«Почему да почему?»

«Во имя жизни на земле»

Из материалов поэта и журналиста Яхи Апачевны Завуровой

Дорогие читатели! Мне хотелось немного порассуждать о том, что волнует меня и не толь- ко меня. Почему мы так плохо живем? Почему мы грязно живем? Почему обставляем свои дома, квартиры дорогой мебелью, но не убираем подъезды, территории вокруг домов. По- чему у нас вдруг отключают газ, свет в любое время года! Почему у нас нет нормальных дорог? Много всяких «почему!»

В начале года я ездила в Кисловодск, за время пути проехала республики Северного Кавказа. Признаюсь со стыдом: грязнее Дагестана нет республики. Мне стыдно и больно за бескультурье моего народа. Когда будем жить в чистоте, если у нас на каждом шагу бесконечные свалки, бескрайние «пакетные» поля!? Символизируя нашу чистоплотность, на деревьях и кустарниках, зацепившись, веют, как знамена, разноцветные паке- ты! Вдоль дорог — бутылки, строи- тельный и бытовой мусор…

Почему мы спокойно ходим по ведущей к дому захламлённой дороге? Почему? Будет ли этому конец?

Человеку свойственно стремиться к лучшему. Наш обоз встал, мы не идем вперед. Народу нужен путеводитель, устремлённый к добру, культуре, миру. Но, увы!

Я живу на земле немало лет. Моя страна видела смерть вождей, оттепель, застой, развал великой страны, рождение нового государства, кризис, а теперь и мировой кризис, при этом всегда присутствовали государственная поли- тика, сильнейшая идеология. Это, конечно, утеряно, но развивается иная идеология — чему мы являемся свидетелями, о чем частенько говорим за столом. Откуда это? Потому что многие бездействуют, нет работы, люди предоставлены сами себе. Самое страшное – безработными ходят самые здоровые и сильные молодые люди, теряют веру в лучшее будущее, во власть.

Скоро начинается месяц Рама- зан. Он пугает меня своим приближением? Нет! Он радует меня своей духовностью. Но сознание того, что вновь и вновь республика, города, сёла будут разделены тем, что одни праздник начнут отмечать сегодня, а другие – завтра, пугает.

Раскол между блюстителями духовенства. Это праздник единения, а у нас — тщеславие отдельных лиц. Весь мир, мировое сообщество, Москва, транслируют Центральную мечеть России, а в Дагестане есть более ученые представители религии. Почему-то у них луна запаздывает. Села одни празднуют, сегодня отмечают Ураза-Байрам, а иные — завтра. Хочется сказать, что село — это маленькое звено большого государства. Положение, жизненные условия в малых селах, даже в семьях паутиной расходится по всей республике, создавая хаос, раздор, что и имеем на сегодняшний день.

Очень мало мы думаем, заботимся и об экологии места наше- го обитания, даже о чистоте воды, которую пьем, воздухе, которым дышим. В своем недавнем выступлении об экологической проблеме вынужден был говорить даже Президент.

К великому сожалению, писатели и журналисты тоже очень мало поднимают такого рода вопросы. Единственное, что мне запомни- лось на сей счет – это стихотворение народного поэта Дагестана Магомеда Атабаева «Уборщица», где поэт со свойственным ему лиризмом, искренностью воспевает труд работниц чистоты в городе Махачкале, где ведется определенная работа по наведению по- рядка на улицах.

Тут большую роль играет и наглядная агитация. «Чисто не там, где убирают, а там, где не сорят», написано большими буквами на городском пляже. «Я хочу жить в чистом городе!» — восклицает девчонка с плаката там же неподалеку. Да и почти везде тут видно, что мэрия заботится о чистоте и порядке. К примеру, решительно и быстро смогли решить в городе очень больной, давно назревший вопрос – убрали из дворов гаражи! Честь таким работникам и слава. Было бы везде в республике так, людям легче дышалось бы и жилось.

Мечтаю увидеть родных людей, внуков, живущих в мире, в добром мире, где цветут сады, где ровные дороги, современные школы, чистые маршрутные такси, улицы, где мусор в мусорных урнах. Чтобы проходящие мимо мужчины и женщины излучали культуру. Чтобы, встав утром, открыл кран, а там течет с напором прозрачная чистая вода. Чтобы зимой в самый холод вдруг не пропал газ. Мечтается о водителях, которые вежливы и ездят по правилам, ведь эти правила создаются для дисциплины и без- опасности лично каждого сидящего за рулем и окружающих. Люди, давайте сами будем стремиться идти к этой цели. Не знаю, у кого, но хочется спросить: «ПОЧЕМУ МЫ ПЛОХО ЖИВЕМ?!»

Молодёжь нашего села

Те страшные дни, когда, в Чечне шли военные действия, давно миновали, остались лишь воспоминания… По истечении времени, обдумывая прошедшие события, прихожу к мысли, что ребята нашего села Акбулатюрт Хасавюртовского района в столь трудное время остались верными своим принципам, традициям. Ни один парень нашего села не ушёл вслед за авантюрными, террористическими идеями одиозных лиц. Чьи-то лозунги не стали воззванием, которому можно отдать свою молодую жизнь. Никто не соблазнился количеством предлагавшихся грязных денег. Они, ребята нашего села, были бедны, но чисты и горды и сегодня никто не может их обвинить в безнравственности, продажности, в отсутствии порядочности. Все люди нашего села живут тихо, каждый занят тем, чем может. Тяжёлым трудом сельского жителя: скот, огороды, поля, сенокосы — эти слова несут лишь смысловое значение, но не передают ту глубину и тяжесть этого труда. А еще сложнее распределить полученную прибыль, небольшую за долгую весну и за знойное лето.

Труд сельчанина беспрерывен. Осенью мои одно- сельчане не отдыхают, они заняты сбором лесных ягод: калины, тёрна, боярышника, заготовкой дров. И осенью, и ранней весной выкапывают корни лекарственных растений. Увлечённые сбором, они проходят многокилометровый путь туда и обратно, да ещё с солидным грузом выкопанного. Долгие вечера коротают за чисткой и сушкой кореньев.

Наравне с этим наше постоянное бездорожье, старенький, построенный ещё в -начале 50-х годов деревянный медпункт, без современного оборудования, а во дворе ведь 21-й век! Единственное радостное событие для молодёжи села — свадьба. Событие не столь частое и регулярное, но на которое все собираются. А им хочется пойти в клуб на концерт, пойти в спортзал и заняться борьбой, боксом, теннисом, волейболом. Давно утеряно то, что приносило коллективную радость, чтобы вместе смотрели концерт, кино, вместе обсуждали, исчезло общение. Утеряно единение людей, семьи. Почему же маленькие селения — это приговор? Ведь из таких маленьких сёл, деревень, аулов слагается наша большая Родина.

Если житель села будет доволен, разве от этого будет плохо государству? Они и так обделены многим, зачем добивать?!

За проявленное мужество в трудные дни, за верность и стойкость моих сельчан прошу имеющих возможности сделать подарок для села, для молодого поколения, для будущего нашей Родины, построить спортзал, медпункт, побеспокоиться о благополучии людей.

Понимаю — мы народ, толпа, но мы та сила, которая может всё разрушить и может всё создать, поэтому нас нужно любить и уважать.

Ферма

Война! Война в Чечне раздавалось со всех экранов! Война происходила в Чечне, но эхо её разносилось по всему Дагестану. Конечно, она в Акбулатюрте тоже отозвалась, ведь это приграничное село, разделяемое Тереком, находится совсем рядом и испытало много потрясений.

Ферма вдруг оказалась центром событий, расположившись между двух сёл Хасавюртовского района Первомайское и Акбулатюрт. Увиденное до сих пор волнует мое сердце и, как тогда, оно щемит и болит. Испытание пережили не только люди, но и животные. Рядом с фермами на окраине села была размещена военная база с многочисленной техникой. Было очень страшно! Ведь среди этого хаоса, взрывов, стрельбы осталась наша ферма.

Отелившиеся коровы ревели от страха и мучительных болей, от мастита. Вымя у коров были настолько опухшими, что, казалось, вот-вот лопнут. У целого стада молодых тельных коров случился выкидыш, многие пали, пропало молоко у большинства коров.

Сильно рискуя Юсуп Абдулвагабов, молодой шофер возил отважных доярок на ферму. Коров массировали, доили, носили молоко молодняку. Несмотря на преклонный возраст Джалауддин Абдуллаев, Юсуп Магомедов взяли на себя тяжелую ношу, занимались молодняком. Доярка Социта Болтаева – многодетная мать, Патимат Гаджиева с дочерьми Зумрат и Мадина, учитель сельской школы Любовь Эльдарова, и я, работница гидроузла «Додрас», без устали работали на ферме от зари до зари.

В эти напряженные дни, нелегко пришлось сторожу фермы Маирбеку Эльдарову. Над фермами беспрестанно кружили вертолёты. Постоянная стрельба, частые осмотры и проверки проводились военными на бронемашинах.

Словами не передать весь ужас, стресс, истерию происходящего.

А в это время, страна сидела у экранов и слушала сводки с места боя – взяли Радуева или нет?! Это был главный вопрос, а что было за ширмой известно лишь нам, акбулатюртовцам. Они взвалили на себе всё тяжкое бремя тех дней, пригрели беженцев лишённых домов, спасли максимум животных на ферме, и, как достойные скромные люди, тихо молчали…

Ферма была надеждой нашего колхоза, на возведение которого было затрачено много сил. С большим трудом предприятие сель- чан вставало на ноги. Угроза падежа скота волновала и тревожила директора молодого колхоза Ахмета Эльдарова. Тогда он заработал себе болезнь. Я думаю, ему не удавалось выспаться, был занят решением всевозможных, бесконечных вопросов.

Спасение фермы — это победа сельчан! Большая победа маленького Акбулатюрта… Сегодня, наверно, легко об этом говорить. Но тогда… тарахтящий трактор, сопровождаемый вертолетами, и я, когда пешком с учительницей Любовью Эльдаровой преодолевали расстояние до фермы и обратно, о чём мы думали и говорили, на что надеялись?! От кого ждали спасения, и для чего

Фельдшер

Мальчик! Мальчик родился! Раз- неслось по всему снежному Гаквари. У Абдулкеримова Чопалая и Козу- ба родился сын и, как полагается у мусульман, нарекли его именем Магомед. Шли годы, малыш вырос, стал школьником, затем студентом Кизлярского медицинского училища.

После окончания учебы, рождённый в горах Цумадинского района, молодой человек в 1962 году с красным дипломом фельдшера в руках оказался в селе Акбулатюрт. Здесь до сих пор стоит тот деревянный медпункт, в котором поселился Магомед. Он всё тот же, как в 1962 году, ничего не изменилось, лишь ежегодные косметические ремонты, проводимые членами семьи Абдулкеримова, держат его в сохранности.

Наверное, наша республика бедна и не может позволить нашему селу новый, оборудованный медпункт, ведь оно одно из тех многих таких, как и во всём Дагестане, живёт, довольствуясь тем, что имеет. Жаль, что нет уважения к жителям села…

Уже давно XXI век во дворе, а у нас нет до- рог, ни современной школы, ни клуба, ни достойного медпункта.

Рабочий день Магомеда Абдулкеримова не нормирован. Потому что больной к нему приходит тогда, когда он посчитает нужным, ведь сельский труд также не нормирован. Он ко всем очень внимателен, добродушен и уважителен, не делит людей на нужных и ненужных.

Наша семья никогда не забудет его труд и сострадание, проявленное к нам. В далёком 1965 году тяжело болел мой отчим. Магомед три раза в день в течение долгого времени приходил делать уколы пешком, преодолевая каждый раз расстояние около трехкилометров, туда и обратно, в зной и жару. Мы видели как он чутко понимал боль больного, а отчиму так хотелось жить! Ведь у его изголовья вертелся его двухлетний малыш. Магомед изо всех сил старался, применял полученные знания, он так хотел помочь.

Способна ли в наши дни современная молодежь проявить такое упорство, целеустремлённость? Магомед Чопалаевич твёрдо следовал клятве Гиппократа. Но людская память коротка, не всегда можем вовремя сказать добрые и теплые слова, не умеем выражать свою признательность. Может, некое непонятное смущение мешает этому? В тяжелые минуты Магомед всегда приходит на помощь. Когда муж получил тяжелую травму, он одним из первых был у нас дома. Столько всего было за эти годы — не перечислишь!

А когда случилась беда в Чечне и беженцы хлынули в село, он, как всегда, был на «боевом посту». Какие трудности выпали на его плечи, знает только сам Магомед и его неразлучная помощница и подруга ясноокая, добрая, мудрая Забидат. В те дни, кроме сельчан, нуждались в медицинской помощи и появившиеся беженцы, в основном женщины, старики, дети.

Магомед Чопалаевич в селе единственный медик, ему пришлось очень тяжело в те дни. Невзирая на возраст, в любую погоду: промозглый ветер, холод, дождь, грязь которая порой доходила до колен, он посещал каждый дом без выходных и праздников. Осматривал, беседовал с больными, ведь доброе слово иногда важнее медикаментов! Люди, бежавшие от войны, ужаса, встретили здесь тепло, внимание участие в их судьбе. А недостача медикаментов была его личной проблемой, так как почти никто не помогал.

Пока Магомед Чопалаевич обходил село, лежачих больных в его доме всем заведовала санитарка-супруга Забидат. Она делала уколы, перевязки, давала необходимые лекарства, старалась высказать слова утешения, или угостить чаем, накормить. При этом никому из посетивших ее дом и в голову не приходило, что она может быть устала, что ее семья даже не завтракала, и не обедала. Эти люди открытые, красивые, они Магомед и Забидат — олицетворение добра.

Магомед Абдулкеримов давно живет в селе Акбулатюрт. Здесь он женился, вырастил четверых детей. Жена его как верный друг всегда с ним рядом и в горести, и в радости. Магомед Чопалаевич неоднократно проходил аттестацию и специализацию на «отлично». В 1985 году отмечен знаками «Отличник Министерства здравоохранения СССР» и «Ударник коммунистического труда, награжден медалью «Ветеран труда», многократно поощрён дипломами и грамотами. Конечно, найдутся люди, скептики, которые захотят сказать, что он исполняет лишь свою работу. Работать можно по вся- кому, а Магомед Чопалаевич, невзирая ни на что, профессионально с душой исполняет свой долг, свою работу, отдавая всего себя. Для него самая большая награда — это любовь народа.

2012 год.