Российский реализм 16.08.2018г.№20

16 марта 2017 года на заседании Общественного совета Министерства культуры России с программной речью выступил Народный артист России Ни­колай Бурляев, который напомнил о за­коне 1992года, подписанном Борисом Ельциным

«Вспомним, что обозначает это пугающее многих слово – «Цензура».

Цензура – Система государственного над­зора за печатью и средствами массовой ин­формации появилась в Европе еще в 15 веке, а в России 18 веке. По форме контроля подраз­делялась на предварительную и карательную.

В 1865 году, в России ввели уже карательную цензуру, вместо предварительной, для ряда столичных изданий. Наверно и тогда в прес­су просачивались произведения аморального плана. Надо отдать должное тогдашним цен­зорам, благодаря их жесткому надзору мы се­годня восторгаемся произведениями класси­ков, их поэзией, прозой, драматургией и самое главное нравственности, культуре и просвеще­нию, которые они несли в народ в своих произ­ведениях.

Любое государство имеет собственные над­зорные органы, которые определяют все сферы общественной жизни экономическую, духовную социальную. Одним из средств помогающих власти контролировать общественную жизнь, является ЦЕНЗУРА.. Этот орган устанавливает ответственность художника перед обществом за моральную и культурно-воспитательную пропаганду в своих произведениях, при этом государство не ограничивает художника, в свободе творчества.

После Октябрьской революции в прессу по­током хлынула низкопробная макулатура, про­изведений этих авторов, разрушались устои семьи и человеческой морали, поэтому чтобы оградить народ от деградации ,коммунисты из­дали закон социалистического реализма, ко­торый требовал от писателей нравственности просвещения и культуры. Результат налицо.

Посмотрите, сколько классических произ­ведений появилось за период Советской вла­сти. Это литература, поэзия, драматургия и наконец, фильмы. Герои многих литературных произведений и фильмов, словно путеводные звезды освещали путь к совершенству.

По ним мы проверяли себя, поэтому мы и се­годня с удовольствием читаем книги Россий­ских дореволюционных, Советских классиков, смотрим фильмы достойные высоких похвал и подражаний.

«Censura» перевод с латинского — строгое суждение. А строгое суждение не всегда плохо. Вспомним, что сказал великий Пушкин о цен­зуре. «Я убежден в необходимости цензуры в образованном нравственно и христианском обществе, под какими бы законами и правле­нием оно бы не находилось. Нравственность должна быть уважаема писателем.» Долгие годы цензором России был великий русский поэт и дипломат Федор Тютчев.

Социалистический реализм в Советской пе­чати впервые появился в 1932году в Литера­турной газете. Он возник в связи с необходи­мостью противопоставить Ропповскому тезису механически переносившему философские ка­тегории в область литературы. Понятие Социа­листического реализма сразу же получило ши­рокое распространение и было закреплено на первом Всесоюзном съезде писателей в 1934 году, где Максим Горький говорил о новом ме­тоде, как о творческой программе направлен­ной на реализацию революционной гуманисти­ческой идеи. В основе этой идеи — гармоничное развитие человека, проявление его духовных и нравственных возможностей, человеческого отношения людей друг к другу, к природе и об­ществу. Это гуманистическая направленность присуща всем видам художественной культуры (литературе, живописи, архитектуре , музыки, театру и кинематографу.

На примере Социалистического реализма в России, США, а именно в Голливуде приняли в 1936 году Кореке Хейса, который призывал к нравственности в кинематографе. За сравни­тельно небольшой срок Голливуд выпустил на экраны фильмы-шедевры мирового экрана. Но через несколько лет Голливуд отказался от это­го кодекса и тут же на экран хлынуло, насилие, порнография, жестокость и тонны крови залили экран.

После государственного переворота в нашей стране, когда кучка полуграмотных отщепен­цев в Беловежской пуще, разорвали как хищни­ки страну, захватили власть и как слоны в по­судной лавке стали разрушать все, что годами народ и партия строили в стране

После знаменитой фразы Ельцина, «Берите столько свободы, сколько можете проглотить», в стране началась вакханалия, разгул безнрав­ственности и бандитизма, насилия и наркома­нии. Для извращения нашей молодежи Амери­ка потратила не один миллиард долларов. Надо помнить знаменитую доктрину Аллена Даллеса – директора ЦРУ, где говорилось, как уничто­жить Советский Союз.

Цитирую отдельные главы:

«В управлении Государством мы создали хаос, неразбериху. Мы будем незаметно, но активно и постоянно способствовать, само­дурству чиновников, взяточников, беспринцип­ности. Честность и порядочность будет осме­иваться. Хамство, наглость, обман, пьянство, наркомания, животный страх, вражду и нена­висть особенно к русскому народу – все это мы ловко и незаметно будем культивировать.

Мы будем расшатывать, таким образом, по­коление за поколением.

Мы будем драться за людей с детских, юно­шеских лет, будем главную ставку делать на мо­лодежь, станем разлагать, развращать, растле­вать ее. Мы сделаем из них космополитов».

Вот эту картину написанную на бумаге ярым врагом СССР, стало возможно осуществлять, когда полутрезвый, полуграмотный человек по имени Ельцин в угоду Америке издал антина­родный закон о вседозволенности, а функцио­неры от культуры поощряемые оробевшей вла­стью кинулись дружно разлагать народ.

Согласно этого федерального закона от1992 года Министерство культуры было лишено влияния на культурную политику государства, освобождено от ответственности за духовно- нравственное состояние культуры, а в субъ­ектах Российской Федерации, каждый считал себя безраздельным князем , вершил культур­ную политику по своему усмотрению и на свой лад.

Сегодня эта доктрина в нашей стране вновь набирает обороты.

Чиновники всех уровней вплоть до верховной власти погрязли в коррупции и лжи. Иначе, как объяснить проталкивание Правительством и Думой закона о пенсионном возрасте. Каждый день показывают членов высшего эшелона вла­сти на скамье подсудимых за воровство и кор­рупцию. Разве такие масштабы возможны были при социализме?

Если раньше молодежь шла в кружки самоде­ятельности, технические и спортивные секции, то теперь дискотеки, кафе, рестораны и крими­нал. Один пример. В дагестанском городе Ка­спийске был Дворец культуры при градообра­зующем заводе «Дагдизель» где работало 30 разновидностей кружков и секций, куда стека­лась молодёжь. Это был культурный центр го­рода со своим театром и концертным залом. В одночасье его не стало, т.е. его по требованию «корпорации ТРВ» — это головное предприятие, которое находится в г. Королеве. Руководство этого ТРВ обязало совет директоров завода «Дагдизель» срочном порядке избавится от не профильных активов путем продажи за бесце­нок Дворца культуры, профилактория, спорт комплекса вместе со стадионом ,а на сегодня выставлен на торги один из лучших детских ла­герей в Дагестане.

Вот поэтому нам сегодня, как воздух необхо­дима цензура над литературой, театром, кине­матографом.

Поскольку кино из всех искусств самое мас­совое на него ложится большая часть нрав­ственной ответственности в искусстве.

Со времен развала Союза прошло 28 лет. А что мы имеем за этот период по литературе, кинематографу, театру? Очень мало чем мы Россияне могли бы гордиться, с каждым днем мы все больше и больше сдаем свои позиции.

Мы с трибуны съезда кинематографистов, со страниц газет, на пленумах Союза кинема­тографистов говорим постоянно о нравствен­ности в кино, но к сожалению Министерство культуры РФ дает деньги фильмам далеким от нравственности и культуры.

Несколько лет тому назад Клим Лаврентьев, заместитель Председателя Союза кинемато­графистов делал доклад на пленуме о распре­делении квот на документальные фильмы, по киностудиям, которых по стране сотни, хотя у некоторых даже офиса нет, не то, что киносъе­мочной базы. Картина была удручающая, одни получали субсидии на десятки единиц филь­мов, а целые регионы оставались без фильмов. От дагестанских кинематографистов заявок не принимали, потому что у нас нет своей киносту­дии, а нашу просьбу об открытии киностудии или фонда кино бывший глава и правительство Дагестана даже не удостоили ответом.

На пленуме присутствовал сам начальник де­партамента по кинематографии Тельнов. Ну и что? И воз, поныне там. Ушёл Тельнов, пришел другой директор ,а положение не меняется, де­сятки лет сидят одни и те же лица в комиссии министерства, принимают заявки и сами себе присваивают по нескольку единиц фильмов, поэтому полки Госфильмофонда забиты без­дарностью и никто за это не несет ни уголовной ни гражданской ответственности за присвое­ние государственных денег.

Клепаются низкопробные фильмы, потом их аккуратно кладут на полку. Вот к чему сводит­ся сегодня роль Министерства культуры РФ, к распределению денег своим. Не лучшее по­ложение и у нас в Министерстве культуры РД. На кино денег нет, хотя в бюджете министер­ства черным по белому написано средства на культуру и кинематограф. На мой вопрос – А где же деньги на кино? Мне отвечают – А у нас нет кинематографа, поэтому и денег нет, они оста­ются для культуры.

Я в прошлом году на пленуме Союза кинема­тографистов пользуясь случаем, что там при­сутствовал министр культуры России попросил у Владимира Мединского, открыть один госу­дарственный кинотеатр в столице Дагестана, мотивируя тем, что в городе есть три бывших государственных, а ныне частных кинотеатра хозяева, которых крутить Российское кино не хотят потому, что ими руководят из Москвы. Мы хотели демонстрировать исключительно Российское кино, мало того открыть при кино­театре киноклуб с приглашением российских кинодеятелей для премьерных показов или для проведения мастер-класса, а Мединский, мне тогда ответил: «Ну открою я у вас в Дагестане один государственный кинотеатр, но вы же все равно будете крутить зарубежное кино, чтобы выполнить план». Значит министра огромной страны проблемы малых народов не волнуют? Другой пример, я обратился на пленуме к на­шему председателю Никите Михалкову, помочь реанимировать Северо-Кавказскую киносту­дию, Михалков обещал помочь. Мы написали письмо, Никита Сергеевич лично отнес пись­мо президенту. Владимир Путин письмо адре­совал председателю правительства Дмитрию Медведеву, который отнёсся с пониманием и дал распоряжение четырем министрам эконо­мики, юстиции, имущественных отношений и культуры, осуществить открытие, но ни одно из министерств палец о палец не ударило, а ми­нистерство культуры РФ, которое должно было погасить долги старой киностудии и открыть новую, тоже не исполняет указ Президента и Правительства, все это длится уже несколько лет.

Вопрос, а нужны ли нам такие министры, которые не исполняют указания Президента и Правительства, не думают о проблемах наро­да?

Считаю, чтобы отечественный кинематограф снова занял свою нишу в мировом киноискус­стве и для нормального функционирования в целом киноотрасли в нашей стране, необходи­мо восстановить комитет по кинематографии, с солидным редакторским составом, чтобы через его цензуру не прошла ни одна бездар­ность.

Члены Союза кинематографистов дагестан­ского отделения, всецело поддерживают по­зицию уважаемого народного артиста России Николая Бурляева и призывают коллег, творче­скую интеллигенцию бороться за возрождение новой, созидательной цензуры.

Пусть этот закон будет называться «Россий­ский реализм» и мы уверены, что через не­сколько лет появятся произведения, которые потрясут мир своей глубиной мысли, нрав­ственностью и культурой.

От имени коллектива.

Магомед Сулейманов, председатель Дагестанского отделения

Союза кинематографистов России