В силу п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
Одним из приоритетных направлений надзора органов прокуратуры республики является обеспечение законности в топливно-энергетической сфере, в том числе в деятельности автозаправочных станций.
Анализ состояния законности в деятельности автозаправочных станций показывает, что она продолжает характеризоваться отсутствием эффективных экономических отношений, низким качеством предоставляемых услуг угрожающих жизни и здоровью граждан.
Так, в республике по-прежнему распространенный характер носят нарушения, связанные с эксплуатацией автозаправочных станций без регистрации их в реестре опасных производственных объектов и получения лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов, с нарушением противопожарных и санитарно-эпидемиологических норм.
В целях устранения указанных нарушений закона органами прокуратуры республики возбуждены дела об административных правонарушениях, инициированы исковые заявления и внесены представления.
Так, за 2016 — 2017 гг. органами прокуратуры республики в топливно- энергетической сфере выявлено свыше 2000 нарушений закона, в целях устранения которых внесено 122 представления, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено более 70 лиц, принесено 7 протестов, направлено в суд 71 исков, предостережено 34 лица, возбуждено 227 дел об административных правонарушениях, в орган предварительного расследования направлено 11 материалов, по которым возбуждено 8 уголовных дел.
При этом следует отметить ненадлежащую работу органов контроля (надзора) по обеспечению исполнения законодательства в указанной сфере.
Непринятие своевременных мер контролирующими органами по обеспечению промышленной безопасности также делают объекты автозаправочных станций уязвимыми для совершения преступлений террористической направленности.
Только за истекший период 2018 года органами прокуратуры республики по фактам выявленных нарушений требований законодательства о пожарной и промышленной безопасности в деятельности автозаправочных станций, расположенных на территории г. Махачкалы, г. Каспийска, Кайтагского района возбуждено 27 административных производств по ч. 1 ст. 20.4, ст. 9.1, ст. 9.19 КРФоАП и инициировано 29 исковых заявлений о приостановлении деятельности предприятий до устранения выявленных нарушений.
Кроме того, 15.02.2018 в органы предварительного расследования направлено 5 материалов проверок в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ для решения вопроса об уголовном преследовании виновных лиц.
При этом следует отметить, что органы местного самоуправления ненадлежаще исполняют свои полномочия в сфере градостроительного и земельного контроля при функционировании автозаправочных станций.
В связи с этим прокуратурой республики председателю Правительства Республики Дагестан Здунову А.А. предложено ориентировать органы местного самоуправления на информирование о фактах нарушений в деятельности автозаправочных станций соответствующих правоохранительных или контролирующих (надзорных) органов для принятия мер реагирования.
В силу ст. 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность поэксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности подлежит лицензированию.
Согласно разъяснениям Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 18.05.2017 № 00-06-06/1221, транспортирование и хранение природного газа до отпуска его потребителю на автомобильных заправках в зависимости от принятой в конкретном случае технологии осуществляется под избыточным давлением в сжатом (компримированном) или сжиженном состоянии с применением соответствующих для каждого из указанных случаев наименований: компримированный природный газ (КПГ) и сжиженный природный газ (СПГ).
Поскольку вышеуказанные газы обладают горючими и взрывопожароопасными свойствами, то наличие на конкретном объекте данных газов, а также оборудования, используемого для их хранения и транспортирования, являются признаком отнесения такого объекта к категории опасного производственного объекта в соответствии с п. 1 и п. 2 приложения № 1 к Федеральному закону, за исключением сетей газораспределения и газопотребления, работающих под давлением до 0,005 МПа включительно природного газа или сжиженного газа.
Учитывая изложенное, обращаю ваше внимание, что изменения, внесенные Федеральным законом от 22.02.2017 № 22 в пп.1 п. 5 приложения № 2 к Федеральному закону от 21.07.1997№ 116, определяют условие установления класса опасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением, автозаправочных станций, предназначенных для заправки транспортных средств природным газом (КПГ, СПГ), и соответственно, не могут быть применены к объектам СУГ.
Сергей Решетников,
начальник управления по надзору за исполнением
федерального законодательства