Постановка спектакля «Ханума» на сцене Кумыкского театра — несомненно значимое событие в культурной жизни Дагестана. Будучи любителем и знатоком театра я часто посещаю этот театр и внимательно слежу за театральной афишей. Недавно я в очередной раз посетила свой любимый театр, увидев на афише «Ханума» обрадовалась, была в предвкушении приятно проведенного вечера. Мои ожидания к неописуемой радости оправдались.
Я как будто побывала в волшебной сказке. С первых минут было ясно, что зрителей ждет великолепное представление. На сцене развернулось красочное действие.
Я увидела оригинальное произведение «Ханума» в новой версии, которая ничем не уступала классической постановке, а где то даже превосходила. Меня восхитила безупречная постановка, в которой было все продумано до мелочей, декорации, игра актеров, танцы, пение. Потрясающие декорации которые и создали особенный колорит Грузии. Актеры просто вжились в образы своих героев и показали все грани своего мастерства. Сама постановка спектакля, красивые костюмы того времени все было безупречно. На сцене развернулось красочное представление и я как будто на машине времени перенеслась в солнечную Грузию тех времен. Режиссеру-постановщику и актерам удалось мастерски передать грузинскую атмосферу. Порой казалось, что актеры превзошли не только себя, но и оригинальное исполнение произведения. Было видно невооруженным глазом, что игра доставляет им огромное удовольствие.
Подбор актеров для воплощения образов спектакля был верным.
Актриса, исполняющая роль Ханумы, Тотуханум Осаева безупречно передала образ и характер женщины, ее находчивость, хитрость, остроумие, игра была легкой и непринужденной.
Главный герой князь Вано Пантиашвили великолепно был сыгран народным артистом РД Имамутдином Акаутдиновым. Фигура порочного человека ведущего праздный образ жизни, который пропил и прогулял все, что можно и что нельзя, конечно же вызывает естественное отвращение. Князь только кичится своим происхождением, пользуется всеми благами и ничего не дает обществу взамен, чтобы оплатить долги и выкупить заложенное имущество он хочет жениться на богатой невесте с солидным приданым.
Образ Микича Котрянца нувориша, сына бедного сапожника, мечтающего выдать дочь замуж за аристократа, чтобы получить доступ в высшее общество тоже мастерски исполнен актером Магомед-Камилем Джабуковым. Очень хорошо актер показал алчную натуру Котрянца, желающего стать своим среди дворянства. Микич уверен в том, что все на свете можно купить за деньги.
Удался и портрет свахи Кабато в исполнении Сайгидат Маджидовой, показавшей непримиримую борьбу двух свах, конкурирующих между собой. Влюбленные Сона и Котэ в исполнении Шамиловой Камиллы и Магомедова Эльдара умиляют своей детской наивностью, кротостью, беззащитностью перед суровой действительностью. На сцене было показано многообразие характеров, образов каждый из которых был безупречно исполнен. И тут непонятно то ли режиссёру – постановщику удалось совершенно верно подобрать каждому актеру соответствующую его темпераменту, мастерству роль, учитывая все грани или актеры сами так постарались вжиться в образы своих героев. Даже те актеры которые играли роли второго плана сумели ярко себя проявить и запомниться зрителю. Да такую «Хануму» можно показывать на сценах многих театров страны. Классическое произведение Авксентия Цагарели очень актуально и в наши дни, вместе с тем оно универсально, и одинаково хорошо рассчитано на зрителя любых возрастов, на представителей всех слоев общества. Очень жизненно в спектакле показаны язвы общества: алчность, интриги, ложь, ненависть, лень, высмеивая которые автор в тоже время оставляет надежду зрителю, что не все потеряно. Среди всех этих изъянов любовь, как цветок — вьюнок пускает ростки и стремясь все выше и выше, незаметно побеждает все пороки.
Несмотря на то, что в произведении были затронуты очень важные темы, спектакль был сыгран на одном дыхании, зрителю было бесконечно интересно на протяжении всего действа, затронувшее серьезные проблемы.
Режиссер и актеры театра поставили перед собой сложную задачу исполнить на высочайшем уровне знаменитое произведение, которое не раз было поставлено многими театрами страны и результат превзошел все ожидания. Кумыкский театр преподнес великолепный подарок своему зрителю.
Хотелось бы поблагодарить директора театра Скандарбека Тулпарова, режиссера Дмитрия Павлова и других актеров театра в лице: Басира Магомедова, Байсолтана Осаева, Заремы Магомедовой, Наримана Акавова, Патимат Керимовой, Кагира Атагаджиева, Магомеда Касимова, Пахрудина Ихивова за упорный труд, за любовь к своей профессии, пожелать дальнейших творческих успехов и расцвета театрального искусства в Дагестане.