Оплата услуг газоснабжения
Отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа регламентированы Правилами поставки газа, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 549 устанавливают особенности заключения, исполнения, изменения и прекращения договора, его существенные условия, а также порядок определения объема потребленного газа и размера платежа за него.
Согласно пунктам 40 – 44 Правил № 549 внесение абонентом поставщику газа платы за потребленный газ осуществляется ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, которым является календарный месяц, если договором не установлено иное.
Обязанность по внесению платы за потребленный газ возникает с наступления расчетного периода, в течение которого имела место первая фактическая подача газа абоненту.
Размер платы за потребленный газ рассчитывается как произведение объема потребленного газа, определенного по показаниям приборов учета, а при их отсутствии — в порядке, установленном пунктами 32 — 38 Правил № 549, и розничных цен на газ, установленных для населения в соответствии с законодательством России.
Размер платы за газ, поставленный абоненту — юридическому лицу, приобретающему газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению, определяется по розничным ценам на газ, установленным для населения.
Размер платы за потребленный газ для абонента — физического лица в случае предоставления ему или членам его семьи мер социальной поддержки в форме скидки (в натуральной форме) уменьшается на размер такой скидки. В случае предоставления мер социальной поддержки в иных формах размер платы не уменьшается.
В договоре с абонентом — физическим лицом предусматривается, что плата за потребленный газ перечисляется непосредственно поставщику газа.
В договоре с абонентом — юридическим лицом может быть предусмотрено, что граждане, которым это юридическое лицо предоставляет коммунальную услугу по газоснабжению, плату за потребленный газ перечисляют непосредственно поставщику газа, а поставщик газа уведомляет абонента о гражданах, которые не исполняют или ненадлежащим образом исполняют обязательства по оплате газа.
Согласно ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов России в порядке, установленном Правительством России. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством РФ. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством РФ.
Пунктами 63-67 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 предусмотрено, что потребители обязаны своевременно вносить плату за коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги вносится потребителями исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.
Потребители вправе при наличии договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенного с исполнителем в лице управляющей организации, товарищества или кооператива, вносить плату за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию, которая продает коммунальный ресурс исполнителю, либо через указанных такой ресурсоснабжающей организацией платежных агентов или банковских платежных агентов в том случае, когда решение о переходе на такой способ расчетов и о дате перехода принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества или кооператива. В этом случае исполнитель обязан в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия указанного решения предоставить ресурсоснабжающей организации информацию о принятом решении.
Внесение потребителем платы за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию рассматривается как выполнение обязательства по внесению платы за соответствующий вид коммунальной услуги перед исполнителем. При этом исполнитель отвечает за надлежащее предоставление коммунальных услуг потребителям и не вправе препятствовать потребителям в осуществлении платежа непосредственно ресурсоснабжающей организации либо действующему по ее поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.
Если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, потребитель вправе по своему выбору:
а) оплачивать коммунальные услуги наличными денежными средствами, в безналичной форме с использованием счетов, открытых в том числе для этих целей в выбранных им банках или переводом денежных средств без открытия банковского счета, почтовыми переводами, банковскими картами, через сеть Интернет и в иных формах, предусмотренных законодательством РФ, с обязательным сохранением документов, подтверждающих оплату, в течение не менее 3 лет со дня оплаты;
б) поручать другим лицам внесение платы за коммунальные услуги вместо них любыми способами, не противоречащими требованиям законодательства РФ и договору, содержащему положения о предоставлении коммунальных услуг;
в) вносить плату за коммунальные услуги за последний расчетный период частями, не нарушая срок внесения платы за коммунальные услуги, установленный Правилами № 354;
г) осуществлять предварительную оплату коммунальных услуг в счет будущих расчетных периодов.
Плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья или кооператива, не установлен иной срок внесения платы за коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья или кооператива не установлен иной срок представления платежных документов.
В силу ст. 16.1 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» продавец обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя.
Обязанность обеспечить возможность оплаты товаров с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт распространяется на продавца, у которого выручка от реализации товаров за предшествующий календарный год превышает сорок миллионов рублей.
Если место оплаты товаров находится в месте, где не предоставляются услуги доступа к подвижной радиотелефонной связи и средствам коллективного доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», продавец освобождается от обязанности обеспечить в этом месте возможность оплаты товаров с использованием национальных платежных инструментов.
Продавец освобождается от обязанности обеспечить возможность оплаты товаров с использованием национальных платежных инструментов в торговом объекте, выручка от реализации товаров в котором составляет менее пяти миллионов рублей за предшествующий календарный год.
Оплата товаров может производиться потребителем в соответствии с указанием продавца путем расчетов через субъектов национальной платежной системы, осуществляющих оказание платежных услуг в соответствии с законодательством РФ о национальной платежной системе, если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами РФ.
При оплате товаров наличными денежными средствами обязательства потребителя перед продавцом по оплате товаров считаются исполненными в размере внесенных денежных средств с момента внесения наличных денежных средств продавцу либо платежному агенту, осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц.
При оплате товаров путем перевода предоставляемых потребителем наличных денежных средств без открытия банковского счета обязательства потребителя перед продавцом по оплате товаров считаются исполненными в размере внесенных денежных средств с момента внесения потребителем наличных денежных средств кредитной организации либо банковскому платежному агенту, осуществляющим деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации о национальной платежной системе.
При оплате товаров путем перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов обязательства потребителя перед продавцом по оплате товаров считаются исполненными в сумме, указанной в распоряжении о переводе денежных средств, с момента подтверждения его исполнения обслуживающей потребителя кредитной организацией.
Продавец несет ответственность за возникшие у потребителя убытки, вызванные нарушением требований пункта 1 ст. 16.1 Закона.
Сергей Решетников,
начальник управления прокуратуры республики
Организация питания дошколят
Кизилюртовскоой межрайонной прокуратурой с привлечением специалистов территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Дагестан в городе Кизилюрте проведена проверка санитарно- эпидемиологического законодательства при организации питания воспитанников дошкольных образовательных учреждений города Кизилюрта.
Установлено, что в нарушение требований ст.11, п.1 ст.28, п.1 ст. 32, Федерального закона от 30 марта 1999 № 52 «О санитарно-
эпидемиологическом благополучии населения», п. 5.15, п. 16.10 Санитарно- эпидемиологических требований к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья санитарно-эпидемиологические правила СП 2.3.6.1079-01, утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации от 06 ноября 2001, в ДОУ «Чебурашка», «Колокольчик», «Колосок», «Теремок», «Светлячок», «Солнышко» не соблюдаются требования по применению моющих и дезинфицирующих средств, разрешенных органами и учреждениями госсанэпидслужбы в установленном порядке, а также не реализуются программы производственного контроля.
Кроме того, в ДОУ «Солнышко» в нарушение пунктов 5.1 и 9.12 СП 2.3.6.1079-01 объемно-планировочные и конструкторские решения помещений не предусматривают последовательность (поточность) технологических процессов, исключающих встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и чистой посуды, а также встречного движения посетителей и персонала; не созданы условия для раздельного хранения и отпуска полуфабрикатов и готовой продукции.
По результатам проверки в отношении заведующих указанных ДОУ возбуждены дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В отношении заведующей ДОУ «Солнышко» дополнительно возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.4 КоАП РФ.
Али Нурмагомедов,
и.о. Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора
Запрещенная информация
Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства об информации, информационных технологиях и информатизации в деятельности организаций, оказывающих услуги по обеспечению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (интернет-провайдеров) на территории Республики Дагестан, на предмет наличия в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации о способах изготовления запрещенного орудия добычи (вылова) водных биологических ресурсов.
В ходе проверки выявлено 8 интернет страниц, на которых размещена информация о способах изготовления и продажи запрещенного орудия добычи (вылова) водных биологических ресурсов, а именно электроудочки.
По результатам проверки в Кировский районный суд г.Махачкалы направлено 8 заявлений в порядке ст.262 ГПК РФ о признании указанной информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, которые находятся на стадии рассмотрения.
Идрис Магомедов,
старший помощник Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора
Нарушение земельного законодательства
Прокуратура г.Махачкалы провела проверку по обращению местного жителя о нарушениях земельного законодательства.
Установлено, что постановлением главы города собственнику коммерческого объекта предоставлен в собственность за плату земельный участок под ним и разрешена реконструкция объекта.
При этом площадь предоставленного гражданину земельного участка превышает площадь нежилого помещения, находящего у него в собственности.
Таким образом, были нарушены требования земельного закона, согласно которым предоставление муниципальных земельных участков для строительства осуществляется с проведением работ по их формированию.
Предоставление таких участков в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах после проведения государственного кадастрового учета. В целях устранения нарушений закона прокуратурой в адрес администрации города внесено представление.
Гамлет Джамалдинов,
старший помощник прокурора Махачкалы
Прокуратура в градостроительной деятельности
Сфера градостроительства является одним из основных социально- экономических направлений деятельности государственных органов, в рамках которой совершенствуется планировочная структура населенных пунктов и функционального зонирования территории, удовлетворяются потребности населения в жилье различных видов, повышается качество жилых домов, безопасность систем инженерного обеспечения, реконструируются жилые кварталы, повышается уровень обеспеченности и территориальной доступности объектов социальной инфраструктуры.
С учетом актуальности этих вопросов в нашей республике, в целях реализации основных принципов градостроительного законодательства, обеспечения безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности, органами прокуратуры республики, в целях устранения нарушений закона в названной сфере, на постоянной основе проводится определенная работа по данному направлению деятельности, в том числе путем обращения в суд с исковыми заявлениями.
В 2018 году органами прокуратуры республики Дагестан в суды общей юрисдикции и арбитражный суд направлено 90 исковых заявлений в сфере градостроительной деятельности.
Из рассмотренных судом заявлений в истекшем году удовлетворено 65 исков.
К примеру, прокуратурой Ленинского района г. Махачкалы проведена проверка соблюдения требований градостроительного законодательства на земельном участке площадью 12000 кв.м., принадлежащем гражданину и расположенном в МКР, Приморский жилой район, г. Махачкалы.
В ходе проверки установлено, что на указанном земельном участке застройщиком без разрешения на строительство вырыт котлован для капитального строения, который захламлен мусором. В этой связи, прокуратурой района в Ленинский районный суд г. Махачкалы направлен иск о запрете собственнику земли строительства капитальных объектов до получения разрешения на строительство в установленном порядке, а также об обязании последнего привести земельный участок в первоначальное состояние, то есть засыпать котлован и восстановить почвенный покров.
Вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда требования прокурора удовлетворены в полном объеме.
В ряде случаев на стадии апелляционного рассмотрения прокуратуре республики удалось отстоять решения судов первой инстанции об удовлетворении исковых требований прокуроров, направленных на устранение нарушений законодательства в рассматриваемой сфере.
Так, в апелляционной инстанции Верховного суда РД рассмотрено гражданское дело по апелляционной жалобе местного жителя на решение Кировского районного суда г. Махачкалы, которым удовлетворены исковые требования прокуратуры г. Махачкалы к администрации города, МКУ «Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Махачкалы», ООО «Нажстрой», застройщику, Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РД о признании незаконными градостроительного плана, выданного на земельный участок, а также разрешения на строительство, выданного ООО «Нажстрой» на строительство многоквартирного жилого дома, признании самовольной постройкой возводимого на указанном земельном участке многоквартирного жилого дома и его сносе.
По результатам рассмотрения указанного гражданского дела, судебной коллегией по гражданским делам Верховного суда РД, с учетом позиции участвовавшего прокурора, решение суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований прокурора оставлено без изменения, апелляционная жалоба ответчика – без удовлетворения.
Застройщиком без получения в установленном порядке разрешительных документов, в нарушение требований градостроительных норм, Правил землепользования и застройки г. Махачкалы, на земельном участке, вид разрешенного использования которого предусматривает строительство индивидуальных жилых строений до 3 этажей, по факту возведен 6-этажный многоквартирный дом.
Надо признать, что имеют место также единичные случаи, когда в силу различных причин заявленные прокурорами требования судами оставлялись без удовлетворения.
Как показывает складывающаяся судебная практика, основным препятствием к удовлетворению заявленных прокурорами административных исковых требований в рассматриваемой сфере является пропуск предусмотренного ч. 1 ст. 219 КАС РФ трехмесячного срока для обращения в суд, который исчисляется со дня выдачи соответствующего разрешения на строительство либо другого ненормативного правового акта органа местного самоуправления.
При этом судами периоды, выпадающие на внесение прокурорами иных актов реагирования и их рассмотрение поднадзорными органами, в качестве доказательств уважительности причин пропуска трехмесячного срока обращения в суд не принимаются.
В ряде случаев удалось добиться отмены апелляционной инстанцией незаконных решений судов первой инстанции, которыми были отклонены обоснованные исковые требования прокуроров в сфере градостроительной деятельности.
К примеру, апелляционной инстанцией Верховного суда РД рассмотрено гражданское дело по апелляционному представлению прокуратуры г. Махачкалы на решение Советского районного суда г. Махачкалы, которым отказано в удовлетворении исковых требований прокуратуры города о признании не соответствующими закону и недействительными градостроительного плана двух земельных участков, разрешения на строительство 4-этажного многоквартирного жилого дома с торговыми площадями на первом и цокольном этажах, выданного Управлением по вопросам координации капитального строительства г. Махачкалы, признании возводимого ООО СПК «Союз Инвест» на указанных земельных участках капитального строения самовольной постройкой и обязании ответчика снести данное строение.
По результатам рассмотрения указанного апелляционного представления судебной коллегией по гражданским делам Верховного суда РД решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение об удовлетворении исковых требований прокурора в полном объеме.
Как установлено, ответчиком в нарушение требований градостроительных норм, Правил землепользования и застройки г. Махачкалы на земельном участке, вид разрешенного использования которого предусматривает строительство индивидуальных жилых строений до 3 этажей, по факту возведен 5-этажный многоквартирный дом с торговыми помещениями на первых двух этажах.
Среди недобросовестных застройщиков бытует мнение, что получение разрешения на строительство и другой разрешительной документации является необязательным, поскольку в последующем можно признать право собственности на самовольное строение в судебном порядке.
Однако, признание права собственности на самовольную постройку в судебном порядке является исключительным способом защиты права, который может применяться только в случае, если лицо, обратившееся в суд, по какой-либо независящей от него причине было лишено возможности получить правоустанавливающие документы на вновь созданный или реконструированный объект недвижимости в порядке, установленном нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, связанные с градостроительной деятельностью, и отношения по использованию земель.
Такой иск не может быть использован для упрощения регистрации прав на вновь созданный объект недвижимости с целью обхода норм специального законодательства, предусматривающего разрешительный порядок создания и ввода в гражданский оборот новых недвижимых вещей.
Магомед Гаджимагомедов,
прокурор отдела прокуратуры РД
Перевод осужденного из исправительного учреждения
Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года с учетом изменений и дополнений, внесенных распоряжением Правительства РФ от 23 сентября 2015 г. N 1877-р, предусматривает выработку алгоритма направления и перевода осужденных к лишению свободы с учетом состояния здоровья и других обстоятельств в исправительные учреждения, расположенные по месту жительства осужденного на момент совершения преступления.
Европейские пенитенциарные правила устанавливают, что осужденные к лишению свободы должны — настолько, насколько это возможно — направляться для отбытия наказания в пенитенциарные учреждения, расположенные вблизи от их мест жительства или мест социальной реабилитации.
При этом в исправительном учреждении, безусловно, должны быть свободные места для размещения осужденных и рабочие места.
Однако в настоящее время поступающие в органы прокуратуры жалобы граждан свидетельствуют о том, что осужденные и их родственники не всегда могут получить обоснованное разъяснение необходимости направления конкретного осужденного в конкретное время в отдаленные регионы страны для отбытия наказания.
В соответствии с положениями ст. 73 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденные к лишению свободы отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта РФ, в котором они проживали или были осуждены. В исключительных случаях по состоянию здоровья осужденных или для обеспечения их личной безопасности либо с их согласия осужденные могут быть направлены для отбывания наказания в соответствующее исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта РФ.
При отсутствии в субъекте РФ по месту жительства или по месту осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях осужденные направляются по согласованию с соответствующими вышестоящими органами управления уголовно-исполнительной системы в исправительные учреждения, расположенные на территории другого субъекта РФ, в котором имеются условия для их размещения.
Согласно положениям ст. 81 УИК РФ осужденные к лишению свободы должны отбывать весь срок наказания, как правило, в одном исправительном учреждении либо следственном изоляторе, в том числе в случае назначения им в период отбывания лишения свободы нового наказания, если при этом судом не изменен вид исправительного учреждения.
Перевод осужденного для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида допускается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении. Данные обстоятельства связаны непосредственно с личностью осужденного и не связаны со статусом его родственников (наличие детей, тяжелое материальное положение, плохое здоровье).
Таким образом, осужденные, направленные для отбывания наказания в другой субъект Российской Федерации из-за отсутствия мест в субъекте РФ, в котором они проживали и были осуждены, не могут впоследствии воспользоваться правом отбывать наказание в исправительном учреждении, расположенном в субъекте РФ, в котором они проживали или были осуждены.
Перевод осужденных за преступления, указанные в части четвертой статьи 73 УИК РФ, для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида допускается также по решению федерального органа уголовно-исполнительной системы.
Порядок перевода осужденных определяется Инструкцией о порядке направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания в исправительные учреждения и их перевода из одного исправительного учреждения в другое, утвержденной приказом Минюста России от 26.01.2018 N 17.
Вопрос о переводе осужденных рассматривается при наличии оснований, указанных в части 2 статьи 81 УИК РФ, по заявлению осужденных и их родственников либо при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении по рапорту начальника исправительного учреждения.
В соответствии с пунктом 13 Инструкции перевод осуществляется:
в исправительные учреждения, расположенные в пределах одного субъекта РФ, по решению территориального органа УИС; в исправительные учреждения, расположенные на территории других субъектах РФ, по решению ФСИН России. Решение о переводе осужденного принимается ФСИН России: на основании решения о реадмиссии или депортации в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства; при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения; на основании мотивированного заключения территориального органа УИС о переводе; территориальным органом УИС на основании мотивированного заключения исправительного учреждения, СИЗО УИС.
В случае если это связано с наличием у осужденных заболеваний, включенных в Перечень медицинских противопоказаний, решение выносится при наличии медицинского заключения, выданного врачебной комиссией медико-санитарной части территориального органа УИС, справки оперативного управления (отдела) территориального органа УИС и письменного согласия осужденного.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с Положением о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденным Указом Президента РФ от 13.10.2004 N 1314, направление осужденных к месту отбывания наказания, их размещение а также перевод осужденных и лиц, содержащихся под стражей, из одних учреждений, исполняющих наказания, следственных изоляторов в другие, является ФСИН России.
Азим Караев,
и.о. старшего помощника прокурора РД