Конкурс краеведения 21.06.2018г.№14

В Республике Дагестан особо важное значе­ние приобретает улучшение эффективности ра­боты особо охраняемых природных территорий (ООПТ)и создание новых ООПТ. Таких террито­рий для нормальной охраны природы в Респу­блике Дагестан должны иметь не менее 25%, а у нас их всего 10,6%. Поэтому важное значение имеет проведение Республиканского конкурса краеведческих исследовательских работ «Акту­альные проблемы особо охраняемых природных территорий» в рамках гранта Президента России «Особо охраняемым природным территориям – высокую эффективность».

В период с 15 декабря 2017 по 10 марта 2018 года был проведен Республиканский конкурс краеведческих исследовательских работ «Акту­альные проблемы особо охраняемых природных территорий».

Итоги Конкурса первой возрастной группы подведены 12 апреля, а второй и третьей воз­растных групп подведены 16 мая текущего года.

Организаторами Конкурса выступили:Министерство природных ресурсов и экологии Республики Дагестан, ДРОО «Даге­станский научно-краеведческий центр», ФГБУ «Государственный заповедник «Дагестанский», ГОУ ВПО «Дагестанский государственный педа­гогический университет»,

Цель Конкурса — развитие системы особо охра­няемых природных территорий и популяризации заповедной системы, привлечение внимания детей и взрослых к природному наследию особо охраняемых природных территорийРеспублики Дагестан.

Задачи конкурса: развитие интереса к крае­ведческим исследованиям уникальных природ­ных комплексов в Республике Дагестан; фор­мирование положительного отношения к ООПТ – сохранению биологического и ландшафтного разнообразия природы; повышение уровня эко­логической культуры населения республики, привлечение их к решению проблем изучения, сохранения и развития ООПТ; консолидация го­сударственных, неправительственных организа­ций и широких масс общественности в деле ох­раны природы, сохранения и развития системы ООПТ в Республике Дагестан.

Объекты Конкурса: ООПТ федерального зна­чения (заповедники), регионального и местного значения на территории Республики Дагестан. Приветствовались работы, посвященные ООПТ муниципального образования – местах прожива­ния участника.

Тематика работ Конкурса: любимая ООПТ Ре­спублики Дагестан; ООПТ моего муниципально­го образования; летопись природы ООПТ моего района (территория, рельеф и почвы,погода, воды, флора и фауна, календарь природы и т.п.); местные жители и ООПТ: отношение и взаимо­действие (на примере одной или нескольких ООПТ); эколого-просветительская деятельность на конкретной ООПТ; антропогенное влияние и природоохранная деятельность на конкретной ООПТ.

На конкурс поступило более 150 исследова­тельских работ, приняли участие три возрастные группы: первая группа — дети и юноши 14-18 лет. В номинации приняли учащиеся средних обще­образовательных школ, лицеев, гимназий, уч­реждений дополнительного образования, сред­них профессиональных училищ. Вторая группа — молодежь 18-35 лет. В номинации приняли уча­стие ученые, аспиранты, студенты, магистранты. Третья группа — приняли участие работники от 35 лет и больше. В номинации приняли участие практикующие специалисты, преподаватели ВУЗов, сотрудники ООПТ и научно – исследова­тельских институтов.

По итогам Конкурса в каждой возрастной груп­пе Конкурса определены призеры (дипломанты I, II, III степеней), которые награждены дипломами Минприроды РД соответствующих степеней и дипломами ДРОО «Дагестанский научно-крае­ведческий центр».Исследовательские работы, набравшие максимальное количество баллов, заняли в каждой возрастной группе 2 первых, 3 вторых и 3 третьих места.

Все остальные участники Конкурса, чьи рабо­ты были приняты к рассмотрению, награждены грамотами ДРОО «Дагестанский научно-крае­ведческий центр».

Все Конкурсные работы войдут в издаваемую книгу «Актуальные проблемы особо охраняемых природных территорий Республики Дагестан».

Ислам Магомедов,

председатель правления

ДРОО «Дагестанский

научно-краеведческий центр»

Родной язык в шк оле — об язательный предмет

В республике активно обсужда­ется проект Закона «Об образо­вании в Российской Федерации». Спор идет вокруг вопроса: Как из­учить родной язык в школе? Как обязательный предмет или по же­ланию родителей и учащихся?

Вопрос очень серьезный. Речь идет не только об обучении родному языку учащихся в школе, но и о со­хранении родных языков, культур, литератур, искусства и идентично­сти народов Дагестана.

Начиная с 90-х годов прошлого века, замечая негативные явления, происходящие в образовании, я не­сколько раз выступал в печати, на различных совещаниях и конферен­циях в поддержку родных языков и литератур. А одна из первых моих статей называется «Национальная школа — на грани развала» («Респу­блика», 1998, № 1, октябрь. Рус. яз.).Вот эта самая грань в 2018 году и наступила.

В настоящее время изучение род­ных языков и литератур в школах Да­гестана находится в глубоком кризи­се, который можно выразить одным словом «развал».

Дело в том, все, что дагестанская школа получила, приобрела за 50 лет Советской власти, при социализ­ме (1920-1990 годы):

*Дагестанское учебно-педагоги­ческое издательство (в 1943 г.),

*Дагкниготорг,

*Издательство «НИИ педагогики»,

*ежегодное издание учебной и на­учно-методической литературы на родных языках (более 100-120 наи­менований),

*ежегодное издание детской худо­жественной литературы на родных языках,

*бибучколлектор (базисный мага­зин) Минобразование РД.

За 26 лет «перестройки» и капи­тализации республики (1991-2017 годы) все достигнутое постепенно, методично сократили, ограбили, разрушили до основания. И довели до ручки. (Все эти годы деньги на издание учебников, научно- мето­дической и детской литературы в Минобразовании, не сомневаюсь, поступали, только в чьих карманах они засели, пусть определяет Про­куратура РД).

В результате, в настоящее время в дагестанской школе родные языки и литературы в У-Х1 классах изучают­ся без учебников: самые последние издания состоялись в 2013 году; ста­рые учебники на основании какого- то странного приказа в школах от­бирают Обрнадзор и прокуратура; новые учебники еще не выходили, они только-только вошли в планы; школьные и сельские библиотеки зачахли: туда за много лет новинки художественной литературы на род­ном языке не поступают, поскольку они не издаются.

За последние годы дагестанская (аварская, даргинская, кумыкская, лезгинская, лакская, табасаран­ская и др.) школа перестала быть национальной: после введения ЕГЭ (Единый государственный экзамен) и ФГОСов (Федеральные государ­ственные образовательные стандар­ты) все учащиеся всех типов школ (и сельских, и городских), и дети- русские, и дети-националы России должны учиться на одинаковом уров­не и получить одинаковые знания.

Кроме того, в эти же годы на 25 процентов сократили объемы наци­ональных газет («Истина», «Елчи», «Лезги газет», «Зори Табасарана», «Нур» и др.); литературных журна­лов («Дружба», «Самур», «Утренняя звезда», «Цубарс» и др.); детских журналов «Соколенок»; на 50 про­центов сократили время вещания на национальных языках на Даградио и передачи на национальных языках на телевидении РД; на половину сокра­тили и число журналистов;

в школах сократили: оплату за про­верку тетрадей учащихся и классное руководство; уже сокращают часы на родные языки, в массовой форме переходя на учебный план № 2; по секретному указанию уже собирают заявления родителей, требующих освободить своих детей от посеще­ния уроков родного языка.

Вот такое наследство досталось новому министру образования РД.

В Минобразовании РД только те­перь учебники родных языков и ли­тератур (пока без редакторов и кор­ректоров, владеющих родным язы­ком, без научно- методических посо­бий) начали издавать в московском издательстве «Просвещение»: каков будет результат, никто не знает. (Нам, оказывается, свои издатель­ство, типография, полиграфисты, редакторы, корректоры, художники не нужны).

Теперь, видно, взялись за сокра­щение самого учебного предмета «Родной язык».

Все учебные предметы в шко­ле — обязательные, только родной язык не обязательный? Разве такова должна быть «забота» о родных язы­ках? А как воспитывать патриотов без родного языка? От кого исходит «добровольное изучение родных языков»? Это что за политика? А где демократия?! До чего обсуждаемый Проект закона (если его примут) мо­жет довести, не трудно догадаться и представить.

Дагестанскую школу наши чинов­ники обратно загоняют в феодализм, а экс- глава Дагестана думал, что он совершил скачок: вывел дагестан­цев из феодализма в научно-тех­нический век. Однако сокращение объемов национальных газет и жур­налов совершено под руководством Р.Абдулатипова в 2015 году — в Год ли­тературы. Если конкретно: сократи­ли национальную печать в середине года, сотни и тысячи подписчиков не получили любимые газеты и журна­лы в заранее подписанном объеме. Они молча ругали «реформатора», который «Бульвар С.Стальского», существующий с 1937 г., хотел пере­крестить на «Родопский бульвар» (такое решение, к счастью, Горсовет не принял), а сам в то же время на­писал книгу «Сулейман Стальский» (она продавлась в магазине «Даге­стан» на Площади им. Ленина).

Что теперь нам делать? Как выйти из такого состояния? Из развала?

Ответ один: вернуть все, что умышленно разрушили, развалили, присвоили (Дагучпедгиз, Дагкниго­торг, Бибучколлектор с их здания­ми), а виновных — привлечь к ответ­ственности.

За помощью дагестанской школе и родным языкам я официально обра­щаюсь к новому руководству респу­блики во главе с В.Васильевым.

В заключении хочу заявить:

*Родной язык, как полноправный учебный предмет, носителем данно­го языка в 1-Х1 классах должен из­учаться обязательно.

*Родной язык в учебном плане и расписании должен стоять на по­четном месте, с переэкзаменовкой учащихся 4,9,11 классов, с последу­ющим занесением оценки в аттестат об окончани средней общеобразо­вательной школы.

*Во всех проектах и законах РД и РФ, касающихся изучения родных языков, нужно убрать сомнительные, двусмысленные, вредные слова: «по желанию», «по выбору», «доброволь­но» и «по возможности».

*Расширить Научно-исследо­вательский институт педагогики им.А.А.Тахо- Годи за счет набора но­вых научных сотрудников в сектора родных языков и родных литератур.

Об этом я 5 июня 2018 г. попросил Президента Российской Федерации В.В.Путина по прямой линии.

Также национальными обществен­ными объединениями в Москве было принято решение о создании Все­российского движения за обяза­тельное изучение в школах родных языков и по всей стране был начат сбор подписей против предлагаемо­го законопроекта.

К сожалению, Комитет Парламен­та Дагестана уже поддержал зако­нопроект о добровольном изучении родных языков.

Курбан Акимов,

гл.н.с. Дагестанского НИИ педагогики им. Тахо-Годи, профессор