Знать, чтобы помнить,
Помнить, чтобы не повторить
Дидо один из районов Дагестана с юга граничит с Кахетией, на западе с Тушетией, на севере и севере-западе – с обществом Ункратль, восточными соседями являются Капучинцы. Протяженность границы с Кахетией составляет 56 км, территория окружена горными хребтами: на юге это Главный Кавказский хребет, на севере тянутся Богосский и Мичитлинский хребты, на северо-западе возвышаются отроги Перикительского хребта. Для района характерны высокие горы, множество ущелий, альпийские луга. Отсюда берут начало две реки Аварское и Андийское Койсу, протекает большое количество маленьких речек. Дидоэтия-один из уникальных пограничных районов Кавказа, место древнейшего поселения человека. Это подтверждается многими историческими и вещественными источниками греческих, римских, арабских и грузинских путешественников, географов, историков и писателей.
Мы изучаем историю не только для того, чтобы знать ее. Мы изучаем историю, чтобы не повторять ошибки. Сегодня мы обратимся к трагическим событиям – переселению дидойского народа, депортацию жителей в Чечено-Ингушскую АССР. Позади 75-лет с тех страшных событий. Для всех дидойцев, этот день навсегда останется в памяти как день трагедии народа. Жили, занимались дидойцы привычными для себя ремеслами и хозяйством до марта 1944 года- до тех пор, пока весь этнос (46 аулов) не был насильно переселён в Веденский район ЧИАССР с ликвидацией района и уничтожением сёл.
4 марта 1944 года совнарком СССР принял постановление № 225-74 «О переселении на освобождённые территории ЧИАССР части населения из высокогорных малоземельных районов Дагестана». Во исполнение данного постановления Дагсовнарком и бюро Дагобкома ВКП (б) приняли Постановление № 166/241 от 15.03.1944г. о переселении 700 семей из Цунтинского района. Вроде бы намерения руководства страны и республики были человеколюбивыми – улучшение благосостояния горцев. Но почему-то особые «симпатии» власти испытывали к дидойцам. Дело в том, что в связи с переселением в Чечню был ликвидирован только один административно- территориальный район-Цунтинский, а населением, «случайно» полностью выселенным из Дагестана, оказались Дидойцы. С карты Дагестана исчез только один район. В этот день весь дидойский народ был лишён малой Родины. Под реальной угрозой насилия и преследования жители были вынуждены оставить в спешном порядке нажитое ими и их предками имущество, родные очаги, расстаться с могилами предков. Но как Советская власть не интересовалась мнением чеченцев, вышвыривая их с родных земель, так и не заморачивалась и точкой зрения дидойцев, насильственно переселяя их на земли чеченцев. Ни в одном селении Дагестана официально представители власти не сжигали дома и хозяйственные постройки. Дидойские аулы и здесь получили властный эксклюзив, насильственное переселение отмечалось особой жестокостью, несомненно, государством совершено преступление против народа. Я, постоянно задаю себе вопросы и ищу ответы на них. Почему Дидойский район был полностью переселен? Неужели были грехи перед страной? Один мой друг, известный историк как-то мне говорил, мол вы дидойцы во время войны занимались бандитизмом и не признавали Советскую власть. После этих слов, я вплотную начал изучать и исследовать этот период. Если взять статистику, это не выдерживает никакой критики. Высокий патриотизм, твёрдость духа, стойкость и мужество проявляли дидойцы в годы Великой Отечественной войны. Они, как и весь Советский народ, близко к сердцу приняли и горячо откликнулись на призыв партии: «Всё для фронта, все для Победы!». В течение всей войны дидойцы постоянно пополняли ряды Красной Армии воинами добровольцами. Многие дидойцы призывались в ряды армии через Кахетию под грузинскими фамилиями. Это было связано с тем, что они, получив деньги, чтобы прокормить семью, шли в армию, вместо некоторых грузинских призывников. Были и среди дидойцев трусы и предатели. Но десятки и сотни дидойцев объединялись и отдавали всё, что могли, для защиты великой державы. Чтобы не быть голословным приведу высказывание из книги воспоминаний общественно-политического деятеля Абдурахана Даниялова о дидойцах того времени. «Тревога из Цунтинского района. Мы с Хашаевым доехали до Тляраты, затем продолжили путь в Шаури, Цунтинский район. После нескольких крупных подъёмов и спусков, перед нами открылась удивительно красивая панорама района: покрытые соснами склоны гор, там и тут прилепившиеся к скалистым террасам селения. Такой красоты, такого чистого, ароматного воздуха я не встречал. Мой родной Гуниб красив по-особому, климат и воды его целебны, но Шаури затмевает Гуниб. К счастью, райцентр не был окружён. Были, говорят, случаи, когда нападали на мельницу и забирали мешок муки или с колхозного склада тащили сыр и масло. Но это могли делать не только бандиты. Может быть, какой-нибудь крестьянин, страдая от вида своих голодающих детей, решал хоть так достать для них пропитание. Я резко выговаривал руководству района за панику. Ничего, связанного с бандитизмом и дезертирством в Цунтинском районе мы не увидели».
До сих пор власти не объяснили в чем была причина насильственного переселения в ЧИАССР.
Уверен, наш народ никогда не забудет эти трагические дни, ведь ещё остались очевидцы этих событий. Что же они вспоминают.
Рамазанов Ахмед из селения Мокок, майор в отставке.
«Подготовительные работы по переселению были закончены в течение 10 дней и первые партии переселенцев были отправлены в новые районы 25 марта. Одно то, что были такие жесткие сроки, говорит о том, что на первом плане стояли не интересы людей, а вопросы организации своевременного весеннего сева и недопущения срыва государственных поставок зерна. Сопротивление первоначально было везде активное, люди отказывались, кричали, плакали, просили, умоляли, но всё было напрасно. И вскоре всем стало ясно, что они имеют дело со страшной силой, не знающей жалости».
В районе работники НКВД заранее изолировали наиболее влиятельных дидойцев, не останавливаясь даже перед их арестами, угрожая им высылкой, отправкой в Сибирь, как врагов народа. И это в условиях, когда основное население составляли женщины, старики, и дети, а вся наиболее деятельная часть находилась на фронте. Согласно архивным материалам некоторые жители были уголовно наказаны за отказ переселится. Но сопротивление было бесполезно. Поэтому те, кто считает, что дидойцы заняли чеченские земли добровольно, мягко говоря — не правы.
Постановлением было предусмотрено переселить 700-хозяств, а были переселены: 46-аулов, 15-колхозов, 1514- хозяйств и 6385 человек. Возникает вопрос. Какая разница между чеченцами и дидойцами? Никакой! Оба эти народа депортированные. Чеченцев переселяли на поездах, а как же происходило выселение Дидойцев? Оно шло в трудных условиях, что было связанно с удалённостью района, весенней распутицей в горах, полным отсутствием автотранспорта.
Абдулаев Курбан вспоминает.
«Вещи грузили на коров. Взяли самое необходимое, остальное имущество оставили в домах без какой-либо охраны».
Абдулаев Али (93 года) вспоминает.
«Люди сутками шли пешком, были случаи, когда люди умирали и приходилось хоронить их прямо у дороги. В годы процветания атеизма эти могилы у дорог были уничтожены. Взрослые люди были нагружены утварью, у некоторых на руках были грудные дети. Беременные рожали на ходу, так как им не разрешали останавливаться на 1-2 дня в больнице. Бесконечные колоны пеших измученных людей –мужчин, женщин, детей, престарелых- в непогоду, в дождь тянулись с Дидойских гор на чеченскую землю»
Асият Магомедова (90 лет) вспоминает.
«В населённых пунктах Цумадинского и Ботлихского районов навстречу переселенцам высыпало всё население этих сёл. Женщины громко плакали, видя такую жалкую, тяжёлую картину».
В своих воспоминаниях покойный Гево-Магомед Гамзатов писал, «что самое страшное происходило в местах переселения: голод, холод, эпидемии, комары, неподходящий климат, непривычные места и питание, воровство, бандитизм. Фактически люди пухли от голода и умирали рядом с оставшейся от чеченцев «госфондовой» кукурузой. Число больных постоянно увеличивалось. За первый год переселения только от голода умерло более 1000 человек»
Эти усопшие не могут сейчас вступить в дискуссию с теми, кто уверяет, что «при Сталине всё было хорошо, был порядок!» Не могут, потому что порядок, привыкший распоряжаться человеческими жизнями и судьбами как бездушным стройматериалом, свел их в могилу, многих в расцвете сил. Власть обращалась с людьми словно ковш эксковатора с грузом. Чеченцев – в Казахстан! Дидойцев – в Чечню. Обессилившие от голода люди были не в состоянии хоронить своих умерших, и те сутками оставались без погребения. И вот проходит 13 –лет. Люди только освоились в новых местах и начали жить по-человечески. Но тут советская власть приняла решение: народы возвращаются на свои земли. В 1957 году, после возвращения чеченцев, дидойцев вернули на свою историческую Родину. Всё было бы хорошо, но отправили снова ни с чем и куда? В ранее сожжённые родные аулы. Следовательно, их могли встретить только руины и сиротливые стены домов…. Фактически в очередной раз пришлось начинать жизнь заново. Двойное насильственное переселение не может не иметь негативных последствий: дидойцы частично утеряли культуру и самобытность и веками сложившийся уклад и образ жизни. При анализе проблем социального и этнокультурного развития дидойцев этого времени, имеет место демографический фактор. Рождаемость в этот период была стабильной, однако выживаемость новорождённых была крайне низкой. Каждая дидойская семья прошла через это. Все понимают, что это не переселение, а депортация. Поэтому мы готовы собрать подписи и обращаться во все инстанции, вплоть до Международного суда, чтобы нас дидойцев признали депортированным народом. В этом году исполняется 75 –лет переселения дидойцев. Жители района, его старшее поколение помнят все беды и несчастья, связанные с переселением. Многие из этих людей уже ушли, их нет с нами. В связи с этим необходимо создать Книгу памяти, куда включить имена тех, кто погиб в пути, в первые годы на чужбине, по пути назад. История признаёт факт насильственного переселения нашего народа, значит, он должен быть юридически закреплен. Мною разработан проект по проведению Дня Памяти и Скорби и представлен в Администрацию Цунтинского района. Основная цель — привлечь внимание общественности к проблемам дидойцев, изучение истории и воспитание любви к родному краю. Поэтому, мы считаем, что наряду с другими переселенными народами нас следует включить в число депортированных народов и выплатить компенсацию. Прошу и призываю всех дидойцев поддержать акцию по сбору подписей.
Гусейн Магомедов,
заслуженный учитель РД, почётный работник общего образования РФ