В Москве прошел III Всероссийский съезд дефектологов. Делегат форума из Махачкалы тифлопедагог Гаджимурат Ихлазов по приезду ответил на вопросы нашей газеты. Ниже мы предлагаем интервью с ним.
Гаджимурат Ибрагимович, расскажите, пожалуйста, о цели, задачах и организаторах съезда.
Цель проведения форума – это выделение тенденций и обозначение перспектив развития российской дефектологической науки и практики. Задача съезда: актуализация вопросов совершенствования и развития дефектологической науки и практики в Российской Федерации. Его организаторами выступили Министерство просвещения России и Институт коррекционной педагогики Российской академии образования. В данном мероприятии приняли участие 866 делегатов, представляющих 78 субъектов, в том числе семь человек из Дагестана.
Какие вопросы обсудили делегаты форума?
Среди ключевых вопросов, вынесенных на обсуждение делегатов съезда – качество профессиональной подготовки учителей дефектологов и учителей-логопедов в системе высшего и дополнительного профессионального образования, востребованность и престиж таких профессий, развитие отечественной дефектологии, внедрение Стратегии развития образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, поддержка частных инициатив создания эффективных моделей специального и инклюзивного образования, психолого-педагогической реабилитации.
Кто из высоких гостей принял участие в работе съезда?
В ходе пленарного заседания к его участникам с приветственными адресами обратились Министр просвещения России Ольга Васильева, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ Олег Смолин, президент Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор Николай Малофеев.
Какие интересные доклады были сделаны на форуме?
Заместитель Министра просвещения РФ Татьяна Синюгина выступила с докладом: «Государственная политика в сфере защиты прав детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью», директор Института коррекционной педагогики РАО Татьяна Соловьева на тему: «Стратегия развития науки и практики в сфере обучающихся с ОВЗ», заместитель Министра науки и высшего образования России Марина Боровская — «О модернизации дефектологического образования».
Что собой представляет Стратегия развития образования детей с ОВЗ и инвалидностью на период до 2030 года?
Разработанный план её реализации ориентирован на обновление системы специального инклюзивного образования. Совершенствование и разработка нового содержания образования обучающихся с ОВЗ на разных уровнях образования и обеспечение специальных условий получения образования для их разностороннего развития – приоритетное направление.
Что Вы можете сказать о проекте профессионального стандарта «Педагогог-дефектолог»?
Новый стандарт будет применим для специалистов по раннему возрасту, педагогов, работающих с детьми с расстройствами аутистического спектра, нарушениями опорно-двигательного аппарата, а также с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Это позволит повысить качество помощи оказываемой обучающимся с особыми образовательными потребностями.
Беседовал Гаджи Мирзаев