Дагестан в 2019 году планирует довести объем перевалки нефти через Махачкалинский морской торговый порт до 3,5 млн. тонн, сообщил вчера глава республики Владимир Васильев в ходе ежегодного послания Народному собранию.«С января текущего года началась перевалка туркменской нефти. Казахстан, Туркменистан вернулись к нам. Казахстанская нефть, туркменская, позволят организовать перевалку в масштабе 3,5 млн. тонн, или в 3,5 раза больше, чем в 2017 году — в кризисный период, когда мы потеряли поставки нефти», — сказал Васильев.
Махачкалинский морской торговый порт (ММТП) возвращается к жизни, а за ним возрождается нефтепереработка. После памятной речи нового главы Дагестана Владимира Васильева на совещании по ТЭК, многие авторитетные люди республики решили «жить дружно». Однако появились и издержки. Обидевшись на соседей, азербайджанская Socar остановила прокачку нефти на Новороссийск.
Вода вместо нефти
А еще совсем недавно ММТП переживал глубокий кризис. В 2013 году прекратил перевалку сырья со своего Корчагинского месторождения “Лукойл”. В 2016 году от услуг порта отказались Dragon Oil из Арабских Эмиратов и австрийская Mitro International, которые добывают нефть в Туркменистане. Причина ухода — катастрофическое ухудшение качества нефти и сверхнормативные потери при перевалке нефти с танкеров в портовые емкости “Дагнефтепродукта”. При максимальной норме потерь нефти при перекачке из танкеров в портовые резервуары в 0,2% (обычно меньше 0,1%), туркменская нефть “испарялась” на 0,84% в 2014 году и уже 1,43% — в 2016 году. Терпение грузовладельцев лопнуло в мае 2016-го, когда “Дагнефтепродукт” при перекачке в порту “потерял” целую танкерную партию в 5 тысяч тонн и на голубом глазу настаивал, что нефть ушла на образование “мёртвых остатков” — иначе говоря, размазалась по стенкам резервуаров.
В 2017 году “Транснефть» — эксплуатант магистрального нефтепровода Махачкала-Новороссийск — 40 (сорок) раз останавливала приём сырья из порта из-за превышения в нефти воды. При максимально допустимой норме влажности сырой нефти в 0,5% (анализ проб из танкера показывал 0,1%), воды в ней оказывалось 3% и выше.
Было очевидно, что нефть, пропавшая в порту Махачкала, шла на припортовый НПЗ, так официально нефть на него не поступала, а завод работал! Причем как «самовар» — примитивным образом разделял нефть на мазут и лёгкую бензиновую фракцию — нафту. Оба продукта якобы отправлял на экспорт. Но следствие показало, что на экспорт шел не мазут, а нефть. Мазут же закачивался в трубопровод под видом нефти, а из нафты делался паленый бензин… Увы, из-за внезапной смерти большинства свидетелей и потенциальных обвиняемых следствие остановилось…
Про контрабанду нефти в Баку можно было вообще слагать легенды. Последние несколько лет в ММТП была налажена практика масштабного воровства. Вместо закачки в нефтепровод, нефть сбрасывали в нефтехранилища «Дагнефтепродукта». Когда количество украденной нефти достигало около 5 тысяч тонн, заключался контракт с азербайджанской компанией на поставку дешевого мазута. Дальше «мазут» беспошлинно вывозился в сопредельную республику, где уходил за десятки миллионов рублей. В месяц в Азербайджан продавалось минимум два танкера качественной нефти, объемом по 4,5 тыс тонн.
Весной 2017 года Министерство по делам Северного Кавказа (Минкавказ России) представило «Стратегию развития морских портов Каспийского бассейна», по которой перевалка нефти через Махачкалу полностью прекращалась. Для порта это означало смерть, для республики — многомиллионную дыру в бюджете, а для портовых сотрудников — потерю средств к существованию.
Майские тезисы Васильева
Всё изменилось с приходом в октябре 2017 года к руководству Дагестаном Владимира Васильева. Новый глава жёстко пресёк воровство в порту (и не только). В мае 2018 года прошло знаковое совещание по нефтянке. Васильев подверг критике сложившуюся ситуацию в ТЭК республики и анонсировал аресты должностных лиц, имеющих к этому отношение. Предупреждение Васильева тогда запомнили многие и надолго. Он рассказал про некий припортовый НПЗ, официально производящий только дистиллят, который не облагался акцизом. «Таких случаев масса. Сажать — не пересажать! Эти организованные преступные группировки охватили всю республику. Но надо понимать, что в дверь могут постучаться… Как постучали в дверь председателя правительства Гамидова и других… В ближайшее время еще постучатся…» – сказал Владимир Васильев.
Для судьбы ММТП и припортового НПЗ речь нового руководителя имела прямое влияние.
Завод получил инвестиции и существенно улучшил переработку нефти. Вместо воровства нефти из танкеров, сегодня НПЗ получает подготовленную смесь (вариант Urals) из Тихорецка. И продолжает модернизацию для углубления переработки нефти, то есть для роста выхода более дорогих нефтепродуктов вместо дешёвого мазута. На заправках резко улучшилось качество топлива, как следствие, отчасти упали доходы местных автосервисов, которые кормились с ремонта убитых контрафактным топливом двигателей.
Уменьшение “испарения” принимаемой с танкеров нефти заставило вернуться и грузоотправителей. В конце января, впервые за два года, в порт пришёл танкер с туркменской нефтью. А перевалка казахстанской — удвоилась. На 2019 год запланировано принять 4 млн тонн нефтеналивных грузов, обработка которых приносит порту и в бюджет по четыре доллара с тонны. Всего же мощности ММТП позволяют переваливать 8 млн тонн нефти и нефтепродуктов и 3,5 млн тонн сухих грузов в год.
Зависть соседа
О том, как наладились дела у ММТП можно судить по реакции соседей. Азербайджанская госнефтекомпания Socar с начала марта неожиданно остановила прокачку нефти под нефтепроводу Баку-Махачкала-Новороссийск. Официальная причина — ремонт выявленных дефектов трубы, который (по регламенту) требует от силы трёх суток.
Раздражение в Азербайджане вызвал переход в Дагестан 1,5 млн тонн в год сырья из Туркменистана, которое до января поступало в нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД). Общий объем прокачки туркменской нефти по БТД составлял 6,5 млн.тонн. Есть куда расти Махачкале, ведь стоимость транспортировки одной тонны нефти от Баку до Джейхана составляет по данным РИА-Новости $38, а по Махачкала-Новороссийск -$15! При этом за перевалку в портах берут одинаковую плату. Интересно, что объемы марта, запланированные под нефть Socar, Минэнерго в своем графике оперативно передала все туркменской стороне.
В любом случае будущее махачкалинского порта выглядит оптимистично. Главное теперь — сохранить систему, выстраиваемую новым руководством республики.
Рахбар Джафаров