Патриотическое воспитание на уроках истории

Воспитание- это вечная, общая категория и в ней патриотизма присутствует как идеальный стержень, сердцевина и духовно-нравственный феномен.

Роль учителя истории в воспитании детей важна, учитывая значимость, исторического об­разования в формировании мировоззрения уча­щихся, воспитании патриотизма, любви к родно­му краю.

К сожалению, события последнего времени в политике, экономике и культуре России под­тверждают очевидность все более заметной утраты нашим обществом патриотического со­знания.

Следовательно, значение воспитания патри­отизма граждан возрастает многократно, а это целенаправленная и систематическая деятель­ность школы, и здесь роль учителя истории не­имоверно высока, потому что он располагает огромным комплексом материалов, наглядно де­монстрирующих боевые подвиги нашего нарда.

Учитель истории должен прививать школь­никам общечеловеческие ценности, любовь к культуре, уважение к традициям других народов, показать путь, которое прошло человечество, его свершения и достижения.

Для того, чтобы воспитать молодёжь, укре­пить любовь к Родине, необходимо изменить способы и методы работы с ними. Сегодняшние выпускники живут в мире компьютеров. Многие дети уже не представляют своей жизни без еже­дневного использования интернета.

Использует его для учёбы, для общения и для поиска интересующей их информации. И очень важно направить их деятельность в интернете в правильное русло. История-это проявление души народа, его золотой запас. Кто-то справед­ливо заметил, «Вне памяти, вне традиции и куль­туры нет личности». Память формирует духовную крепость человека».

Поэтому на своих уроках стараюсь ненавязчи­во сделать так, что впечатления прошлого входят в духовный мир учеников. Они учатся уважению к предкам. Они будут знать, что в свою очередь пе­редать потомкам. Конечно опыт прошлого нельзя воспринимать в идеальном свете. В жизни наших предков было немало негативного. Я не спорю с политиками, а предоставляю возможность уча­щимся выдвинуть свою точку зрения и найти от­вет на вопрос в источниках. Выводы ученики де­лают сами.

Я не равнодушный человек. Больно за свою страну, за её будущее. Сердцем и разумом пере­живаю за возрождение её, как мощного государ­ства, горжусь своей истории, своим народом.

Если взглянуть на патриотическое воспита­ние со стороны, то можно сделать следующие выводы: прежние общественные идеалы и госу­дарственные идеология исчерпали себя. А новая идеология и новые идеалы, которые объединили бы общество не выработаны. Отсюда возникает бездуховность, грубость, жестокость, агрессив­ность.

Современная педагогика доказывает, что школа должна встать на защиту нравственного становления личности учащихся и что в центре современных реформ должна стать ответствен­ная, гражданская личность – носитель права и демократии.

«Знать-значит уметь действовать» — — утверж­дал Спенсер. Сегодня как никогда гражданин должен обладать самостоятельностью мышле­ния и способностью принимать решения. Как жить, как стать социально-защищённым – этому ребенка должна учить школа.

Мой урок-это живой, гибкий организм, спо­собный изменяться, подчиняться высказанной вдруг новой идее ученика, а значит – это урок диалог. Учу детей понимать и уважать других лю­дей, другие культуры, проявлять политическую терпимость, воспринимать плюрализм мнений, формирую интерес к Родине.

Мой предмет открывает широкие возмож­ности для формирование личности школьника, становления его гражданской позиции. Через исследовательскую работу по изучению прошло­го своего края, района, села, своей семьи идёт осознание ребёнком себя частью страны. В ис­следовательской работе полностью отходя от зу­брежки он осознано впитывает в себя все лучшее, что связанно с нашей историей. Весь комплекс школьных дисциплин дает ребёнку необходимый для будущей самостоятельной жизни запас зна­ний и каждый предмет в этом комплексе важен. Но есть в нем, на мой взгляд, такой предмет, ко­торый, даёт возможность ученику шире увидеть и глубже понять окружающий мир. И –это история.

Сегодняшнему поколению, как любому друго­му, нужен идеал. И надёжной основой для выра­ботки такого идеала является история.

Ключевский справедливо жалел «то поколе­ние, у которого нет никаких идеалов». Каким дол­жен быть сегодняшний идеал? Сложный вопрос. Но для меня важно одно- прежде всего это дол­жен быть гражданин. Поэтому в свои уроки вклю­чаю элементы краеведения и считаю, что только тот человек, который относится с уважением к культуре и истории других народов, является на­стоящим патриотом. Наша с вами задача — по­мочь воспитаннику раскрыться, освободиться от мешающих ему комплексов, поверить себя.

Ученик должен мыслить самостоятельно, пусть даже эти мысли расходятся с общепринятыми. В моем понимании учитель-это не только человек, это явление. Если вдуматься, то ясно понимаешь, что учитель-это мир, который нас окружает. Мы вместе движемся вперёд, пытаясь достичь ка­ких-либо высоких результатов. И пусть это тихое, почти незаметное для других движение вперёд окрыляет и даст новые силы для дальнейшей ра­боты. Только так, мы можем воспитывать новое поколение в духе патриотизма.

Сухомлинский писал: «Родина –твой дом». В родном доме не всё бывает гладко и не всё хо­рошо».

Гражданин и патриот начинается в школе. Прежде чем стать патриотом, школьник должен научится быть патриотом своей школы, знать ею историю.

В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России отме­чено: «Именно в школе должна быть сосредото­чена не только интеллектуальная, но и граждан­ская, духовная и культурная жизнь школьника».

Мы живём в непростое время. Всё труднее учить добру и милосердию, находить образец для подражания. Это надо во имя будущего. Жизнь продолжается и по прежнему нужны лю­дям, доброта, любовь к Родине, своим родным и близким.

Память о прошлом-должна жить, не устаре­вая, передаваясь из поколения к поколению.

 

Гусейн Магомедов,

заслуженный учитель РД