памяти Магомедсалиха Гусаева
Наша дружба с Магомедсалихом Гусаевым начиналась в далекие 70-е годы, когда он учился, а позднее работал в Дагестанском государственном университете. Отчетливо помню его огромное желание изменить стиль и методы работы комсомольского, профсоюзного активов. Именно в Дагестанском государственном университете началось его восхождение по служебной лестнице. Именно здесь, в главном вузе республики заметили большие организаторские способности, умение сплотить вокруг себя единомышленников, сплотить и направить на решение конкретных задач. Словом, качество лидера…
Следующей ступенью служебного карьерного роста для Магомедсалиха Гусаева стало избрание его секретарем Махачкалинского горкома ВЛКСМ. Это было уже в начале 80-х годов. С ностальгией вспоминаю те годы… Помню, когда очень быстро он стал своим у рабочей и студенческой молодежи столицы Дагестана, как многие молодые махачкалинцы увидели в нем инициативного и верного друга, настоящего комсомольского вожака. И как огоньком и энтузиазмом кипела работа в городской комсомольской организации.
До сих пор помню вечера, когда мы сидели в кабинете у Магомедсалиха Гусаева над рабочими планами, придумывали новые и новые площадки для проведения разного рода мероприятий. Именно по инициативе Гусаева в еженедельной телевизионной программе «Семь дней Махачкалы» проводили смотр-конкурс под девизом «Общежитие – твой дом». Разработали положение, учредили призы для победителей, создали конкурсные комиссии. И один раз в три месяца ездили по рабочим и студенческим общежитиям, проверяли состояние воспитательной работы, жилищных условий в местах обитания молодежи.
И второе направление комсомольской работы тех лет – организация работы оперативных отрядов, народных дружинников в вечернее и ночное время. Помню, с какой ответственностью молодые люди относились к вопросам безопасности, соблюдения элементарных правил поведения.
Это была серьезная школа жизни для Магомедсалиха Гусаева и многих его соратников. И только спустя годы пришли к нему опыт, знания и, самое главное, – умение работать с людьми.Ответственная работа в аппарате Махачкалинского горкома КПСС, в Ленинском районе КПСС, Дагестанском обкоме КПСС, руководство Агульским районом, Госкомитетом по делам национальностей, депутатство в республиканском парламенте, работа министром по национальной политике, информации и внешним связям дали ему возможность приобрести качество умудренного опытом политика, дипломата, руководителя и патриота.
Друзья Гусаева всегда выделяли в его характере такие качества, как профессионализм, отзывчивость и гуманность. Его коллега, известный политический и общественный деятель, Зикрулла Ильясов часто вспоминает, как Магомедсалих в свое время принимал самое активное участие в разработке и принятии в 1994 году комплексной программы решения проблем национальных отношений в нашем северо-кавказском регионе. Концепция национальной политики РФ была принята в июле 1996 года. Это был первый опыт программного обеспечения вопросов национального развития, который стал ответом на жизненные требования в области сохранения мира и стабильности, совершенствования межэтнических отношений, укрепления государственности в Республике Дагестан.
Магомедсалих Гусаев никогда не делал политику на мелочах. Ему было свойственно брать ответственность за последствия любого дела на себя. Пребывание Гусаева на посту министра по национальной политике, информации и внешним связям РД у всех дагестанцев ассоциировалось со стабильностью, свободой совести и слова, взвешенной национальной политикой, плодотворными внешними связями и реальным осуществлением демократических преобразований в республике.
Как известно, в конце 1990-х гг. в Дагестане резко обострились межнациональные отношения. И как реакция на это, парламентом Дагестана было принято решение образовать Госкомитет (впоследствии Министерство) по делам национальностей. Руководство республики выдвинуло на должность его председателя Магомедсалиха Магомедовича. Возглавляемое Гусаевым ведомство сразу же стало локомотивом в решении бурлящих социальных, межнациональных, межконфессиональных проблем, а сам он – заметной фигурой среди республиканских политических деятелей.
Трудно представить национальную политику Дагестана в новой истории без личности Гусаева. Он обладал высоким уровнем государственного мышления, что позволило ему глубоко вникать в назревающие проблемы и выделять в них главное. После Гусаева это министерство возглавили разные люди… Загир Арухов, Гарун Курбанов, Алексей Гасанов, Бекмурза Бекмурзаев, Эдуард Уразаев… Все они отмечают, что руководство Дагестана и прежде всего Председатель Государственного Совета РД Магомедали Магомедов особо доверяли Магомедсалиху Гусаеву как опытному политику. К его мнению прислушивались и в Федеральном центре. Долгие годы он был членом Консультативного Совета МИД РФ.
Магомедсалих Магомедович очень часто удивлял всех нас, друзей своим особым вниманием. Он мог прямо с аэропорта приехать и поздравить с Днем рождения, мог позвонить и спросить: — чем могу помочь? И это были не просто слова. Он был прост и искренен в отношениях с людьми.
Был непревзойденным тамадой, ведущим, организатором на разного рода торжествах близких, друзей… И даже при всем этом мне всегда было очень трудно выделить в характере Гусаева главную черту. В нем и верность слову, и уважение, любовь к людям, ответственность и настойчивость в решении поставленной задачи. И все же основными достоинствами нашего друга и соратника являлись добросовестность и порядочность во всем, что касается дела.
Умение оперативно решать вопросы, передавать другим свою горячую нетерпимость ко всему, что позорит доброе имя человека, позволяли Магомедсалиху Гусаеву создать вокруг себя способный актив из патриотов с такими же пылкими сердцами. До сих пор помню слова нашего незабвенного друга о том, что политик, претендующий на какую-либо выборную должность в Дагестане и идет на выборы с националистическими идеями, должен быть осужден общественным мнением и лишен поддержки населения.
Это была его жизненная позиция. Сам он по духу был интернационалистом, много ездил по районам и городам, встречался с рядовыми людьми. Знал их заботы и делал многое для того, чтобы реально улучшить жизнь простых дагестанцев.
По словам известного российского и дагестанского журналиста Алика Абдулгамидова большой заслугой Гусаева, если говорить о сфере массовых коммуникаций, является создание им в конце 90-х годов единого информационного поля в Дагестане. Сам министр и его заместитель Загир Арухов, не жалея своих сил, делали все, чтобы это информационное поле покрыло всю республику, способствовало дальнейшему единению народов многонационального Дагестана и укреплению мира в республике. Единое информационное поле, как считал Гусаев, призвано обеспечить выполнение еще одной важной задачи – сохранение Дагестана в составе Российского Федерации.
Гусаев многие годы показывал своим коллегам личный пример того, как надо сотрудничать со СМИ, он не боялся брать ответственность на себя. Его острый ум, компетентность и высочайшая порядочность снискали к нему искреннее уважение всех, кто его знал. С журналистами он всегда был на прямой связи. Многие представители федеральных СМИ знали номера его телефонов и могли позвонить министру в любое время суток. Он же оперативно комментировал все события, происходящие в Дагестане. Магомедсалих регулярно организовывал «посиделки» с журналистами, в ходе которых обсуждались на равных любые темы. Такие неформальные встречи помогали представителям прессы лучше понять жизнь и вопросы, которые они освещали. Не было давления, нравоучений. Цель у министра и у журналистов была одна помочь Дагестану решить больные проблемы. По утверждению многих наших коллег, один из самых главных принципов Магомедсалиха Магомедовича и его соратников в сфере информационной политики долгие годы гласил, что деятельность СМИ должна регулироваться только правом, а не политическими симпатиями или доверительными отношениями. К сожалению, об этом забыли на каком-то этапе представители дагестанской власти. Поэтому роль государственных средств массовой информации в последние годы в Дагестане сводилась, как заметил известный журналист Леонид Никитинский, к «описанию магического присутствия властей». Ни журналистских расследований, ни анализа того или иного правительственного решения, директив министерств и ведомств.Все это отталкивает телезрителя от экрана, читателя от газет и журналов, и наводит всех нас на очень серьезные размышления.
Гусаев был успешным ученым. Он стоял у истоков рождения и становления кафедры телевидения и радиовещания на отделении журналистики Дагестанского государственного университета.
С тех пор прошло много лет. И все эти годы весь профессорско-преподавательский состав кафедры, факультета, университета тепло вспоминают Магомедсалиха Магомедовича. Его первые шаги, твердую позицию по созданию кафедры телевидения и радиовещания. Его стиль и методы работы. Великое умение работать спокойно с людьми. И мы продолжаем вместе с коллегами работу, начатую им по подготовке журналистов. И сегодня с удовлетворением могу отметить, что нам, его друзьям, удалось претворить в жизнь многое из того, о чем мечтал и планировал сделать при жизни Гусаев.
За долгие годы нашей дружбы с Магомедсалихом у нас было много встреч. И сейчас, выводя эти строки, перед глазами, как кадры видеохроники, мелькают события тех лет. Он был очень скромным человеком. Не любил лести, высокопарных фраз, умел держать слово. Помню, как в узком кругу отмечали его назначения на высокие должности, защиту кандидатской диссертации, дни рождения. На этих мероприятиях присутствовали, как правило, самые близкие друзья, родственники. И, что очень важно, все присутствующие вели себя на равных. И это благодаря Гусаеву. К сожалению, именно такой искренности, теплой человеческой атмосферы не хватает сегодня во многих компаниях.
Стремителен бег времени. Многие годы нет с нами Магомедсалиха Магомедовича. Но его образ светлого порядочного человека, профессионала-политика, испытанного верного друга, патриота Дагестана и России навсегда останется в наших сердцах.
Ильман Алипулатов,
председатель Дагестанского отделения МедиаСоюза РФ, член Общественной палаты РД