Евгений Якимец: «До жить бы до принятия закона»

В начале нынешнего года председатель Совета ветеранов войны, труда, Вооружен­ных Сил и правоохранительных органов г. Махачкалы Заур Абасалиев и военный ко­миссар столицы Дагестана полковник в от­ставке Муртуз Идрисов познакомили меня с человеком активной жизненной позиции, энергичным 78-летним пенсионером по име­ни Евгений Якимец. Он обычный гражданин, живет в городе, 25 лет своей жизни посвятил Вооруженным Силам России, ныне полков­ник в отставке. Но у него необычная судьба.

Одни знают его как заядлого нумизмата, дру­гие по работе в республиканском военкомате, а многие как человека, относящегося к категории «детей войны». Нелегкая судьба у Евгения Ва­сильевича, связанная с тяжелым военным дет­ством. Несмотря на неимоверные трудности и лишения, он живет яркой, насыщенной жизнью, которая достойна для подражания.

Родился Евгений в 1940-м в Белоруссии. Ког­да ему исполнилось три года, семью с оккупиро­ванной территории немцы вывезли в Германию. Его отец Василий тогда был в действующей ар­мии, воевал на фронте. Только в 1945-м их осво­бодили и вернули на свою Родину. Пятилетний мальчик на всю жизнь запомнил это время, про­веденное на чужбине среди захватчиков с их же­стоким обращением к советским людям.

Свою трудовую деятельность он начинал в 1959 году токарем по металлу Карагандинского маши­ностроительного завода. В 1961-м призвался в армию, служил в Термезе механиком-водителем среднего танка. После службы поступил в Таш­кентское танковое училище. По распределению лейтенант попал в Ленинградский военный округ, затем его перевели в Дальневосточный военный округ. Дослужился до подполковника. Выйдя на пенсию в 1987 году, стал работать старшим по­мощником начальника отдела республиканского военного комиссариата.

О «детях войны» невозможно говорить без вол­нения и слёз, о них нужно знать и всегда помнить. Под данный статус попадают жители России, родившиеся с 1 января 1928 по 2 сентября 1945 годы. Дети войны – это те, у которых война отня­ла матерей и отцов, братьев и сестер. Война не знает возраста. Перед страшным ликом её унич­тожающей силы равны и стар и млад. Но настоль­ко трагично потерянное детство, лишенное радо­сти и смеха, наполненное страданиями, голодом, смертями самых близких людей.

Дети и война – эти слова не должны стоять ря­дом, они два несовместимых понятия. Малень­кие мальчишки и девчонки, в одночасье стали взрослыми. И в них укрепилась привычка к труд­ностям, к бедам, к недоеданию и недосыпанию, к разлукам и потерям. Честь и слава детям войны, кто смог пережить все трудности и построить свою жизнь нормально: вырастить и воспитать детей и внуков. Евгению Васильевичу это уда­лось, удалось большой ценой.

Война – оружие разрушения и трагедий. На за­щиту Отечества встали не только взрослые, но и дети. По статистике 20 тысяч пионеров получили медаль «За оборону Москвы», более 15 тысяч юных ленинградцев награждены медалью «За оборону Ленинграда». Война не щадила никого. А как же дети, которые уцелели? Каким образом, благодаря чему им удалось выжить? Вопросов немало.

В своем стихотворении «Распятое детство» поэтесса Людмила Голодяевская, бывшая мало­летняя узница фашистского концлагеря, писала:

Мы пришли из распятого детства,

Где погибли отец или мать

И досталась нам память в наследство,

Чтобы внукам её передать.

Она призвала людей 21 века, чтобы мы помни­ли: такое больше не должно повториться.

Страшно представить, что в фашистских кон­цлагерях содержалось более 20 миллионов чело­век из тридцати стран мира. 12 миллионов не до­жили до освобождения, среди них около 2 млн. детей. Дети войны… Они были повсюду. Заменя­ли отцов на заводах, делали автоматы, дежурили в госпиталях, помогали строить бомбоубежища и т.д.

Война – дело взрослых, но и детям досталось сполна. Один из документов фашисткой про­граммы тех лет гласила: «Помни и выполняй! Нет нервов сердца, жалости – ты сделан из не­мецкого железа. Уничтожай в себе жалость и со­страдание. Убивай всякого русского, не останав­ливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик». Этот документ убеждает, с каким беспощадным врагом встретился лицом к лицу советский народ.

Участие в великой освободительной борьбе против фашизма стало высшим долгом. На сто­лы мобилизационных пунктов рядом с заявле­ниями отцов и матерей с просьбой отправиться на фронт, клали их и дети, зачастую написанные ещё неустойчивым почерком. А сколько таких убегало на фронт и становились сынами полка, как 6-летний Толя Воронов, прошедший боевой путь с одной из гвардейских дивизий.

Известный детский писатель Корней Чуков­ский отмечал: «И когда кончится война, и мы ста­нем размышлять о причинах нашей победы над врагом человечества, мы не забудем, что у нас был могучий союзник: многомиллионная, крепко сплоченная армия советских детей». На земле самый лучший народ – дети.

Отметим, что на днях в кабинете военного ко­миссара Махачкалы состоялось вручение меда­ли «Дети войны» Евгению Якимцу. Этой памятной и общественной награды он удостоен за вклад в победу над фашизмом. Военком Муртуз Идрисов поздравил своего коллегу и пожелал ему крепко­го здоровья на долгие годы.

Принимая награду из рук военкома, Евгений Васильевич отметил: «С первого февраля 2019 года увеличены пенсии для различных категорий пенсионеров. К сожалению, нет среди них такой категории, как «дети войны». Фракция КПРФ не­однократно вносила в Госдуму РФ проект закона «О детях войны», но он до сих пор так и не при­нят. В 16 регионах России «детям войны» пред­усмотрели определенные льготы и выплаты и они ежемесячно получают от 500 до 1000 рублей. И это справедливо, потому что мы последнее по­коление, которое реально помнит войну. На его долю пришлись многие трудности того сурового времени, которое поднимало из руин разрушен­ную страну. Сейчас они – старики с мизерной пенсией, сумму которой стыдно назвать вслух. «Дети войны» — это категория, которая нуждается в особой поддержке государства. Многим хочет­ся дожить до принятия отдельного закона , каса­ющегося «Детей войны»,- резюмировал ветеран.

Гаджи Мирзаев