В Республике Дагестан особо важное значение приобретает улучшение эффективности работы особо охраняемых природных территорий (ООПТ)и создание новых ООПТ. Таких территорий для нормальной охраны природы в Республике Дагестан должны иметь не менее 25%, а у нас их всего 10,6%. Поэтому важное значение имеет проведение Республиканского конкурса краеведческих исследовательских работ «Актуальные проблемы особо охраняемых природных территорий» в рамках гранта Президента России «Особо охраняемым природным территориям – высокую эффективность».
В период с 15 декабря 2017 по 10 марта 2018 года был проведен Республиканский конкурс краеведческих исследовательских работ «Актуальные проблемы особо охраняемых природных территорий».
Итоги Конкурса первой возрастной группы подведены 12 апреля, а второй и третьей возрастных групп подведены 16 мая текущего года.
Организаторами Конкурса выступили:Министерство природных ресурсов и экологии Республики Дагестан, ДРОО «Дагестанский научно-краеведческий центр», ФГБУ «Государственный заповедник «Дагестанский», ГОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет»,
Цель Конкурса — развитие системы особо охраняемых природных территорий и популяризации заповедной системы, привлечение внимания детей и взрослых к природному наследию особо охраняемых природных территорийРеспублики Дагестан.
Задачи конкурса: развитие интереса к краеведческим исследованиям уникальных природных комплексов в Республике Дагестан; формирование положительного отношения к ООПТ – сохранению биологического и ландшафтного разнообразия природы; повышение уровня экологической культуры населения республики, привлечение их к решению проблем изучения, сохранения и развития ООПТ; консолидация государственных, неправительственных организаций и широких масс общественности в деле охраны природы, сохранения и развития системы ООПТ в Республике Дагестан.
Объекты Конкурса: ООПТ федерального значения (заповедники), регионального и местного значения на территории Республики Дагестан. Приветствовались работы, посвященные ООПТ муниципального образования – местах проживания участника.
Тематика работ Конкурса: любимая ООПТ Республики Дагестан; ООПТ моего муниципального образования; летопись природы ООПТ моего района (территория, рельеф и почвы,погода, воды, флора и фауна, календарь природы и т.п.); местные жители и ООПТ: отношение и взаимодействие (на примере одной или нескольких ООПТ); эколого-просветительская деятельность на конкретной ООПТ; антропогенное влияние и природоохранная деятельность на конкретной ООПТ.
На конкурс поступило более 150 исследовательских работ, приняли участие три возрастные группы: первая группа — дети и юноши 14-18 лет. В номинации приняли учащиеся средних общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, учреждений дополнительного образования, средних профессиональных училищ. Вторая группа — молодежь 18-35 лет. В номинации приняли участие ученые, аспиранты, студенты, магистранты. Третья группа — приняли участие работники от 35 лет и больше. В номинации приняли участие практикующие специалисты, преподаватели ВУЗов, сотрудники ООПТ и научно – исследовательских институтов.
По итогам Конкурса в каждой возрастной группе Конкурса определены призеры (дипломанты I, II, III степеней), которые награждены дипломами Минприроды РД соответствующих степеней и дипломами ДРОО «Дагестанский научно-краеведческий центр».Исследовательские работы, набравшие максимальное количество баллов, заняли в каждой возрастной группе 2 первых, 3 вторых и 3 третьих места.
Все остальные участники Конкурса, чьи работы были приняты к рассмотрению, награждены грамотами ДРОО «Дагестанский научно-краеведческий центр».
Все Конкурсные работы войдут в издаваемую книгу «Актуальные проблемы особо охраняемых природных территорий Республики Дагестан».
Ислам Магомедов,
председатель правления
ДРОО «Дагестанский
научно-краеведческий центр»
Родной язык в шк оле — об язательный предмет
В республике активно обсуждается проект Закона «Об образовании в Российской Федерации». Спор идет вокруг вопроса: Как изучить родной язык в школе? Как обязательный предмет или по желанию родителей и учащихся?
Вопрос очень серьезный. Речь идет не только об обучении родному языку учащихся в школе, но и о сохранении родных языков, культур, литератур, искусства и идентичности народов Дагестана.
Начиная с 90-х годов прошлого века, замечая негативные явления, происходящие в образовании, я несколько раз выступал в печати, на различных совещаниях и конференциях в поддержку родных языков и литератур. А одна из первых моих статей называется «Национальная школа — на грани развала» («Республика», 1998, № 1, октябрь. Рус. яз.).Вот эта самая грань в 2018 году и наступила.
В настоящее время изучение родных языков и литератур в школах Дагестана находится в глубоком кризисе, который можно выразить одным словом «развал».
Дело в том, все, что дагестанская школа получила, приобрела за 50 лет Советской власти, при социализме (1920-1990 годы):
*Дагестанское учебно-педагогическое издательство (в 1943 г.),
*Дагкниготорг,
*Издательство «НИИ педагогики»,
*ежегодное издание учебной и научно-методической литературы на родных языках (более 100-120 наименований),
*ежегодное издание детской художественной литературы на родных языках,
*бибучколлектор (базисный магазин) Минобразование РД.
За 26 лет «перестройки» и капитализации республики (1991-2017 годы) все достигнутое постепенно, методично сократили, ограбили, разрушили до основания. И довели до ручки. (Все эти годы деньги на издание учебников, научно- методической и детской литературы в Минобразовании, не сомневаюсь, поступали, только в чьих карманах они засели, пусть определяет Прокуратура РД).
В результате, в настоящее время в дагестанской школе родные языки и литературы в У-Х1 классах изучаются без учебников: самые последние издания состоялись в 2013 году; старые учебники на основании какого- то странного приказа в школах отбирают Обрнадзор и прокуратура; новые учебники еще не выходили, они только-только вошли в планы; школьные и сельские библиотеки зачахли: туда за много лет новинки художественной литературы на родном языке не поступают, поскольку они не издаются.
За последние годы дагестанская (аварская, даргинская, кумыкская, лезгинская, лакская, табасаранская и др.) школа перестала быть национальной: после введения ЕГЭ (Единый государственный экзамен) и ФГОСов (Федеральные государственные образовательные стандарты) все учащиеся всех типов школ (и сельских, и городских), и дети- русские, и дети-националы России должны учиться на одинаковом уровне и получить одинаковые знания.
Кроме того, в эти же годы на 25 процентов сократили объемы национальных газет («Истина», «Елчи», «Лезги газет», «Зори Табасарана», «Нур» и др.); литературных журналов («Дружба», «Самур», «Утренняя звезда», «Цубарс» и др.); детских журналов «Соколенок»; на 50 процентов сократили время вещания на национальных языках на Даградио и передачи на национальных языках на телевидении РД; на половину сократили и число журналистов;
в школах сократили: оплату за проверку тетрадей учащихся и классное руководство; уже сокращают часы на родные языки, в массовой форме переходя на учебный план № 2; по секретному указанию уже собирают заявления родителей, требующих освободить своих детей от посещения уроков родного языка.
Вот такое наследство досталось новому министру образования РД.
В Минобразовании РД только теперь учебники родных языков и литератур (пока без редакторов и корректоров, владеющих родным языком, без научно- методических пособий) начали издавать в московском издательстве «Просвещение»: каков будет результат, никто не знает. (Нам, оказывается, свои издательство, типография, полиграфисты, редакторы, корректоры, художники не нужны).
Теперь, видно, взялись за сокращение самого учебного предмета «Родной язык».
Все учебные предметы в школе — обязательные, только родной язык не обязательный? Разве такова должна быть «забота» о родных языках? А как воспитывать патриотов без родного языка? От кого исходит «добровольное изучение родных языков»? Это что за политика? А где демократия?! До чего обсуждаемый Проект закона (если его примут) может довести, не трудно догадаться и представить.
Дагестанскую школу наши чиновники обратно загоняют в феодализм, а экс- глава Дагестана думал, что он совершил скачок: вывел дагестанцев из феодализма в научно-технический век. Однако сокращение объемов национальных газет и журналов совершено под руководством Р.Абдулатипова в 2015 году — в Год литературы. Если конкретно: сократили национальную печать в середине года, сотни и тысячи подписчиков не получили любимые газеты и журналы в заранее подписанном объеме. Они молча ругали «реформатора», который «Бульвар С.Стальского», существующий с 1937 г., хотел перекрестить на «Родопский бульвар» (такое решение, к счастью, Горсовет не принял), а сам в то же время написал книгу «Сулейман Стальский» (она продавлась в магазине «Дагестан» на Площади им. Ленина).
Что теперь нам делать? Как выйти из такого состояния? Из развала?
Ответ один: вернуть все, что умышленно разрушили, развалили, присвоили (Дагучпедгиз, Дагкниготорг, Бибучколлектор с их зданиями), а виновных — привлечь к ответственности.
За помощью дагестанской школе и родным языкам я официально обращаюсь к новому руководству республики во главе с В.Васильевым.
В заключении хочу заявить:
*Родной язык, как полноправный учебный предмет, носителем данного языка в 1-Х1 классах должен изучаться обязательно.
*Родной язык в учебном плане и расписании должен стоять на почетном месте, с переэкзаменовкой учащихся 4,9,11 классов, с последующим занесением оценки в аттестат об окончани средней общеобразовательной школы.
*Во всех проектах и законах РД и РФ, касающихся изучения родных языков, нужно убрать сомнительные, двусмысленные, вредные слова: «по желанию», «по выбору», «добровольно» и «по возможности».
*Расширить Научно-исследовательский институт педагогики им.А.А.Тахо- Годи за счет набора новых научных сотрудников в сектора родных языков и родных литератур.
Об этом я 5 июня 2018 г. попросил Президента Российской Федерации В.В.Путина по прямой линии.
Также национальными общественными объединениями в Москве было принято решение о создании Всероссийского движения за обязательное изучение в школах родных языков и по всей стране был начат сбор подписей против предлагаемого законопроекта.
К сожалению, Комитет Парламента Дагестана уже поддержал законопроект о добровольном изучении родных языков.
Курбан Акимов,
гл.н.с. Дагестанского НИИ педагогики им. Тахо-Годи, профессор