Трудное и интересное время переживаем все мы, потомки социалистического строя и коммунистической идеологии, вынужденные вдруг вернуться на капиталистический путь развития. В прежние времена мы его ругали и ненавидели, а теперь должны всячески восхвалять и любить. Все тяжелее понимать умом и воспринимать сердцам наступившие перемены, дикорыночные и псевдочеловеческие отношения. Наверное, потому многим очень нелегко устраивать свою жизнь, подвергать переосмыслению и переоценке моральные ценности и идеалы, на которых зижделось наше мировоззрение. Однако пути назад нет. Слишком жесткая и суровая демократия все равно заставит нас жить по своим нормам и законам.
Уже пишется новая история, создается новая литература, ориентированная на утверждение прав и свобод человека. В век интернеттехнологий разрушаются старые стереотипы и ограничения, создаются огромные возможности для общения и передачи информации.
В этих условиях очень нелегко приходится старшему поколению творческих работников, которые на ходу должны перестраиваться, создавать произведения, отвечающие духу времени. Иначе их ожидают творческое бесплодие и угасание. Такие размышления пришли ко мне после знакомства с новой книгой народного поэта Дагестана Магомеда Атабаева «Дело № 3110. Высшая мера», который на этот раз решил от высокой поэзии перейти к сугубо земной, реальной действительности.
Книга эта посвящена драматическим событиям нашей жизни, деятельности видного политического и государственного деятеля, главы первой столицы Дагестана, председателя парламента Горской республики и Дагестанского областного милли комитета Данияла Апашева, расстрелянного по приговору ЧК в 1920 году. В романе немало ярких страниц о трудной судьбе сына Данияла Магомеда Апашева, крупного ученого, о выдающихся наших соотечественниках Рашитхане и Мураде Каплановых, Гайдаре Баммате и других жертвах террора и репресссий первой половины прошлого века. Они долгие годы находились в забвении и клевете.
Спустя годы после гибели многие из них были реабилитированы. Но, как пишет автор, об этом знают лишь родные и близкие люди, а полная реабилитация по отношению к этим честным и мужественным людям придет тогда, когда правду об их трагедии узнает весь народ, когда полностью восторжествует справедливость в отношении людей, отдавших свою жизнь в борьбе за демократию. Для этого нужны правдивые и честные книги, которые помогут возвратить безвинно погибших, оклеветанных и оболганных сынов нашего народа потомкам.
Книга Магомеда Атабаева читается с большим интересом. Трудно определить ее жанр. В ней наряду с художественным осмыслением действительности присутствует и яркая публицистика, и философские размышления, и лирические отступления. Автор призывает помнить нашу историю, ее героические и трагические страницы, на забывать тех, кто отдал свою жизнь за нас, за лучшее будущее. Забыть о жертвах политического террора и репрессий, — преступление перед памятью миллионов людей, которые подверглись неслыханным злодеяниям, это входной билет или пропуск новым беззакониям против личности утверждает автор.
Невозможно читать равнодушно, без боли и сострадания страницы, в которых рассказывается о последних днях жизни Данияла Апашева, о горестях и бедах, постигших его близких и родных. Трогают до слез воспоминания жены и дочери Данияла, умных, образованных и стойких женщин.
Давно настало время покаяния. Как раз об этом немало искренних, взволнованных слов автора, занимающих большое место.
В этой книге несколько отдельных частей, как бы отдельных книг: «Апаш Даниял», «Магомед Апашев», «Черный ящик», «Заложник»… Но все они очень тесно связаны друг с другом, как бы исходят одна из другой и все вместе повествуют о судьбе поколений, о трудной истории нашей страны.
Очень интересно и трогательно написаны страницы, посвященные одному из потомков Данияла Апашева, нашему современнику Бексултану Бексултанову, трагическим событиям его жизни в заложниках у чеченских боевиков. Автор с большой достоверностью и очень убедительно показывает, что среди чеченского народа есть немало людей, которые умеют ценить добрые адаты старины, мир и дружбу.
Беда в том, что мы плохо знаем нашу национальную историю. Очень мало книг о жизни отдельных народов Дагестана, нет даже учебников или учебных пособий. Прежде мы считались единым советским народом и не к чему было заниматься этим делом.
Такая политика, конечно, чуть не сделала нас манкуртами, не помнящими родства своего. Выдающиеся деятели нашей истории Султанмут, Шамиль, Даниял Апашев и многие другие… как мало правды мы знаем о них!
«Если в моду войдет изучение истории — мы спасены, — писал великий колумбийский писатель Габриэль Маркес, рассказывая о тяжелой судьбе народа, который заставили забыть своих национальных героев, традиции, обычаи.- Мы должны, наконец, узнать самих себя, чего бы это нам ни стоило».
Узнать себя не возможно без знания истории предков, которые ее делали. Настоящая литература всегда направлена на это. И книга Магомеда Атабаева в этом смысле помогает познавать нашу подлинную историю, самих себя, наше прошлое и настоящее. Жаль только, что эта книга, повествующая о высшей мере взлета человеческого духа и падения нравов, о драматических событиях нашей жизни, издана небольшим тиражом, ее невозможно будет найти широкому кругу читателей. А между тем даже малой доли всего того, что было конфисковано у Данияла Апашева государством, хватило бы для громадного тиража. Книга Магомеда Атабаева своим появлением отражает малую толику увековечения памяти великих наших предков, это дань памяти нужная живым.
Патимат Тазаева,
член Союза журналистов России