Из книги Сулейманова Магомеда Мирзаевича « Мой путь в кино длиною в жизнь»
16 марта 2017 года на заседании Общественного совета
Министерства культуры РФ с программной речью выступил народный артист России
Николай Бурляев, который напомнил о законе 1992года
Вспомним, что обозначает это пугающее многих слово – «цензура».
Цензура – система государственного надзора за печатью и средствами массовой информации, появилась в Европе еще в 15 веке, а в России в 18 веке. По форме контроля подразделялась на предварительную и карательную.
В 1865 году в России ввели уже карательную цензуру, вместо предварительной, для ряда столичных изданий. Наверное и тогда в прессу просачивались произведения аморального плана. Надо отдать должное тогдашним цензорам: благодаря их жесткому надзору мы сегодня восторгаемся произведениями классиков, их поэзией, прозой, драматургией, а самое главное нравственностью, культурой и просвещением, которые они несут в народ в своих произведениях.
Любое государство имеет собственные надзорные органы, которые определяют все сферы общественной жизни: экономическую, духовную, социальную. Одним из средств, помогающих власти контролировать общественную жизнь, является ЦЕНЗУРА. Этот орган устанавливает ответственность художника перед обществом за моральную и культурно-воспитательную пропаганду в своих произведениях, при этом государство не ограничивает художника-творца, в свободе творчества.
После Октябрьской революции в прессу потоком хлынула низкопробная макулатура, произведения этих авторов разрушали устои семьи и человеческой морали, поэтому чтобы оградить народ от моральной деградации ,коммунисты издали закон социалистического реализма, который требовал от писателей нравственности просвещения и культуры. Результат налицо.
Посмотрите, сколько классических произведений появилось за период советской власти. Это проза, поэзия, драматургия и, наконец, фильмы. Герои многих литературных произведений и фильмов, словно путеводные звезды, освещали нам путь к совершенству.
По ним мы проверяли себя, поэтому мы и сегодня с удовольствием читаем книги Российских дореволюционных и Советских классиков и смотрим фильмы, достойные высоких похвал и подражаний.
«Censura» — перевод с латинского — «строгое суждение». А строгое суждение не всегда плохо. Вспомним, что сказал великий Пушкин о цензуре: «Я убежден в необходимости цензуры в образованном нравственном и христианском обществе, под какими бы законами и правлением оно бы не находилось. Нравственность должна быть уважаема писателем». Долгие годы цензором России был великий русский поэт и дипломат Федор Тютчев.
Социалистический реализм в Советской печати впервые появился в 1932году в «Литературной газете». Он возник в связи с необходимостью противопоставить Ропповскому тезису, механически переносившему философские категории в область литературы. Понятие социалистического реализма сразу же получило, широкое распространение и было закреплено на Первом Всесоюзном съезде писателей в 1934 году, где Максим Горький говорил о новом методе, как о творческой программе, направленной на реализацию революционных гуманистических идей. В основе идеи — гармоничное развитие человека, проявление его духовных и нравственных возможностей, параллельно человеческого отношения их друг к другу, к природе, к обществу. Эта гуманистическая направленность присуща всем видам художественной культуры: литературе, живописи, архитектуре, музыке, театру и кинематографу.
На примере социалистического реализма в России, в США, а именно в Голливуде, приняли в 1930 году кодекс Хейса, который призывал к нравственности в кинематографе. За сравнительно небольшой срок Голливуд выпустил на экраны мира, поистине, фильмы-шедевры мирового экрана. Но через несколько лет Голливуд отказался от этого кодекса, и тут же на экран хлынуло насилие, порнография, жестокость и тонны крови.
После государственного переворота в нашей стране, стали разрушать все, что годами народ и партия строили в стране
После знаменитой фразы Ельцина: «Берите столько свободы, сколько можете проглотить» в стране началась вакханалия, разгул безнравственности бандитизма, насилия, наркомании. Для совращения нашей молодежи Америка потратила не один миллиард долларов. Сегодня в силе знаменитая доктрина Алена Даллеса – директора ЦРУ, где говорится, как уничтожить Советский Союз.
Цитирую отдельные главы:
«В управлении государством мы создадим хаос, неразбериху. Мы будем незаметно, но активно и постоянно способствовать самодурству чиновников, взяточников, беспринципности. Честность и порядочность будут осмеиваться. Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркомания, животный страх; вражду и ненависть особенно к русскому народу – все это мы ловко и незаметно будем культивировать.
Мы будем расшатывать таким образом поколение за поколением.
Мы будем драться за людей с детских, юношеских лет, будем главную ставку делать на молодежь, станем разлагать, развращать, растлевать ее. Мы сделаем их них космополитов».
Вот эту картину, написанную на бумаге ярым врагом СССР, стало возможным осуществить, когда полутрезвый и полуграмотный человек по имени Ельцин в угоду США издал антинародный закон о вседозволенности и функционеры от культуры поощряемые оробевшей властью, кинулись и стали дружно разлагать народ.
…Согласно этому федеральному закону от 1992 года, Министерство культуры РФ было лишено четкого влияния на культурную политику государства и освобождено от ответственности за духовно-нравственное состояние культуры, а в субъектах Российской Федерации, где каждый считал себя безраздельным князем, вершил культурную политику по своему усмотрению и на свой лад, — пишет Н. Бурляев.
Сегодня эта доктрина в нашей стране набирает свои обороты.
Чиновники всех уровней вплоть до верховной власти погрязли в коррупции и лжи. Иначе, как объяснить проталкивание Правительством и Думой закона о пенсионном возрасте,росте цен на энергоносители, увеличение тарифоы ЖКХ и многое другое. Каждый день показывают членов высшего эшелона власти на скамье подсудимых, разве такое возможно было при социализме?
Молодежь уже давно достигла апогея лени, разврата, насилия.
Если раньше молодежь шла в кружки самодеятельности, технические кружки, спортивные секции, то теперь — дискотеки, ночные клубы, рестораны и криминал. Один пример. В дагестанском городе Каспийске был Дворец культуры при градообразующем заводе «Дагдизель» где работали десятки разновидностей кружков и секций, куда стекалась молодёжь со всего города. Это был культурный центр города со своим театром и концертным залом. В одночасье его не стало, т.е. по требованию «корпорации ТРВ» — это головное предприятие, которое находилось в г. Королеве. Руководство этого ТРВ обязало совет директоров завода «Дагдизель» в срочном порядке избавиться от непрофильных активов путем продажи за бесценок Дворца культуры, профилактория, спорткомплекса вместе со стадионом, а на сегодня выставлен на торги и один из лучших детских лагерей в Дагестане.
Вот поэтому нам сегодня, как воздух, необходима цензура над литературой, театром, кинематографом.
Поскольку кинематограф из всех искусств самый массовый, на него ложится вся нравственная ответственность в искусстве.
После развала СССР прошло 28 лет. А что мы имеем за этот период по литературе, кинематографу, театру, музыке? Очень мало из того, чем мы, россияне, могли бы гордиться. И с каждым днем мы все больше и больше сдаем свои позиции нравственно падаем все ниже и ниже.
Мы с трибуны Съезда кинематографистов, со страниц газет, на пленумах говорим постоянно о нравственности в кино, но, к сожалению, Министерство культуры РФ дает деньги фильмам, далеким от нравственности и культуры.
Несколько лет тому назад Клим Лаврентьев, заместитель Председателя Союза кинематографистов России делал доклад на пленуме о распределении квот на документальные фильмы департаментом кинематографии по киностудиям, которых по стране сотни, и у некоторых даже офиса нет, не то что киносъемочной базы. Картина была удручающая, одни получали субсидии на десятки единиц фильмов, тогда как целые регионы оставались без фильмов. От дагестанских кинематографистов заявки не принимают, потому что у нас нет своей киностудии, а на нашу просьбу об открытии киностудии или фонда кино Правительство Дагестана даже не удостоило нас ответом.
На пленуме присутствовал сам начальник департамента по кинематографии Тельнов. Ну и что? А воз и ныне там. Ушёл Тельнов, пришел другой директор, а положение не меняется, десятками лет сидят одни и те же лица в комиссии министерства, которые принимают заявки и сами себе присваивают по нескольку единиц фильмов, поэтому полки Госфильмофонда забиты бездарностью, и никто не несет ни уголовной ни гражданской ответственности за присвоение государственных денег.
Клепаем низкопробные фильмы и потом аккуратно кладем их на полку. Вот к чему сводится сегодня роль Министерства культуры РФ — к распределению денег своим нужным людям. Не лучшее положение и у нас в Министерстве культуры РД. На кино денег нет, хотя в бюджете министерства черным по белому написано: средства на культуру и кинематограф. На мой вопрос: — А где же деньги на кино? Мне отвечают: — А у нас нет кинематографа, поэтому и денег нет, они остаются для культуры. В таком случае, почему закрываем музыкальные школы? Неужели мы вечно будем слушать слабенькие песни под постоянный аккомпанемент лезгинки?
Я обратился на пленуме к нашему председателю, Никите Михалкову, помочь реанимировать Северо-Кавказскую киностудию, Михалков обещал помочь. Мы написали письмо, и Никита Сергеевич лично отнес письмо президенту. Путин подписал письмо и адресовал Председателю Правительства. Медведев дал распоряжение четырем министрам: экономики, юстиции, имущественных отношений и культуры, осуществить открытие, но ни одно из министерств палец о палец не ударило, а Министерство культуры РФ, которое должно было погасить долги старой киностудии и открыть новую, тоже не исполняет указ Президента и Правительства, и это длится уже несколько лет.
Вопрос: а нужен ли нам такой министр, который не исполняет указы Правительства, не думает о проблемах народа?
Считаю, чтобы отечественный кинематограф снова занял свою нишу в мировом киноискусстве и для нормального функционирования в целом киноотрасли в нашей стране, необходимо восстановить Комитет по кинематографии с его редакторским составом, чтобы через их цензуру не прошла ни одна бездарность.
Прошу Правительство повернуться к нам лицом, по возможности увеличить расходы на культуру и кинематограф в несколько раз. Согласен с Бурляевым, что культуру и искусство необходимо вывести законодательно за рамки рыночных отношений.
Члены Союза кинематографистов дагестанского отделения всецело поддерживают позицию уважаемого народного артиста России Николая Бурляева и призывают коллег поддержать идею возрождения цензуры.
Пусть этот закон будет называться «Российский реализм», и мы уверены, что через несколько лет появятся произведения, которые потрясут мир своей глубиной мысли, нравственностью и культурой.
Хотелось бы узнать мнение нашей творческой интеллигенции.
Магомед Сулейманов,
председатель Дагестанского отделения СК РФ