«Учитель до тех пор учитель, пока учится сам»
Михаил Калинин
Каждый день в коридорах, в палатах и других помещениях Городской клинической больницы №1 множество молодежи в белых халатах. И это не случайно, так, как больница является базой для нескольких кафедр Дагестанского Государственного медицинского университета. Здесь проходят теоретические и практические занятия со студентами. Проходя мимо, заглянув в аудитории, среди группы трудно выделить преподавателя, потому, что не намного некоторые отличаются возрастом. Много молодых сменили, в классическом понимании старых преподавателей.
Сегодня мы познакомились с одним из них, Саидовой Заирой Магомедовной.
Заира родилась в интеллигентной семье медиков. Отец Саидов Магомед известный в республике микробиолог, кандидат медицинских наук, длительное время возглавлял кафедру микробиологии медицинского университета. Не смотря на возраст, он востребован в науке и медицинском образовании, поэтому является доцентом той же кафедры и вносит достойный вклад в обучение студентов. Мать, Алиева Лайла Магомедовна, работала детским инфекционным врачом, сестра Саидова Барият Магомедовна пошла по стопам отца и стала микробиологом, работает доцентом кафедры микробиологии медицинского университета.
Счастливое, весёлое, беззаботное детство является для каждого из нас отправной точкой в выборе самого главного пути в жизни – нашей будущей профессии. Медицинские книги и журналы в избытке находящиеся дома, постоянные разговоры на темы здоровья посеяли в душе Заиры зерна любви к медицине.
Вот и пришло её время познаний, открытий. В 1991 году Заира поступила в 1 класс. Училась девочка с огромным интересом. По мнению самой Заиры, в этом , конечно, заслуга её первого учителя Заремы Таджибовны, она привила тягу к знаниям. С этого времени школа становится для Заиры вторым домом. Все лучшие моменты жизни связаны теперь только с ней. Кроме учёбы, Заира принимала активное участие в общественной жизни, с интересом занималась в различных кружках, посещала спортивные секции. Проходило время, и девочка стала замечать, что из всех предметов школьного курса больше всего её интересуют всё же биология и химия. Одним словом выбор профессии был предопределен.
Выпускница средней школы Заира Саидова убежденная в своем призвании, поступает на педиатрический факультет Дагестанского Государственного Медицинского Университета. Интересной и сложной была учёба в этом ВУЗе, Испытала все прелести и тяготы студенческой жизни. Всего добивалась своим упорным и настойчивым трудом. В ходе учебы Заира выбрала нелегкую специализацию, связанную с изучением внутренних болезней человека. Такое направление в медицине давало ей возможность глубоко проникнуться знаниями для дальнейшего своего профессионального развития. Она активно участвовала в общественной жизни университета, выступала с докладами во многих студенческих научных мероприятиях. И вот, настал тот день, когда Заира смогла прижать к груди заветный красный диплом с отличием об окончании ВУЗа.
Свою трудовую деятельность Заира начала с поступления в ординатуру на кафедре внутренних болезней Дагестанского медицинского университета. И началась работа, творческая страсть, внутреннее горение, поиск. Клинической базой кафедры является терапевтическое отделение Городской клинической больницы №1, где клинический ординатор Заира Саидова вела палаты и эффективно лечила больных. После ординатуры сразу же поступила в аспирантуру. Совсем скоро будет и защита диссертации. Сотрудники кафедры, особенно её заведующий профессор Ахмедханов Сайпула Шапиевич, ещё со времени студенчества заметили творческий потенциал и профессиональные знания молодого специалиста, которые и послужили поводом для приглашения на должность ассистента кафедры.
Значение первого урока в судьбе учителя трудно переоценить. Ей удалось задеть самые потаенные струны души студентов, и ребята с неподдельным интересом, с самого начала, стали слушать материал в изложении молодого преподавателя. Экзамен на педагогическую прочность она смело выдержала. Так начался трудовой путь преподавателя ВУЗа Заиры Саидовой.
Заира Магомедовна, в силу своей деятельности Вы находитесь в тесном контакте со студентами. Скажите, современный студент, какой он?
-Во первых, это человек, отлично владеющий информационными технологиями, в отличие от людей предыдущих поколений. Он нацелен на результат и точно знает, чего хочет, как дальше будет строить свою карьеру. Ну и, конечно, современный студент – это молодой человек, понимающий важность здорового образа жизни, активно занимающийся спортом.
Легко ли Вам находить общий язык со своими подопечными?
-У нас опытный и творческий коллектив. Каждый старается находить общий язык со студентами. Трудности, конечно, возникают, а как иначе?! Мы знаем проблемы студентов и стремимся помогать им, решаем их совместно. Неформальное общение и сотрудничество позволяют создавать атмосферу взаимопонимания и взаимоуважения, что положительно отражается на учебном процессе. Нынешняя молодежь очень развитая, грамотная. Вы знаете, порой и нам есть, чему у них поучиться.
На ваш взгляд, какими характерными чертами должен обладать преподаватель ВУЗа?
-Отличительной характеристикой профессионального мастерства преподавателя клинической кафедры медицинского вуза является его многокомпонентность, предполагающая наличие профессиональных знаний по преподаваемой дисциплине, мастерства педагогического взаимодействия между студентами и преподавателем, высокого уровня методической подготовки, умение владеть и рационально использовать в повседневной практике сочетание классических и инновационных технологий обучения, обладание совершенной техникой преподнесения изучаемого материала.
Заира Магомедовна, всегда приветлива, энергична, доброжелательна. Ее мягкий голос, добрые ласковые глаза притягивают к себе слушателей. Она постоянно находится в творческом поиске. Своих студентов она обогащает идеями, практическим участием, заряжает оптимизмом, верой в свои силы, предопределяя тем самым в них успешность в обучении.
Чувствуете ли вы иногда потребность повышения своего уровня профессиональных знаний?
-Медицина последних лет характеризуется целым рядом практически революционных достижений в различных сферах внутренней патологии, включая новые представления о механизмах прогрессирования заболеваний, разработке новых диагностических критериев заболеваний внутренних органов, создание и внедрение современных диагностических и лечебных технологий, позволяющих организовать и проводить лечебный процесс на качественно новом уровне. При этом надо отметить важную роль преподавателя как проводника в выборе и направлении студентов на изучение наиболее значимых аспектов внутренней патологии. Поэтому каждый преподаватель клинической кафедры должен владеть современным арсеналом профессиональных знаний, постоянно самообразовываться и самосовершенствоваться. Этому способствует участие в научно-клинических конференциях, работе профессиональных обществ, обучение на базе ведущих вузов страны.
Надо отметить, что Заира Магомедовна принадлежит к числу тех преподавателей, которые совмещают в себе большой объем знаний и по — настоящему творческое, душевное отношение к самому процессу обучения студентов. Про таких людей говорят, что они работают «с огоньком”. Она постоянно учится чему-то новому, находя для себя новые методы и приёмы обучения, причем как профессионально, так и нравственно. Заира Магомедовна изучает опыт новаторов, следит за литературой, находится в постоянном процессе самосовершенствования. Ей присуща какая-то внутренняя потребность к самообразованию. Это человек, наделенный замечательными качествами : эрудированностью, простотой, доступностью в общении, открытостью, бескорыстием, готовностью реально прийти на помощь, а главное – очень требовательна по отношению к себе.
Как вы считаете, любой даже очень высококвалифицированный специалист без педагогической подготовки может быть хорошим преподавателем, учителем, наставником?
-На мой взгляд, весьма полезным и эффективным в этом плане является обеспечение постоянства профессионального совершенствования преподавателей по проблемам педагогики высшей школы. В этой связи актуальной представляется динамическая переподготовка преподавателей клинической кафедры медицинского вуза по наиболее значимым вопросам педагогики, техники педагогического мастерства, приобретение квалификации «преподаватель высшей школы», что, безусловно, оказало бы положительное влияние на совершенствование мастерства преподавателей и, следовательно, качества организации обучения студентов.
Все знают, что занятия Заиры Саидовой – это наглядный пример подражания, так как она умеет правильно формулировать задачи и проблемы темы, направлять рассуждения студентов в нужное русло, применять разные формы проведения занятий, использовать передовой опыт методистов – учёных. И всему этому способствуют всегда деловой настрой, быстрый темп, эмоционально безупречная речь учителя, правильно выбранная методика, использование наглядных пособий.
Заира Магомедовна, Вы строгий преподаватель?
-Я думаю, что к студентам отношусь с уважением, с пониманием и в меру строго. Я предоставляю им много контролируемой свободы. Потому что это обязательно скажется на повышении самостоятельности и ответственности студентов, если такой контроль будет систематическим. Чем больше самостоятельности и свободы действий мы предоставляем студентам, тем выше их ответственность и объективность в оценивании себя и товарищей. При этом нельзя не сказать о растущем взаимоуважении преподавателя и студентов, оценивая других, находясь на этой стороне «баррикады», студенты начинают понимать преподавателя, всю сложность и ответственность за свои решения. Таким образом, повышается мотивированность в получении знаний.
Как воспринимается Вами известный афоризм «Хороший врач, прежде всего хороший человек»?
-Я считаю, что организация обучения на клинической кафедре предусматривает наличие гуманистической составляющей, которая позволяет сделать акцент на проблеме конкретного страдающего человека, умение понять, сострадать, оказывать поддержку и помощь. Именно эта компонента педагогического процесса на клинической кафедре медицинского вуза способствует формированию у будущих врачей чувства сострадания, персонализированного подхода к пациенту в целях повышения качества и продолжительности человеческой жизни, возможности совершенствования терапии и влияния на прогноз заболевания. Поэтому для преподавателя клинической медицины важно не только иметь четкие представления об основных методологических подходах по гражданскому, мировоззренческому, правовому, трудовому, умственному и экологическому воспитанию, но и обеспечить реализацию механизмов запуска нравственности у студентов, как у будущих врачей.
Уделяется ли на кафедре особое внимание, каким -то специфичным методам обучения?
-Особенно хочется отметить важность таких форм обучения, как клинические разборы больных, доклады историй болезней и их обсуждение во время клинических обходов, организация «круглых столов» по актуальным и наиболее сложным для усвоения разделам клинической медицины, участие студентов в организации и проведении студенческих олимпиад по специальности, выступление с докладами на научно-клинических конференциях; их участие в научно-исследовательской работе с публикацией ее результатов, подготовка и защита курсовых и дипломных работ. Как показывает повседневная практика, использование именно творческих проблемных методов обучения существенно активизирует мотивацию студентов к обучению и направлено на формирование профессиональных компетенций, клинического мышления, развитие способностей к анализу и синтезу полученных результатов, учит профессиональному общению, что в итоге повышает качество подготовки будущего врача.
Надо отметить, что за последние годы на кафедре, полностью обновлен учебно-методический материал, в том числе разработаны новые рабочие программы по пропедевтике внутренних болезней и внутренним болезням для стоматологического и педиатрического факультетов, медико-профилактического факультета. Для контроля за теоретической и практической подготовкой студентов на каждое практическое занятие созданы и внедрены тестовые задания по пропедевтике внутренних болезней, внутренним болезням, профессиональным болезням, поликлинической терапии. На каждом факультете имеются наборы ситуационных задач, ЭКГ, рентгенограмм, данных лабораторных исследований.
Одной из первых в университете кафедра стала использовать новейшие компьютерные технологии для проведения лекционных занятий. При чтении лекций, используются не только учебный материал, но и электронные российские и зарубежные базы данных, медицинские интернет- сайты.
Надо сказать, что ассистент кафедры Саидова З.М. в совершенстве обладает профессиональным мастерством клинического обследования больного, высоким уровнем клинического мышления. Её активное участие, личный пример и авторитет при обучении студентов, объективность, поддержка в сложных ситуациях закладывают основы клинического мышления будущих врачей и определяют уровень профессионализма их дальнейшей деятельности».
Рашид Рашидов