1 сентября исполняется 70 лет заслуженному артисту Дагестанской АССР, бывшему солисту и хореографу ансамбля «Лезгинка» Гамзату Бахрамовичу Мирзоеву. Обладатель божественного и неповторимого таланта, виртуоз танца покорил десятки тысяч зрителей. В последние 40 лет он живет в Москве, свою малую Родину не забывает, при любой возможности на всех широтах пропагандирует уникальное дагестанское искусство.
В канун славной даты в редакции газеты «Дагестанская жизнь» состоялась беседа с человеком хорошо знающим юбиляра, его близким другом Константином Борчалинским, бывшим танцором и директором «Лезгинки», заслуженным работником культуры РД, они продолжительное время работали вместе на сцене. Ниже мы публикуем интервью нашего корреспондента с ним.
Константин Николаевич, Вам, наверняка, запомнились детские годы Гамзата Мирзоева, как стал танцором, с чего начинал свою карьеру в искусстве, поделитесь, пожалуйста, своими воспоминаниями о нем.
Мой близкий друг Гамзат родился в 1949 году в Махачкале, в дружной семье. Отец его Бахрам работал на заводе им. Гаджиева, мать была домохозяйкой. Когда ему исполнилось 10 лет, его приняли в танцевальный кружок махачкалинского Дома пионеров и школьников. Тогда этим коллективом руководил знаменитый Казим Манафов, который по праву считается отцом детской дагестанской хореографии. Именно он увидел в хрупком мальчике с большими глазами в обрамлении бархатных ресниц будущего большого танцора и хореографа. Думаю, что увлечение танцами началось также с легкой руки старшего брата Эльдара, который в то время выступал солистом в ансамбле «Лезгинка».
По рекомендации Казима Абасовича руководство завода им. Гаджиева поручает ученику токаря Гамзату создать самодеятельный танцевальный коллектив. Было ему в ту пору всего 14 лет, а через год его одаренные юные артисты заняли 1-е место на республиканском конкурсе. Это выступление смотрели солисты ансамбля «Лезгинка», и его художественный руководитель Танхо Израилов, который пригласил подающего надежды юношу в свой именитый коллектив.
Вы упомянули имя народного артиста СССР Танхо Израилова, Ваше отношение к нему, и какую роль он сыграл в судьбах артистов, танцоров?
Имя легендарного хореографа современности и основателя «Лезгинки» Танхо Селимовича тесно переплетены в истории. Как основатель самого известного национального ансамбля советских времен он оставил после себя не только собранные им национальные танцы народов Дагестана, но целую плеяду учеников, в том числе Гамзат Мирзоев. Все они с глубоким уважением и почтением помнят о нем. К тому же многие из его учеников стали профессиональными хореографами и с гордостью продолжили дело мастера.
Будучи его учениками Гамзат и Эльдар Мирзоевы в 2016 году, к 100-летию со дня рождения корифея танца выпустили книгу «Танхо Израилов – создатель ансамбля «Лезгинка», за которую братья получили премию от фонда имени Вайнштейна. Созданный им в 1958 году коллектив такой же бренд Дагестана, как и стихи Расула Гамзатова. Имя его навсегда вписано в историю культуры народов Страны гор и России. Вот в честь таких людей, как он, прославивших нашу республику, нужно называть проспекты, улицы в городах, районах и воздвигать памятники, а в данном случае назвать его именем ансамбль «Лезгинка».
Расскажите, пожалуйста, об этом этапе жизни артиста Мирзоева, который попал в такой прославленный ансамбль, как «Лезгинка».
Гамзату было 15 лет, когда он начал карьеру солиста. Яркий, талантливый, стройный, красивый, изящный… А какая фактура! Он очень легко танцевал, на сцену вылетал, словно вихрь, даже коллеги не могли оторвать от него глаз. Жизнь артиста – это бесконечные гастроли, разъезды, концерты. Танцор побывал во многих странах мира, где наша «Лезгинка» выступала с неизменным оглушительным успехом. И везде ему аплодировали, где артист оставлял частицу своей добротной души.
И всё-таки, почему Гамзату Бахрамовичу пришлось уехать из Дагестана, была ли на то причина?
На всё воля Всевышнего или, как говорят, от судьбы не уйдешь. Вы знаете, жизнь не стоит на месте. Порой хочется испробовать себя в новом деле и иных обстоятельствах. До 1970 года Гамзат усердно и добросовестно работал в «Лезгинке». Потом наступил совершенно другой этап в жизни и творчестве — Ленинградский мюзик-холл, где он — солист ансамбля кавказских танцев «Асса» и одновременно постановщик-хореограф национальных танцев. Подчеркнем, что это был один из лучших коллективов Европы, с которым маэстро объездил весь Советский Союз и многие страны мира. Здесь Гамзат сумел воплотить в танце горский и особый неповторимый дух. А «Лезгинка» — это пляска из ветра, грации, силы, напора, огня. Тогда пели:
«Наш огненный танец нам музыка дарит опять,
И мы не устанем с тобой до утра танцевать!».
В 1976 году при Москонцерте создается ансамбль национальных танцев «Кавказ», где он блистательно танцует. В 80-е годы окончил Ленинградский институт культуры, снялся в главной роли в фильме «Снежная свадьба по повести Ахмедхана Абу-Бакара. Со временем, в 1990 году его назначают заместителем директора московской эстрады. И здесь, как и прежде, наш коллега профессионально справился с возложенными на него обязанностями.
Создавал ли Гамзат Бахрамович танцевальные ансамбли за рубежом?
Да, им был создан государственный ансамбль танца Йеменской Арабской Республики. Получилось так, что Гамзата отправили туда в командировку, которая затянулась на несколько лет. Активно помогала ему и супруга Наталья, бывшая солистка Красноярского ансамбля танца. Там же, в Йемене, родились их дети – Фархад и Анар. За большой вклад в развитие профессионального хореографического искусства Гамзат Бахрамович был удостоен высшего ордена этой страны.
Отмечу, что у йеменцев, как и у многих горных народов, есть особые, военные, боевые танцы. Гамзат их собирал по крупицам, эту важную часть местного фольклорного искусства, которая красочно отражает тот факт, что в истории этой прекрасной страны часты были и набеги завоевателей, и столкновения между соседними племенами. Боевой танец, таким образом, должен был продемонстрировать постоянную готовность его исполнителя к защите своей земли, чести и имущества с оружием в руках, а также его волю к победе. Традиционно это йеменские кинжалы и сабли.
Чем занимался Ваш коллега по возвращению домой?
Вернувшись на Родину, Гамзат Бахрамович по просьбе танцоров из бывшего Советского Союза, создает танцевальный ансамбль под названием «Националь». Здесь танцевали артисты из разных коллективов. Многие из них стали руководителями других ансамблей благодаря его бескорыстной поддержке. Как говорят в таких случаях, помощь состояла не только в этом, он оказывал содействие в реализации интересных проектов, которые спустя годы давали свою ощутимую отдачу.
Помогал ли он своему родному ансамблю «Лезгинка», который как известно в 1980-е переживал нелегкие времена?
Конечно, помогал. Вообще, стремление, желание и возможность помочь кому бы то ни было в крови у этого человека. Я помню, когда меня с должности заместителя министра культуры РД направили директором ансамбля «Лезгинка» для его укрепления, Гамзат поддержал меня в начале пути, помог и советом и дельными предложениями. А когда перебрался в Москву, организовывал нам гастроли по стране и за рубежом. Он ходил по инстанциям, доказывал, что «Лезгинка» — неповторимый ансамбль и часто добивался престижных туров.
Он и сейчас оказывает помощь многим талантам, приезжающим из Дагестана – певцам, актерам, танцорам. На его средства была установлена Мемориальная доска в Махачкале по ул. Коркмасова, 9 основателю и художественному руководителю ансамбля «Лезгинка» Танхо Израилову. Он же организовал его юбилейный вечер с приглашением ветеранов и артистов «Лезгинки».
Гамзат – истинный патриот, сердце которого принадлежит Дагестану. Здесь похоронены его родители, живут друзья, здесь вступил на первую ступеньку лестницы, ведущей в большую жизнь.
Что Вы вкладываете в понятие «Лезгинка»?
В 2003 году Гамзат Мирзоев на этот вопрос ответил буквально следующее: «Лезгинка – это не этнический танец какого-то конкретного этноса, он прежде всего общедагестанский. Секрет популярности танца лезгинка и ансамбля «Лезгинка» как раз заключается в его исконно дагестанском происхождении, что само по себе подразумевает подлинность кавказскую. Мы, дагестанцы, сумели сохранить наиболее древние, архаичные черты этого танца. Истоки лезгинки уходят в глубину веков.
Речь идет о древних, как сам мир, тотемических обрядах. По всей видимости, в этих танцах воплощена идея плодородия, мужественности, огня. Обратите внимание на вытянутую в сторону руку танцора – это рог, символ плодородия, мужественности. Позиция рук девушки означает то же самое, но, конечно, в девичьем варианте. Тур – один из основных тотемистических предков дагестанцев, человек в горах издавна охотился на него. Дагестанец в древности, как правило, питался мясом туров, диких коз и быков. Танцор, кстати, неслучайно становится на кончики пальцев ног, это опять-таки заимствовано от туров.
В музеях Дагестана, да и просто под открытым небом в горных селах вы можете увидеть насколько часто древние изображали тура, горного козла. Это всегда явно ритуальные, магические изображения. То же самое одинаково справедливо и для танца. Через переключение ритмов, чередуя круги, квадраты, исполнители лезгинки некогда в глубокой древности, во- первых, заговаривали жертвенное животное, во-вторых, уводили себя, свое племя на небесный космический уровень, добиваясь обретения высшей гармонии, слияния себя с божеством и с космическими силами».
В своих танцевальных постановках Гамзат умело использовал фольклор в сочетании в тонком синтезе с достижениями современной хореографии. Это позволяло ему особенно мастерски отображать черты быта, богатство обычаев и обрядов любой нации и народности, при этом с учетом современного веяния. Стремился поднять на новый уровень технику исполнения, одновременно с динамикой и пластикой, что вместе с национальной музыкой и костюмами ещё ярче и глубже раскрывали богатство и красоты народных самобытных танцев. Его творчество прививало духовность и преемственность, воспитывало нравственность, развивало эстетическое восприятие окружающего мира. Все это он талантливо воплотил в созданных танцевальных коллективах.
Надо отметить, что его искусство-танцовщика посмотрели зрители не только всех республик и областей СССР, но и десятки стран на всех континентах земного шара.
Чем занят юбиляр в настоящее время?
Гамзата Бахрамовича всегда окружали преданные и настоящие друзья, которые относятся к нему с большим уважением. Последние годы он занимался поиском материалов по истории ансамбля «Лезгинка», его основателя – Танхо Селимовича Израилова, выдающегося хореографа ХХ века, художественного руководителя и главного балетмейстера «Лезгинки», народного артиста СССР. Вместе со старшим братом Эльдаром, который также был танцовщиком, а затем директором «Лезгинки», по крупицам собирали документы по истории ансамбля и жизни Танхо.
В результате их кропотливого труда была подготовлена книга под названием «Танхо Израилов – создатель ансамбля «Лезгинка». Правда из-за ухода из жизни Эльдара, её пришлось заканчивать одному Гамзату, которую с помощью родственников Танхо он издал к 100-летию со дня рождения маэстро. В ней широко отображено то великое, что прославило «Лезгинку»: заложенные Танхо в творчестве ансамбля основные традиции народного танца, формирование яркого по богатству фольклорного колорита стиля, духовная фактура хореографии народов Дагестана, что определило на все времена творческий потенциал ансамбля, который приносит ему большой зрительский успех в течение 60 лет.
В книге поэтапно показывается огромная роль личности Танхо в рождении и организации плодотворной деятельности «Лезгинки» и её творческому долголетию. Поэтому имя Танхо и «Лезгинки» неразделимы. Современники оценили её значимость, достоинство и заслугу нашего юбиляра, книга по оценкам специалистов явилась уникальным изданием по содержанию и художественно-подарочном исполнении. Мирзоев также организовал презентацию этой книги в Махачкале и Москве – в представительстве Дагестана при Президенте России, где они были подарены ветеранам «Лезгинки» и представителям широкой общественности.
Что Вы можете пожелать своему закадычному другу на день его рождения?
Вы очень правильно подметили, что он закадычный. Это настоящий старинный друг на всю жизнь, с которым общаешься до самой смерти. Сегодня ему исполняется 70 лет, жизнь только набирает обороты, ещё многое предстоит сделать для осуществления планов, задумок, идей. Пусть они все в ближайшее время сбудутся. От имени всех ветеранов ансамбля «Лезгинка» и себя лично поздравляю Гамзата Мирзоева с юбилеем, желаю крепкого здоровья, радости общения с друзьями, семейного счастья, творческого долголетия и успехов в благих деяниях!
Беседовал Гаджи Мирзаев
Редакция газеты присоединяется к многочисленным поздравлениям в адрес Гамзата Бахрамовича – виртуоза танца и ветерана «Лезгинки». 9