Память, память ты же можешь, ты должна!
На мгновенье, эти стрелки повернуть.
Я хочу не просто вспомнить имена!
Я хочу своим друзьям в глаза взглянуть!
В 1970 году Дагестан переживал драматические события в связи с землетрясением. Вся страна откликнулась на обрушившуюся беду, отовсюду шла помощь материалами, строительной техникой, но особенно важной и ценной была помощь людьми – строителями, которые возводили новые здания и целые кварталы. Флагман экономики Дагестана — завод им. Магомеда Гаджиева направил на помощь Казбековскому району около 300 человек.
В этом же году я окончил Дагестанский государственный университет имени В.И. Ленина, физический факультет и был распределен в районный отдел образования Казбековского района.
Прибыл я в районный центр, селение Дылым, на попутной машине, которая везла в село строительные материалы.
Водитель из Ставропольского края любезно довёз меня к центру села, а дальше уже сам на своих двоих я добрался до районо.
В центре села был построен штаб, задача которого была оказание помощи пострадавшим от землетрясения и ликвидация его последствий. Секретарём районного комитета партии был Абдулатип Гаджиев, на него и была возложена эта задача. Штаб представлял собой строение из нескольких сборно-щитовых домиков размещенного в виде каре.
В отделе образования мне сообщили, что я направляюсь на работу в среднюю школу селения Буртунай, ещё на тринадцать километров дальше. Делать нечего собирайся и езжай далее. По прибытии в Буртунай я спросил где находится школа, на что получил ответ, что школы как таковой сейчас нет, поскольку она разрушена землетрясением, новая школа ещё строится руками студентов и будет закончена к началу учебного года.
Меня повели к директору, который в это время провожал своего старшего брата с семьёй после отпуска в г. Воронеж, где тот работал главным ветеринарным врачом.
Здесь и состоялась моё знакомство с людьми, с которыми мне пришлось начинать свою трудовую жизнь.
Байсар Кумаев, директор школы, объяснил мне, что все вопросы о моём трудоустройстве будем решать завтра, а сегодня мы будем знакомиться и отмечать проводы брата. Он на меня произвёл сильное впечатление, высокий, волевой, где-то даже резкий в движениях.
Ночевать меня взял к себе его двоюродный брат Али, надо отметить гостеприимство, с которым эти люди принимают гостей.
На утро директор привёл меня на место, где строилась новая школа. Школа была сборно-щитовая, но прослужила долго, пока не отстроили новую, более современную. Кругом кипела работа и на нас практически никто не обращал внимания. Все были заняты делом.
Директор мне объяснил, что пока здесь для меня нет работы и я могу ехать в Махачкалу, с чем я и удалился, оставив свои вещи в селении.
Лабазан – отец нашего директора школы, у которого я начал квартировать, работал в школе электриком. Человек пожилой, по натуре суровый, но справедливый. Занимался в основном заботой о своей семье, которая была немногочисленна, жена и дочь. Привести из лесу дров, наколоть их и т.д.
В школе он появлялся изредка, заменить лампу, снять показания электросчётчика. Всегда проявлял заботу обо мне, о моём быте, испечь мне хлеб поручил своей жене, которая всегда приносила его по моему возращению из Махачкалы, в которой я бывал в конце каждой недели.
Её появление всегда почему-то мне напоминало сюжет из сказок «Тысяча и одна ночь». Такая она была рослая, немногословная и тихая. Хлеб, пара круглых лепёшек испечённых в печке, был горячий, имел неповторимый вкусный запах.
Сурхай – секретарь в школе, участник Великой Отечественной войны, воевал в Сталинграде. Его дети учились у меня. Сын в десятом классе и дочь в седьмом. Всё лето он ночевал в шалаше, который он построил у себя во дворе, учитывая обстановку, которая царила в тот период в связи с землетрясением. Его рассказы о том, как он воевал в Сталинграде, какие трудности и опасности пришлось ему пережить, я запомнил надолго. Он принимал самое активное участие в жизни школы. Однажды пришло указание поставить картофель в Махачкалу, поскольку город находился на карантине, было принято решение выкопать картофель с учебного участка школы. В воскресный день старшие классы были отправлены на участок, где провели целы день. Собранный картофель погрузили на грузовую машину и отправили в столицу.
Гапур Магомедович – завуч по старшим классам, сам из селения Гуни. С этим человеком я быстро нашёл общий язык, поскольку он окончил пединститут, математический факультет и очень ответственно относился к своей работе. Он часто посещал мои уроки, иногда вместе с директором школы и когда я поставил вопрос о выделении небольшого помещения и столов для проведения лабораторных работ, а в классах были парты, старшее поколение их помнит, мне тут же выделили все необходимое в маленький физкабинет. Я обратил внимание на то, с каким интересом ученики старших классов проводили лабораторные работы.
Узайри — лаборант школы. Вся подготовка к урокам физики проходила в его лаборантской, которая находилась во дворе школы. Мы включали проигрыватель, классическую музыку и готовили наглядные пособия и приборы для проведения и показа экспериментов по физике. Однажды, необходимо было провести лабораторную работу по определению теплоёмкости металлов, каково было моё удивление, когда у нас оказалось всего два калориметра, пришлось срочно изготавливать их из жестяных банок из под компотов и сгущёнки. Задача была решена, лабораторная работа состоялась и ученики сами смогли определить величину теплоёмкости.
Иза – директор Буртунайского совхоза. Однажды войдя в учительскую я стал свидетелем интересной беседы. В центре, за столом, сидел секретарь райкома партии Абдулатип Гаджиев, его обступили женщины, преподаватели школы. Разговор шёл о том, что поскольку у большинства учителей не было своего хозяйства, то отсутствовала возможность приобрести молоко для детей. На что сразу же последовало указание Изе директору совхоза: «Каждое утро в учительской должен быть бидон молока с фермы, вопрос обсуждению не подлежит».
Прошёл учебный год. В мае 1971 года мне пришла повестка в армию.
Провожали меня очень трогательно, всей школой. Байсар Кумаев собрал всех в большом классе.
На меня это произвело большое впечатление. Видимо память о тех жителях селения, которые не вернулись с фронта в годы войны, передаётся от поколения к поколению.
Василий Дворянчиков, доктор технических наук.