Учитель музыки? Подумаешь, работа!
Мне скажут скептики уверенно в лицо.
Экономист, юрист – вот это модно,
Инспектор, инженер — в конце концов.
Вздохну я, улыбнусь, не буду спорить,
Доказывать и убеждать — желанья нет.
Им посмотреть, послушать только стоит,
Чтобы понять, какой лучистый свет
Струится в душах музыкой рожденных,
В сердцах в гармонию и красоту влюбленных.
Они звенят, они поют, они парят,
Всему и всем свою любовь даря.
Тема наставничества в современном мире, где скорость изменений в жизни чрезвычайно высока, усилиями руководства страны приобретает особое звучание. Талантлив каждый человек, поэтому нужно стараться, чтобы способности каждого были раскрыты. Тут не годятся единые регламенты и стандарты – нужен индивидуальный подход, поэтому наставников должно быть много, а наставничество должно стать общероссийским движением, охватывающим все сферы жизнедеятельности человека.
«Успех России – в раскрытии талантов молодого поколения». Эти слова были высказаны президентом России Владимиром Путиным на первом Всероссийском форуме рабочей молодежи «Наставник – 2018» в Москве, организованного Агентством стратегических инициатив, где приняло участие более 10 тысяч человек. Отметим, что Наблюдательный совет этой авторитетной организации возглавляет он сам, который уделяет должное внимание развитию наставничества в стране.
Одна из участниц форума предложила президенту инициировать принятие федерального закона, регламентирующего наставничество, чтобы законодательно пропагандировать в нем господство этого вида деятельности. «Давайте мы это проработаем,- ответил Владимир Путин. По его мнению, «было бы хорошо поддержать наставничество со стороны российской власти». То есть, он не исключил такой возможности.
Президент страны заявил: Мне бы очень хотелось, чтобы талантливые ребята смогли реализовать себя в нашей стране. Сейчас в мире идет напряженная борьба за интеллектуальные ресурсы. И для нас очень важно не потерять ни одного талантливого ребенка. Работа по их выявлению и сопровождению по жизни, во всяком случае, в той её части, которая касается получения образования и профессиональных навыков, должна быть приоритетной».
Глава государства 2 марта 2018 года подписал Указ № 94 «Об учреждении знака отличия «За наставничество». Им награждаются лучшие наставники молодежи из числа высококвалифицированных работников промышленности и сельского хозяйства, транспорта, инженерно-технических работников, государственных и муниципальных служащих, учителей, преподавателей и других работников образовательных организаций, врачей, работников культуры и деятелей искусства за личные заслуги на протяжении не менее пяти лет: в содействии молодым рабочим и специалистам, в том числе молодым представителям творческих профессий, в успешном овладении ими профессиональных знаний, навыков и умений, в их профессиональном становлении.
Наставником номер один обучения детей игре гитаре в столице Дагестана Махачкале по праву можно назвать заслуженного работника культуры Республики Дагестан Юрия Гринько. Именно благодаря его усилиям, целеустремленности и энтузиазму в городе при Доме пионеров и школьников в 1969 году был впервые открыт кружок гитаристов, который он и возглавил. Заслуга его организатора в том, что многие дети приобщились к этому прекрасному инструменту. За полвека существования очага культуры Учитель выпустил сотни специалистов, из них определенная часть тоже имеет своих учеников и их с почтеньем называют наставниками. Наставник молодежи Юрий Степанович 60 лет своей насыщенной и творческой жизни посвятил прекрасному искусству – музыке и продолжает ей и сегодня преданно служить.
Педагог дал путевку в жизнь, в таинственный и неповторимый мир музыки, сотням ребятишек республики, которые продолжают доброе дело, начатое им. Среди педагогических работников своё особое место занимают преподаватели творческих дисциплин, формирующие культурную и эмоциональную грамотность учащихся. А среди них особо заметны представители интересной и трудной профессии учителя музыки.
Именно на этого человека возложена обязанность формировать музыкальные вкусы и интересы детей, именно он первым замечает их талант к пению. Это тот человек, который может объяснить, какие средства музыкальной выразительности использует Бетховен, а какие – Бах и чем отличается мюзикл от оперетты. Учитель – ваятель духовного мира юной личности, доверенное лицо общества, которому оно поручает самое дорогое, самое ценное – детей, свою надежду, свое будущее.
Юрий Степанович преуспел не только в творчестве, он выпустил ряд книг — учебные пособия, которые стали очень популярны среди любителей музыки. Вот их названия: «Хрестоматия для гитары», «Вокально-инструментальные ансамбли школьников», «Репертуар ансамбля инструментов классических гитар» (классические и современные пьесы для музыкальных школ и училищ), «Моя планета – это Гитара» и другие. Гитара действительно, для него самый любимый и желанный инструмент.
Отметим, что в 1989 году Юрий Степанович принял активное участие на 1 Всесоюзном фестивале гитаристов-исполнителей в Киргизии. Оргкомитет форума наградил его Почетной грамотой за высокое профессиональное и исполнительское мастерство. В 2003 году педагог дополнительного образования Дома детского творчества Махачкалы за большой вклад в дело воспитание и образования подрастающего поколения отмечен Почетной грамотой Министерства образования и науки Республики Дагестан. Ансамбль «Классик» под его руководством в 2005 году стал лауреатом Московского фестиваля творческой молодежи «Молодежь за культуру мира» в номинации «Инструментальная музыка». За заслуги в области культуры и многолетний добросовестный труд ему присвоено почетное звание «Заслуженный работник культуры Республики Дагестан».
«Профессия учителя музыки в наше время считается не очень востребованной,- делится с нами наставник молодежи Юрий Степанович,- так как на рынке труда, к сожалению, наблюдается спад интереса к ней. Учителя музыки потеряли свою значимость у работодателей любо в связи с тем, что сфера деятельности изживает себя, либо специалистов стало слишком много. Предмет музыки преподавали и гордились этим такие известные люди, как Бетховен, Шопен, Бах, Лист, братья Рубинштейн и другие. Благодаря вечному искусству народ не забудет их имена и будет передавать из поколения в поколение».
Наставничество в образовании и кружковом движении – это практика управления траекторией развития детей и подростков, уровнем мотивации и творческой активности, побуждением к поиску уникальных решений. Оно стало для Юрия Степановича делом всей жизни, а также способом вдохновения на новые решения, учитывающие в их реализации от планирования до замещения дефицитных компетенций в команде. Весь потенциал этого аксакала музыки еще достаточно не изучен и не востребован. Поживем увидим, как говорят: «большое видится на расстоянии».
Воспитатель молодежи Юрий Гринько убежден, что учитель музыки – специалист безусловно востребованный. Урок музыки, считает он, в наше время это уже не пение «про дружбу» под аккордеон, а серьезный и заинтересованный разговор о музыке, о том, как она находит путь к человеческой душе. «Там, где кончается слово, начинается музыка» — этот афоризм показывает, насколько важная задача стоит перед учителем.
«В помощь специалисту теперь и программы, и фонохрестоматии, и рабочие тетради,- говорит Юрий Степанович. Однако и сам он должен быть творческим человеком, хорошо петь и играть на музыкальных инструментах, увлеченно рассказывать и обладать эрудицией. Слова учителя музыки очень важны для подрастающего поколения – не все в наше время посещают музыкальные представления или концерты, и на плечи такого педагога ложится ответственность за просвещение детей».
Будучи директором студенческого клуба «СТЭМ» Дагестанского политехнического университета, наставник молодежи обратился с призывом к студентам ВУЗа: «Наш Дагестан чувствовал бы себя в меньшей степени в опасности, если бы в республике было больше культуры. Сегодня вопросы формирования высших чувств – нравственных, эстетических, интеллектуальных, воспитания личности, сочетающее в себе духовное богатство и моральную чистоту, как никогда актуальны, ибо переход к подлинно демократическому обществу должен осуществляться людьми с высокой культурой.
Естественно, гуманитарные и точные науки очень важны и нужны, нужно согласиться с известной формулой, что образование не является показателем культуры. Культура – сложный, долгий и многогранный процесс воспитания, в котором особая роль принадлежит искусству. Вот поэтому и создаются кружки художественной самодеятельности, вокальные студии, ансамбли народных инструментов, художественного чтения, фольклорных и национальных танцев, народов мира с участием опытных специалистов.
В процессе занятий кружков художественной самодеятельности – концерты, вечера, лекции, встречи с творческими людьми, а самое главное, вы будете заниматься любимым делом, которое может стать в вашей жизни второй специальностью. Ждем вас в нашем клубе!».
Такую вторую специальность получила преподаватель музыки Ирина Лапина из Махачкалы, воспитанница Юрия Гринько, у которого она училась играть на гитаре. Вот что рассказала о своем творческом пути Ирина Михайловна: «С двух лет у меня появилась любовь к музыке. Когда я видела по телевизору, как поют наши эстрадные певцы, не могла заснуть, пока всех их не дослушаю. Музыка очень сильно влияет на людей, она изменяет их в лучшую сторону. Я часто ходила на концерты гитаристов, мне очень нравилось, как они играют. И тогда решила для себя, что должна овладеть шестиструнной гитарой, насколько это возможно. В 13 лет начала учиться игре на гитаре. Моим первым наставником был Юрий Гринько, он работал во Дворце пионеров города Махачкалы. Если бы не этот педагог, может, и не стала бы я музыкантом, он мне очень многое дал и многому научил. Благодаря ему первую свою песню написала, когда мне было 15 лет, тогда уже третий год занималась музыкой. По его совету пошла в Детскую музыкальную школу № 5. Я очень благодарна Учителю за то, чему он меня научил. Потом, после окончания школы, поступила в Астраханское музыкальное училище и посвятила свою жизнь музыке, как и мой наставник Юрий Степанович».
Таких отзывов об Юрии Степановиче в канун его 80-летия в адрес редакции поступают от воспитанников немало. Хорошо, что ученики не забывают своих наставников и гордятся ими. Отметим также, что сын и супруга юбиляра тоже музыканты, гитаристы. Валентина Васильевна работает педагогом в Детской музыкальной школе № 3 Махачкалы и преподавателем музыкального училища по классу гитары. Имеет множество наград, полученных в Дагестане и за его пределами на фестивалях и конкурсах за мастерство и профессиональную подготовку учащихся, за вклад в развитие музыкального искусства республики.
Сын Юрий тоже добился заметных успехов. С пяти лет занимаясь у своего отца гитарой в Махачкалинской школе № 1 и при Доме детского творчества участвовал во многих конкурсах, играл классические произведения композиторов Торрего, Караулли, Коркассы, Иванова-Крамского, произведения народной и современной музыки. Он – лауреат Республиканского конкурса юных дарований «Перепелочка», за высокое исполнительское мастерство в первом Республиканском смотре-конкурсе отмечен Дипломом 1 степени и награжден именной гитарой.
Учитель – не только профессия, но призвание Юрий Степанович – человек большого сердца, огромного трудолюбия, неиссякаемой энергии.
Я счастлив от того, что могу подарить детям красоту и хоть на миг заставить их забыть о своих проблемах, поэтому, наверное, нахожусь в статусе «учителя музыки» 60 лет.
Учитывая заслуги Юрия Степановича в области культуры и искусства и в связи с 80-летием со дня рождения редакция газеты «Дагестанская жизнь» ходатайствует о присвоении ему почетного звания «Заслуженный наставник Российской Федерации», которого он вполне заслуживает, как Учитель и Человек.
Гаджи Мирзаев