16 марта 2017 года на заседании Общественного совета Министерства культуры России с программной речью выступил Народный артист России Николай Бурляев, который напомнил о законе 1992года, подписанном Борисом Ельциным
«Вспомним, что обозначает это пугающее многих слово – «Цензура».
Цензура – Система государственного надзора за печатью и средствами массовой информации появилась в Европе еще в 15 веке, а в России 18 веке. По форме контроля подразделялась на предварительную и карательную.
В 1865 году, в России ввели уже карательную цензуру, вместо предварительной, для ряда столичных изданий. Наверно и тогда в прессу просачивались произведения аморального плана. Надо отдать должное тогдашним цензорам, благодаря их жесткому надзору мы сегодня восторгаемся произведениями классиков, их поэзией, прозой, драматургией и самое главное нравственности, культуре и просвещению, которые они несли в народ в своих произведениях.
Любое государство имеет собственные надзорные органы, которые определяют все сферы общественной жизни экономическую, духовную социальную. Одним из средств помогающих власти контролировать общественную жизнь, является ЦЕНЗУРА.. Этот орган устанавливает ответственность художника перед обществом за моральную и культурно-воспитательную пропаганду в своих произведениях, при этом государство не ограничивает художника, в свободе творчества.
После Октябрьской революции в прессу потоком хлынула низкопробная макулатура, произведений этих авторов, разрушались устои семьи и человеческой морали, поэтому чтобы оградить народ от деградации ,коммунисты издали закон социалистического реализма, который требовал от писателей нравственности просвещения и культуры. Результат налицо.
Посмотрите, сколько классических произведений появилось за период Советской власти. Это литература, поэзия, драматургия и наконец, фильмы. Герои многих литературных произведений и фильмов, словно путеводные звезды освещали путь к совершенству.
По ним мы проверяли себя, поэтому мы и сегодня с удовольствием читаем книги Российских дореволюционных, Советских классиков, смотрим фильмы достойные высоких похвал и подражаний.
«Censura» перевод с латинского — строгое суждение. А строгое суждение не всегда плохо. Вспомним, что сказал великий Пушкин о цензуре. «Я убежден в необходимости цензуры в образованном нравственно и христианском обществе, под какими бы законами и правлением оно бы не находилось. Нравственность должна быть уважаема писателем.» Долгие годы цензором России был великий русский поэт и дипломат Федор Тютчев.
Социалистический реализм в Советской печати впервые появился в 1932году в Литературной газете. Он возник в связи с необходимостью противопоставить Ропповскому тезису механически переносившему философские категории в область литературы. Понятие Социалистического реализма сразу же получило широкое распространение и было закреплено на первом Всесоюзном съезде писателей в 1934 году, где Максим Горький говорил о новом методе, как о творческой программе направленной на реализацию революционной гуманистической идеи. В основе этой идеи — гармоничное развитие человека, проявление его духовных и нравственных возможностей, человеческого отношения людей друг к другу, к природе и обществу. Это гуманистическая направленность присуща всем видам художественной культуры (литературе, живописи, архитектуре , музыки, театру и кинематографу.
На примере Социалистического реализма в России, США, а именно в Голливуде приняли в 1936 году Кореке Хейса, который призывал к нравственности в кинематографе. За сравнительно небольшой срок Голливуд выпустил на экраны фильмы-шедевры мирового экрана. Но через несколько лет Голливуд отказался от этого кодекса и тут же на экран хлынуло, насилие, порнография, жестокость и тонны крови залили экран.
После государственного переворота в нашей стране, когда кучка полуграмотных отщепенцев в Беловежской пуще, разорвали как хищники страну, захватили власть и как слоны в посудной лавке стали разрушать все, что годами народ и партия строили в стране
После знаменитой фразы Ельцина, «Берите столько свободы, сколько можете проглотить», в стране началась вакханалия, разгул безнравственности и бандитизма, насилия и наркомании. Для извращения нашей молодежи Америка потратила не один миллиард долларов. Надо помнить знаменитую доктрину Аллена Даллеса – директора ЦРУ, где говорилось, как уничтожить Советский Союз.
Цитирую отдельные главы:
«В управлении Государством мы создали хаос, неразбериху. Мы будем незаметно, но активно и постоянно способствовать, самодурству чиновников, взяточников, беспринципности. Честность и порядочность будет осмеиваться. Хамство, наглость, обман, пьянство, наркомания, животный страх, вражду и ненависть особенно к русскому народу – все это мы ловко и незаметно будем культивировать.
Мы будем расшатывать, таким образом, поколение за поколением.
Мы будем драться за людей с детских, юношеских лет, будем главную ставку делать на молодежь, станем разлагать, развращать, растлевать ее. Мы сделаем из них космополитов».
Вот эту картину написанную на бумаге ярым врагом СССР, стало возможно осуществлять, когда полутрезвый, полуграмотный человек по имени Ельцин в угоду Америке издал антинародный закон о вседозволенности, а функционеры от культуры поощряемые оробевшей властью кинулись дружно разлагать народ.
Согласно этого федерального закона от1992 года Министерство культуры было лишено влияния на культурную политику государства, освобождено от ответственности за духовно- нравственное состояние культуры, а в субъектах Российской Федерации, каждый считал себя безраздельным князем , вершил культурную политику по своему усмотрению и на свой лад.
Сегодня эта доктрина в нашей стране вновь набирает обороты.
Чиновники всех уровней вплоть до верховной власти погрязли в коррупции и лжи. Иначе, как объяснить проталкивание Правительством и Думой закона о пенсионном возрасте. Каждый день показывают членов высшего эшелона власти на скамье подсудимых за воровство и коррупцию. Разве такие масштабы возможны были при социализме?
Если раньше молодежь шла в кружки самодеятельности, технические и спортивные секции, то теперь дискотеки, кафе, рестораны и криминал. Один пример. В дагестанском городе Каспийске был Дворец культуры при градообразующем заводе «Дагдизель» где работало 30 разновидностей кружков и секций, куда стекалась молодёжь. Это был культурный центр города со своим театром и концертным залом. В одночасье его не стало, т.е. его по требованию «корпорации ТРВ» — это головное предприятие, которое находится в г. Королеве. Руководство этого ТРВ обязало совет директоров завода «Дагдизель» срочном порядке избавится от не профильных активов путем продажи за бесценок Дворца культуры, профилактория, спорт комплекса вместе со стадионом ,а на сегодня выставлен на торги один из лучших детских лагерей в Дагестане.
Вот поэтому нам сегодня, как воздух необходима цензура над литературой, театром, кинематографом.
Поскольку кино из всех искусств самое массовое на него ложится большая часть нравственной ответственности в искусстве.
Со времен развала Союза прошло 28 лет. А что мы имеем за этот период по литературе, кинематографу, театру? Очень мало чем мы Россияне могли бы гордиться, с каждым днем мы все больше и больше сдаем свои позиции.
Мы с трибуны съезда кинематографистов, со страниц газет, на пленумах Союза кинематографистов говорим постоянно о нравственности в кино, но к сожалению Министерство культуры РФ дает деньги фильмам далеким от нравственности и культуры.
Несколько лет тому назад Клим Лаврентьев, заместитель Председателя Союза кинематографистов делал доклад на пленуме о распределении квот на документальные фильмы, по киностудиям, которых по стране сотни, хотя у некоторых даже офиса нет, не то, что киносъемочной базы. Картина была удручающая, одни получали субсидии на десятки единиц фильмов, а целые регионы оставались без фильмов. От дагестанских кинематографистов заявок не принимали, потому что у нас нет своей киностудии, а нашу просьбу об открытии киностудии или фонда кино бывший глава и правительство Дагестана даже не удостоили ответом.
На пленуме присутствовал сам начальник департамента по кинематографии Тельнов. Ну и что? И воз, поныне там. Ушёл Тельнов, пришел другой директор ,а положение не меняется, десятки лет сидят одни и те же лица в комиссии министерства, принимают заявки и сами себе присваивают по нескольку единиц фильмов, поэтому полки Госфильмофонда забиты бездарностью и никто за это не несет ни уголовной ни гражданской ответственности за присвоение государственных денег.
Клепаются низкопробные фильмы, потом их аккуратно кладут на полку. Вот к чему сводится сегодня роль Министерства культуры РФ, к распределению денег своим. Не лучшее положение и у нас в Министерстве культуры РД. На кино денег нет, хотя в бюджете министерства черным по белому написано средства на культуру и кинематограф. На мой вопрос – А где же деньги на кино? Мне отвечают – А у нас нет кинематографа, поэтому и денег нет, они остаются для культуры.
Я в прошлом году на пленуме Союза кинематографистов пользуясь случаем, что там присутствовал министр культуры России попросил у Владимира Мединского, открыть один государственный кинотеатр в столице Дагестана, мотивируя тем, что в городе есть три бывших государственных, а ныне частных кинотеатра хозяева, которых крутить Российское кино не хотят потому, что ими руководят из Москвы. Мы хотели демонстрировать исключительно Российское кино, мало того открыть при кинотеатре киноклуб с приглашением российских кинодеятелей для премьерных показов или для проведения мастер-класса, а Мединский, мне тогда ответил: «Ну открою я у вас в Дагестане один государственный кинотеатр, но вы же все равно будете крутить зарубежное кино, чтобы выполнить план». Значит министра огромной страны проблемы малых народов не волнуют? Другой пример, я обратился на пленуме к нашему председателю Никите Михалкову, помочь реанимировать Северо-Кавказскую киностудию, Михалков обещал помочь. Мы написали письмо, Никита Сергеевич лично отнес письмо президенту. Владимир Путин письмо адресовал председателю правительства Дмитрию Медведеву, который отнёсся с пониманием и дал распоряжение четырем министрам экономики, юстиции, имущественных отношений и культуры, осуществить открытие, но ни одно из министерств палец о палец не ударило, а министерство культуры РФ, которое должно было погасить долги старой киностудии и открыть новую, тоже не исполняет указ Президента и Правительства, все это длится уже несколько лет.
Вопрос, а нужны ли нам такие министры, которые не исполняют указания Президента и Правительства, не думают о проблемах народа?
Считаю, чтобы отечественный кинематограф снова занял свою нишу в мировом киноискусстве и для нормального функционирования в целом киноотрасли в нашей стране, необходимо восстановить комитет по кинематографии, с солидным редакторским составом, чтобы через его цензуру не прошла ни одна бездарность.
Члены Союза кинематографистов дагестанского отделения, всецело поддерживают позицию уважаемого народного артиста России Николая Бурляева и призывают коллег, творческую интеллигенцию бороться за возрождение новой, созидательной цензуры.
Пусть этот закон будет называться «Российский реализм» и мы уверены, что через несколько лет появятся произведения, которые потрясут мир своей глубиной мысли, нравственностью и культурой.
От имени коллектива.
Магомед Сулейманов, председатель Дагестанского отделения
Союза кинематографистов России