Зерно и продукты его переработки — важнейший стратегический продукт, являющийся национальным достоянием и определяющий функционирование аграрного рынка и продовольственную безопасность страны
Качество выпускаемого на рынок зерна зависит от соблюдения производителем требований законодательства как в отношении качества и безопасности самого зерна, так и связанных с ним процессов производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации установленных Техническим регламентом Таможенного союза ТС015/2011 «О безопасности зерна» — в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни здоровья животных и растений, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей. Основными нарушениями, выявленными надзорными органами в сфере качества зерна, выпуск в обращение (купля продажа) зерна без декларации соответствия, отсутствие информации о декларации в товаросопроводительных документах, а также несоответствие с требованиями ТР ТС 015/2011 «О безопасности зерна», утвержденного решением Комиссии ТС от 09.12.2011 №874.
Согласно ст. 34 ФЗ «О техническом регулировании» от 28.12.2002 3184-ФЗ органы государственного контроля вправе требовать от изготовителя предъявления доказательных материалов, использованных при осуществлении обязательного подтверждения соответствия продукции требованиям технического регламента. В отношении зерна такими материалами могут быть техническая документация, результаты собственных исследований, а также доказательства, полученные с участием третьей стороны.
Подтверждением проведенных исследований будут являться не только протоколы, выданные испытательной лабораторией, но и акты отбора образцов, направленных на исследование в эту лабораторию. Это немаловажное обстоятельство судит о достоверности проведенных испытаний. Так, анализ предъявленных доказательных материалов выявил недостоверность декларирования по следующим основаниям: отсутствия акта отбора образцов подтверждающего отправку проб на исследование; не установлено лицо и документ, которым это лицо руководствовалось при отборе указанной пробы; не соответствуют вид, марка и количество исследованной и задекларированной продукции; не соответствуют показатели, заявленные на исследования, и полученные по результатам испытаний; анализ проведен не по всем показателям предусмотренным техническим регламентом; анализ проведен по недействующим нормативам; на момент выдачи протокола испытаний истек срок действия аккредитации испытательной лаборатории, проводившей испытание, либо в области аккредитации этой испытательной лаборатории не заявлены проведенные исследования.
Требования, установленные к содержанию протоколов испытаний, выданные аккредитованными лабораториями, закреплены в ГОСТе ИСО/МЭК 17025-2009 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий».
Несмотря на то, что порядок оформления декларации на зерно неоднократно и подробно освещался на совещаниях, телевидении, радио, в прессе, не все производители зерна своевременно и серьёзно отнеслись к изучению темы декларирования зерна, а некоторые до сих пор не представляют сути процесса и необходимости этого документа. Декларированию подлежит зерно, которое планируется реализовать (выпустить в обращение) в том числе для выдачи натуроплаты. Зерно предназначенное на семенные цели, не декларируется.
Усман Мансуров,
госинспектор Управления Россельхознадзора по РД