Федеральный закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования исполнения судебных актов и Федеральный закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения федерального бюджета в 2018 году» принят Государственной Думой 24 мая 2018 года, одобрен Советом Федерации 30 мая 2018 года и подписан Президентом Российской Федерации 4 июня 2018 года.
Федеральным законом в Бюджетный кодекс РФ вносятся изменения, касающиеся процедуры исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов.
Так, теперь главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени РФ, субъекта РФ, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к РФ, субъекту РФ, муниципальному образованию по иным искам к РФ, субъекту РФ, муниципальному образованию, по которым в соответствии с федеральным законом интересы соответствующего публично-правового образования представляет орган, осуществляющий в соответствии с бюджетным законодательством РФ полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, бюджета муниципального образования.
Кроме того, в Федеральный закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ и установлении особенностей исполнения федерального бюджета в 2018 году» вносятся изменения, которыми предусматривается возможность увеличения объёма бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства РФ и предоставления в 2018 году средств федерального бюджета бюджету Пенсионного фонда РФ.
****
Федеральный закон «О внесении изменений в статью 4 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» принят Государственной Думой 24 мая 2018 года и одобрен Советом Федерации 30 мая 2018 года и подписан Президентом Российской Федерации 4 июня 2018 года.
Внесенными изменениями в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» уточнены основания для предоставления отдельных мер социальной поддержки в соответствии с названным Законом детям, проживающим в зонах отселения, проживания с правом на отселение и проживания с льготным социально-экономическим статусом (без учёта продолжительности их проживания в этих зонах).
В частности, предусматривается, что соответствующие меры социальной поддержки предоставляются детям независимо от места их рождения и при условии, что их родители (один из родителей) непосредственно перед рождением ребёнка постоянно проживали (работали) в зонах отселения, проживания с правом на отселение и проживания с льготным социально-экономическим статусом и что ребёнок после рождения постоянно проживает в этих зонах.
****
Федеральный закон «О внесении изменения в статью 2 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» принят Государственной Думой 24 мая 2018 года и одобрен Советом Федерации 30 мая 2018 года и подписан Президентом Российской Федерации 4 июня 2018 года.
Федеральным законом устанавливается, что муниципальная услуга может осуществляться по запросам заявителей в пределах предусмотренных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесённых к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьёй 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесённых к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключённых из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав.
****
Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств» принят Государственной Думой 17 мая 2018 года и одобрен Советом Федерации 30 мая 2018 года и подписан Президентом Российской Федерации 4 июня 2018 года.
В частности, упрощена процедура регистрации лекарственных препаратов, производство которых осуществляется за пределами Российской Федерации. Так, в случае отсутствия у иностранного производителя заключения о его соответствии требованиям правил надлежащей производственной практики, выданного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, такой производитель вправе в составе регистрационного досье на лекарственный препарат представлять копию решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти о проведении его инспектирования.
Уточняются требования к документам, представляемым при подтверждении государственной регистрации лекарственных препаратов, в том числе биологических лекарственных препаратов, а также процедура внесения в документы, содержащиеся в регистрационном досье на зарегистрированный лекарственный препарат для медицинского применения, изменений, требующих проведения экспертизы качества лекарственных средств. Аналогичные правила предлагается применять и к лекарственным препаратам для ветеринарного применения.
Так, к заявлению о подтверждении государственной регистрации лекарственного препарата для медицинского применения прилагаются:
1) документы, содержащие результаты мониторинга эффективности и безопасности лекарственного препарата для медицинского применения, проведенного держателем или владельцем регистрационного удостоверения лекарственного препарата для медицинского применения по установленной форме;
2) копия лицензии на производство лекарственных средств или копия заключения о соответствии производителя лекарственных средств требованиям правил надлежащей производственной практики, выданных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в отношении производственной площадки лекарственного препарата для медицинского применения, государственная регистрация которого подтверждается в случае, если производство лекарственного препарата для медицинского применения осуществляется в России;
3) копия выданной уполномоченным органом страны производителя лицензии на производство лекарственного препарата для медицинского применения и ее перевод на русский язык, заверенные в установленном порядке, а также копия заключения о соответствии производителя лекарственных средств требованиям правил надлежащей производственной практики, в случае, если производство лекарственного препарата для медицинского применения осуществляется за пределами России.
Федеральным законом также устанавливаются случаи, при которых соответствующий уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, располагающий сведениями о несоответствии производителя лекарственных средств требованиям правил надлежащей производственной практики и (или) о нарушении лицензионных требований, которые были выявлены в ходе проведения инспектирования производителя или осуществления лицензионного контроля в сфере производства лекарственных средств и привели или могут привести к производству лекарственных препаратов, причинивших или способных причинить вред жизни и здоровью граждан или животных, вправе рассмотреть вопрос о приостановлении применения или реализации лекарственного препарата.
Кроме того, внесенными изменениями позволяется осуществлять государственную регистрацию произведённых на одной производственной площадке лекарственных препаратов с одинаковым международным непатентованным наименованием, но с различными торговыми наименованиями.
****
Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу части 15 статьи 5 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и отдельные законодательные акты РФ» в связи с принятием Федерального закона «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» принят Государственной Думой 24 мая 2018 года и одобрен Советом Федерации 30 мая 2018 года и подписан Президентом Российской Федерации 4 июня 2018 года.
Федеральным законом отдельные положения законодательных актов Российской Федерации, регулирующие отношения, связанные с деятельностью финансовых организаций, приводятся в соответствие с Федеральным законом «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг».
В Законе РФ «О защите прав потребителей» устанавливается, что защита прав потребителей услуг, оказываемых финансовыми организациями, организующими взаимодействие с уполномоченным по правам потребителей финансовых услуг, осуществляется с особенностями, установленными Федеральным законом «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг».
Федеральный закон «О Центральном банке РФ (Банке России)» дополняется положениями, касающимися полномочий Банка России по назначению на должность и освобождению от должности уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг, ведения Банком России реестра финансовых организаций, обязанных организовать взаимодействие с финансовым уполномоченным, и учреждения службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного.
Кроме того, вносятся изменения в Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации», в федеральные законы «О банках и банковской деятельности», «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», «Об исполнительном производстве», «О противодействии коррупции», «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».
****
Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменения в статью 4 Федерального закона «О почтовой связи» подписан Государственной Думой 15 мая 2018 года и одобрен Советом Федерации 30 мая 2018 года и подписан Президентом Российской Федерации 4 июня 2018 года.
Согласно изменению, вносимому в статью 4 Федерального закона «О почтовой связи», порядок оказания услуг почтовой связи в части доставки (вручения) извещений, направляемых в ходе производства по делам об административных правонарушениях органами и должностными лицами, уполномоченными рассматривать такие дела, регулируется правилами оказания услуг почтовой связи с учётом особенностей, которые установлены для доставки (вручения) судебных извещений и в соответствии с которыми сроки возврата отправителям не вручённых адресатам заказных писем сокращаются с 30 до 7 дней.
Внесены изменения в закон об основных гарантиях прав ребёнка
Федеральный закон «О внесении изменения в статью 13 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» принят Государственной Думой 24 мая 2018 года, одобрен Советом Федерации 30 мая 2018 года и подписан Президентом Российской Федерации 4 июня 2018 года.
Теперь заключение договоров безвозмездного пользования имуществом, закреплённым за государственными или муниципальными организациями, образующими социальную инфраструктуру для детей, будет осуществляться после проведения учредителями таких организаций оценки последствий заключения таких договоров для обеспечения жизнедеятельности, образования, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской помощи, профилактики заболеваний у детей, их социальной защиты и социального обслуживания.
Согласно Федеральному закону договор безвозмездного пользования имуществом такой организации не может быть заключён, если в результате оценки последствий его заключения, проведённой в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», будет установлена возможность ухудшения указанных условий.
Данный порядок не будет применяться в случае предоставления образовательной организацией принадлежащего ей помещения в безвозмездное пользование медицинской организации для оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся.
Аналогичные требования установлены Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» в отношении договоров аренды имущества указанных организаций.
***
Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» принят Государственной Думой 22 мая 2018 года, одобрен Советом Федерации 30 мая 2018 года и подписан Президентом Российской Федерации 4 июня 2018 года.
Согласно статье 14 Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» на основании заявки Пенсионного фонда Российской Федерации из федерального бюджета в бюджет Фонда в порядке, установленном Правительством РФ, переводятся необходимые средства на софинансирование пенсионных накоплений граждан, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию.
Федеральным законом Фонду предоставляется право сформировать и направить в Минфин России в том же году дополнительную заявку о переводе из федерального бюджета необходимых средств на софинансирование накопительной пенсии (не позднее трёх месяцев со дня направления основной заявки).
Таким образом, у граждан, формирующих свою накопительную пенсию за счёт дополнительных взносов, возникнет право на зачисление и учёт средств софинансирования уже в соответствующем году и, как следствие, на получение дохода от инвестирования этих средств, что впоследствии повлияет на размер накопительной пенсии.
Соответственно корректируется и предусмотренный статьёй 15 Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» срок передачи средств софинансирования, поступивших в бюджет Фонда, в управляющие компании и негосударственные пенсионные фонды.
Федеральным законом упрощается порядок подачи заявления о добровольном вступлении гражданина в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, а также документов, подтверждающих уплату дополнительных страховых взносов.
***
Федеральный закон «О внесении изменения в статью 161 Жилищного кодекса Российской Федерации» принят Государственной Думой 17 мая 2018 года и одобрен Советом Федерации 30 мая 2018 года и подписан Президентом Российской Федерации 4 июня 2018 года.
Федеральным законом с 1 года до 6 месяцев уменьшается срок, по истечении которого орган местного самоуправления проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если до указанного срока собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Кроме того, Федеральным законом вносятся уточняющие изменения, согласно которым орган местного самоуправления проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома, а также в случаях исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, прекращения действия лицензии и её аннулирования.
Татьяна Голубова,
старший помощник прокурора РД