Сохраняя преемственность поколений

В предыдущем номере «Даге­станская жизнь» опубликовала статью под названием «Флагман – значит первый», посвященная заводу имени Гаджиева – бренд Дагестана. Отрадно, что за 87 лет он прошел славный путь развития и у него теперь появилось второе дыхание. Мне повезло, что в свое время влился в этот замечательный коллектив, который сегодня сохра­нил преемственность поколений и продолжает преумножать сложив­шиеся десятилетиями трудовые традиции.

Действительно, нам есть чем гор­диться: за годы мирного строитель­ства 130 гаджиевцев отмечены высо­кими правительственными наградами, 22 удостоены почетных званий ДАССР и РСФСР, четверо стали лауреатами Государственной премии Республики Дагестан, двоим присвоено звание Ге­роя Советского Союза: Ивану Горбаче­ву и Якову Сулейманову.

В годы Великой Отечественной вой­ны на фронт ушли более 400 заводчан: молодых и здоровых рабочих. Многие из них не вернулись с полей сражений. Участниками войны являются Ирина Сухомлинова, Рахман Рахманов, Иван Иванов, Зинаида Жукова и Иван Кор­вяков, которые и ныне здравствуют. К ним мы относимся с особым уважени­ем.

Не менее почитаемы на заводе и участники трудового фронта: это Мир­за Ахмедов, Джамалутдин Дагишиев, Узлипат Басирова, Полина Воронцо­ва, Ия Груздова, Наталья Звягинцева, Мария Костенко, Егор Селиков, Асса Селимов, Нина Чучуга и Юсуп Юсупов.

С честью выполнили свой интер­национальный долг в Афганистане и участники боевых действий Абдулкаир Алиев, Абдулгани Ахмедов, Акболат Гаджибеков, Зейнал Гаджиханов, Дауд Курбанов, Сережа Кубатаев и Маго­медали Меджидов, которые являются примером для подражания молодежи.

В 1930-е годы наш завод был одним из градообразующих предприятий, ло­комотивом новой индустрии. В после­военное время на заводе трудились порядка 4 тысяч человек, теперь это количество снизилось до 650. Около 30 процентов работающих – это люди пенсионного возраста, на которых держится производство. Несмотря на трудности нынешней эпохи, акционер­ное общество продолжает функциони­ровать и развиваться.

Сегодня на заводе им. Гаджие­ва остро стоит проблема отсутствия квалифицированных кадров, которая становится одним из факторов, сдер­живающих дальнейшее развитие про­мышленного производства.

Современное профессионально- техническое образование, к сожале­нию, не ориентировано на подготовку специалистов рабочих профессий для машиностроительных предприятий. Государством выделяются и тратятся колоссальные бюджетные деньги на подготовку невостребованных специа­листов: (юристы, финансисты, менед­жеры, парикмахеры, официанты и т.д.

Причиной этому является то, что средне-специальные учебные заве­дения сократили обучение по специ­альностям, необходимым заводам. У нас остро ощущается нехватка фрезе­ровщиков, сварщиков, токарей. А что касается литейщиков, так их вообще в Дагестане не готовят. У плавильщи­ков и формовщиков заработная плата составляет 30-35 тысяч рублей. И уже давно канула в Лету практика, когда за промышленными предприятиями за­креплялись ВУЗы, при этом они не по­лучают очень нужных инженерно-тех­нических работников и специалистов рабочих профессий. Производство держится за счет работников — пен­сионеров. Теряется преемственность между поколениями.

Решая эту проблему, завод им. Гад­жиева взял на себя функции обучения учеников на производстве в течение нескольких месяцев, выплачивает им «подъемные», предлагает бесплатное питание в столовой, организовывает бесплатный проезд на работу из Ка­спийска и Карабудахкентского района.

В очередной раз мы убедились, что новое — это хорошо забытое старое. Огромное количество разных «спе­циалистов» за немалые бюджетные денежные средства решают различ­ные неисполнимые проблемы совре­менного бытия, не неся никакой от­ветственности за пущенные на ветер деньги. Одной такой проблемой яв­ляется профессиональная подготовка специалистов по профессиям рабочих для промышленных предприятий.

В прошлом столетии в переставшей существовать стране под названием СССР эта проблема подготовки моло­дежи производственным профессиям также существовала. И решалась она следующим способом.

В создавшейся ситуации руководи­тели страны подготовили программу и воплотили её в Указе Президиума Верховного Совета СССР от 2 октября 1940 года «О государственных трудо­вых резервах СССР». Вдумайтесь — го­сударственных трудовых резервах! Не в угоду частных владельцев, а на благо и для процветания Отечества!

Самые простые и доходчивые сло­ва в этом Указе: «Задача дальнейшего расширения нашей промышленно­сти требует постоянного притока но­вой рабочей силы на шахты, рудники, транспорт, фабрики и заводы. Без не­прерывного пополнения состава ра­бочего класса невозможно успешное развитие нашей промышленности. Пе­ред государством стоит задача орга­низованной подготовки новых рабочих из городской и колхозной молодежи и создания необходимых трудовых ре­зервов для промышленности’».

Не менее просто и доходчиво пред­ложено решение этой проблемы:

«Признать необходимым ежегодно подготавливать для передачи в про­мышленность государственные трудо­вые резервы в количестве от 800 тысяч до 1 миллиона человек путем обуче­ния городской и колхозной молодежи определенным производственным профессиям в Ремесленных, Желез­нодорожных училищах и в школах Фа­брично — Заводского Обучения.

  1. Установить, что обучение произ­водится бесплатно и учащиеся в пери­од обучения находятся нa иждивении государства.
  2. Установить, что все лица, окон­чившие обучение пользуются отсроч­ками по призыву в Красную Армию и Военно-Морской флот на время до истечения срока, обязательного для работы в государственных предпри­ятиях, согласно статье 10 настоящего Указа».

Просто и доступно. А главное — огромный опыт работы по этому плану, более 60 лет(!), пока не заменили от­лаженную систему подготовки рабочих кадров колледжами, ЕГЭ и другими чу­десами чужеродной идеологии.

В СССР обучение находилось на иждивении государства. В настоящее время наше предприятие как и другие платит немалые налоги. Часть из этих денег идет на обучение. Только специ­алисты на работу не прибывают. Ни с высшим, ни со средним образовани­ем. Специалистов рабочих профессий мы готовим сами, так как ПТУ, ФЗО ликвидированы, в школах отсутствуют уроки труда и черчения. Кандидаты с полученным образованием, приходя­щие устраиваться на работу, не зна­ют, как по 2-м проекциям спичечного коробка нарисовать третью проекцию!

Для решения этой проблемы пред­лагаю:

  1. Рассмотреть возможность пере­распределения денежных средств, выделяемых на обучение, в сторону промышленных предприятий для орга­низации обучения на местах.
  2. Дать указание соответствующим органам об организации на заводах экспериментального Учебного центра профессионального обучения по про­граммам профессиональной подго­товки, переподготовки и повышения квалификации по профессиям рабочих и должностям служащих за счет бюд­жетных средств.
  3. Пересмотреть и ввести в програм­му высшего образования подготовку специалистов, нужных производству: инженеров — специалистов по совре­менному литью, резинотехническим и пластмассовым изделиям, гальвани­ке, термообработке.
  4. Организовать проведение про­изводственной и преддипломной практики за государственный счет, то есть ввести оплату учебными заведе­ниями предприятиям за прохождение студентами практики. При этом воз­растет эффективность практики и от­ветственность всех участников в этом немаловажном воспитательном и об­разовательном процессе.
  5. Предоставить возможность пере­подготовки и обучения сотрудников заводов (НАКС, экологи, ТБ, промыш­ленная безопасность и т.д.), работаю­щих в ОПК за счет бюджетных средств.

Для закрепления обучающихся на за­воде необходимы бюджетные средства на поддержку молодых рабочих (выпла­та стипендий, оплата жилья, и др.).

Действенная помощь предприяти­ям в решении проблемы обеспечения промышленных предприятий квалифи­цированными инженерно-технически­ми и рабочими кадрами в нынешних условиях заключается в следующем:

Для организации целевого обучения и плановой подготовки кадров необхо­дима долгосрочная плановая загрузка предприятия, поддержанная государ­ственным заказом. При отсутствии за­груженности предприятия, отсутствии заказов, вся работа по подготовке специалистов будет пустой, никому не нужной.

Образовательные учреждения не­эффективно используют бюджетные средства, выделяемые на подготовку кадров. Из-за дефицита специалистов в настоящее время на промышленных предприятиях трудятся 50 процентов пенсионного и предпенсионного воз­раста. Необходимо рассмотреть во­прос перераспределения денежных средств на подготовку необходимых специалистов непосредственно на предприятиях.

В принятии целенаправленной го­сударственной программы техниче­ского перевооружения предприятий ОПК и расширении промышленного производства, возрождении прести­жа рабочего человека, перераспреде­лении денежных потоков, выделяемых на обучение, в сторону подготовки нужных и востребованных профессий и в сторону промышленных предпри­ятий для организации обучения на местах, что неминуемо приведет к уменьшению нецелевого расходова­ния бюджетных денег на подготовку никому ненужных специалистов. Вви­ду того, что предприятие будет гото­вить себе определенное количество специалистов и рабочих, то не будет и перерасхода лишних денежных средств.

В предоставлении льгот молодым специалистам — инженерам по приме­ру медиков, направляемых в сельскую местность (выделение жилья, единов­ременного денежного пособия, бес­процентных кредитов и т.д.).

В создании учебных центров на предприятиях и их государственное финансирование.

В организации переподготовки и об­учения сотрудников заводов, работаю­щих на ОПК и по импортозамещению, за счет бюджетных средств.

Ходатайствовать перед Правитель­ством о выделении промышленным предприятиям ежегодной финансо­вой и количественной квоты на обу­чение, профессиональную подготовку рабочих на местах, в специализиро­ванных учебных заведениях и центрах с оплатой из государственного бюд­жета.

При этом решаются две проблемы. Уменьшится нецелевое расходова­ние бюджетных денег на подготовку мало востребованных специалистов. Ввиду того, что предприятие будет готовить себе определенное количе­ство специалистов и рабочих, то не будет и перерасхода лишних денеж­ных средств.

Александр Лифинцев,

начальник отдела кадров и тех­нического обучения