В № 11 нашей газеты от 18 апреля 2019 года в материале корреспондента Гаджи Мирзаева «Хозяин незаконной постройки» речь шла о неком гражданине Закарье Темукове, который, не имея разрешительных документов, возвел каменную стену, загородив проход к дому соседу, в его отсутствие. Теперь тот по этой причине не может попасть в свой коттедж. В результате между ними возник земельный спор. Напомним, что участки жильцам выделялись в аренду сроком на 49 лет на берегу Каспийского моря, напротив «Анжи-арены». Они располагаются в рекреационной зоне, то есть относятся к федеральной собственности и любое здесь капитальное строительство законом запрещено. Но самовольный застройщик окольными путями хочет его обойти.
Обращаем внимание господина Темукова, что самовольная постройка – объект, физически подпадающий под признаки объекта недвижимости (п. 1 ст. 130 Гражданского кодекса РФ), но создание которой является нарушением установленных правовых норм. Как указывает законодатель в п. 1 ст. 222 ГК РФ, виновный в данном деянии нарушает требования закона и иных правовых актов или при землеотводе (строительстве на земельном участке, не предназначенном для этих целей, или при подготовке к строительству (осуществляет строительство, не получив необходимую разрешительную документацию), или в процессе самого строительства (нарушает строительные и градостроительные нормы и правила).
Таким образом, по своей правовой сути самовольное строительство, затеянное незаконопослушным гражданином Закарьей Темуковым, представляет собой правонарушение. В результате самовольного строительства произошло нарушение абсолютных имущественных и личных неимущественных прав его соседа Арсанали Гаджиева и как следствие, должно возникнуть обязательство по его возмещению. Однако гражданско-правовые последствия данного правонарушения состоят не только в причинении вреда, но и в невозможности легитимации самовольной постройки, придание ей необходимого правового режима недвижимого имущества, введение его в гражданский оборот, в том числе в случае создания самовольной постройки собственником земельного участка.
Отсюда вытекает, что возведение самовольной постройки неугомонным Темуковым является противоправным действием, а закон в таких случаях призван предусматривать адекватную гражданско-правовую ответственность. До 2006 года самовольная постройка рассматривалась в первую очередь как способ приобретения права собственности и лишь затем как правонарушение. Недобросовестный участник данного правонарушения Закарья Темуков, злоупотребляя правом признания права собственности, установленным ст. 222 ГК РФ, видимо,предпочёл судебный порядок приобретения права собственности
Господину Темукову напоминаю что, с 2006 года изменилась практика легитимации самовольных построек в связи с внесением соответствующих изменений в законодательство. Так, признание права собственности за застройщиком стало невозможным на самовольную постройку, возведенную на чужом земельном участке, в том числе при условии, что он будет в установленном порядке предоставлен этому лицу под возведенную постройку.
Расценивая самовольное строительство как крайне негативное явление, законодатель установил: лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на неё право собственности. Он не вправе распоряжаться постройкой: продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. В силу п. 2 ст.222 ГК РФ самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ей лицом либо за его счет. Статья 222 Гражданского кодекса предусматривает ряд мер гражданско-правовой ответственности за осуществление самовольного строения. Так гласит закон, уважаемый Темуков.
Во-первых, с точки зрения частного права нарушение соответствующих предписаний закона и административных актов влечет специфическую санкцию: на возведенный объект не возникает права собственности. Во-вторых, в качестве санкции за самовольное возведение постройки п. 2 ст. 222 ГК РФ устанавливает правило, согласно которому совершение каких- либо сделок с данным объектом недвижимости прямо запрещено. Нарушение этого запрета представляет собой одно из оснований недействительности (ничтожности) сделок помимо названных в гл. 9 ГК РФ. В -третьих, общим правовым последствием самовольной постройки является её снос за счет самовольного застройщика. А самовольным застройщиком в данном случае являетесь вы.
Кроме того, самовольное строительство представляет собой правонарушение, которое состоит в нарушении норм земельного законодательства, регулирующего предоставление земельного участка под строительство, либо правовые последствия градостроительных норм, регулирующих проектирование и строительство. Поэтому лицо, воздвигнувшее самовольную постройку, вопреки мнения заявителя не является её законным владельцем. Пункт 2 ст. 222 ГК РФ устанавливает санкции за данное правонарушение в виде отказа (признания права собственности за застройщиком и сноса самовольной постройки осуществившим её лицом либо за его счет). Вот так, а не иначе.
В силу специфики самовольного строительства действующим законодательством предусмотрена ответственность не только в рамках Гражданского кодекса РФ. Ответственность установлена также п. 1 ст. 24 Федерального закона РФ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», ст. 58 Градостроительного кодекса РФ, ст. 76 Земельного кодекса РФ. Вышеперечисленные нормы права предусматривают, во-первых, имущественную ответственность за вред, причиненный самовольным строительством, во-вторых, административную ответственность, отсылая нас к Кодексу РФ об административных правонарушениях.
Но кто и как несет обязательства в сфере надзора за самовольным строительством, на кого законодатель возлагает обязательства по выявлению вышеуказанных правонарушений и их своевременному пресечению в целях предотвращения такого произвола? Кто должен встать на борьбу с таким явлением, как самовольное строительство? Для ответа на эти вопросы попробуем проанализировать действующее законодательство, закрепляющее указанные полномочия на федеральном, региональном либо местном уровнях
Градостроительный кодекс РФ предусматривает необходимость осуществления государственного строительного надзора уполномоченным на то федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта России (органами государственного архитектурно-строительного надзора) при строительстве, реконструкции ряда объектов, в отношении проектной документации, которых законодательством предусмотрены организация и проведение государственной экспертизы. Таким образом, осуществление надзора за строительством, реконструкцией объектов капитального строительства в отношении нижеперечисленных объектов фактически не представляется возможным и никакими органами не осуществляется: отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более трех, предназначенные для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства).
Результатами отсутствия строительного надзора в отношении перечисленных объектов является бесчинство недобросовестных участников (наподобие Темукова) гражданских правоотношений и многозначительные споры, порой выливающиеся в длительные судебные тяжбы. Как показывает анализ природы самовольного строительства и разнообразие мер по борьбе с ним, самовольная постройка как объект строительства несет в себе потенциальную опасность, нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц.
27 июня 2011 года Президент РФ в целях расширения полномочий органов исполнительной власти субъектов России и органов местного самоуправления подписал распоряжение № 425-рп «О подготовке предложений по перераспределению полномочий между федеральными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления», на основании которого была создана рабочая группа по правовым вопросам перераспределения полномочий.
Как видно из п. 20 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения города относятся утверждение его генерального плана , правил землепользования и застройки, утверждение подготовленных на основе генплана города документации по планировке территории, выдаче разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении муниципального строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории города, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования города. Градостроительный кодекс РФ также возлагает обязанности по выдаче разрешений на строительство и реконструкцию того или иного объекта на органы МСУ по месту нахождения земельного участка.
Именно в связи с этим большое значение для органов местного самоуправления города в области градостроительной деятельности имеет нерешенный вопрос осуществления полномочий по надзору в сфере строительства. Как видно из положений Градостроительного кодекса РФ, органы государственного архитектурно- строительного надзора не имеют полномочий на осуществление государственного строительного надзора за целым рядом объектов строительства. Наиболее оптимальным выглядит вариант с возложением этих выпавших надзорных функций на органы местного самоуправления, которые обладают всей полнотой информации о мероприятиях в области строительства на соответствующей территории, а также в состоянии своевременно среагировать и принять необходимые меры. К сожалению, обращение Арсанали Гаджиева о факте незаконной постройки его соседом Закарьей Темуковым в администрацию Каспийска осталось без должного реагирования.
Законодательное закрепление реализации органами местного самоуправления полномочий по участию в государственном строительном надзоре за соблюдением законодательства на подведомственной территории с целью исключения самовольного строительства может способствовать снижению количества незаконных построек. Но в нашем случае этого не произошло, Темуков продолжает самовольное строительство, не согласовав её с соседями и администрацией города.
Ещё одно решение проблемы может быть найдено в наделении органов МСУ при проведении контрольно-надзорных функций над строительством и реконструкцией объектов капитального строительства, не подлежащих государственному строительному надзору, полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях по факту отсутствия разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Тем более ст. 9.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях устанавливает возможность наложения административного штрафа на граждан и юридических лиц в случае, если для осуществления строительства, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено получение разрешения на строительство.
Таким образом, организация строительного надзора на уровне органов местного самоуправления либо наделение их соответствующими полномочиями административного характера позволит усовершенствовать действующее законодательство, заполнить его проделы и обеспечить надлежащее исполнение МСУ полномочий в градостроительной области путем незамедлительного реагирования на правонарушения и их своевременного пресечения в целях эффективного исполнения полномочий по решению определенных федеральным законодательством вопросов местного значения.
В этой истории с незаконным строительством на берегу моря много странного и неясного. Почему до сих пор ни один орган власти не обратил внимание на данный факт, что мешает чиновникам разобраться с таким безобразием и принять кардинальные меры? Глядя на гражданина Темукова, другие тоже начнут строить объекты в рекреационной зоне без разрешительных документов. Потом их продадут наивным покупателям по более выгодной цене. А те, в свою очередь, скажут: мы на свои честно заработанные деньги приобрели жилье у самого синего моря. Одним словом, жилье у жулья. Я убежден, что в этом вопросе есть все признаки вредительства. Пора привлечь к ответственности того, кто притесняет своих соседей. Ведь за федеральными землями должно строго следить государево око и никакой самодеятельности. А самовольную постройку Закарьи Темукова – под снос!
Гаджи Мирзаев,