Воспитание- это вечная, общая категория и в ней патриотизма присутствует как идеальный стержень, сердцевина и духовно-нравственный феномен.
Роль учителя истории в воспитании детей важна, учитывая значимость, исторического образования в формировании мировоззрения учащихся, воспитании патриотизма, любви к родному краю.
К сожалению, события последнего времени в политике, экономике и культуре России подтверждают очевидность все более заметной утраты нашим обществом патриотического сознания.
Следовательно, значение воспитания патриотизма граждан возрастает многократно, а это целенаправленная и систематическая деятельность школы, и здесь роль учителя истории неимоверно высока, потому что он располагает огромным комплексом материалов, наглядно демонстрирующих боевые подвиги нашего нарда.
Учитель истории должен прививать школьникам общечеловеческие ценности, любовь к культуре, уважение к традициям других народов, показать путь, которое прошло человечество, его свершения и достижения.
Для того, чтобы воспитать молодёжь, укрепить любовь к Родине, необходимо изменить способы и методы работы с ними. Сегодняшние выпускники живут в мире компьютеров. Многие дети уже не представляют своей жизни без ежедневного использования интернета.
Использует его для учёбы, для общения и для поиска интересующей их информации. И очень важно направить их деятельность в интернете в правильное русло. История-это проявление души народа, его золотой запас. Кто-то справедливо заметил, «Вне памяти, вне традиции и культуры нет личности». Память формирует духовную крепость человека».
Поэтому на своих уроках стараюсь ненавязчиво сделать так, что впечатления прошлого входят в духовный мир учеников. Они учатся уважению к предкам. Они будут знать, что в свою очередь передать потомкам. Конечно опыт прошлого нельзя воспринимать в идеальном свете. В жизни наших предков было немало негативного. Я не спорю с политиками, а предоставляю возможность учащимся выдвинуть свою точку зрения и найти ответ на вопрос в источниках. Выводы ученики делают сами.
Я не равнодушный человек. Больно за свою страну, за её будущее. Сердцем и разумом переживаю за возрождение её, как мощного государства, горжусь своей истории, своим народом.
Если взглянуть на патриотическое воспитание со стороны, то можно сделать следующие выводы: прежние общественные идеалы и государственные идеология исчерпали себя. А новая идеология и новые идеалы, которые объединили бы общество не выработаны. Отсюда возникает бездуховность, грубость, жестокость, агрессивность.
Современная педагогика доказывает, что школа должна встать на защиту нравственного становления личности учащихся и что в центре современных реформ должна стать ответственная, гражданская личность – носитель права и демократии.
«Знать-значит уметь действовать» — — утверждал Спенсер. Сегодня как никогда гражданин должен обладать самостоятельностью мышления и способностью принимать решения. Как жить, как стать социально-защищённым – этому ребенка должна учить школа.
Мой урок-это живой, гибкий организм, способный изменяться, подчиняться высказанной вдруг новой идее ученика, а значит – это урок диалог. Учу детей понимать и уважать других людей, другие культуры, проявлять политическую терпимость, воспринимать плюрализм мнений, формирую интерес к Родине.
Мой предмет открывает широкие возможности для формирование личности школьника, становления его гражданской позиции. Через исследовательскую работу по изучению прошлого своего края, района, села, своей семьи идёт осознание ребёнком себя частью страны. В исследовательской работе полностью отходя от зубрежки он осознано впитывает в себя все лучшее, что связанно с нашей историей. Весь комплекс школьных дисциплин дает ребёнку необходимый для будущей самостоятельной жизни запас знаний и каждый предмет в этом комплексе важен. Но есть в нем, на мой взгляд, такой предмет, который, даёт возможность ученику шире увидеть и глубже понять окружающий мир. И –это история.
Сегодняшнему поколению, как любому другому, нужен идеал. И надёжной основой для выработки такого идеала является история.
Ключевский справедливо жалел «то поколение, у которого нет никаких идеалов». Каким должен быть сегодняшний идеал? Сложный вопрос. Но для меня важно одно- прежде всего это должен быть гражданин. Поэтому в свои уроки включаю элементы краеведения и считаю, что только тот человек, который относится с уважением к культуре и истории других народов, является настоящим патриотом. Наша с вами задача — помочь воспитаннику раскрыться, освободиться от мешающих ему комплексов, поверить себя.
Ученик должен мыслить самостоятельно, пусть даже эти мысли расходятся с общепринятыми. В моем понимании учитель-это не только человек, это явление. Если вдуматься, то ясно понимаешь, что учитель-это мир, который нас окружает. Мы вместе движемся вперёд, пытаясь достичь каких-либо высоких результатов. И пусть это тихое, почти незаметное для других движение вперёд окрыляет и даст новые силы для дальнейшей работы. Только так, мы можем воспитывать новое поколение в духе патриотизма.
Сухомлинский писал: «Родина –твой дом». В родном доме не всё бывает гладко и не всё хорошо».
Гражданин и патриот начинается в школе. Прежде чем стать патриотом, школьник должен научится быть патриотом своей школы, знать ею историю.
В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России отмечено: «Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника».
Мы живём в непростое время. Всё труднее учить добру и милосердию, находить образец для подражания. Это надо во имя будущего. Жизнь продолжается и по прежнему нужны людям, доброта, любовь к Родине, своим родным и близким.
Память о прошлом-должна жить, не устаревая, передаваясь из поколения к поколению.
Гусейн Магомедов,
заслуженный учитель РД