В далекое мое детство, которое пришлось на военные и послевоенные годы, мы детвора не избалованные развлечениями любили слушать сказки, рассказы стариков, один из рассказов о том, как может задушевная песня мобилизовать людей на защиту Отечества, мне особенно запомнилась.
В этой песни были примерно такие слова:
Люди ущелья и гор
Беда пришла в наш дом
Злой аждаха напал на Дагестан
Скорей наточите кинжалы и шашки
Свинцом зарядите даялдул-дурумы.
Соберитесь на большом майдане,
Чтоб дать кровавый бой врагу.
Песня эта была длинной, сейчас отрывочно помню слова, но смысл хорошо запомнил. Песня насыщена патриотическим призывом защищать Родину. Старик рассказал, что эту песню пели на разных языках, по всему Дагестану призывая народ на защиту своей земли.
К сожалению, сегодня таких песен мало, не пишут. Сегодня популярны песни однодневки исполняющиеся под мелодию лезгинки, они уже успели набить оскомину у слушателей.
А ведь народ наш талантлив и изобретателен. Носители высокой культуры такие, как народные ашуги Омарла Бытырай, Этим Эмин, Ирчи Казак, Махмуд из Кахаб Россо,Сулейман Стальский и многие другие пели свои песни не только о любви, но и пронизанные духом патриотизма, любви к Родине, к простому человеку.
Искусство Дагестана многогранно, это песенное искусство, фольклор, народноприкладное искусство и искусство, поэзия и проза. Дагестанцы талантливый народ и в разных областях народного хозяйства и в искусстве есть в республике имена достойные.
Балерина большого театра Сафият Аскерова, первая пианистка, закончившая консерваторию в Лейпциге, Джанет Далгат, дирижер Ленинградского оперного театра Джамал Далгат, композиторы Готфрид Гасанов, Сейфулла Керимов, Наби Дагиров, Ширвани Чалаев, народный артист СССР композитор и дирижер Мурад Кажлаев, одна только песня «Журавли» Расула Гамзатова на музыку Яна Френкеля поет вся страна. Это говорит о том, что государство должно бережно относиться к людям творчества, а не потакать размножению бездарности, что произошло после распада Союза.
Отсутствие государственной идеологии и цензуры породило массу негатива в искусстве, нет культуры исполнения, похабщина, безнравственность, бурным потоком льется на головы людей, которые были воспитаны на человеческих ценностях и высокой морали. За эти годы, что не стало могучей страны СССР, народ замученный проблемами быта устал сопротивляться, и стал постепенно деградировать, теряя свои национальные особенности, воспринимая чужую культуру и то к чему он еще вчера относился с критикой сегодня становится должным. Сопротивляются этой массовой культуре только те, кто с молоком матери впитал в себя культуру Страны Советов. Но разве можно сравнить современных «народных» артистов с истинно народными, такими, как Барият Мурадова, Аминат Ибрагимова, Саният Мурадова, Татам Мурадов, Ираида Адибекова, Рагимат Гаджиева и Избат Баталбекова и многие другие, весь творческий путь которых был насыщен любовью народа.
В те 60-е годы ХХ века я еще застал их в зените всенародного обожания и славы, видел воочию их титанический труд.
Их приезд в любой район был событием чрезвычайным и превращал этот день в национальный праздник.
К великому сожалению старшее поколение уходит, в стране полная анархия, нравственность падает все ниже и ниже, а целое поколение родившееся после развала страны, лишенное идеологической подпитки, не воспринимает ту истинную правду в какой стране жили их бабушки и дедушки, родители.
Сегодня идеология напичканная зарубежной маскультурой, противоречит сложившимся обычаям и традициям их предков, вот и получается, что мы потеряли целое поколение, а ведь им править страной через несколько лет, ведь говорят: «У народа, который не поддерживает культуру, нет будущего». Я боюсь как бы мы не перешагнули эту опасную черту безнравственности.
Министерство культуры в прошлом имело контролирующие права, над всеми культурными учреждениями республики начиная от Гостеатра и кончая коллективами самодеятельности. Работники министерства вникали в творческий процесс, подсказывали, помогали, советовали. Начиная с репертуара и вплоть до подбора костюмов. Сегодня эти функции у министерства отняло государство и любой коллектив имеет право в меру своего интеллекта подбирать себе любой репертуар. У нас же нет идеологии и цензуры, поэтому возможны курьезы, такие как недавно гастролеры из Москвы на сцене аварского театра показали откровенно эротический спектакль.
То, что идет аншлагом в Европе, не может быть показано у нас. В морально-этическом плане, наш менталитет не воспринимает моральную распущенность человека. Резонно в этой ситуации спросить у власти: «Зачем нам такое министерство, которое не может контролировать творчество их коллективов?». Это как мать в семье, детей одевает, обувает, кормит, а чем они занимаются в свободное время, это их дело. В былое время, работая главным режиссером Даргинского театра я помню, как сначала худсовет театра, потом коллегия министерства культуры республики, и наконец России обсуждали наш годовой репертуар и только после этого мы приступали к постановкам, а в процессе работы к нам посылали комиссию для проверки правильно ли мы трактуем замысел автора. Сегодня «гуляй поле», называется «свобода творчества».
Я убежден, что культура народа не должна заниматься коммерцией, а многие спектакли, концерты должны быть бесплатными. Раньше министерство культуры выделяло средства на постановку спектакля, оплачивало гастроли по районам республики, давало автомашины для перевозки декораций и автобусы для артистов, заключало договора с драматургами на написание пьес. Это была существенная помощь, а сегодня театры донашивают старые костюмы, по крупицам собирают деньги на декорации, ищут спонсоров. Это не нормально для творчества, театры перевели в сферу обслуживания, как баннопрачечный комбинат или салон красоты
В Дагестане 11 государственных театров и огромное количество коллективов самодеятельности, как фольклорных, так и современных. Почему бы министерству культуры не открыть профессиональную мастерскую по пошиву театральной, сценической одежды, это прямая обязанность, создать максимум условий для творчества, по такому же аналогу построить единые мастерские по изготовлению декораций и реквизита. Жалко смотреть на оформления сцен, на костюмы артистов, так у нас в республике бюджет министерства культуры, что-то около 900 миллионов это на 3 миллиона населения на каждого дагестанца приходится по 300 рублей.
Можно ли на эти копейки создать по настоящему талантливые произведения? Нет и еще раз нет!
В 60-80 годы у нас было много композиторов, которые писали разножанровые произведения, от простой песни до оперных сочинений, а сегодня в Союзе композиторов около десяти членов, произведения, которых не особенно впечатляют, от нашей республики учатся в Консерватории на композиторском отделении единицы, это говорит о плохой агитационной работе музыкальных школ и музыкального училища. Есть в Дагестане талантливые самодеятельные композиторы такие как: Аскерхан Аскерханов, Хизри Батыргишиев, Мазагиб Шарипов, Шамиль Сунгуров, Тагир Курачев и другие, которых не принимают в Союз композиторов, из-за того, что видите ли они не заканчивали консерваторию. Это ерунда, Сулейман Стальский не окончил литинститут, однако был народным поэтом. Они создали массу произведений, которые народ с удовольствием исполняет. Хотелось бы, чтоб министерство культуры взяло их под свою опеку, за каждое произведение, которое примет худсовет платили бы авторам материальное вознаграждение.
Мурад Кажлаев народный артист СССР, композитор, дирижер произведения которого исполняют выдающие музыканты планеты, на лучших сценах мира, оставил Москву приехал в Дагестан и открыл школу искусств для одаренных детей. Президент на тот момент Муху Алиев, понимая о необходимость такой школы, помог Мураду Магомедовичу помещением, деньгами, инструментами, все было хорошо, но в последнее время его поставили в жесткие экономические рамки. Искусство не должны заталкивать в экономические рамки, тем более молодые таланты, за которыми будущее нашей родины.
Кино объединяет в себе все виды искусств, литературу, поэзию, музыку, театр, цирк и многое другое. На заре возникновения кино, а оно появилось в России 1895 году, после Октябрьской революции прозорливый Владимир Ленин увидел в кино большую агитационную и пропагандистскую силу, поэтому провозгласил «Из всех искусств для нас важнейшим является кино» и это крылатое изречение актуально и сегодня.
За период Советской власти по «дагестанской», теме было снято около 20 художественных и около 200 документальных фильмов но все копии фильмов были варварски уничтожены, когда незаконно был передан кинопрокат духовному управлению республики. Спрашивается, на каком основании не имея никакого отношения к религии отняли имущество принадлежащее министерству культуры России?
Кинопрокат Дагестана был одним из мощнейшим на Северном Кавказе, располагал хранилищами и мастерскими по реставрации фильмов, имел четыре филиала в Тарумовке, Дербенте, Леваши и Ботлихе с 17 тысячами фильмокопий. Мало ли было у духовного управления помещений, но бывшее руководство республики передало им целый комплекс объектов республиканского кинопроката: кинохранилищами, двухэтажным административным зданием и огромной территории с гаражами и садом. Но и сегодня в пользу религиозных деятелей выделено еще 29 гектара земли, а кинематографисты Дагестана продолжают обивать все пороги Правительства вот уже 16 лет и не могут выбить элементарного помещения для своего Союза.
Пять республик Северного Кавказа обслуживала Северо-Кавказская студия кинохроники. С развалом СССР все региональные киностудии закрыли, и народы наших республик оказались в темной комнате без окон, бескультурного общения и важнейшего из искусств.
Некоторые республики вышли из этого тупика и открыли у себя собственные киностудии создав при правительстве фонды помощи кинематографистам.
В Дагестан пришел Рамазан Абдулатипов «борец с коррупцией», который «освободил нас от рабства». Кинематографисты Дагестана обратились с просьбой открыть киностудию. О боже какая радость царила у киношников, когда он издал Указ об открытии Киностудии. Через неделю он становится Президентом и отменяет свой Указ.
Это был удар ниже пояса, никто не мог понять «Дал слово выполни – не выполнил возьми новое». На смену Абдулатипову пришел Владимир Васильев. Ну, подумали мы члены Союза кинематографистов. Этот обязательно поможет. Написали письмо, 08.11.2017 г. ответа нет, попросились на прием 05.03.2018 г., опять молчок. Прошел год и недавно я решил записаться на прием, мне вежливо сказали, что слишком много желающих попасть к нему, поэтому прием закрыт, вы напишите письмо с просьбой принять, может примет.
Уважаемый Владимир Абдуалиевич! У меня есть заветная мечта вынашиваю ее без малого 60 лет. Это создать дагестанскую киностудию. Мне уже 77 и я боюсь, недолго осталось мне гулять на празднике жизни, поэтому хотелось, осуществить мечту, пока еще есть силы. Я понимаю, на вас свалилось столько нерешенных проблем, что до нас не доходят руки. Не за себя, за народ прошу! Считайте эту мою статью заявлением на прием к главе Республики Дагестан.
Председатель Дагестанского отделения Союза кинематографистов, член правления Союза кинематографистов России.
Академик Евразийской академии телевидения и радио.
Заслуженный работник культуры России и Дагестана.
Лауреат премии Обкома Комсомола Дагестана.
Кавалер орденов «Дружбы» и «Петра Великого», дважды лауреат «Государственной премии РД», лауреат премии им. Газата Цадаса
Полностью перечислять все регалии и награды неудобно.
С уважением и надеждой,
Магомед Сулейманов