Невыплата заработной платы
Конституцией Российской Федерации каждому гражданину гарантировано право на вознаграждение за труд.
За несвоевременную выплату заработной платы законом предусмотрены такие виды ответственности как материальная, административная и уголовная.
В соответствии со статьей 2 Трудового кодекса Российской Федерации каждому работнику обеспечивается право на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, не ниже установленного федеральным законом.
Статьей 236 ТК РФ установлена материальная ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику.
Так, при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации), в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
За нарушение прав граждан в части оплаты труда статьей 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность. За совершение данного правонарушения может быть назначено наказание в виде штрафа или дисквалификации на срок до 3-х лет.
Наиболее строгим видом ответственности за невыплату заработной платы является уголовная, установленная статьей 145.1 Уголовного кодекса РФ.
Согласно статье 145.1 УК РФ преступлением является как частичная невыплата свыше 3-х месяцев, так и полная невыплата свыше 2-х месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных выплат или выплат заработной платы свыше 2-х месяцев в размере ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Под частичной невыплатой заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных выплат в указанной статье понимается осуществление платежа в размере менее половины подлежащей выплате суммы.
За совершение данного преступления может быть назначено наказание в виде штрафа, принудительных работ либо лишения свободы на срок до 3-х лет.
Если при совершении указанного преступления наступают тяжкие последствия, наказание существенно ужесточается.
Татьяна Голубова,
старший помощник прокурора РД
Задолженность погашена
Прокуратура города Махачкалы провела проверку по коллективному обращению работников муниципального унитарного предприятия «Очистные сооружения канализации гг. Махачкала-Каспийск» о невыплате заработной платы.
Установлено, что работникам предприятия не выплачена начисленная за вторую половину апреля 2018 года заработная плата в сумме свыше 1,2 млн рублей.
В связи с этим, прокуратурой в защиту трудовых прав граждан в мировой суд направлены 125 заявлений о выдаче судебных приказов о взыскании начисленной, но невыплаченной заработной платы, которые судом удовлетворены.
Кроме того, в отношении директора МУП «Очистные сооружения канализации Махачкала-Каспийск» возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ (невыплата заработной платы). По результатам его рассмотрения Государственной инспекцией труда в Республике Дагестан на нарушителя наложен административный штраф в размере 10 тысяч рублей.
После вмешательства прокуратуры города задолженность по заработной плате перед работниками предприятия погашена.
Уголовное дело направлено в суд
Прокуратура города Махачкалы утвердила обвинительное заключение по уголовному делу в отношении местного жителя. Он обвиняется в совершении преступлений, предусмотренных ч.ч. 3 и 4 ст. 159 (мошенничество) и ч. 2 ст. 327 УК РФ (подделка официальных документов).
По версии следствия, в 2013 – 2016 годах, он, являясь ректором федерального государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Дагестанский институт повышения квалификации кадров АПК», получал под отчет денежные средства в виде субсидий, выделенных на оказание услуг по реализации дополнительных профессиональных образовательных программ и выплату заработной платы преподавательскому составу.
При этом руководитель института собственноручно проставлял в платежных ведомостях подписи от имени сотрудников учреждения, тогда как указанное обучение со слушателями в 2013-2014 годах проводилось частично, а в последующем фактически не проводилось. В результате преступных действий злоумышленник похитил бюджетные средства в сумме свыше 3,7 млн рублей. Уголовное дело прокуратура направила в Ленинский районный суд города Махачкалы для рассмотрения по существу.
Гамлет Джамалдинов,
старший помощник прокурора Махачкалы
Строительство жилья
Порядок привлечения денежных средств граждан для жилищного строительства урегулирован Федеральным законом от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ», вступившим в законную силу 30.03.2005.
Согласно положениям указанного закона привлекать денежные средства граждан вправе только непосредственно застройщики объекта (лица, которым земельный участок предоставлен для строительства многоквартирного дома) путем заключения с гражданами договоров долевого участия в строительстве, путем выпуска жилищных сертификатов, а также жилищно-строительные кооперативы путем приема граждан в члены кооператива.
Является нарушением требований Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ привлечение денежных средств граждан-участников долевого строительства до получения застройщиком в установленном порядке разрешения на строительство, опубликования, размещения и представления проектной декларации и государственной регистрации застройщиком права собственности на земельный участок, предоставленный для строительства многоквартирного дома, или договора аренды такого земельного участка.
Денежные средства граждан подлежат привлечению застройщиком только после государственной регистрации договора долевого участия в строительстве.
Широко распространены случаи незаконного привлечения денежных средств граждан не застройщиками, а иными юридическими лицами (инвесторами, подрядными организациями, агентами и др.).
При этом используются иные, не предусмотренные законом схемы привлечения денежных средств граждан. К примеру, «вексельная схема», когда с гражданами заключаются договоры с названием «договор инвестирования строительства жилья», согласно условиям которых граждан обязывают за денежные средства приобрести вексель организации, затем передать его застройщику в счет оплаты по договору.
Имеют место случаи заключения договоров займа, «предварительных договоров купли-продажи создаваемого имущества», согласно которым застройщик обязуется до определенного периода оформить документы, необходимые для регистрации права собственности на создаваемое имущество. До момента заключения основных договоров купли-продажи и передачи прав собственности на квартиру застройщик не имеет никаких обязательств перед гражданином, в том числе и по выплате неустойки за нарушение указанных в договоре сроков.
Указанные схемы привлечения денежных средств граждан для строительства жилья противоречат требованиям Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ и влекут для лиц, привлекающих таким образом денежные средства граждан, административную ответственность по ч. 1 ст. 14.28 КоАП РФ.
Эльмира Абдуллаева,
старший помощник прокурора Ленинского района Махачкалы
Требования удовлетворены
ООО МК «Альба», будучи исключенной из государственного реестра микрофинансовых организаций, продолжала осуществлять деятельность по представлению потребительского кредита и прочих финансовых услуг с использованием в своем наименовании словосочетание «микрокредитная компания», Эти обстоятельства создавали условия для нарушения прав неопределенного круга лиц, поскольку юридическое лицо, не имеющее статуса микрофинансовой или микрокредитной компании, может вводить в заблуждение добросовестных потребителей и оказывать им незаконные финансовые услуги, в том числе связанные с различными схемами уклонения от налогов и легализации доходов, полученных преступным путем.
Прокурор Кировского района г.Махачкалы в защиту гражданских прав обратился в суд с административным исковым заявлением об аннулировании записей в едином государственном реестре юридических лиц к ООО Микрокредитной компании «Альба».
Решением Кировского районного суда г.Махачкалы от 18.01.2019 исковые требования прокурора удовлетворены.
Серажутдин Маликов,
помощник прокурора Кировского района Махачкалы
Нарушения устранены
По результатам проверки, в деятельности Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан в части предоставления государственных услуг и государственном геологическом надзоре и лицензировании выявлены многочисленные нарушения, а именно, не в полной мере используются предоставленные права и полномочия, в том числе и по выявлению, пресечению и устранению выявленных нарушений законодательства о недрах.
По указанным фактам в адрес министра природных ресурсов и экологии Республики Дагестан Карачаева Н.А. 10.12.2018 внесено представление об устранении нарушений закона, которое 14.01.2019 рассмотрено и удовлетворено в полном объеме и по результатам рассмотрения к дисциплинарной ответственности привлечено 1 должностное лицо.
Идрис Магомедов,
старший помощник прокурора Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратуры
Борьба с коррупцией
В современном мировом сообществе достаточно остро стоит проблема борьбы с преступлениями коррупционной направленности.
Основным законом, закрепляющим правовые основы борьбы с данным негативным явлением современности, является Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;
антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;
рассмотрение в органах государственной власти, органах местного самоуправления, других органах, организациях, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, вопросов правоприменительной практики в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений;
предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка сведений, представляемых указанными гражданами;
установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
внедрение в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении;
развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.
Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Физическое лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть лишено в соответствии с законодательством Российской Федерации права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы.
Применение за коррупционное правонарушение мер ответственности к юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к уголовной или иной ответственности за коррупционное правонарушение физического лица не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение юридическое лицо.
Сведения о применении к лицу взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, подлежат включению в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, сроком на пять лет с момента принятия акта, явившегося основанием для включения в реестр.
Реестр подлежит размещению на официальном сайте федеральной государственной информационной системы в области государственной службы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Ахмед Гамидов,
старший помощник прокурора Кировского района Махачкалы