перешли к подушевому финансированию и простое времяпровождение в кабинете ни врачу, ни медсестре не будет оплачиваться. Соответственно, кто хорошо и качественно будет выполнять свою работу, будет получать больше, работа таких специалистов будет стимулироваться. Конечно, необходим контроль качества, для этого мы усилили экспертную службу. Постепенно нам удалось выправить финансовую сторону, избавиться от долгов.
Вы говорите «мы», кто это «вы»?
Ведь я приехал не один. Когда я обрисовал ситуацию, согласились вернуться на малую родину ещё 13 человек, в том числе и инженерно-технические специалисты. Единственное их требование, это разрешить строить свою работу как привыкли, т.е. в соответствии с современными требованиями и стандартами. Я не сулил им ни высокие зарплаты, ни какие либо особые условия и преференции. Люди изъявили желание внести свою лепту в общее дело. И теперь у нас команда. Самое главное, мы реально получаем обещанную поддержку со стороны министерства здравоохранения республики.
В настоящее время в больнице более двух тысяч работников, в том числе 370 врачей. Среди них я обнаружил профессионалов, готовых полностью посвятить себя медицине.
Как идет оснащение больницы оборудованием?
Эту работу мы стали планомерно выполнять, участвовать в торгах, оформлять заявки. За короткое время приобрели две лапороскопические стойки, как вы понимаете — это незаменимая часть технического оснащения современной операционной. Она значительно экономит место, систематизирует технику для эндоскопических операций. Приобрели рентгеновскую хирургическую систему-С-дугу, другие инструменты и оборудование. Мы теперь располагаем несколькими аппаратами УЗИ экспертного класса, цифровыми рентген-аппаратами. В больнице два аппарата компьютерной томографии, один находился в рабочем состоянии, а другой пришлось отремонтировать и несколько модифицировать, это нам удалось сделать сравнительно малыми затратами. Теперь можем проводить даже контрастные исследования.
И вы взялись за повышение качества медицинской помощи …
Мы поставили перед собой задачу: показать, что в условиях больницы можно проводить диагностическую, лечебную и профилактическую работу на таком же высоком уровне, как и в любой именитой клинике. Начали с травматологии. Выезжая в населенные пункты, выявили массу людей нуждающихся в исправлении дефектов. Пригласили их на дополнительные обследования. Радости этих пациентов предела не было, когда мы с помощью специалистов провели, в рамках ВМП, реконструктивно-восстановительные операции на верхних и нижних, конечностях, на позвоночнике, даже на лице. Провели, так же, ряд операций по эндопротезированию. Самое интересное, что мы многие такие операции проводим лапароскопически, инвазионно. Главное достижение, что отпала необходимость направления таких больных за тридевять земель. Конечно, встречаются и сложные вопросы, при всем желании которые мы на месте не можем решить. Для таких случаев у нас есть договоренность с институтом Вредена в С-Петербурге. Руководитель института, наш земляк Р.М.Тихилов всегда идет навстречу. На этом примере мы показали всем, что можно работать эффективно и с отдачей, которую ждут от нас и население и государство.
Вы наладили помощь онкологическим больным, как всё происходило?
Известно, что своевременная диагностика онкологических заболеваний на ранних стадиях дает больным большой шанс на полное выздоровление. Мы предприняли такую схему. В заранее обговоренное с руководителями муниципальных образований и территориальных лечебно-профилактических учреждений выезжает бригада врачей в составе, который опытный онколог, маммолог и другие врачи. Производится медицинский осмотр и пациенты с подозрением на онкологию приглашаются на дополнительное обследование. Под нашей опекой 98 больных, у которых уже диагностирована онкология разной степени. Позитивным моментом в этом случае является то, что у 48 человек этот недуг выявлен в ранние сроки, и есть вероятность успешного их излечения. Надо сказать, что при больнице функционирует центр химиотерапии. Это, подразделение из шести коек работает в формате дневного стационара, в две смены. Препаратами, в том числе и дорогостоящими мы обеспечены. Кроме того, пациентам и сопровождающим их родственникам, по необходимости, мы обеспечиваем и ночлег. Большое внимание уделяем обучению родственников методам и приемам ухода за больными с тяжелой формой онкологических заболеваний.
Такая помощь связана ещё и с паллиативом, предполагается открыть отделение или наладить оказание помощи на дому?
Тяжелобольные люди, я намеренно избегаю выражения, неизлечимо больные, это особая категория пациентов. Безусловно, оказание медицинской помощи им первостепенно. Мы не отказываем в помощи, выезжаем на дом, проводим возможные процедуры. К сожалению, что можно в условиях стационара не всегда возможно на дому. Частенько, не только им и родственникам, ухаживающим, важна психологическая помощь. Есть у нас задумка привлечь и специалиста по медицинской психологии, обучить персонал и наладить помощь таким людям. Мы имеем в наличии помещения, необходимое оборудование и подготовленный средний медперсонал, есть полная информация, в каком объеме, и в каком качестве требуется паллиативная помощь. Перспектива открытия отделения положительная, так как этот вопрос поддерживается государством на самом высоком уровне.
Вы озабочены состоянием оказания медицинской помощи не только горожанам, но и всему населению южного Дагестана. Как вам удается реализовать свои планы?
На территории Южного округа находятся лечебно-профилактические учреждения 12 районов и 2 городов. Это значительный потенциал и его мощь лежит в плоскости объединения усилий. С этой целью создали Медицинский совет южного Дагестана. Регулярно, с выездом на места проводятся заседания совета. Обсуждаются актуальные вопросы. Такой формат взаимного общения позволил нам воедино собрать информацию о деятельности каждого ЛПУ, о достижениях, имеющихся проблемах и мерах необходимых для реализации предстоящих задач. Как известно, в зависимости от наличия высококвалифицированных специалистов в разных местах, по-разному развито то или иное направление медицинской помощи. Например, где то гастроэнтерология, где то пульмонология и т.д. Наша интеграция усилий позволяет нам, не дожидаясь помощи издалека, принимать срочные меры. Надо сказать, что в результате объединения усилий, значительно уменьшились показатели по сердечно-сосудистым заболеваниям, острым нарушениям мозгового кровообращения.
Абдулкафар Шихмагомедов долго рассказывал о планах, о своей мечте -построить в Дербенте оснащенную высокотехнологичным оборудованием больницу.
Смотря на него, я подумал, конечно, будут успехи, тогда когда такие люди есть.
Рашид Рашидов