Добро возвращается вдвойне 07.06.2018г.№13

То, что и добро и зло возвращаются «к хозяину» как бумеранг, многие люди вряд ли задумываются. Если бы задумывались и верили тому, о чём сказано, вряд ли бы хоть кто-нибудь делал зло. То что зло и люди, совершившие его наказываются или людьми, или Всевышним, примеров тысячи.

Адольф Гитлер свой талант использовал для совершения чудовищных преступлений, злодеяний и поступков. Только по его вине во всём мире погибли десятки миллионов человек. По его прямому указанию в концентрационных лагерях погибали, в крематориях сжигали тысячи и тысячи людей. А что случилось с великой Германией и арийской расой «сверхчеловек» знают все. К большому сожалению, насильники и злодеи о последствиях своих злодеяний не задумываются и совершают преступления.

В 70-х годах, когда мы учились в университете, студенты получали 25 рублей стипендии. Если разумно использовать, этих денег хватало на месяц. Такие тогда были деньги и цены.

Как-то в середине месяца деньги у меня закончились. Остался только 1 рубль с копейками, а у моего друга Загира ветер гулял в карманах всегда. Парень он был щедрый. Во время обеда в столовой, если он оказывался впереди, то платил за всех, кто стоял за ним из нашей группы, так он поступал многократно.

Была у него и очень вредная привычка – игра в карты на деньги. Он часто выигрывал. Но не всегда. Два дня назад он проиграл более 60 рублей. Для студента это большая сумма. Сколько было обещаний, что эта игра будет последней. Но когда поздно вечером тайком от всех в одной из комнат собирались картежники, его тянуло туда как магнитом, и никакие наши уговоры его не останавливали. А мои деньги закончились из-за того, что мой хороший товарищ попал в больницу. Пришлось купить лекарства. Я никому об этом ребятам, которые жили со мной в комнате, не говорил. В воскресенье утром Загир предложил пойти на вокзал. Может, улыбнется удача, и заработаем немного денег. Раньше тоже мы так поступали. Работали носильщиками и зарабатывали 3,5, а иногда и 10 рублей. Из общежития до вокзала шли пешком. Сэкономили 10 копеек (проезд стоил 5 копеек). Немного постояли на многолюдном вокзале. Загир прибежал и сказал, что нашел одну бабушку, которой – не очень далеко – нужно перетащить три небольших чемодана. Бабушка обещала хорошо заплатить. Нашли бабушку. Приятная на вид и опрятно одетая русская бабуля. Небольшие чемоданы оказались большими и очень тяжелыми. И дорога… метров сто, может быть, и больше. Таксист высадил бабушку с тяжелыми чемоданами не на том месте, где она должна была садится в вагон. Я взял два чемодана, а Загир – один. И пошли мы по перрону, делая зигзаги направо и налево от тяжести.

— Какого черта мне надо было договариваться с этой женщиной! Камни, что ли, положила она в чемоданы? – бурчал Загир.

Действительно, чемоданы были очень тяжелые. Сделав несколько остановок, мы еле-еле дотащили их до нужного вагона. Помогли бабушке занести чемоданы и другие вещи в купе.

— Спасибо, сыночки, спасибо! Чемоданы действительно тяжелые. Другие носильщики отказались мне помочь. Сейчас я вам заплачу. Она долго рылась в сумках и, наконец, нашла кошелек. Открыла. В кошельке были одна десятирублевая бумажка и какая-то мелочь. Бабушка должна была нам заплатить 5 рублей. Начала искать в карманах и никак не находила пяти рублей. Попросила разменять других пассажиров. Десятирублевку никто не разменял. Поезд уже собирался отправиться. Она протянула нам чуть дрожащими руками

десятирублевую купюру. Загир, обрадовавшись, выхватил из рук бабушки деньги и хотел выйти из купе. Я увидел в ее глазах отчаяние: ведь на дорогу у неё не было больше денег.

Я остановил Загира, взял у него купюру и, сказав ей: «Счастливо доехать, бабушка! Будем считать, что вы нам заплатили», — сунул в ее шершавую руку деньги. Вытолкнул очень недовольного и чуть не застонавшего друга из вагона.

— Сыночки, большое спасибо и удачи вам, большой удачи вам! – кричала бабушка через окно вагона.

Поезд медленно тронулся и уехал.

— Ты дурной или умный? Десять рублей! Этих денег хватило бы нам нанеделю. Тупица! Мы же эти деньги не украли. Бабушка сама дала нам, мы заработали их! Бывают же на свете дурные и глупые люди!! – кричал Загир.

— Если бы мы взяли деньги, у нее больше не было бы ни одного рубля.

— А мне…мне то какое дело! А что, у нас есть что ли деньги, а теперь у нас нет ни одного рубля! – бурчал Загир, готовый подраться со мной.

— Когда я получу стипендию, дам тебе 3 рубля, чтобы возместить твой убыток от потерянной бабушкиной десятирублевки.

— А почему три, а не пять?! – возмутился Загир. – Ты что, десять разделить на два разучился?

— Я тащил два чемодана, а ты – один.

Действительно, он от злости на меня готов был заплакать, и что ещё хуже, подраться со мной. С такими громкими спорами мы оказались около киоска, где торговали лотерейными билетами «Спринт». Не знаю, почему, но я машинально сунул руку в карман, вытащил единственный рубль и…собрался купить лотерейный билет.

Загир, увидев в моих руках лотерейный билет, чуть не набросился на меня.

— Ты что делаешь?! Последний рубль выбрасываешь! На какие деньги мы будем есть? Ты что, сегодня совсем сдурел!

Он говорил еще много нелицеприятных слов, не обращая внимания на рядом стоящих людей. Я отошел чуть в сторону, сделав паузу раскрыл билет. И увидел… выигрыш в двадцать пять рублей. У Загира, увидевшего в моих руках двадцать пять рублей, отвисла челюсть.

Мы зашли в кафе ресторанного типа, хорошо поели. Когда выходили из кафе, отдал Загиру пять рублей. Он, чувствуя вину за все, что сказал, стоял, понурив голову.

После этого дня у меня все получалось. Без большого труда сдал сессию. Поехал в стройотряд, заработал 800 рублей. Для студента тогда это были громные деньги. И еще много хорошего случилось в моей жизни. Везде меня сопровождала удача. Ведь русская бабушка, у которой я не взял денег, пожелала нам удачу от всей души. Загир после этого случая больше не играл в карты. Ведь это тоже удача. Так что, уважаемые дагестанцы, спешите делать людям добро. Ведь оно потом возвращается вам вдвойне, а может быть, и втройне.

Магомедмухтар Муртузалиев