«Искусство Родины моей»

В далекое мое детство, которое пришлось на военные и послевоенные годы, мы детво­ра не избалованные развлечениями любили слушать сказки, рассказы стариков, один из рассказов о том, как может задушевная песня мобилизовать людей на защиту Отече­ства, мне особенно запомнилась.

В этой песни были примерно такие слова:

Люди ущелья и гор

Беда пришла в наш дом

Злой аждаха напал на Дагестан

Скорей наточите кинжалы и шашки

Свинцом зарядите даялдул-дурумы.

Соберитесь на большом майдане,

Чтоб дать кровавый бой врагу.

Песня эта была длинной, сейчас отрывочно помню слова, но смысл хорошо запомнил. Песня насыщена патриотическим призывом защищать Родину. Старик рассказал, что эту песню пели на разных языках, по всему Дагестану призывая на­род на защиту своей земли.

К сожалению, сегодня таких песен мало, не пишут. Сегодня популярны песни однодневки исполняющиеся под мелодию лезгинки, они уже успели набить оскомину у слушателей.

А ведь народ наш талантлив и изобретателен. Носители высокой культуры такие, как народные ашуги Омарла Бытырай, Этим Эмин, Ирчи Казак, Махмуд из Кахаб Россо,Сулейман Стальский и многие другие пели свои песни не только о люб­ви, но и пронизанные духом патриотизма, любви к Родине, к простому человеку.

Искусство Дагестана многогранно, это песен­ное искусство, фольклор, народноприкладное искусство и искусство, поэзия и проза. Даге­станцы талантливый народ и в разных областях народного хозяйства и в искусстве есть в респу­блике имена достойные.

Балерина большого театра Сафият Аскерова, первая пианистка, закончившая консерваторию в Лейпциге, Джанет Далгат, дирижер Ленинград­ского оперного театра Джамал Далгат, компози­торы Готфрид Гасанов, Сейфулла Керимов, Наби Дагиров, Ширвани Чалаев, народный артист СССР композитор и дирижер Мурад Кажлаев, одна только песня «Журавли» Расула Гамзатова на музыку Яна Френкеля поет вся страна. Это говорит о том, что государство должно бережно относиться к людям творчества, а не потакать размножению бездарности, что произошло по­сле распада Союза.

Отсутствие государственной идеологии и цен­зуры породило массу негатива в искусстве, нет культуры исполнения, похабщина, безнравствен­ность, бурным потоком льется на головы людей, которые были воспитаны на человеческих ценно­стях и высокой морали. За эти годы, что не стало могучей страны СССР, народ замученный про­блемами быта устал сопротивляться, и стал по­степенно деградировать, теряя свои националь­ные особенности, воспринимая чужую культуру и то к чему он еще вчера относился с критикой сегодня становится должным. Сопротивляются этой массовой культуре только те, кто с молоком матери впитал в себя культуру Страны Советов. Но разве можно сравнить современных «народ­ных» артистов с истинно народными, такими, как Барият Мурадова, Аминат Ибрагимова, Саният Мурадова, Татам Мурадов, Ираида Адибекова, Рагимат Гаджиева и Избат Баталбекова и многие другие, весь творческий путь которых был насы­щен любовью народа.

В те 60-е годы ХХ века я еще застал их в зените всенародного обожания и славы, видел воочию их титанический труд.

Их приезд в любой район был событием чрез­вычайным и превращал этот день в националь­ный праздник.

К великому сожалению старшее поколение уходит, в стране полная анархия, нравственность падает все ниже и ниже, а целое поколение ро­дившееся после развала страны, лишенное иде­ологической подпитки, не воспринимает ту ис­тинную правду в какой стране жили их бабушки и дедушки, родители.

Сегодня идеология напичканная зарубежной маскультурой, противоречит сложившимся обы­чаям и традициям их предков, вот и получается, что мы потеряли целое поколение, а ведь им пра­вить страной через несколько лет, ведь говорят: «У народа, который не поддерживает культуру, нет будущего». Я боюсь как бы мы не перешагну­ли эту опасную черту безнравственности.

Министерство культуры в прошлом имело контролирующие права, над всеми культурными учреждениями республики начиная от Гостеа­тра и кончая коллективами самодеятельности. Работники министерства вникали в творческий процесс, подсказывали, помогали, советовали. Начиная с репертуара и вплоть до подбора ко­стюмов. Сегодня эти функции у министерства отняло государство и любой коллектив имеет право в меру своего интеллекта подбирать себе любой репертуар. У нас же нет идеологии и цензуры, поэтому возможны курьезы, такие как недавно гастролеры из Москвы на сцене авар­ского театра показали откровенно эротический спектакль.

То, что идет аншлагом в Европе, не может быть показано у нас. В морально-этическом плане, наш менталитет не воспринимает мо­ральную распущенность человека. Резонно в этой ситуации спросить у власти: «Зачем нам такое министерство, которое не может контро­лировать творчество их коллективов?». Это как мать в семье, детей одевает, обувает, кормит, а чем они занимаются в свободное время, это их дело. В былое время, работая главным режис­сером Даргинского театра я помню, как сначала худсовет театра, потом коллегия министерства культуры республики, и наконец России обсуж­дали наш годовой репертуар и только после это­го мы приступали к постановкам, а в процессе работы к нам посылали комиссию для проверки правильно ли мы трактуем замысел автора. Се­годня «гуляй поле», называется «свобода твор­чества».

Я убежден, что культура народа не должна заниматься коммерцией, а многие спектакли, концерты должны быть бесплатными. Раньше министерство культуры выделяло средства на постановку спектакля, оплачивало гастроли по районам республики, давало автомашины для перевозки декораций и автобусы для артистов, заключало договора с драматургами на напи­сание пьес. Это была существенная помощь, а сегодня театры донашивают старые костюмы, по крупицам собирают деньги на декорации, ищут спонсоров. Это не нормально для творчества, театры перевели в сферу обслуживания, как бан­нопрачечный комбинат или салон красоты

В Дагестане 11 государственных театров и огромное количество коллективов самодеятель­ности, как фольклорных, так и современных. Почему бы министерству культуры не открыть профессиональную мастерскую по пошиву те­атральной, сценической одежды, это прямая обязанность, создать максимум условий для творчества, по такому же аналогу построить единые мастерские по изготовлению декораций и реквизита. Жалко смотреть на оформления сцен, на костюмы артистов, так у нас в республи­ке бюджет министерства культуры, что-то около 900 миллионов это на 3 миллиона населения на каждого дагестанца приходится по 300 рублей.

Можно ли на эти копейки создать по настоя­щему талантливые произведения? Нет и еще раз нет!

В 60-80 годы у нас было много композиторов, которые писали разножанровые произведе­ния, от простой песни до оперных сочинений, а сегодня в Союзе композиторов около десяти членов, произведения, которых не особенно впечатляют, от нашей республики учатся в Кон­серватории на композиторском отделении еди­ницы, это говорит о плохой агитационной рабо­те музыкальных школ и музыкального училища. Есть в Дагестане талантливые самодеятельные композиторы такие как: Аскерхан Аскерханов, Хизри Батыргишиев, Мазагиб Шарипов, Ша­миль Сунгуров, Тагир Курачев и другие, которых не принимают в Союз композиторов, из-за того, что видите ли они не заканчивали консервато­рию. Это ерунда, Сулейман Стальский не окон­чил литинститут, однако был народным поэтом. Они создали массу произведений, которые на­род с удовольствием исполняет. Хотелось бы, чтоб министерство культуры взяло их под свою опеку, за каждое произведение, которое при­мет худсовет платили бы авторам материальное вознаграждение.

Мурад Кажлаев народный артист СССР, ком­позитор, дирижер произведения которого ис­полняют выдающие музыканты планеты, на лучших сценах мира, оставил Москву приехал в Дагестан и открыл школу искусств для ода­ренных детей. Президент на тот момент Муху Алиев, понимая о необходимость такой шко­лы, помог Мураду Магомедовичу помещением, деньгами, инструментами, все было хорошо, но в последнее время его поставили в жесткие экономические рамки. Искусство не должны заталкивать в экономические рамки, тем более молодые таланты, за которыми будущее нашей родины.

Кино объединяет в себе все виды искусств, ли­тературу, поэзию, музыку, театр, цирк и многое другое. На заре возникновения кино, а оно по­явилось в России 1895 году, после Октябрьской революции прозорливый Владимир Ленин уви­дел в кино большую агитационную и пропаган­дистскую силу, поэтому провозгласил «Из всех искусств для нас важнейшим является кино» и это крылатое изречение актуально и сегодня.

За период Советской власти по «дагестан­ской», теме было снято около 20 художественных и около 200 документальных фильмов но все ко­пии фильмов были варварски уничтожены, когда незаконно был передан кинопрокат духовному управлению республики. Спрашивается, на ка­ком основании не имея никакого отношения к религии отняли имущество принадлежащее ми­нистерству культуры России?

Кинопрокат Дагестана был одним из мощ­нейшим на Северном Кавказе, располагал хранилищами и мастерскими по реставрации фильмов, имел четыре филиала в Тарумовке, Дербенте, Леваши и Ботлихе с 17 тысячами фильмокопий. Мало ли было у духовного управ­ления помещений, но бывшее руководство ре­спублики передало им целый комплекс объек­тов республиканского кинопроката: кинохра­нилищами, двухэтажным административным зданием и огромной территории с гаражами и садом. Но и сегодня в пользу религиозных дея­телей выделено еще 29 гектара земли, а кине­матографисты Дагестана продолжают обивать все пороги Правительства вот уже 16 лет и не могут выбить элементарного помещения для своего Союза.

Пять республик Северного Кавказа обслужи­вала Северо-Кавказская студия кинохроники. С развалом СССР все региональные киностудии закрыли, и народы наших республик оказались в темной комнате без окон, бескультурного обще­ния и важнейшего из искусств.

Некоторые республики вышли из этого тупика и открыли у себя собственные киностудии соз­дав при правительстве фонды помощи кинема­тографистам.

В Дагестан пришел Рамазан Абдулатипов «бо­рец с коррупцией», который «освободил нас от рабства». Кинематографисты Дагестана обрати­лись с просьбой открыть киностудию. О боже ка­кая радость царила у киношников, когда он издал Указ об открытии Киностудии. Через неделю он становится Президентом и отменяет свой Указ.

Это был удар ниже пояса, никто не мог по­нять «Дал слово выполни – не выполнил возьми новое». На смену Абдулатипову пришел Влади­мир Васильев. Ну, подумали мы члены Союза кинематографистов. Этот обязательно поможет. Написали письмо, 08.11.2017 г. ответа нет, по­просились на прием 05.03.2018 г., опять молчок. Прошел год и недавно я решил записаться на прием, мне вежливо сказали, что слишком мно­го желающих попасть к нему, поэтому прием за­крыт, вы напишите письмо с просьбой принять, может примет.

Уважаемый Владимир Абдуалиевич! У меня есть заветная мечта вынашиваю ее без малого 60 лет. Это создать дагестанскую киностудию. Мне уже 77 и я боюсь, недолго осталось мне гу­лять на празднике жизни, поэтому хотелось, осу­ществить мечту, пока еще есть силы. Я понимаю, на вас свалилось столько нерешенных проблем, что до нас не доходят руки. Не за себя, за народ прошу! Считайте эту мою статью заявлением на прием к главе Республики Дагестан.

Председатель Дагестанского отделения Со­юза кинематографистов, член правления Союза кинематографистов России.

Академик Евразийской академии телевидения и радио.

Заслуженный работник культуры России и Да­гестана.

Лауреат премии Обкома Комсомола Дагестана.

Кавалер орденов «Дружбы» и «Петра Велико­го», дважды лауреат «Государственной премии РД», лауреат премии им. Газата Цадаса

Полностью перечислять все регалии и награды неудобно.

С уважением и надеждой,

Магомед Сулейманов