Жизнь, всецело отданная театру 25.10.2018г.№27

В эти дни свой юбилей отмеча­ет Султанова Гулизар Ахмедовна – заслуженный деятель искусств России. Свой жизненный рубеж Гу­лизар Ахмедовна пересекла очень ярко, сумев найти правильную ли­нию. Ее имя принадлежит к числу основоположников дагестанского искусствознания. И этому любимо­му делу она бескорыстно служила больше половины жизни.

Блестяще закончив Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии, а затем и аспирантуру, Гулизар Султанова успешно работает в разных жанрах, как историк театра, как театровед, как театральный критик, как переводчик, как публицист.

Та огромная база мировой культу­ры, на которой формировалась лич­ность Гулизар Султановой в студенче­ские, аспирантские годы, проведен­ные в Ленинграде, сказалась на всей ее дальнейшей деятельности.

Вместе с тем, Гулизар Султанова безусловно человек корневой, почвен­ной культуры. Ее великолепное знание народной жизни и народной культуры (поэтической, вокальной, музыкаль­ной), а также блестящее знание рус­ского и родного языков также стали немалой составляющей ее професси­онализма.

Природа щедро наделила ее. Судя по тому, какие легенды и сегодня живы об исполненной ею еще в 60-е годы роли Парту-Патимы, она могла бы стать яркой выдающейся актрисой, однако выбрала другой путь

И вот уже более 50 лет талант, жиз­ненный и профессиональный опыт Гулизар Ахмедовны посвящены куль­туре Дагестана, ее сохранению, про­цветанию и развитию. В республике, и на Северном Кавказе конечно же есть специалисты в области театрове­дения, но Гулизар Султанова – един­ственный специалист, кто всецело посвятил себя театру, единственный специалист, который может дать ис­черпывающую информацию не только о состоянии и тенденциях развития на­циональных театров, но и о каждом ак­тере, режиссере, как о ныне живущем, так и о тех, кого уже с нами нет.

Научные исследования Султано­вой – это созданная ею история всех дагестанских театров с первых шагов становления и развития до сегодняш­него дня. И это не сухие факты, а про­фессионально ярко, по крупицам, но объемно воссозданные и сохранен­ные для будущих поколений портреты десятков имен выдающихся и просто талантливых актеров, режиссеров, ху­дожников.

Ее тонкое понимание человече­ской природы создаваемых образов, знание режиссерских замыслов и ав­торских идей захватывают читателя живостью и эмоциональной силой из­ложения.

И очень важное качество ее научных изысканий, что они пропитаны духом времени, в котором творили режис­серы, актеры, драматурги. Страницы истории щедро пронизаны человече­ским теплом, эмоционально окрашены и наполнены творческой энергией.

Благодаря подвижническому труду Гулизар Султановой лучшие работы из­вестных деятелей многонационального театрального искусства Дагестана, их имена и творческий вклад в националь­ную культуру, то есть целый пласт куль­турного достояния народа сохранен для истории и будущих поколений.

День за днем скрупулезно изучая архивы, рукописи, общаясь с очевид­цами, коллегами, посещая спектакли, она подготовила более 150 исследо­вательских работ по проблемам ху­дожественной культуры, в частности театрального искусства, опубликован­ных в центральных изданиях, в респу­бликанских и тематических сборниках ДНЦ РАН. В их числе монографические исследования: «Фольклор в драматур­гии и театре»,

«Актерское искусство Дагестана», «Многонациональный театр Дагеста­на» в 2-х частях, «Дагестанская теа­тральная режиссура», «Лакский театр – 80 лет» и другие.

Проблемные статьи по дагестан­скому театральному искусству Гули­зар Султановой вошли в такие фунда­ментальные коллективные труды, как «Многоязычный театр России» (М., Наука, 1982), «Очерки истории совет­ского искусства» (М., Наука, 1987), «Искусство Дагестана в ХХ столетии».

Статьи и выступления Султановой опубликованы в центральных жур­налах «Театр», «Театральная жизнь», «Страстной бульвар, 10»; в респу­бликанских изданиях «Дагестан», «Народы Дагестана»; региональных изданиях «Национальный интерес», «Дон», «Вестник театра». Глубокая ис­кусствоведческая подготовка, свобод­ное владение обширным материалом, прекрасное знание театра обеспечили исследовательским работам Гулизар Султановой большой успех в академи­ческом сообществе и широкое обще­ственное признание в республике.

Монографии Гулизар Султановой «Многонациональный театр Дагеста­на», «Фольклор в драматургии и те­атре» (2015), а также научный труд с ее участием «Искусство Дагестана в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г.» (1985) удостоены Го­сударственных премий Республики Дагестан. Это результат многолетней, упорной и взыскательной работы Сул­тановой, которая в равной степени уделяет серьезное внимание истории, современным процессам в театраль­ном искусстве и конкретно личностям в искусстве.

Большой вклад внесла Гулизар Сул­танова в создание и продвижение на сцену современной драматургии. Она активно сотрудничает с драматургами республики независимо от их нацио­нальной принадлежности. Является инициатором проведения и куратором ряда семинаров, конкурсов, лаборато­рий современной драматургии.

Нельзя не отметить, что работая с драматургами, рецензируя пьесы и спектакли, отслеживая, анализируя намечающиеся тенденции, она всегда придерживается высокой професси­ональной планки, содействуя тем са­мым дальнейшему развитию культур­ного потенциала республики.

Вместе с тем, она известна и как ав­тор двух пьес, поставленных на сцене Театра кукол, и как автор ряда заме­чательных переводов, поставленных на сцене Лакского театра (А.Пушкин, А.Островский, В.Розов, У.Гаджибеков, Ч.Айтматов, Д.Валеев, Г.Хугаев). Ее также знают и помнят как замечатель­ного педагога выпускники факультета культуры в ДГУ, где она проработала более 10 лет.

Прекрасный знаток дагестанской и мировой драматургии, Гулизар Сул­танова нередко помогала театрам в формировании репертуара, всегда призывает их быть ответственными за то, с чем и как обращается театр к своему зрителю, быть ответственными за сохранение нравственной и художе­ственной доминанты театра.

При этом для всех дагестанских те­атров Гулизар Султанова всегда была и есть друг, самый активный пропаган­дист их творчества, добрый советчик и одновременно требовательный и принципиальный критик.

Ее выступления в качестве театраль­ного критика при обсуждении пьес и спектаклей республиканских театров, как члена жюри многочисленных теа­тральных фестивалей, как участника Международных, Всероссийских, ре­гиональных научных конференций по вопросам развития и современного состояния дагестанского многонаци­онального театрального искусства и драматургии, всегда предметны, убе­дительны и высокопрофессиональны.

Гулизар Султанова также способ­ствует популяризации и интеграции дагестанской культуры в общероссий­ское и международное культурное про­странство. В ее докладах и выступлени­ях вопросы исторических судеб нацио­нальной культуры всегда рассматрива­ются в контексте общероссийского и межнационального диалога культур, их взаимодействия и взаимообогащения.

Ее ум, интеллект, образованность всегда, когда надо, подкрепляются поразительной силой духа и воли и в отстаивании принципиальных для нее позиций, в каких бы жизненных и про­фессиональных ситуациях она не ока­зывалась. И при этом в ней до детской наивности проявляется вера в лучшее, вера в справедливость, порядочность и постоянная готовность и способ­ность поддержать и помочь любому, кто к ней обратится.

За чтобы не бралась Гулизар Ахме­довна, во всем проявлялся ее талант и цельная личность, для которой чисто­та помыслов, высокая нравственность и честность перед своей совестью – главное человеческое кредо.

Бадрижат Магомедгаджиева, директор лакского театра