РАБЫНЯ НЕ ВОСПИТАЕТ ВОИНА

Нет у меня никакого намерения ущемить, упрекнуть и унизить ни одну из женщин ни одного народа в мире, а есть желание понять современ­ный статус кавказской женщины. Сознаю, что для этого нужны многоаспектные исследования, что не в моих силах. И поэтому я решил, что лучше всего обратиться к знакомой и уважаемой мной Марьям Вахидовой. Она родилась в Казахстане в депортированной семье и, после возвращения в 90-годы, 13 лет прожила в Москве, сейчас живёт в Чечне. Она известная и авторитетная личность не только у себя на родине.

Марьям Адыевна — почётный доктор филосо­фии сети Оксфордских университетов, гранд- доктор в области журналистики и литературы, почётный член Академии Художеств Таджики­стана, преподает в частной школе «Мансур» в Гудермесе, автор новой методологии «Уроки жи­вого слова», признанный исследователь русских классиков. В «Учительской газете» (№ 1, 2019 г. Москва) опубликован материал «Живое слово» о ее педагогическом опыте.

— Здравствуй, Марьям! Очень рад очеред­ной встрече с тобой. На этот раз мои вопро­сы не о работе. Попробуем поговорить о жен­щинах Кавказа. Безусловно, наши женщины тоже бывают разными, но поговорим о наи­более типичном образе женщин Кавказа се­годня. Легко ли сегодня женщине Кавказа? Каковы, на твой взгляд, трудности, радости, опасности, проблемы на её пути?

— Это называется — «объять необъятное»! Ко­нечно, женщины на Кавказе разные: в первую очередь, — по вероисповеданию; по обычаям сво­их народов, по культуре и т.д. Но есть то, что нас всех объединяет, — это отношение к мужчине. Все остальное, как ни странно это прозвучит, зави­сит от этих отношений: любовь к родному краю, к детям, к семье, все привязанности… Кавказские женщины, в основе своей, не нацелены на «даль­ние страны», свою судьбу они стараются разгля­деть, найти в своем селе, в своем городе. Если кто-то из кавказских женщин (чаще христианок) вступает в брак в России, или в Европе с челове­ком не своей национальности, то только потому, что мужчина, который был рядом, отравил ей все то, что было ей дорого. Все ее, кавказской женщи­ны, «трудности, радости, опасности» — от мужчин. Если мужчина надежен, женщина уже счастлива, потому что все остальное она сделает сама. Се­годня наши мужчины сильно изменились и, к со­жалению, не в лучшую сторону, поэтому мы стали свидетелями не наметившейся, а сложившейся и очень опасной для наших народов тенденции, когда женщины, в знак протеста, позволяют себе отступать от вековых традиций.

— Ты предвосхитила мой вопрос. Считают, что кавказская женщина бесправна всегда и во всем. Так ли это? Не на ней ли вся ответ­ственность за быт, благополучие и комфорт в семье, дома? Разве жена-мать не пользуется абсолютным авторитетом, почтением и ува­жением в кавказской семье?

— Дальше я хотела бы говорить только о чечен­ках, потому что не считаю себя вправе обобщать. Насчет «бесправности». Я как-то уже приводила в прессе этот пример, но повторюсь. Меня при­гласили в один институт (это было в Москве) на Круглый стол, где должен был обсуждаться мой доклад по Л.Н. Толстому. Пока в зале собирались ученые, ко мне подошла журналистка и, с таким «понимающим» взглядом, спросила: «Вы вы­брали роман «Анна Каренина», потому что Анна была свободной женщиной?». «Кто Вам сказал, что Анна была свободной?», — удивилась я, — да у любой чеченки столько свободы, сколько Анне не снилось!». Журналистка не ожидала такого ответа и не смогла продолжить разговор. Интервью тут же свернулось, вопросов к свободной чеченке у нее не было! Ей не пришло в голову заранее смо­делировать ситуацию, если ответ будет неожи­данным для нее. А почему? Потому что сработал штамп, навязываемый в обществе. Но даже в XIX веке о чеченках писали, что они самые свободные женщины на Кавказе! Только свободная женщина может вырастить свободных, гордых, честолю­бивых (от слова Честь!) мужчин-воинов! Хотите покорить народ? – Покорите женщину. Рабыня не воспитает воина! Сегодня, когда наши мужчины делают вид, что стали набожнее своих отцов и де­дов, то женщины стали делать вид, что уважают и принимают их образ жизни – зачем им тогда вы­ходить замуж только за чеченца, когда наш про­рок (мир ему и благословение!) был из арабов? Они стали предпочитать арабских мужчин! Турки – мусульмане? Почему бы не выйти замуж за тур­ка? То, что раньше было исключительным случа­ем, сегодня становится почти нормой. Мужчины наши кинулись в многоженство! «Пожалуйста, — говорят женщины, — мы примем и эту моду!» Поче­му бы и нет, когда не нужно нести ответственность «за быт, благополучие и комфорт в семье, дома», куда вторая и третья жена не войдут хозяйками! – Это территория первой жены! Это ей достают­ся, вместе со всеми заботами, почет и уважение свекра, свекрови и других родственников мужа, а всем последующим жёнам – свобода от забот, но и от всего остального тоже…

В чеченском обществе Имя берегли, как зени­цу ока! Есть надежда, что мода на многоженство пройдет. У нас всегда, с возрастом, женщина за­нимала в доме почетное место. Старику отводи­лось самое теплое, уютное помещение в доме, чтобы ему никто не мешал. Его, оберегая, не по­свящали в бытовые проблемы, но он всегда дол­жен был быть готовым решать вопросы, возника­ющие в селе. Теперь уже он не предпринимал ни одного шага, не посоветовавшись со своей един­ственной женой, отдавая должное ее мудрости, которой удалось сохранить все семейные ценно­сти, несмотря на то, что он еще вчера был залож­ником своих страстей. «Глупый человек, разбо­гатевши, заводит вторую жену»; «Имеющий двух жен не нуждается в собаке», – говорили наши предки, что закрепилось в языке народными по­говорками, в которых однозначно негативное от­ношение к многоженству.

— У нас тоже есть поговорка о многожен­стве, в переводе на русский язык она звучит так: « Муж двух жён сам превращается в жен­щину, так как вынужден ежедневно участво­вать в их спорах».

— Есть в этом еще одна ущербная сторона для мужчины – отца семейства. К какой бы жене он не пришел (они ведь, как правило, живут не под одной крышей), он везде – гость, а не хозяин… В чеченском языке мужа называют «хIусам да» (бук­вально: жилища отец, т.е. хозяин дома), а жену – «хlусам нана» (жилища мама, т.е. хозяйка дома). При многоженстве этот статус остается только за первой женой, а остальные находятся в статусе: «Бетарсолти шолгlа зуда», (вторая жена Бетар­солта), третья и т.д. «Хlусам» выпадает из этих отношений, что всегда было и остается основой, фундаментом семьи.

— Может ли чеченка возражать мужчине? При каких условиях жена может уйти от мужа? Великая Тамара Синявская рассказывала о той красной границе, которую преступить она себе не позволяла никогда при жизни с гени­альным Муслимом Магомаевым. Немало кав­казских мужчин счастливых в семье с русски­ми женами. Что нужно бы знать молодым при создании интернациональной семьи?

— Чеченка может и должна возражать мужу, если считает, что муж готов, не задумываясь о послед­ствиях, принять неверное решение. Женщина больше думает как раз о последствиях. (Вы, на­верное, тоже не раз сталкивались с тем, как мама или жена советуют не делать того-то и то-то, по­тому что это вот так-то закончится. Но мужчина поступает вопреки и ворчит потом: «Это ты на­каркала!..», или удивляется: «Откуда ты знала, что так все произойдет?») Но в женщине, как уверя­ют нас мужчины, много чего намешано… Поэто­му она не будет это делать грубо, категорично, а сделает так, чтобы ее мудрый совет муж принял, считая это своим единственно верным решени­ем. Вы вспомнили Тамару Синявскую и Муслима Магомаева, в котором много кровей было наме­шано и все кавказские. Синявская априори знала, что кавказские мужчины отличаются от понятных ей русских мужчин. Кавказец менее понятен, но более растиражирован в обществе, как горячий, дерзкий, хватающийся за кинжал ревнивец, по­этому в каких-то вопросах лучше держаться опре­деленной дистанции. Что и делают русские жены кавказцев. Мне довелось познакомиться с одной такой женщиной, которая состарилась в браке с чеченцем. Оказывается, она за долгую их со­вместную жизнь НИКОГДА не садилась с мужем за один стол. «У чеченцев это не принято», — го­ворила она нам, чеченкам. И ничто не могло ее переубедить в обратном!

Что касается межнациональных браков… Одна москвичка, моя коллега, рассказала мне, как она впервые приехала с мужем в гости к своим дру­зьям в Чечню. Рано утром мужчины сидели во дворе, когда она вышла развесить выстиранные ею вещи. Дотянуться до веревки она не смогла и позвала на помощь мужа. Пока они вместе разве­шивали их нижнее белье, со двора незаметно для гостей ушли хозяева – их друг и его старый отец. Дождавшись, когда гостья осталась одна, старик спросил ее, любит ли она своего мужа? «Конечно, люблю!», — сказала женщина. «Зачем ты его тог­да унижаешь?», — услышала она в ответ. Семей­ная жизнь как раз и состоит из таких мелочей, и то, что для одного народа пустяк, то для другого – оскорбление его мужского, человеческого до­стоинства. Супруги, в данном случае, были рус­скими. И других отношений между ними не могло быть. Я за то, чтобы Иван жил с Марьей, Абаз – с Курбикой, а Жетписбай – с Карлыгаш! Тогда никто не попадет в неловкую ситуацию, подстерегаю­щую их в быту на каждом шагу.

— Плач женщины на Кавказе — редкость, если это не касается смерти, болезни или не­счастья близких и родных. Невзгоды, трудно­сти и лишения в жизни наши женщины пере­носят без жалоб и стенаний. Что может дове­сти чеченку до слёз?

— У чеченцев никогда не было плакальщиц на похоронах. У нас в траурные дни (время тезета) мужчины и женщины собираются в разных дво­рах, чтобы женщины не могли нарушить тишину, которая одна должна царить в момент перехода Человека в иной мир. Старики тихими голосами говорят о Жизни и Смерти, все проникаются их мудрыми словами, вспоминают ранее ушедших. Можно ли рыданием отвлекать на себя внима­ние?.. Я знала, по жизни, очень стойких женщин, которые пережили своих детей. Рядом с ними так возвышаешься душой!.. «Умереть так, как умер Базаров, все равно, что совершить подвиг», — за­остряли наше внимание в советской школе на уроках литературы во время обсуждения рома­на «Отцы и дети». Умереть так, как умерла Бану Гайтукаева, наша удивительная поэтесса, вот это был подвиг! Ей было 32 года, никогда не была за­мужем. Умерла она в больнице. Когда медсестра зашла к ней ее уколоть, она остановила ее руку со словами: «Не вливай в меня эту отраву, я должна предстать перед Аллахом». Глядя на молодого человека, журналиста с радио, готового разры­даться, она, улыбнувшись, сказала: «Стоглар ма валалахь со дIа ялча» (Не теряй мужского самооб­ладания, когда меня не станет). Тезет был в Ва­лерике, ее дом узнавали по нескончаемой вере­нице людей, направляющихся в одну сторону. Это было траурное шествие мужчин! (Вот вам пример отношения к женщине на Кавказе!) А на женской половине, улыбаясь каждому пришедшему вы­разить ей свое соболезнование, стойко стояла ее мама… Вот это поведение настоящей чеченки, а все остальное привнесено извне…

Как журналистке, мне доводилось встречаться с женщинами-долгожителями, самой младшей из которых было сто лет. Но встреча с одной из них обожгла мне сердце. Жила она в селе Курча­лой. Когда я пришла к ней домой, она стояла на молитве. Я не могла поверить, что этой малень­кой хрупкой женщине, которая легко совершает все действия, обязательные во время намаза, сто шестнадцать лет! Но более поразили меня ее слова. На мой вопрос: «Какое время она могла бы назвать самым счастливым в своей жизни?» – она ответила, не задумываясь: «Хаза хан суна га а ца гина!» (Красивое время я вообще не ви­дела!) Вот здесь, услышав такое, и разрыдаться бы мужчинам-политикам, катком прошедшим по ее судьбе! Но она не жаловалась, она просто кон­статировала.

— Частенько читаю об обычае на Кавка­зе разнимать дерущихся насмерть мужчин, если женщина бросает свой платок между ними. Ни разу не видел и не слышал о таком факте. Это скорее мифология, нежели рели­гиозность?

— К религиозности это не имеет отношение. Это наш, кавказский, обычай. Не каждая жен­щина имеет право сорвать с головы платок и бросить его между мужчинами, доведенными до крайней степени ярости. Она должна быть ува­жаемой, безупречной во всех отношениях жен­щиной и здесь неважно молодая она или старая.

Конечно, это не миф. Случай такой был даже на нашей памяти… Во время начала карабахских событий, одна азербайджанка сорвала с головы белый платок и остановила противостоявшие враждебно настроенные толпы мужчин. Об этом много писали в центральных газетах, была даже фотография. Кажется, ее звали Зейнаб.

В кавказскую войну немало было случаев, ког­да девушки и женщины вдохновляли мужчин в бою. Царской армии ведь тогда противостояли жители сёл, а не специально обученная для этого армия. Когда мужчины в неравном бою терпели поражение, всегда находилась одна из девушек, которая поднимала дух мужчин, она била в ба­рабан и кружилась в лезгинке на самой высокой крыше села. Как правило, это была крыша ме­чети. А другие девушки и женщины, оставшись без защитников, сами хватались за кинжалы. Так было, когда, не пощадив даже детей, уничтожили на корню село Дади-Юрт. Девушку звали Айби­ка. Одни каратели скинули ее с крыши, а другие – приняли на штыки. Сорок девушек, которых захватили в плен и хотели перевезти в лодках на другой берег Терека, предпочли утонуть, бро­сившись на офицеров и забрав их с собой на дно реки. И это тоже не миф. Трех мальчиков из этого села вывезли в Россию. Один из них стал знаменитым художником, академиком живописи Петром Захаровым, другой – Айбулат Розен был чиновником и поэтом, стихи которого печатались в пушкинском журнале «Современник», а третий – Бота Шамурзаев,- офицером царской армии и известным наибом Шамиля. Он был знаком с М. Лермонтовым и Л. Толстым. Представляете, какой генофонд уничтожался веками! И этот ге­нофонд выковался, благодаря великим предкам, которые держались за свои обычаи, а не прекло­нялись перед чужими, как это происходит сегод­ня!

Не могу не вспомнить и девушек, которые в ян­варе 1996 года, сознательно первыми ступили на минное поле, чтобы сохранить жизнь мужчинам, пробивающимся из окружения, считая, что на во­йне каждый мужчина на вес золота! А скольким безоружным молодым людям и зрелым мужчи­нам спасли жизнь девушки и женщины, отбивая их во время «зачисток» в селах и городах! Офи­церы признавались, что были во многих горячих точках, но таких женщин, как в Чечне, им видеть не доводилось!

— Помню с детства пренебрежительное от­ношение моих односельчан к мужу, который бил жену. Таких неуравновешенных типов было на все село два человека, и все стара­лись избегать встречи с ними, считая их не­достойными рукопожатия и общения. Встре­чаются ли сегодня подобные случаи постыд­ного рукоприкладства?

— Мне доводилось жить среди счастливых се­мей. Конечно, среди чеченцев такие типы тоже не имеют никакого авторитета. Один старик, за ко­торым уже многие годы преданно ухаживала его супруга, признался моему мужу: «Если бы не она, я давно уже должен был бы умереть. Благодаря ей, я жив еще. Если бы можно было вернуться на­зад, был бы самым преданным ей, заботился бы о ней. Ведь, в конце концов, со своей немощью я достался ей. Нельзя не ценить таких жен, знать бы это раньше… Твой лучший друг по жизни – это твоя жена», — наставлял он его, раскрывая секрет семейного счастья.

— В Дагестане уже тысячи социальных си­рот, когда отец-преступник в тюрьме, а мать, не имея материальных и жилищных возмож­ностей для воспитания детей, сдает их в дома сирот. Имеются и круглые сироты без отца и матери. Есть брошенные дети в род­доме, которые потом попадают в Республи­канский дом ребенка. В связи с этой тревож­ной ситуацией я со своими друзьями учредил Общественную организацию «Дагестан без сирот». Какова ситуация с сиротами в Чечне? Правда ли, что даже руководители республи­ки усыновляют сирот?».

— Это не секрет. То, что глава Республики не просто усыновил русского подростка, но актив­но занимался его воспитанием и образованием, знают все. И то, что Вы делаете с друзьями, это, конечно же, святое дело. Низкий Вам поклон! Я бы не сравнивала многонациональный Дагестан и мононациональную Чечню. У вас гораздо слож­нее: малочисленные народности обречены на браки (союзы) между собой, чтобы выжить, со­храниться, иначе их ждет вырождение. За корот­кое время, что мне довелось провести в махач­калинской больнице, я стала свидетелем (только в своей палате), как много народностей в Даге­стане, о которых я впервые услышала! Каждая из этих женщин говорила по телефону со своими детьми и внуками (!) на своем языке: даргинка, аварка, лачка, рутулка, кумычка, цахурка, лезгин­ка… (Я наслаждалась этим богатством языков!).

Но, чем малочисленнее народность, тем боль­ше опасности ее подстерегает, поскольку ими до­пускаются браки уже между двоюродным братом и сестрой, а это инцест и прямая дорога к тяже­лым заболеваниям… Что тоже мне довелось уви­деть в эти же дни.

Когда готов принять свободные отношения, думать только о чувствах, о страсти, которую ча­сто называют любовью, то нужно быть готовым и к последствиям…. Ребенок окажется брошенным потому, что он не становится плодом их любви, а скорее — свидетельством их падения, позора. И это он и она хорошо понимают! (Мы ведь живем в обществе), поэтому дети и растут вне семьи: по­зор ведь не обнажают, а скрывают.

У чеченцев позор за свободные отношения ло­жится не на женщину, а на мужчину! Это он позво­лил себе забыть, что он къонах (рыцарь), поэтому, когда тайное становится явным, его обязывают на ней жениться. Я знаю и такие случаи. Их мож­но по пальцам перечесть, что говорит больше об исключениях из правила. Врезались мне в память слова православного священника, который ска­зал в одной из телепередач: «Вы думаете Апока­липсис — это когда землетрясение, потоп и т.д.? Нет. Апокалипсис наступит, когда женщина стыд потеряет». Это очень правильно сказано! В рус­ских деревнях сегодня молодые матери гуляют по улицам в купальнике, чтобы успеть за выходные дни загореть. И никто из деревенских стариков уже не плюет ей вслед, ибо всё это становится нормой. Но, когда братья Мурад и Магомед из Да­гестана попали в Псковскую область в 2012 году раньше меня на две недели (мы там воздвигали памятник герою Российской империи, генерал- майору А.Н. Чеченскому), то они каждый день звонили, чтобы узнать, когда я приеду, а то у них «на руках намаз не держится»,- женщины ходят голыми! То, что для молодых дагестанцев было дикостью, на псковской земле было привычным, вполне допустимым… Завтра, если мы позволим себе изменить своим предкам, этот стыд придет и в наш дом. И «Любовь» ничто и никого не оправ­дает.

— Получается, что Любовь не может быть наднациональной и надрелигиозной?

— Наднациональной может быть, но надрелиги­озной — никогда!

Как говорит моя младшая дочь и моя тезка: «Это уже философия. Звучит красиво, но к реаль­ности отношения не имеет…».

— В Дагестане женщины назначены мини­страми и даже заместителями председателя правительства. В Азербайджане — вице- пре­зидент — женщина. В Грузии президент — жен­щина. Можно ли представить когда- либо женщин во главе Чечни или Дагестана? По­чему женщин Кавказа не допускают к дипло­матической службе России? Почему женщин Кавказа не приглашают на федеральные должности России?

— Один молодой чеченец, присутствовавший на нашей встрече с Миясат Муслимовой, при­знался мне, восхищенный ее деловыми каче­ствами: «Это же готовый президент Дагеста­на!». И я с ним абсолютно согласна, в том пла­не, что такие женщины, в которых есть деловой потенциал, должны быть востребованы на всех уровнях власти. В 90-е годы в Чечне генераль­ным прокурором была женщина – Эльза Щери­пова. Но ее предпочли мужчинам не по поло­вому признаку, — оценили ее мужество, умение отстаивать букву закона и ее оперативность в принятии решения в те годы, когда каждый день был эпохальным! Это время распада вели­кой страны СССР и революционных перемен в Чечне. Я была тогда правой рукой первого лица в государстве – Д. Дудаева, а всю вертикаль власти нужно было создавать с нуля. Это было время, когда обнаружился дефицит националь­ных кадров, т.к. многие профессии для чеченцев в Грозном были запретными. Не поверите, но когда русские женщины покинули свои рабочие места и выехали вместе со своими партийными и хозяйственными руководителями в Москву, среди чеченок нельзя было найти ни одну се­кретаршу или работницу госсвязи (тогда были еще коммутаторы)! Оказывается, Москва не до­пускала национальные кадры до информации, которая сосредотачивалась в кабинетах власти. Сейчас, конечно, ситуация другая…

Но я не сторонница того, чтобы женщины по­свящали себя государственной службе, шли в политику. Такие женщины становятся жестче, ка­тегоричнее и, в отличие от мужчин, идут до конца! А политика – это сплошные компромиссы, грани­чащие с бесхребетностью… Я не имею в виду тех женщин, которые случайно попали однажды во власть и не найдут никак дверь, в которую нуж­но выйти, чтобы вернуться в семью. Их видно за версту: они отличаются степенной поступью, томным взглядом и речью с ленцой.

Но можете не сомневаться, что за каждым успешным руководителем стоит умная, деловая, мужественная, способная принимать решение и брать на себя ответственность, женщина. Это закон!

— Насколько в Чечне девушка вольна или не вольна в выборе жениха? В Дагестане, ка­жется, встречаются случаи выдачи девушки замуж против её воли.

— Чеченка всегда выходила замуж по любви, по­тому что настоящего чеченца оскорблял насиль­ственный союз. Это каким ущербным нужно чув­ствовать себя, чтобы силой принуждать девушку вступить с ним в брак! Напротив, если девушка отказывала, чеченец гордо уходил, поблагодарив ее, потому что был уверен: «Соьга милла а йогlур ю!» («За меня любая пойдет!») Когда имам Ша­миль запретил создавать семьи по любви, счи­тая, что молодым людям не нужно встречаться до женитьбы, наши старцы попросили его покинуть Чечню. Воинами не становятся, воинами рож­даются, — знали старцы, и это тоже закрепилось в языке: «Долушехь долу кlохцал ира» (Колючка сразу рождается колючей). А без Любви, в слезах и унижениях женщины, это невозможно. Само­достаточному, гордому, благородному чеченцу- воину не нужна была жена, которая считала себя обязанной с ним жить по воле ее родителей. У нас нередки были случаи, когда некрасивого, не­казистого на вид юношу девушки предпочитали высоким стройным красавцам. «Йаьккхийчуна хуьла йоI», говорят у нас, т.е. девушку нужно за­воевать. И самый красноречивый, который мог растопить сердце девушки, оказывался как раз тот, кто не мог соперничать внешней красотой. Сегодня самой умной, красивой, с высшим об­разованием девушке, с которой хотят познако­миться, молодые люди пишут в ватцапе: «Привет. Как дела?» и оскорбляются, если им не отвечают на это. Или «къонах» серьезно спрашивает: «Хьа масть йалахь» (если у тебя есть масть), я, мол, го­тов общаться и тут же излечивается от «любви», если у нее нет «масти», т.е. желания. Моя мама была очень красивой женщиной, за ней ухажива­ли такие Аполлоны, а она, прислушалась к совету своей мамы, и вышла замуж за моего отца. Он не выделялся ни ростом, ни голливудской внешно­стью, как его соперники, но после работы на кол­хозных полях каждый день приезжал верхом на коне за 5-6 км, чтобы только взглянуть на нее. Это нельзя было не оценить. Он, во имя своей любви, ежедневно совершал мужской поступок. Дорожа друг другом, они прожили вместе 54 года! Се­годня юноши вообще не совершают поступков и даже не утруждают себя живым общением. Если раньше парни сами искали и находили дом, в ко­тором живет девушка, похитившая его сердце, то сегодня они обижаются, что девушка не дает им свой адрес, номер телефона, что она не отвечает ему на звонки в неурочное время, что она не зво­нит ему сама и не добивается его… Сегодня они считают, что это их нужно завоевывать!.. Какой- то нарциссизм взял верх над мужским достоин­ством и благородством! Достаточно взглянуть на их страницы в интернете: там нет лиц девушек, там десятки их фотографий! А томный взгляд и гору мышц, втиснутых в футболку с короткими рукавами, оценивают другие такие же «горцы», «къонахи». То, что в пору моей молодости оскор­било бы любого юношу, сегодня превращается в норму. Гримасы, привлекающие к себе внимание, губки, сложенные в поцелуе и его: «Салам Алей­кум, кому-то (смайлик) кому-то Привет (смай­лик)…», находят горячий отклик в сердцах «бра­тьев»: «О брат базару нет, ты очень симпатичен, твою красоту не описать словами. Дай тебе Аллах здоровье счастье, здоровье родителям тоже»; и ответное: «спасибо (смайлик сердечко) взаимно брат (смайлики)» и т.д.

Можно было бы сказать, что это такие прико­лы у молодежи. Но как мусульманин может по­зволить себе поставить на один уровень «Салам Алейкум» и «Привет», обращаясь публично (!) к «братьям»? Как может, другой «брат» подчерки­вать также публично (!) в этом клоуне «красоту» неописуемую? Что это, если не гейские взгля­ды, взгляд друг на друга? Третий «брат» заметил только, что у него бородка вместо бороды, на что главный герой отвечает, что «не растет, брат»!

Если раньше взгляды мужчин были прикованы к лицам девушек, женщин, то сегодня «братья- мусульмане» занимаются самолюбованием или друг дружкой! Зато какие большие претензии у этих шутов к девушкам, которые их мужскую не­состоятельность должны прикрыть хиджабами! А все потому, что, кивая на время (21-й век, мол!), предаешь мужественные, доблестные, благо­родные, рыцарские Законы Гор!

— Кажется, только в Дагестане и Чечне су­ществует такая «традиция» как кража неве­сты? Если это делается вопреки воле девуш­ки, то это — варварство и уголовное престу­пление. Это оскорбление не только девушки, её родителей и рода, но и себя и мужского достоинства. Если же влюбленные решились на это из-за сопротивления родителей на их союз, то это ещё можно понять и старейши­нам следует помочь примирению сторон.

— К счастью, в Чечне эта «традиция» стала уголовно наказуема! Сколько матерей подрас­тающих девочек благодарят главу республики, который пресек раз и навсегда это преступле­ние! А это действительно преступление, потому что кража невесты раньше была символической, исключительно по договоренности с девушкой. Каждый юноша знал, что он может только вы­красть девушку, но дальше все будет происхо­дить без его участия. С обеих сторон решение будут принимать старейшины семей. И главное слово останется за девушкой. Но в 90-е годы человек с автоматом решил, что ему все мож­но. Старый обычай, который напоминал больше игру, превратился в преступление. А преступник должен предстать перед законом, а не перед родственниками девушки.

— Есть традиция у кавказцев, в случае смерти жены, жениться на её сестре с её со­гласия, чтобы дети не почувствовали сирот­ства с мачехой. Мне известны такие случаи. А Вам?

— Таких фактов у чеченцев не было и быть не может. У нас ребенок при живой маме, но без отца, сиротой не считается, но при живом отце, без матери, он – сирота. Мачехи у нас тоже раз­ные, поэтому ребенка обычно воспитывает ба­бушка. Брат отца может только опекать своего племянника, но покушаться на роль отца у него права нет.

— Расскажи о бабушке и матери своей.

— Вместе с бабушкой нас было одиннадцать человек в семье. Мы были еще маленькими, т.е. помощниками еще не могли быть, когда мои ро­дители, сами выросшие в депортации, вместе с бабушкой построили очень большой, для совет­ского времени, дом. Отец всегда хотел большую семью, т.к. рано осиротел, и считал, что у каждо­го ребенка должна быть своя комната. Ладил он с тещей (которая всегда в спорах оказывалась на его стороне) так, что все в поселке считали его ее сыном, а не зятем. Мужа бабушка (у нее было ред­кое имя — Пошта) потеряла еще в Чечне. Чекисты в 1937 году забрали его из их частного магазина у нее на глазах. В этот день она потеряла сразу двоих дорогих ей людей: мужа Мохьмада Шои­пова и брата Шису Хамидова, которому Мохьмад, открыв окно, приказал бежать в лес, пока чекисты направлялись к магазину. Больше своего брата бабушка никогда не видела. Эта картина посто­янно стояла у нее перед глазами, плакала она по нему всю жизнь, но, стоило кому-нибудь из нас появиться у нее на глазах, как тут же она смахи­вала слезы с лица и старалась казаться суровой: почему, мол, не сделали то-то и то-то…

С нами, внучками, она была бескомпромиссна: девочка (с пяти лет) должна вставать с солнцем, отгонять коров в стадо, которое собиралось за большим селом, делать влажную уборку до при­хода раннего гостя; натаскать на коромысле воды из соседнего колодца и т.д. Никаких подвижных игр во дворе – девочка не должна быть резвой; ее походка должна быть степенной; не должна громко смеяться, обязательно нужно прикрывать рот рукой; не должна смотреть взрослому в гла­за, слушать, только опустив глаза долу; говорить тихо, обслуживать за столом бесшумно, никогда не садиться в присутствии взрослых на их место, не садиться раньше их, веник и половая тряпка должны «прирасти» к рукам будущей хозяйки; это ее украшает, никогда не хвататься за веник в присутствии гостя, если тебя застали врасплох, а чтобы этого не произошло, всегда вставать на заре и т.д.

Читать, писать и таблице умножения до девяти всех нас, старших внучек, научила наша негра­мотная бабушка. Читать мы должны были «цхьа­наэшаран!» (свободно, не отрываясь), если ты делал паузы или текст озвучивался нестройно, значит, ты балуешься, отвлекаешься, и тонкая хворостина опускалась на спину… Когда подошло мое время приступить к грамоте (а это проис­ходило в пять лет), бабушка подсаживала меня к третьей моей сестре (я четвертая) и пока та чита­ла, я должна была внимательно слушать, следя за ее пальчиком, которым она водила по тексту. Так я и научилась читать вверх тормашками. В школу каждая из нас, сестер, были подготовлены так, что можно было посадить сразу во второй класс.

Дома мы говорили исключительно на родном языке, поэтому старшим сестрам было сложнее в школе, им нужен был переводчик. Учителя про­сили родителей, чтобы мы дома общались на рус­ском языке, который, впоследствии и вытеснил родной, — власть определила к нам (площадь дома позволяла) квартирантов – шахтеров, команди­рованных из Украины. Жили у нас, сменяясь, по три семьи. Сегодня, когда в новостях объявляют о трагических событиях в Горловке и Донецке, болит душа за наших знакомых, которые были из этих мест.

О бабушке можно рассказывать бесконечно. Она учила нас, как правильно одеваться, она сле­дила за нашими манерами, но много позже я уз­навала в каждом ее уроке — нормы, закрепленные в дворянском этикете! В Чечне она жила в пред­горном селе Гехи-Чу, откуда и попала в Казахстан, в Семипалатинскую область. Откуда в ней столь­ко всего было и такого высшего порядка, ума не приложу!

Мама, звала ее Бика, а мы, дети, называли ее Битой, характером была вся в свою маму. – Обе были, будто выкованные из железа. Хотя, пони­мая, как тяжело все время пытаться угодить тре­бованиям своей мамы, она старалась быть с нами мягче. Нас не воспитывали на ненависти к власти, которая лишила их Родины. Мы росли в семье, на­целенной не только на будущее, но обязательно на счастливое будущее. Нам не запрещали учить­ся после школы и получить профессию. Даже на­стаивали на том, чтобы мы получили высшее об­разование. И это в то время, когда считалось, что не стоит девушке учиться в вузе, т.к. ее диплом будет лежать потом «в кармане мужа». Бабушка в 70 лет умерла в 1980 году в селе Гойты, куда она приехала из Казахстана, понимая, что пришел ее час. Умереть она хотела на родине.

Родители нам никогда ничего не запрещали, у нас была полная свобода действий, но именно это и обязывало оглядываться: одобрил бы это отец или нет? Не будет ли стыдно за тебя маме? – это было главным для меня при принятии реше­ний. Родители наши тоже ушли из жизни, когда им было по 70 лет, пережив троих сыновей. На долю этого поколения достались: война, депортация, голод в изгнании, вынужденное возвращение на родину в 90-е годы, потеряв все нажитое и две войны, обрушившиеся на их головы под старость. Не хочу даже комментировать… И не думать не могу…

— Есть ли у Вас трудные вопросы к самой себе?

— Скорее, размышления… Но не хочу их озвучи­вать, они очень тяжелые…

— Ваши пожелания девушкам и юношам, на пороге их взрослой жизни?

— В их возрасте все пытаются вырваться в Боль­шую Жизнь, которая обязательно находится где- то там, далеко от дома! Юноши и девушки рвут­ся ТУДА, уверенные, что счастье их ждет только ТАМ! Советы мам и бабушек кажутся лишним сотрясением воздуха людей, которые не пони­мают вас, таких умных и образованных! – вы ведь ЕГЭ сдали!!! Но потом проходит время, приходит разочарование, приезжаете вы в родное село и, понимаете: вот оно, счастье!.. Все до боли знако­мо! Все родное! Здесь все тебя понимают! Здесь тебя любят и дорожат тобой! Здесь ты хозяин сво­ей судьбы! Здесь ты равный среди равных! Никто не остановит: «Ваши документы! С какой целью приехали? Почему нет регистрации? Проедемте в участок…».

Ваша личность здесь не только установлена! Но только здесь вы – ЛИЧНОСТЬ! Пусть это осозна­ние придет к вам, как можно раньше! Дорожите Кавказом! Чечней! Дагестаном!.. – НАШЕЙ зем­лей!

— Согласен, что нигде не дышится лучше, чем на родной земле. Это биология, физио­логия и психология, ибо мы сотканы из воды, воздуха, аромата и духа своей Родины, но расширилась география народов, идёт гло­бализация и урбанизация; не найти в своем селении, районе и республике желаемого университета, работы по специальности, ус­ловий для науки и бизнеса.

— Оставим в покое глобализацию и урбаниза­цию. Эти проблемы были и в 19 веке! Петр Вя­земский считал, что в России первоочередных проблем более чем достаточно, чтобы начать со строительства железной дороги! На Ваш вопрос, ваши коллеги — врачи ответили бы, что у кавказ­ских женщин есть одни особенности здоровья, у русских – другие, у якутов третьи и т.д. Выходит, природа сама дает ответ на вопрос, где наше ме­сто под солнцем! Но никто не мешает вам, хоть в Америке, хоть в Европе получить высшее обра­зование, престижную профессию… Но на чужой земле вы будете одним из…, а у себя в селе или городе, – первым! Вспомните летчика — героя Ки­кабидзе из фильма «Мимино». Как он рвался на международные авиалинии! И чем это все закон­чилось? Счастьем оказаться полезным своим од­носельчанам-труженикам! Почему бы ради этого не пересесть на вертолет?

— Как же быть тем девушкам, которые окон­чили престижные университеты, имеют пре­стижную работу, но, к сожалению, не встре­тили земляка, импонирующего их сердцу? Разве она или её родители должны ходить с просьбой взять её замуж?

— А это уже другая проблема. Вы же не о занос­чивости девушек говорите, а о высокой планке, с которой они подходят к молодым людям. Скажу таким девушкам по секрету: больше всего «веч­ных подростков», которых нужно укрощать и о которых нужно ежедневно заботиться, — как раз среди интеллигенции! Как бы ни был образован мужчина — будь он трижды философ с мировым именем, или академик какой, это не делает его хорошим мужем. Выбирать нужно не по диплому, а по надежности, которая исходит от мужчины! Это бывает видно невооруженным, но женским взглядом.

– Почему она не имеет право выбрать себе друга жизни иной национальности или иного верования? Разве счастье — не основа корот­кой человеческой жизни? Разве мусульманка не имеет права быть любимой?

— Если вы спрашиваете у меня, то отвечу одно­значно — не имеет! Счастье не бывает продолжи­тельным, это какие-то мгновения в нашей жизни, поэтому запоминаются, как счастливые. С мужем иной национальности жена обязательно встанет перед иными проблемами, и только! Мужчина любой национальности — «вечный ребенок»! Жен­щина решает проблемы, мужчина их избегает. Домашние проблемы избежать невозможно, их придется решать. Ей! Муж и жена иной веры — это головная боль их детей, и чем старше они будут становиться, тем пронзительнее будет эта боль! Если, вступая в брак, он и она об этом не думают, то это будет союз эгоистов.

Не могу не вспомнить в этой связи нашу первую (и десятки лет единственную!) летчицу и парашю­тистку Лялю Насуханову. Она была Заслуженным мастером спорта СССР по авиационному спорту, бронзовым призёром первых соревнований по самолётному спорту СССР среди женщин (Мо­сква. 1963 год), член сборной команды СССР по высшему пилотажу. В 1964 году она стала в СССР первой женщиной, которую назначили команди­ром авиационного звена. Тогда они уже летали на реактивных самолётах-истребителях, на которые пересадила советских летчиц именно Ляля, до­бившись этого права, как она мне рассказывала, через генерал-майора Алексея Константиновича Пахомова. Но, когда нужно было лететь в Италию на чемпионат мира, и доказать, что женщины тоже могут управлять тяжелыми самолетами, она встала перед нелегким выбором — стать матерью, или не упустить этого шанса для летчиц, которого она так долго добивалась. Она предпочла первое. Четырежды Ляля пыталась поступить в отряд кос­монавтов, каждый раз проходя все испытания на земле с высокими результатами и только пресле­дующее ее по жизни клеймо «спецпереселенки» (ей было шесть лет в год депортации народа!) не позволило ей стать первой женщиной-космонав­том. Почему я о ней вспомнила? Она вышла замуж за летчика-инструктора осетина Аслана Битаро­ва, родила сына и дочь, но говорить об этом бра­ке не хотела, хотя очень гордилась детьми, осо­бенно сыном Казбеком, который мог не родиться, если бы тогда в ней не победила женщина-мать. Она смеялась: я стала чемпионкой, но на земле. Бесстрашная, дерзкая, целеустремленная, от­воевавшая для себя Небо Ляля, о своем личном счастье говорила тихо, цедя слова сквозь зубы, недоговаривая начатую мысль… Хотя мы сидели с ней вдвоем в ее кабинете в Грозном, когда она уже возглавляла обком профсоюзов работников культуры Чечни. Я так и не поняла тогда, была ли она счастлива как женщина?

— Знал молодые семьи, когда девушек уго­ворили, засватали и выдали за своих сель­чан, у которых заслуга в амбициях, хамстве, ограниченности и никакой специальности, утонченности и уважения к своим супругам. Недолгим был союз обговоренных союзов и сломанной оказывалась жизнь умных, вос­питанных, красивых и очень домашних деву­шек. Понимаю, что нет рецептов на все слу­чаи жизни. И всё же. Ваши размышления по этому сложному вопросу.

— У дагестанцев все время выбор даже не между двух зол, а более: или думать о сохране­нии народности и языка и обречь на вырождение каждое следующее поколение, или смешаться с другой народностью и потерять тогда свой язык, или искать счастье за пределами Дагестана и тогда потерять навсегда Родину, родных, близ­ких…(мы ведь говорим о женщинах), отказаться от всего, что включает в себя понятие «дагестан­ка» и стать просто хорошим человеком и т.д. Вы, наверное, обратили внимание на то, что дети в межнациональных браках наследуют конкретные черты только одной национальности: или мамы, или папы, смотря, чья кровь сильнее. Значит, При­роде нужно это деление, генетическое различие! Например, когда мама казашка, а папа – чеченец, дети и внуки (!) наследуют азиатские черты! Ещё не было (а таких браков немало) такого, чтобы было наоборот. Не хочется называть имена из­вестных в России людей, но они себя считают русскими, а Всевышний дал им внешность ази­ата. Что хочет сказать нам этим Всевышний? Он ведь мог создать один народ, если важно быть просто Человеком, но Он населил землю разными племенами, чтобы они ИЗУЧАЛИ друг друга! А не перемешивались, наверное? Вопрос очень слож­ный, неоднозначный и требует особого большого разговора.

— Спасибо Вам за ответы. Всего доброго Вам в этой сложной жизни, в которой больше проблем, нежели решений и больше вопро­сов, нежели ответов.

Доктор Магомед Абдулхабиров