Что имеем — не храним, потерявши — плачем

Через год Республикан­ская больница восстанови­тельного лечения отметит 55 лет со дня основания

Известная в народе как гря­зелечебница, вначале она на­зывалась Республиканской физиотерапевтической больни­цей. Под лечебный корпус при­способили тогда зеркальную мастерскую, конюшню и прочие строения. Но её история уходит в далекое прошлое. Рассказы­вают, что во время Персидского похода император Петр 1 в 1722 году останавливался в роскош­ном доме шамхала Тарковско­го. Тут он услышал о Грязевом Озере на плоскости. Пока царь обустраивал крепость на горе Анджи-арка, названную впо­следствии Петровским, его солдаты, израненные в походе, плескались в этом озере. И что удивительно, хворь тут же про­ходила. Наслышался о чудодей­ственной силе воды, грязей и камердинер полководца А.В. Суворова Прохор Дубасов. Он порекомендовал генералис­симусу поехать в Дагестан и подлечиться в Грязевом Озере. Суворов, которому тогда шел 71 год, его выслушал и с раздра­жением ответил:

— Что тебе вздумалось, Про­шка! Помилуй бог! Туда посы­лай здоровых богачей, прихра­мывающих и азартных игроков, интриганов и всякую сволочь. Там пусть они купаются в грязи, я же истинно болен. Мне нужна молитва, в деревне изба, баня, кашица и квас.

Ну, Суворову виднее:

Впоследствии эксперты уста­новили, что грязь из этого озера ничуть не уступает по целебным свойствам идентичной грязи из Тамбуканского озера.

После развала СССР пять гек­таров больничной территории были отданы частным лицам. В озеро бесконтрольно засыпали строительный мусор, туда же стекали фекальные массы. Озе­ро многие считали уже потерян­ным. Но оно еще живо, в нем водится рыба, оно еще привле­кает птиц. Да и сама больница не радовала глаз. Все измени­лось с приходом на должность главным врачом Хаджимурата Малаева, человека энергично­го, обладающего незаурядны­ми, организаторскими способ­ностями. Озеро было очищено от мусора, там создана сани­тарная зона. Лечебные корпу­са, административные здания отремонтированы капитально, двор представляет собой ком­фортную зону для прогулок па­циентов. Оба входные ворота обновлены, установлены, соот­ветствующие надписи. Наконец люди поймут, что здесь есть на­стоящая больница.

И. о. главного врача боль­ницы сейчас работает Динара Раджабова.

Хаджимурата Малаева пере­вели главным врачом город­ской клинической больницы № 1. Д. Раджабова рассказыва­ет, что в больнице создана со­временная система грязелече­ния, разработана комплексная программа лечения с исполь­зованием немедикаментозной терапии — минеральные и гря­зевые ванны, гальваногрязи, физиотерапия, массаж, водные процедуры — система кишечно­го орошения, душ Шарко, бас­сейн и лечебная физкультура.

Мы лечим гинекологические воспалительные заболевания по профилю неврологии, остео­хондрозы. В отделении терапии лечат артриты и артрозы.

Иногда бывает так, что есть под боком прекрасные условия для лечения, а они игнориру­ются. Так случилось и с нашим минеральным источником. Он вылечивал не только желудоч­но-кишечный тракт, но и ис­пользовался при заболеваниях опорно-двигательного аппара­та, гинекологии и неврологии.

Одним из важных терапевти­ческих факторов воды являет­ся её успокоительный эффект. Источник воды, к сожалению, находится сейчас не на тер­ритории больницы. Участок больничной земли вместе со скважиной был продан. Но ру­ководство больницы протянуло двухкилометровый водопровод и теперь у нас своя минераль­ная вода.

Здоровый человек о враче не вспоминает. А стоит ему захво­рать, а потом чудесным обра­зом вылечиться и образы людей в белых халатах навсегда оста­ются в нашей памяти. Чудес не бывает. Лечат не только мик­стуры и порошки, грязи и ван­ны, говорит главная медсестра больницы, заслуженный работ­ник здравоохранения Людмила Алиева, но и чуткое, вниматель­ное отношение медиков к паци­ентам. В больнице работает це­леустремленный монолитный коллектив, где создан нормаль­ный морально-психологиче­ский климат. Высокий профес­сионализм отличает врачей и медицинских сестер. Эти каче­ства обеспечивают слаженную работу, что является прочным фундаментом успешного функ­ционирования медучреждения. Гордостью коллектива считают терапевта, заслуженного врача РД Марию Моисееву, невроло­га, отличника здравоохранения РД Эльмиру Ибрагимову, заве­дующую отделением гинеколо­гии Заиру Абдуллаеву, главную медсестру больницы Людмилу Алиеву, медсестер Эвелину Кузееву, Мадину Ризаеву, стар­шую медсестру Нурию Сулей­манову, старшую медсестру Па­тимат Сулейманову и др.

Но достигнутые успехи — не предел, считают в администра­ции больницы. В перспективе развить бальнеотерапию, при­обрести современное обору­дование, но оно стоит слишком дорого. Вот нужны локоматы — ведомые ортезы походки для разработки суставов, которые автоматизируют двигательную терапию на беговой дорожке. Это оборудование с биологиче­ски обратной связью для меха­нотерапии. Они также дороги, но в масштабах республики это небольшая сумма. Будущее за телемедициной. Любой паци­ент может консультироваться с нами онлайн через своего вра­ча в поликлинике или даже из дома. Чтобы пациент продол­жал реабилитацию, ему надо периодически проконсульти­роваться со специалистами. Сейчас мы можем принять 240 больных, но намерены довести до трехсот. Пока в палате лежат по 6-8 человек. Надо добиться, чтобы в палате было 2-3 чело­века. Это важно в психологиче­ском отношении.

Весь первый этаж стациона­ра отдан под механотерапию и реабилитацию. Движение — это жизнь. Не зря говорят: «Движе­ние может заменить лекарство, но все лекарства мира не мо­гут заменить движение. Делать упор на лечебную физкультуру. Если упустить этот этап, то вся реабилитация уйдет коту под хвост»

И еще: в долгосрочной пер­спективе реабилитация так же важна, как восстановительная медицинская помощь. Это зве­но, которое всегда должно быть на одном уровне с остальными. Первое звено здравоохранения сохраняет жизнь, второе — охра­няет здоровье.

 

Ибрагим Гасангусейнов