Цензура

Из книги Сулейманова Магомеда Мирзаевича « Мой путь в кино длиною в жизнь»

 

16 марта 2017 года на заседании Общественного совета
Министерства культуры РФ с программной речью выступил народный артист России
Николай Бурляев, который напомнил о законе 1992года

Вспомним, что обозначает это пугающее многих слово – «цензура».

Цензура – система государственного над­зора за печатью и средствами массовой информации, появилась в Европе еще в 15 веке, а в России в 18 веке. По форме кон­троля подразделялась на предварительную и карательную.

В 1865 году в России ввели уже каратель­ную цензуру, вместо предварительной, для ряда столичных изданий. Наверное и тогда в прессу просачивались произведения амо­рального плана. Надо отдать должное тог­дашним цензорам: благодаря их жесткому надзору мы сегодня восторгаемся произ­ведениями классиков, их поэзией, прозой, драматургией, а самое главное нравствен­ностью, культурой и просвещением, кото­рые они несут в народ в своих произведе­ниях.

Любое государство имеет собственные надзорные органы, которые определяют все сферы общественной жизни: эконо­мическую, духовную, социальную. Одним из средств, помогающих власти контро­лировать общественную жизнь, является ЦЕНЗУРА. Этот орган устанавливает ответ­ственность художника перед обществом за моральную и культурно-воспитательную пропаганду в своих произведениях, при этом государство не ограничивает художни­ка-творца, в свободе творчества.

После Октябрьской революции в прессу потоком хлынула низкопробная макулату­ра, произведения этих авторов разрушали устои семьи и человеческой морали, поэто­му чтобы оградить народ от моральной де­градации ,коммунисты издали закон социа­листического реализма, который требовал от писателей нравственности просвещения и культуры. Результат налицо.

Посмотрите, сколько классических про­изведений появилось за период советской власти. Это проза, поэзия, драматургия и, наконец, фильмы. Герои многих литератур­ных произведений и фильмов, словно путе­водные звезды, освещали нам путь к совер­шенству.

По ним мы проверяли себя, поэтому мы и сегодня с удовольствием читаем книги Российских дореволюционных и Советских классиков и смотрим фильмы, достойные высоких похвал и подражаний.

«Censura» — перевод с латинского — «стро­гое суждение». А строгое суждение не всег­да плохо. Вспомним, что сказал великий Пушкин о цензуре: «Я убежден в необходи­мости цензуры в образованном нравствен­ном и христианском обществе, под какими бы законами и правлением оно бы не нахо­дилось. Нравственность должна быть ува­жаема писателем». Долгие годы цензором России был великий русский поэт и дипло­мат Федор Тютчев.

Социалистический реализм в Советской печати впервые появился в 1932году в «Ли­тературной газете». Он возник в связи с не­обходимостью противопоставить Роппов­скому тезису, механически переносившему философские категории в область литера­туры. Понятие социалистического реализма сразу же получило, широкое распростра­нение и было закреплено на Первом Все­союзном съезде писателей в 1934 году, где Максим Горький говорил о новом методе, как о творческой программе, направленной на реализацию революционных гуманисти­ческих идей. В основе идеи — гармоничное развитие человека, проявление его духов­ных и нравственных возможностей, парал­лельно человеческого отношения их друг к другу, к природе, к обществу. Эта гумани­стическая направленность присуща всем видам художественной культуры: литерату­ре, живописи, архитектуре, музыке, театру и кинематографу.

На примере социалистического реализма в России, в США, а именно в Голливуде, при­няли в 1930 году кодекс Хейса, который при­зывал к нравственности в кинематографе. За сравнительно небольшой срок Голливуд выпустил на экраны мира, поистине, филь­мы-шедевры мирового экрана. Но через несколько лет Голливуд отказался от этого кодекса, и тут же на экран хлынуло насилие, порнография, жестокость и тонны крови.

После государственного переворота в на­шей стране, стали разрушать все, что года­ми народ и партия строили в стране

После знаменитой фразы Ельцина: «Бери­те столько свободы, сколько можете прогло­тить» в стране началась вакханалия, разгул безнравственности бандитизма, насилия, наркомании. Для совращения нашей моло­дежи Америка потратила не один миллиард долларов. Сегодня в силе знаменитая док­трина Алена Даллеса – директора ЦРУ, где говорится, как уничтожить Советский Союз.

Цитирую отдельные главы:

«В управлении государством мы созда­дим хаос, неразбериху. Мы будем незамет­но, но активно и постоянно способствовать самодурству чиновников, взяточников, бес­принципности. Честность и порядочность будут осмеиваться. Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркомания, жи­вотный страх; вражду и ненависть особенно к русскому народу – все это мы ловко и не­заметно будем культивировать.

Мы будем расшатывать таким образом поколение за поколением.

Мы будем драться за людей с детских, юношеских лет, будем главную ставку де­лать на молодежь, станем разлагать, раз­вращать, растлевать ее. Мы сделаем их них космополитов».

Вот эту картину, написанную на бумаге ярым врагом СССР, стало возможным осу­ществить, когда полутрезвый и полуграмот­ный человек по имени Ельцин в угоду США издал антинародный закон о вседозволен­ности и функционеры от культуры поощря­емые оробевшей властью, кинулись и стали дружно разлагать народ.

…Согласно этому федеральному закону от 1992 года, Министерство культуры РФ было лишено четкого влияния на культурную политику государства и освобождено от от­ветственности за духовно-нравственное со­стояние культуры, а в субъектах Российской Федерации, где каждый считал себя безраз­дельным князем, вершил культурную поли­тику по своему усмотрению и на свой лад, — пишет Н. Бурляев.

Сегодня эта доктрина в нашей стране на­бирает свои обороты.

Чиновники всех уровней вплоть до вер­ховной власти погрязли в коррупции и лжи. Иначе, как объяснить проталкивание Пра­вительством и Думой закона о пенсионном возрасте,росте цен на энергоносители, увеличение тарифоы ЖКХ и многое другое. Каждый день показывают членов высшего эшелона власти на скамье подсудимых, раз­ве такое возможно было при социализме?

Молодежь уже давно достигла апогея лени, разврата, насилия.

Если раньше молодежь шла в кружки самодеятельности, технические кружки, спортивные секции, то теперь — дискотеки, ночные клубы, рестораны и криминал. Один пример. В дагестанском городе Каспийске был Дворец культуры при градообразую­щем заводе «Дагдизель» где работали де­сятки разновидностей кружков и секций, куда стекалась молодёжь со всего города. Это был культурный центр города со своим театром и концертным залом. В одночасье его не стало, т.е. по требованию «корпора­ции ТРВ» — это головное предприятие, кото­рое находилось в г. Королеве. Руководство этого ТРВ обязало совет директоров завода «Дагдизель» в срочном порядке избавиться от непрофильных активов путем продажи за бесценок Дворца культуры, профилактория, спорткомплекса вместе со стадионом, а на сегодня выставлен на торги и один из луч­ших детских лагерей в Дагестане.

Вот поэтому нам сегодня, как воздух, не­обходима цензура над литературой, теа­тром, кинематографом.

Поскольку кинематограф из всех искусств самый массовый, на него ложится вся нрав­ственная ответственность в искусстве.

После развала СССР прошло 28 лет. А что мы имеем за этот период по литерату­ре, кинематографу, театру, музыке? Очень мало из того, чем мы, россияне, могли бы гордиться. И с каждым днем мы все больше и больше сдаем свои позиции нравственно падаем все ниже и ниже.

Мы с трибуны Съезда кинематографи­стов, со страниц газет, на пленумах говорим постоянно о нравственности в кино, но, к со­жалению, Министерство культуры РФ дает деньги фильмам, далеким от нравственно­сти и культуры.

Несколько лет тому назад Клим Лаврен­тьев, заместитель Председателя Союза кинематографистов России делал доклад на пленуме о распределении квот на до­кументальные фильмы департаментом ки­нематографии по киностудиям, которых по стране сотни, и у некоторых даже офиса нет, не то что киносъемочной базы. Картина была удручающая, одни получали субсидии на десятки единиц фильмов, тогда как це­лые регионы оставались без фильмов. От дагестанских кинематографистов заявки не принимают, потому что у нас нет своей ки­ностудии, а на нашу просьбу об открытии киностудии или фонда кино Правительство Дагестана даже не удостоило нас ответом.

На пленуме присутствовал сам начальник департамента по кинематографии Тельнов. Ну и что? А воз и ныне там. Ушёл Тельнов, пришел другой директор, а положение не меняется, десятками лет сидят одни и те же лица в комиссии министерства, которые принимают заявки и сами себе присваивают по нескольку единиц фильмов, поэтому пол­ки Госфильмофонда забиты бездарностью, и никто не несет ни уголовной ни граждан­ской ответственности за присвоение госу­дарственных денег.

Клепаем низкопробные фильмы и потом аккуратно кладем их на полку. Вот к чему сво­дится сегодня роль Министерства культуры РФ — к распределению денег своим нужным людям. Не лучшее положение и у нас в Ми­нистерстве культуры РД. На кино денег нет, хотя в бюджете министерства черным по бе­лому написано: средства на культуру и кине­матограф. На мой вопрос: — А где же деньги на кино? Мне отвечают: — А у нас нет кинема­тографа, поэтому и денег нет, они остаются для культуры. В таком случае, почему за­крываем музыкальные школы? Неужели мы вечно будем слушать слабенькие песни под постоянный аккомпанемент лезгинки?

Я обратился на пленуме к нашему предсе­дателю, Никите Михалкову, помочь реани­мировать Северо-Кавказскую киностудию, Михалков обещал помочь. Мы написали письмо, и Никита Сергеевич лично отнес письмо президенту. Путин подписал письмо и адресовал Председателю Правительства. Медведев дал распоряжение четырем ми­нистрам: экономики, юстиции, имуществен­ных отношений и культуры, осуществить от­крытие, но ни одно из министерств палец о палец не ударило, а Министерство культуры РФ, которое должно было погасить долги старой киностудии и открыть новую, тоже не исполняет указ Президента и Правитель­ства, и это длится уже несколько лет.

Вопрос: а нужен ли нам такой министр, который не исполняет указы Правительства, не думает о проблемах народа?

Считаю, чтобы отечественный кинема­тограф снова занял свою нишу в мировом киноискусстве и для нормального функци­онирования в целом киноотрасли в нашей стране, необходимо восстановить Комитет по кинематографии с его редакторским со­ставом, чтобы через их цензуру не прошла ни одна бездарность.

Прошу Правительство повернуться к нам лицом, по возможности увеличить расходы на культуру и кинематограф в несколько раз. Согласен с Бурляевым, что культуру и искус­ство необходимо вывести законодательно за рамки рыночных отношений.

Члены Союза кинематографистов даге­станского отделения всецело поддержива­ют позицию уважаемого народного артиста России Николая Бурляева и призывают кол­лег поддержать идею возрождения цензу­ры.

Пусть этот закон будет называться «Рос­сийский реализм», и мы уверены, что через несколько лет появятся произведения, ко­торые потрясут мир своей глубиной мысли, нравственностью и культурой.

Хотелось бы узнать мнение нашей творче­ской интеллигенции.

Магомед Сулейманов,

председатель Дагестанского отделения СК РФ