Нет у меня никакого намерения ущемить, упрекнуть и унизить ни одну из женщин ни одного народа в мире, а есть желание понять современный статус кавказской женщины. Сознаю, что для этого нужны многоаспектные исследования, что не в моих силах. И поэтому я решил, что лучше всего обратиться к знакомой и уважаемой мной Марьям Вахидовой. Она родилась в Казахстане в депортированной семье и, после возвращения в 90-годы, 13 лет прожила в Москве, сейчас живёт в Чечне. Она известная и авторитетная личность не только у себя на родине.
Марьям Адыевна — почётный доктор философии сети Оксфордских университетов, гранд- доктор в области журналистики и литературы, почётный член Академии Художеств Таджикистана, преподает в частной школе «Мансур» в Гудермесе, автор новой методологии «Уроки живого слова», признанный исследователь русских классиков. В «Учительской газете» (№ 1, 2019 г. Москва) опубликован материал «Живое слово» о ее педагогическом опыте.
— Здравствуй, Марьям! Очень рад очередной встрече с тобой. На этот раз мои вопросы не о работе. Попробуем поговорить о женщинах Кавказа. Безусловно, наши женщины тоже бывают разными, но поговорим о наиболее типичном образе женщин Кавказа сегодня. Легко ли сегодня женщине Кавказа? Каковы, на твой взгляд, трудности, радости, опасности, проблемы на её пути?
— Это называется — «объять необъятное»! Конечно, женщины на Кавказе разные: в первую очередь, — по вероисповеданию; по обычаям своих народов, по культуре и т.д. Но есть то, что нас всех объединяет, — это отношение к мужчине. Все остальное, как ни странно это прозвучит, зависит от этих отношений: любовь к родному краю, к детям, к семье, все привязанности… Кавказские женщины, в основе своей, не нацелены на «дальние страны», свою судьбу они стараются разглядеть, найти в своем селе, в своем городе. Если кто-то из кавказских женщин (чаще христианок) вступает в брак в России, или в Европе с человеком не своей национальности, то только потому, что мужчина, который был рядом, отравил ей все то, что было ей дорого. Все ее, кавказской женщины, «трудности, радости, опасности» — от мужчин. Если мужчина надежен, женщина уже счастлива, потому что все остальное она сделает сама. Сегодня наши мужчины сильно изменились и, к сожалению, не в лучшую сторону, поэтому мы стали свидетелями не наметившейся, а сложившейся и очень опасной для наших народов тенденции, когда женщины, в знак протеста, позволяют себе отступать от вековых традиций.
— Ты предвосхитила мой вопрос. Считают, что кавказская женщина бесправна всегда и во всем. Так ли это? Не на ней ли вся ответственность за быт, благополучие и комфорт в семье, дома? Разве жена-мать не пользуется абсолютным авторитетом, почтением и уважением в кавказской семье?
— Дальше я хотела бы говорить только о чеченках, потому что не считаю себя вправе обобщать. Насчет «бесправности». Я как-то уже приводила в прессе этот пример, но повторюсь. Меня пригласили в один институт (это было в Москве) на Круглый стол, где должен был обсуждаться мой доклад по Л.Н. Толстому. Пока в зале собирались ученые, ко мне подошла журналистка и, с таким «понимающим» взглядом, спросила: «Вы выбрали роман «Анна Каренина», потому что Анна была свободной женщиной?». «Кто Вам сказал, что Анна была свободной?», — удивилась я, — да у любой чеченки столько свободы, сколько Анне не снилось!». Журналистка не ожидала такого ответа и не смогла продолжить разговор. Интервью тут же свернулось, вопросов к свободной чеченке у нее не было! Ей не пришло в голову заранее смоделировать ситуацию, если ответ будет неожиданным для нее. А почему? Потому что сработал штамп, навязываемый в обществе. Но даже в XIX веке о чеченках писали, что они самые свободные женщины на Кавказе! Только свободная женщина может вырастить свободных, гордых, честолюбивых (от слова Честь!) мужчин-воинов! Хотите покорить народ? – Покорите женщину. Рабыня не воспитает воина! Сегодня, когда наши мужчины делают вид, что стали набожнее своих отцов и дедов, то женщины стали делать вид, что уважают и принимают их образ жизни – зачем им тогда выходить замуж только за чеченца, когда наш пророк (мир ему и благословение!) был из арабов? Они стали предпочитать арабских мужчин! Турки – мусульмане? Почему бы не выйти замуж за турка? То, что раньше было исключительным случаем, сегодня становится почти нормой. Мужчины наши кинулись в многоженство! «Пожалуйста, — говорят женщины, — мы примем и эту моду!» Почему бы и нет, когда не нужно нести ответственность «за быт, благополучие и комфорт в семье, дома», куда вторая и третья жена не войдут хозяйками! – Это территория первой жены! Это ей достаются, вместе со всеми заботами, почет и уважение свекра, свекрови и других родственников мужа, а всем последующим жёнам – свобода от забот, но и от всего остального тоже…
В чеченском обществе Имя берегли, как зеницу ока! Есть надежда, что мода на многоженство пройдет. У нас всегда, с возрастом, женщина занимала в доме почетное место. Старику отводилось самое теплое, уютное помещение в доме, чтобы ему никто не мешал. Его, оберегая, не посвящали в бытовые проблемы, но он всегда должен был быть готовым решать вопросы, возникающие в селе. Теперь уже он не предпринимал ни одного шага, не посоветовавшись со своей единственной женой, отдавая должное ее мудрости, которой удалось сохранить все семейные ценности, несмотря на то, что он еще вчера был заложником своих страстей. «Глупый человек, разбогатевши, заводит вторую жену»; «Имеющий двух жен не нуждается в собаке», – говорили наши предки, что закрепилось в языке народными поговорками, в которых однозначно негативное отношение к многоженству.
— У нас тоже есть поговорка о многоженстве, в переводе на русский язык она звучит так: « Муж двух жён сам превращается в женщину, так как вынужден ежедневно участвовать в их спорах».
— Есть в этом еще одна ущербная сторона для мужчины – отца семейства. К какой бы жене он не пришел (они ведь, как правило, живут не под одной крышей), он везде – гость, а не хозяин… В чеченском языке мужа называют «хIусам да» (буквально: жилища отец, т.е. хозяин дома), а жену – «хlусам нана» (жилища мама, т.е. хозяйка дома). При многоженстве этот статус остается только за первой женой, а остальные находятся в статусе: «Бетарсолти шолгlа зуда», (вторая жена Бетарсолта), третья и т.д. «Хlусам» выпадает из этих отношений, что всегда было и остается основой, фундаментом семьи.
— Может ли чеченка возражать мужчине? При каких условиях жена может уйти от мужа? Великая Тамара Синявская рассказывала о той красной границе, которую преступить она себе не позволяла никогда при жизни с гениальным Муслимом Магомаевым. Немало кавказских мужчин счастливых в семье с русскими женами. Что нужно бы знать молодым при создании интернациональной семьи?
— Чеченка может и должна возражать мужу, если считает, что муж готов, не задумываясь о последствиях, принять неверное решение. Женщина больше думает как раз о последствиях. (Вы, наверное, тоже не раз сталкивались с тем, как мама или жена советуют не делать того-то и то-то, потому что это вот так-то закончится. Но мужчина поступает вопреки и ворчит потом: «Это ты накаркала!..», или удивляется: «Откуда ты знала, что так все произойдет?») Но в женщине, как уверяют нас мужчины, много чего намешано… Поэтому она не будет это делать грубо, категорично, а сделает так, чтобы ее мудрый совет муж принял, считая это своим единственно верным решением. Вы вспомнили Тамару Синявскую и Муслима Магомаева, в котором много кровей было намешано и все кавказские. Синявская априори знала, что кавказские мужчины отличаются от понятных ей русских мужчин. Кавказец менее понятен, но более растиражирован в обществе, как горячий, дерзкий, хватающийся за кинжал ревнивец, поэтому в каких-то вопросах лучше держаться определенной дистанции. Что и делают русские жены кавказцев. Мне довелось познакомиться с одной такой женщиной, которая состарилась в браке с чеченцем. Оказывается, она за долгую их совместную жизнь НИКОГДА не садилась с мужем за один стол. «У чеченцев это не принято», — говорила она нам, чеченкам. И ничто не могло ее переубедить в обратном!
Что касается межнациональных браков… Одна москвичка, моя коллега, рассказала мне, как она впервые приехала с мужем в гости к своим друзьям в Чечню. Рано утром мужчины сидели во дворе, когда она вышла развесить выстиранные ею вещи. Дотянуться до веревки она не смогла и позвала на помощь мужа. Пока они вместе развешивали их нижнее белье, со двора незаметно для гостей ушли хозяева – их друг и его старый отец. Дождавшись, когда гостья осталась одна, старик спросил ее, любит ли она своего мужа? «Конечно, люблю!», — сказала женщина. «Зачем ты его тогда унижаешь?», — услышала она в ответ. Семейная жизнь как раз и состоит из таких мелочей, и то, что для одного народа пустяк, то для другого – оскорбление его мужского, человеческого достоинства. Супруги, в данном случае, были русскими. И других отношений между ними не могло быть. Я за то, чтобы Иван жил с Марьей, Абаз – с Курбикой, а Жетписбай – с Карлыгаш! Тогда никто не попадет в неловкую ситуацию, подстерегающую их в быту на каждом шагу.
— Плач женщины на Кавказе — редкость, если это не касается смерти, болезни или несчастья близких и родных. Невзгоды, трудности и лишения в жизни наши женщины переносят без жалоб и стенаний. Что может довести чеченку до слёз?
— У чеченцев никогда не было плакальщиц на похоронах. У нас в траурные дни (время тезета) мужчины и женщины собираются в разных дворах, чтобы женщины не могли нарушить тишину, которая одна должна царить в момент перехода Человека в иной мир. Старики тихими голосами говорят о Жизни и Смерти, все проникаются их мудрыми словами, вспоминают ранее ушедших. Можно ли рыданием отвлекать на себя внимание?.. Я знала, по жизни, очень стойких женщин, которые пережили своих детей. Рядом с ними так возвышаешься душой!.. «Умереть так, как умер Базаров, все равно, что совершить подвиг», — заостряли наше внимание в советской школе на уроках литературы во время обсуждения романа «Отцы и дети». Умереть так, как умерла Бану Гайтукаева, наша удивительная поэтесса, вот это был подвиг! Ей было 32 года, никогда не была замужем. Умерла она в больнице. Когда медсестра зашла к ней ее уколоть, она остановила ее руку со словами: «Не вливай в меня эту отраву, я должна предстать перед Аллахом». Глядя на молодого человека, журналиста с радио, готового разрыдаться, она, улыбнувшись, сказала: «Стоглар ма валалахь со дIа ялча» (Не теряй мужского самообладания, когда меня не станет). Тезет был в Валерике, ее дом узнавали по нескончаемой веренице людей, направляющихся в одну сторону. Это было траурное шествие мужчин! (Вот вам пример отношения к женщине на Кавказе!) А на женской половине, улыбаясь каждому пришедшему выразить ей свое соболезнование, стойко стояла ее мама… Вот это поведение настоящей чеченки, а все остальное привнесено извне…
Как журналистке, мне доводилось встречаться с женщинами-долгожителями, самой младшей из которых было сто лет. Но встреча с одной из них обожгла мне сердце. Жила она в селе Курчалой. Когда я пришла к ней домой, она стояла на молитве. Я не могла поверить, что этой маленькой хрупкой женщине, которая легко совершает все действия, обязательные во время намаза, сто шестнадцать лет! Но более поразили меня ее слова. На мой вопрос: «Какое время она могла бы назвать самым счастливым в своей жизни?» – она ответила, не задумываясь: «Хаза хан суна га а ца гина!» (Красивое время я вообще не видела!) Вот здесь, услышав такое, и разрыдаться бы мужчинам-политикам, катком прошедшим по ее судьбе! Но она не жаловалась, она просто констатировала.
— Частенько читаю об обычае на Кавказе разнимать дерущихся насмерть мужчин, если женщина бросает свой платок между ними. Ни разу не видел и не слышал о таком факте. Это скорее мифология, нежели религиозность?
— К религиозности это не имеет отношение. Это наш, кавказский, обычай. Не каждая женщина имеет право сорвать с головы платок и бросить его между мужчинами, доведенными до крайней степени ярости. Она должна быть уважаемой, безупречной во всех отношениях женщиной и здесь неважно молодая она или старая.
Конечно, это не миф. Случай такой был даже на нашей памяти… Во время начала карабахских событий, одна азербайджанка сорвала с головы белый платок и остановила противостоявшие враждебно настроенные толпы мужчин. Об этом много писали в центральных газетах, была даже фотография. Кажется, ее звали Зейнаб.
В кавказскую войну немало было случаев, когда девушки и женщины вдохновляли мужчин в бою. Царской армии ведь тогда противостояли жители сёл, а не специально обученная для этого армия. Когда мужчины в неравном бою терпели поражение, всегда находилась одна из девушек, которая поднимала дух мужчин, она била в барабан и кружилась в лезгинке на самой высокой крыше села. Как правило, это была крыша мечети. А другие девушки и женщины, оставшись без защитников, сами хватались за кинжалы. Так было, когда, не пощадив даже детей, уничтожили на корню село Дади-Юрт. Девушку звали Айбика. Одни каратели скинули ее с крыши, а другие – приняли на штыки. Сорок девушек, которых захватили в плен и хотели перевезти в лодках на другой берег Терека, предпочли утонуть, бросившись на офицеров и забрав их с собой на дно реки. И это тоже не миф. Трех мальчиков из этого села вывезли в Россию. Один из них стал знаменитым художником, академиком живописи Петром Захаровым, другой – Айбулат Розен был чиновником и поэтом, стихи которого печатались в пушкинском журнале «Современник», а третий – Бота Шамурзаев,- офицером царской армии и известным наибом Шамиля. Он был знаком с М. Лермонтовым и Л. Толстым. Представляете, какой генофонд уничтожался веками! И этот генофонд выковался, благодаря великим предкам, которые держались за свои обычаи, а не преклонялись перед чужими, как это происходит сегодня!
Не могу не вспомнить и девушек, которые в январе 1996 года, сознательно первыми ступили на минное поле, чтобы сохранить жизнь мужчинам, пробивающимся из окружения, считая, что на войне каждый мужчина на вес золота! А скольким безоружным молодым людям и зрелым мужчинам спасли жизнь девушки и женщины, отбивая их во время «зачисток» в селах и городах! Офицеры признавались, что были во многих горячих точках, но таких женщин, как в Чечне, им видеть не доводилось!
— Помню с детства пренебрежительное отношение моих односельчан к мужу, который бил жену. Таких неуравновешенных типов было на все село два человека, и все старались избегать встречи с ними, считая их недостойными рукопожатия и общения. Встречаются ли сегодня подобные случаи постыдного рукоприкладства?
— Мне доводилось жить среди счастливых семей. Конечно, среди чеченцев такие типы тоже не имеют никакого авторитета. Один старик, за которым уже многие годы преданно ухаживала его супруга, признался моему мужу: «Если бы не она, я давно уже должен был бы умереть. Благодаря ей, я жив еще. Если бы можно было вернуться назад, был бы самым преданным ей, заботился бы о ней. Ведь, в конце концов, со своей немощью я достался ей. Нельзя не ценить таких жен, знать бы это раньше… Твой лучший друг по жизни – это твоя жена», — наставлял он его, раскрывая секрет семейного счастья.
— В Дагестане уже тысячи социальных сирот, когда отец-преступник в тюрьме, а мать, не имея материальных и жилищных возможностей для воспитания детей, сдает их в дома сирот. Имеются и круглые сироты без отца и матери. Есть брошенные дети в роддоме, которые потом попадают в Республиканский дом ребенка. В связи с этой тревожной ситуацией я со своими друзьями учредил Общественную организацию «Дагестан без сирот». Какова ситуация с сиротами в Чечне? Правда ли, что даже руководители республики усыновляют сирот?».
— Это не секрет. То, что глава Республики не просто усыновил русского подростка, но активно занимался его воспитанием и образованием, знают все. И то, что Вы делаете с друзьями, это, конечно же, святое дело. Низкий Вам поклон! Я бы не сравнивала многонациональный Дагестан и мононациональную Чечню. У вас гораздо сложнее: малочисленные народности обречены на браки (союзы) между собой, чтобы выжить, сохраниться, иначе их ждет вырождение. За короткое время, что мне довелось провести в махачкалинской больнице, я стала свидетелем (только в своей палате), как много народностей в Дагестане, о которых я впервые услышала! Каждая из этих женщин говорила по телефону со своими детьми и внуками (!) на своем языке: даргинка, аварка, лачка, рутулка, кумычка, цахурка, лезгинка… (Я наслаждалась этим богатством языков!).
Но, чем малочисленнее народность, тем больше опасности ее подстерегает, поскольку ими допускаются браки уже между двоюродным братом и сестрой, а это инцест и прямая дорога к тяжелым заболеваниям… Что тоже мне довелось увидеть в эти же дни.
Когда готов принять свободные отношения, думать только о чувствах, о страсти, которую часто называют любовью, то нужно быть готовым и к последствиям…. Ребенок окажется брошенным потому, что он не становится плодом их любви, а скорее — свидетельством их падения, позора. И это он и она хорошо понимают! (Мы ведь живем в обществе), поэтому дети и растут вне семьи: позор ведь не обнажают, а скрывают.
У чеченцев позор за свободные отношения ложится не на женщину, а на мужчину! Это он позволил себе забыть, что он къонах (рыцарь), поэтому, когда тайное становится явным, его обязывают на ней жениться. Я знаю и такие случаи. Их можно по пальцам перечесть, что говорит больше об исключениях из правила. Врезались мне в память слова православного священника, который сказал в одной из телепередач: «Вы думаете Апокалипсис — это когда землетрясение, потоп и т.д.? Нет. Апокалипсис наступит, когда женщина стыд потеряет». Это очень правильно сказано! В русских деревнях сегодня молодые матери гуляют по улицам в купальнике, чтобы успеть за выходные дни загореть. И никто из деревенских стариков уже не плюет ей вслед, ибо всё это становится нормой. Но, когда братья Мурад и Магомед из Дагестана попали в Псковскую область в 2012 году раньше меня на две недели (мы там воздвигали памятник герою Российской империи, генерал- майору А.Н. Чеченскому), то они каждый день звонили, чтобы узнать, когда я приеду, а то у них «на руках намаз не держится»,- женщины ходят голыми! То, что для молодых дагестанцев было дикостью, на псковской земле было привычным, вполне допустимым… Завтра, если мы позволим себе изменить своим предкам, этот стыд придет и в наш дом. И «Любовь» ничто и никого не оправдает.
— Получается, что Любовь не может быть наднациональной и надрелигиозной?
— Наднациональной может быть, но надрелигиозной — никогда!
Как говорит моя младшая дочь и моя тезка: «Это уже философия. Звучит красиво, но к реальности отношения не имеет…».
— В Дагестане женщины назначены министрами и даже заместителями председателя правительства. В Азербайджане — вице- президент — женщина. В Грузии президент — женщина. Можно ли представить когда- либо женщин во главе Чечни или Дагестана? Почему женщин Кавказа не допускают к дипломатической службе России? Почему женщин Кавказа не приглашают на федеральные должности России?
— Один молодой чеченец, присутствовавший на нашей встрече с Миясат Муслимовой, признался мне, восхищенный ее деловыми качествами: «Это же готовый президент Дагестана!». И я с ним абсолютно согласна, в том плане, что такие женщины, в которых есть деловой потенциал, должны быть востребованы на всех уровнях власти. В 90-е годы в Чечне генеральным прокурором была женщина – Эльза Щерипова. Но ее предпочли мужчинам не по половому признаку, — оценили ее мужество, умение отстаивать букву закона и ее оперативность в принятии решения в те годы, когда каждый день был эпохальным! Это время распада великой страны СССР и революционных перемен в Чечне. Я была тогда правой рукой первого лица в государстве – Д. Дудаева, а всю вертикаль власти нужно было создавать с нуля. Это было время, когда обнаружился дефицит национальных кадров, т.к. многие профессии для чеченцев в Грозном были запретными. Не поверите, но когда русские женщины покинули свои рабочие места и выехали вместе со своими партийными и хозяйственными руководителями в Москву, среди чеченок нельзя было найти ни одну секретаршу или работницу госсвязи (тогда были еще коммутаторы)! Оказывается, Москва не допускала национальные кадры до информации, которая сосредотачивалась в кабинетах власти. Сейчас, конечно, ситуация другая…
Но я не сторонница того, чтобы женщины посвящали себя государственной службе, шли в политику. Такие женщины становятся жестче, категоричнее и, в отличие от мужчин, идут до конца! А политика – это сплошные компромиссы, граничащие с бесхребетностью… Я не имею в виду тех женщин, которые случайно попали однажды во власть и не найдут никак дверь, в которую нужно выйти, чтобы вернуться в семью. Их видно за версту: они отличаются степенной поступью, томным взглядом и речью с ленцой.
Но можете не сомневаться, что за каждым успешным руководителем стоит умная, деловая, мужественная, способная принимать решение и брать на себя ответственность, женщина. Это закон!
— Насколько в Чечне девушка вольна или не вольна в выборе жениха? В Дагестане, кажется, встречаются случаи выдачи девушки замуж против её воли.
— Чеченка всегда выходила замуж по любви, потому что настоящего чеченца оскорблял насильственный союз. Это каким ущербным нужно чувствовать себя, чтобы силой принуждать девушку вступить с ним в брак! Напротив, если девушка отказывала, чеченец гордо уходил, поблагодарив ее, потому что был уверен: «Соьга милла а йогlур ю!» («За меня любая пойдет!») Когда имам Шамиль запретил создавать семьи по любви, считая, что молодым людям не нужно встречаться до женитьбы, наши старцы попросили его покинуть Чечню. Воинами не становятся, воинами рождаются, — знали старцы, и это тоже закрепилось в языке: «Долушехь долу кlохцал ира» (Колючка сразу рождается колючей). А без Любви, в слезах и унижениях женщины, это невозможно. Самодостаточному, гордому, благородному чеченцу- воину не нужна была жена, которая считала себя обязанной с ним жить по воле ее родителей. У нас нередки были случаи, когда некрасивого, неказистого на вид юношу девушки предпочитали высоким стройным красавцам. «Йаьккхийчуна хуьла йоI», говорят у нас, т.е. девушку нужно завоевать. И самый красноречивый, который мог растопить сердце девушки, оказывался как раз тот, кто не мог соперничать внешней красотой. Сегодня самой умной, красивой, с высшим образованием девушке, с которой хотят познакомиться, молодые люди пишут в ватцапе: «Привет. Как дела?» и оскорбляются, если им не отвечают на это. Или «къонах» серьезно спрашивает: «Хьа масть йалахь» (если у тебя есть масть), я, мол, готов общаться и тут же излечивается от «любви», если у нее нет «масти», т.е. желания. Моя мама была очень красивой женщиной, за ней ухаживали такие Аполлоны, а она, прислушалась к совету своей мамы, и вышла замуж за моего отца. Он не выделялся ни ростом, ни голливудской внешностью, как его соперники, но после работы на колхозных полях каждый день приезжал верхом на коне за 5-6 км, чтобы только взглянуть на нее. Это нельзя было не оценить. Он, во имя своей любви, ежедневно совершал мужской поступок. Дорожа друг другом, они прожили вместе 54 года! Сегодня юноши вообще не совершают поступков и даже не утруждают себя живым общением. Если раньше парни сами искали и находили дом, в котором живет девушка, похитившая его сердце, то сегодня они обижаются, что девушка не дает им свой адрес, номер телефона, что она не отвечает ему на звонки в неурочное время, что она не звонит ему сама и не добивается его… Сегодня они считают, что это их нужно завоевывать!.. Какой- то нарциссизм взял верх над мужским достоинством и благородством! Достаточно взглянуть на их страницы в интернете: там нет лиц девушек, там десятки их фотографий! А томный взгляд и гору мышц, втиснутых в футболку с короткими рукавами, оценивают другие такие же «горцы», «къонахи». То, что в пору моей молодости оскорбило бы любого юношу, сегодня превращается в норму. Гримасы, привлекающие к себе внимание, губки, сложенные в поцелуе и его: «Салам Алейкум, кому-то (смайлик) кому-то Привет (смайлик)…», находят горячий отклик в сердцах «братьев»: «О брат базару нет, ты очень симпатичен, твою красоту не описать словами. Дай тебе Аллах здоровье счастье, здоровье родителям тоже»; и ответное: «спасибо (смайлик сердечко) взаимно брат (смайлики)» и т.д.
Можно было бы сказать, что это такие приколы у молодежи. Но как мусульманин может позволить себе поставить на один уровень «Салам Алейкум» и «Привет», обращаясь публично (!) к «братьям»? Как может, другой «брат» подчеркивать также публично (!) в этом клоуне «красоту» неописуемую? Что это, если не гейские взгляды, взгляд друг на друга? Третий «брат» заметил только, что у него бородка вместо бороды, на что главный герой отвечает, что «не растет, брат»!
Если раньше взгляды мужчин были прикованы к лицам девушек, женщин, то сегодня «братья- мусульмане» занимаются самолюбованием или друг дружкой! Зато какие большие претензии у этих шутов к девушкам, которые их мужскую несостоятельность должны прикрыть хиджабами! А все потому, что, кивая на время (21-й век, мол!), предаешь мужественные, доблестные, благородные, рыцарские Законы Гор!
— Кажется, только в Дагестане и Чечне существует такая «традиция» как кража невесты? Если это делается вопреки воле девушки, то это — варварство и уголовное преступление. Это оскорбление не только девушки, её родителей и рода, но и себя и мужского достоинства. Если же влюбленные решились на это из-за сопротивления родителей на их союз, то это ещё можно понять и старейшинам следует помочь примирению сторон.
— К счастью, в Чечне эта «традиция» стала уголовно наказуема! Сколько матерей подрастающих девочек благодарят главу республики, который пресек раз и навсегда это преступление! А это действительно преступление, потому что кража невесты раньше была символической, исключительно по договоренности с девушкой. Каждый юноша знал, что он может только выкрасть девушку, но дальше все будет происходить без его участия. С обеих сторон решение будут принимать старейшины семей. И главное слово останется за девушкой. Но в 90-е годы человек с автоматом решил, что ему все можно. Старый обычай, который напоминал больше игру, превратился в преступление. А преступник должен предстать перед законом, а не перед родственниками девушки.
— Есть традиция у кавказцев, в случае смерти жены, жениться на её сестре с её согласия, чтобы дети не почувствовали сиротства с мачехой. Мне известны такие случаи. А Вам?
— Таких фактов у чеченцев не было и быть не может. У нас ребенок при живой маме, но без отца, сиротой не считается, но при живом отце, без матери, он – сирота. Мачехи у нас тоже разные, поэтому ребенка обычно воспитывает бабушка. Брат отца может только опекать своего племянника, но покушаться на роль отца у него права нет.
— Расскажи о бабушке и матери своей.
— Вместе с бабушкой нас было одиннадцать человек в семье. Мы были еще маленькими, т.е. помощниками еще не могли быть, когда мои родители, сами выросшие в депортации, вместе с бабушкой построили очень большой, для советского времени, дом. Отец всегда хотел большую семью, т.к. рано осиротел, и считал, что у каждого ребенка должна быть своя комната. Ладил он с тещей (которая всегда в спорах оказывалась на его стороне) так, что все в поселке считали его ее сыном, а не зятем. Мужа бабушка (у нее было редкое имя — Пошта) потеряла еще в Чечне. Чекисты в 1937 году забрали его из их частного магазина у нее на глазах. В этот день она потеряла сразу двоих дорогих ей людей: мужа Мохьмада Шоипова и брата Шису Хамидова, которому Мохьмад, открыв окно, приказал бежать в лес, пока чекисты направлялись к магазину. Больше своего брата бабушка никогда не видела. Эта картина постоянно стояла у нее перед глазами, плакала она по нему всю жизнь, но, стоило кому-нибудь из нас появиться у нее на глазах, как тут же она смахивала слезы с лица и старалась казаться суровой: почему, мол, не сделали то-то и то-то…
С нами, внучками, она была бескомпромиссна: девочка (с пяти лет) должна вставать с солнцем, отгонять коров в стадо, которое собиралось за большим селом, делать влажную уборку до прихода раннего гостя; натаскать на коромысле воды из соседнего колодца и т.д. Никаких подвижных игр во дворе – девочка не должна быть резвой; ее походка должна быть степенной; не должна громко смеяться, обязательно нужно прикрывать рот рукой; не должна смотреть взрослому в глаза, слушать, только опустив глаза долу; говорить тихо, обслуживать за столом бесшумно, никогда не садиться в присутствии взрослых на их место, не садиться раньше их, веник и половая тряпка должны «прирасти» к рукам будущей хозяйки; это ее украшает, никогда не хвататься за веник в присутствии гостя, если тебя застали врасплох, а чтобы этого не произошло, всегда вставать на заре и т.д.
Читать, писать и таблице умножения до девяти всех нас, старших внучек, научила наша неграмотная бабушка. Читать мы должны были «цхьанаэшаран!» (свободно, не отрываясь), если ты делал паузы или текст озвучивался нестройно, значит, ты балуешься, отвлекаешься, и тонкая хворостина опускалась на спину… Когда подошло мое время приступить к грамоте (а это происходило в пять лет), бабушка подсаживала меня к третьей моей сестре (я четвертая) и пока та читала, я должна была внимательно слушать, следя за ее пальчиком, которым она водила по тексту. Так я и научилась читать вверх тормашками. В школу каждая из нас, сестер, были подготовлены так, что можно было посадить сразу во второй класс.
Дома мы говорили исключительно на родном языке, поэтому старшим сестрам было сложнее в школе, им нужен был переводчик. Учителя просили родителей, чтобы мы дома общались на русском языке, который, впоследствии и вытеснил родной, — власть определила к нам (площадь дома позволяла) квартирантов – шахтеров, командированных из Украины. Жили у нас, сменяясь, по три семьи. Сегодня, когда в новостях объявляют о трагических событиях в Горловке и Донецке, болит душа за наших знакомых, которые были из этих мест.
О бабушке можно рассказывать бесконечно. Она учила нас, как правильно одеваться, она следила за нашими манерами, но много позже я узнавала в каждом ее уроке — нормы, закрепленные в дворянском этикете! В Чечне она жила в предгорном селе Гехи-Чу, откуда и попала в Казахстан, в Семипалатинскую область. Откуда в ней столько всего было и такого высшего порядка, ума не приложу!
Мама, звала ее Бика, а мы, дети, называли ее Битой, характером была вся в свою маму. – Обе были, будто выкованные из железа. Хотя, понимая, как тяжело все время пытаться угодить требованиям своей мамы, она старалась быть с нами мягче. Нас не воспитывали на ненависти к власти, которая лишила их Родины. Мы росли в семье, нацеленной не только на будущее, но обязательно на счастливое будущее. Нам не запрещали учиться после школы и получить профессию. Даже настаивали на том, чтобы мы получили высшее образование. И это в то время, когда считалось, что не стоит девушке учиться в вузе, т.к. ее диплом будет лежать потом «в кармане мужа». Бабушка в 70 лет умерла в 1980 году в селе Гойты, куда она приехала из Казахстана, понимая, что пришел ее час. Умереть она хотела на родине.
Родители нам никогда ничего не запрещали, у нас была полная свобода действий, но именно это и обязывало оглядываться: одобрил бы это отец или нет? Не будет ли стыдно за тебя маме? – это было главным для меня при принятии решений. Родители наши тоже ушли из жизни, когда им было по 70 лет, пережив троих сыновей. На долю этого поколения достались: война, депортация, голод в изгнании, вынужденное возвращение на родину в 90-е годы, потеряв все нажитое и две войны, обрушившиеся на их головы под старость. Не хочу даже комментировать… И не думать не могу…
— Есть ли у Вас трудные вопросы к самой себе?
— Скорее, размышления… Но не хочу их озвучивать, они очень тяжелые…
— Ваши пожелания девушкам и юношам, на пороге их взрослой жизни?
— В их возрасте все пытаются вырваться в Большую Жизнь, которая обязательно находится где- то там, далеко от дома! Юноши и девушки рвутся ТУДА, уверенные, что счастье их ждет только ТАМ! Советы мам и бабушек кажутся лишним сотрясением воздуха людей, которые не понимают вас, таких умных и образованных! – вы ведь ЕГЭ сдали!!! Но потом проходит время, приходит разочарование, приезжаете вы в родное село и, понимаете: вот оно, счастье!.. Все до боли знакомо! Все родное! Здесь все тебя понимают! Здесь тебя любят и дорожат тобой! Здесь ты хозяин своей судьбы! Здесь ты равный среди равных! Никто не остановит: «Ваши документы! С какой целью приехали? Почему нет регистрации? Проедемте в участок…».
Ваша личность здесь не только установлена! Но только здесь вы – ЛИЧНОСТЬ! Пусть это осознание придет к вам, как можно раньше! Дорожите Кавказом! Чечней! Дагестаном!.. – НАШЕЙ землей!
— Согласен, что нигде не дышится лучше, чем на родной земле. Это биология, физиология и психология, ибо мы сотканы из воды, воздуха, аромата и духа своей Родины, но расширилась география народов, идёт глобализация и урбанизация; не найти в своем селении, районе и республике желаемого университета, работы по специальности, условий для науки и бизнеса.
— Оставим в покое глобализацию и урбанизацию. Эти проблемы были и в 19 веке! Петр Вяземский считал, что в России первоочередных проблем более чем достаточно, чтобы начать со строительства железной дороги! На Ваш вопрос, ваши коллеги — врачи ответили бы, что у кавказских женщин есть одни особенности здоровья, у русских – другие, у якутов третьи и т.д. Выходит, природа сама дает ответ на вопрос, где наше место под солнцем! Но никто не мешает вам, хоть в Америке, хоть в Европе получить высшее образование, престижную профессию… Но на чужой земле вы будете одним из…, а у себя в селе или городе, – первым! Вспомните летчика — героя Кикабидзе из фильма «Мимино». Как он рвался на международные авиалинии! И чем это все закончилось? Счастьем оказаться полезным своим односельчанам-труженикам! Почему бы ради этого не пересесть на вертолет?
— Как же быть тем девушкам, которые окончили престижные университеты, имеют престижную работу, но, к сожалению, не встретили земляка, импонирующего их сердцу? Разве она или её родители должны ходить с просьбой взять её замуж?
— А это уже другая проблема. Вы же не о заносчивости девушек говорите, а о высокой планке, с которой они подходят к молодым людям. Скажу таким девушкам по секрету: больше всего «вечных подростков», которых нужно укрощать и о которых нужно ежедневно заботиться, — как раз среди интеллигенции! Как бы ни был образован мужчина — будь он трижды философ с мировым именем, или академик какой, это не делает его хорошим мужем. Выбирать нужно не по диплому, а по надежности, которая исходит от мужчины! Это бывает видно невооруженным, но женским взглядом.
– Почему она не имеет право выбрать себе друга жизни иной национальности или иного верования? Разве счастье — не основа короткой человеческой жизни? Разве мусульманка не имеет права быть любимой?
— Если вы спрашиваете у меня, то отвечу однозначно — не имеет! Счастье не бывает продолжительным, это какие-то мгновения в нашей жизни, поэтому запоминаются, как счастливые. С мужем иной национальности жена обязательно встанет перед иными проблемами, и только! Мужчина любой национальности — «вечный ребенок»! Женщина решает проблемы, мужчина их избегает. Домашние проблемы избежать невозможно, их придется решать. Ей! Муж и жена иной веры — это головная боль их детей, и чем старше они будут становиться, тем пронзительнее будет эта боль! Если, вступая в брак, он и она об этом не думают, то это будет союз эгоистов.
Не могу не вспомнить в этой связи нашу первую (и десятки лет единственную!) летчицу и парашютистку Лялю Насуханову. Она была Заслуженным мастером спорта СССР по авиационному спорту, бронзовым призёром первых соревнований по самолётному спорту СССР среди женщин (Москва. 1963 год), член сборной команды СССР по высшему пилотажу. В 1964 году она стала в СССР первой женщиной, которую назначили командиром авиационного звена. Тогда они уже летали на реактивных самолётах-истребителях, на которые пересадила советских летчиц именно Ляля, добившись этого права, как она мне рассказывала, через генерал-майора Алексея Константиновича Пахомова. Но, когда нужно было лететь в Италию на чемпионат мира, и доказать, что женщины тоже могут управлять тяжелыми самолетами, она встала перед нелегким выбором — стать матерью, или не упустить этого шанса для летчиц, которого она так долго добивалась. Она предпочла первое. Четырежды Ляля пыталась поступить в отряд космонавтов, каждый раз проходя все испытания на земле с высокими результатами и только преследующее ее по жизни клеймо «спецпереселенки» (ей было шесть лет в год депортации народа!) не позволило ей стать первой женщиной-космонавтом. Почему я о ней вспомнила? Она вышла замуж за летчика-инструктора осетина Аслана Битарова, родила сына и дочь, но говорить об этом браке не хотела, хотя очень гордилась детьми, особенно сыном Казбеком, который мог не родиться, если бы тогда в ней не победила женщина-мать. Она смеялась: я стала чемпионкой, но на земле. Бесстрашная, дерзкая, целеустремленная, отвоевавшая для себя Небо Ляля, о своем личном счастье говорила тихо, цедя слова сквозь зубы, недоговаривая начатую мысль… Хотя мы сидели с ней вдвоем в ее кабинете в Грозном, когда она уже возглавляла обком профсоюзов работников культуры Чечни. Я так и не поняла тогда, была ли она счастлива как женщина?
— Знал молодые семьи, когда девушек уговорили, засватали и выдали за своих сельчан, у которых заслуга в амбициях, хамстве, ограниченности и никакой специальности, утонченности и уважения к своим супругам. Недолгим был союз обговоренных союзов и сломанной оказывалась жизнь умных, воспитанных, красивых и очень домашних девушек. Понимаю, что нет рецептов на все случаи жизни. И всё же. Ваши размышления по этому сложному вопросу.
— У дагестанцев все время выбор даже не между двух зол, а более: или думать о сохранении народности и языка и обречь на вырождение каждое следующее поколение, или смешаться с другой народностью и потерять тогда свой язык, или искать счастье за пределами Дагестана и тогда потерять навсегда Родину, родных, близких…(мы ведь говорим о женщинах), отказаться от всего, что включает в себя понятие «дагестанка» и стать просто хорошим человеком и т.д. Вы, наверное, обратили внимание на то, что дети в межнациональных браках наследуют конкретные черты только одной национальности: или мамы, или папы, смотря, чья кровь сильнее. Значит, Природе нужно это деление, генетическое различие! Например, когда мама казашка, а папа – чеченец, дети и внуки (!) наследуют азиатские черты! Ещё не было (а таких браков немало) такого, чтобы было наоборот. Не хочется называть имена известных в России людей, но они себя считают русскими, а Всевышний дал им внешность азиата. Что хочет сказать нам этим Всевышний? Он ведь мог создать один народ, если важно быть просто Человеком, но Он населил землю разными племенами, чтобы они ИЗУЧАЛИ друг друга! А не перемешивались, наверное? Вопрос очень сложный, неоднозначный и требует особого большого разговора.
— Спасибо Вам за ответы. Всего доброго Вам в этой сложной жизни, в которой больше проблем, нежели решений и больше вопросов, нежели ответов.
Доктор Магомед Абдулхабиров