К 95-летию Хайбат Казимагомедовой 22.11.2018г.№29

В памяти народной

        Заслуженная артистка РСФСР и народная артистка ДАССР Казимагомедова Хайбат Казимагомедовна  — это целая эпоха в родном для неё Кумыкском театре.

В этом году незабвенной Хайбат исполняется 95 лет.  Меня еще в детстве водили в театр, видел её на сцене и в жизни, слышал как восхищаются ею её многочисленные поклонники. Это была величественная, красивая женщина, всегда привлекающая на себя особое внимание благодарного кумыкского зрителя. Ей завидовали по хорошему как коллеги так и каждый театр другой национальности, все хотели иметь такую актрису у себя в труппе. Когда я невольно для себя задумался о судьбах актеров об их роли в судьбе своего народа, то вспомнил слова великого реформатора сцены Константина Сергеевича Станиславского который говорил так: «Театр – лучшее средство общения народов между собой для вскрытия и понимания их сокровенных чувств, а  актеры театра, которые участвуют в создании ярких образов, лучше чем кто-либо отражают на сцене все стороны жизни своего народа». Эти слова очень подходят к Хайбат Казимагомедовой, для которой сцена Кумыкского театра стала родным домом. Ему она отдала «и вдохновение, и жизнь, и слезы, и любовь, переиграла роли, которых десятки и сотни, здесь на театральной сцене с самого начала, её триумфальное шествие сопровождалось зрительским овациями, возгласами: «Браво Хайбат!». При всей непохожести героинь Хайбат Казимагомедовны было и то, что объединяет их — тема любви. Любви во всех её проявлениях – к мужчине, к ребенку, к матери. И чем сильнее это проявление у  женского характера, тем ярче убедительнее  созданные ею образы. За более чем сорокапятилетний стаж творческой деятельности она сыграла в пьесах западной и русской классики, современных, русских, советских и национальных драматургов. Такие роли, как Донна Анна («Каменный гость»), Нажабат («Под деревом»), Соня («Аристократы»), Гонерилья («Король Лир») и  множество других принесли актрисе заслуженную любовь зрителя, признание театральной общественности. Её искусству были характерны яркость выразительных средств, темперамент и обаятельность. Высокая гражданственность актрисы особо проявилась в роли Материнской земли в пьесе Чингиза Айтматова «Материнское поле». За эту роль она была отмечена отдельной благодарностью руководства театра. Она не мыслила себя без театра и потому продолжала трудиться. Следует отметить, что она вдумчиво, кропотливо работала над поручаемыми ей ролями, а богатый сценический опыт всегда гарантия постоянства актерского мастерства. Так неожиданно проявила свое мастерство Казимагомедова в роли Атии в «Незабываемых днях» Зумруд Атаевой и порадовала коллег и зрителя: смогла создать яркий, живой образ трагической личности. Видимо, актриса сама почувствовала, что отталкиваясь от старого актерского багажа, надо искать новые выразительные средства. Пятьдесят лет на сцене родного ей театра и нескончаемый список ролей в амплуа героини, ни одна из которых не повторяла другую. У заслуженной артистки РСФСР Хайбат Казимагомедовой была счастливая творческая судьба.

До последних дней работы в театре она была активна в общественной жизни коллектива, служила примером своей дисциплинированностью и человеческим обаянием. Хроника жизни и творческой деятельности незабвенной Хайбат Казимагомедовой сегодня представлена в театральном музее Кумыкского театра.

Мы помним и гордимся ею.

Багаутдин Аджиев, народный поэт Дагестана