В августе 2006 года Дагестан был потрясен страшной трагедией: в собственном доме, в ходе обстрела засевших в нем нескольких боевиков, заживо сгорел режиссер Кумыкского театра Зубаил Хиясов. Непосредственно по следам события – МВД объявило, что он был связан с незаконным бандподпольем и, находясь в момент ликвидации радикалов в подвальном помещении дома, пал жертвой атаки силовиков… Не уточнялось – случайной или он заслужил – наряду с боевиками – насильственную смерть. Но контекст заявлений, в том числе и тогдашнего главы ведомства подводил к первому…
Вот как повествуют об этом сами силовики из Кировского РОВД Махачкалы «В конце прошлой недели к ним поступила информация о том, что Меликов и несколько его подельников скрываются в частном доме на Харьковской улице, 37. Хозяин дома, где прятались бандиты, уважаемый всеми человек. Зубаил Хиясов заслуженный деятель искусств Дагестана, некогда был заместителем министра культуры Дагестана, работал режиссером Кумыкского музыкально-драматического театра, а в последнее время являлся редактором радиопередач на кумыкском языке. Однако две его дочери являлись фанатичными последовательницами ваххабизма, были замужем за террористами. Убедившись, что бандиты находятся дома, мы решили их задержать». Остальное вам известно.
Реакция кумыкской общественности на такую трактовку гибели известного режиссера была очень резкой: прошли собрания и митинги, на которых жители республики, в особенности односельчане, выражали несогласие с утверждением МВД, требовали более честной информации о ходе и результатах операции, приведшей к гибели крупнейшего деятеля культуры Дагестана. Сами похороны режиссера, прощание с ним на кладбище стали трибуной, с которой вновь были высказаны требования объективного расследования и оценки случившегося…
И МВД, скажем справедливости ради, позже, учтя общественный резонанс события, признало поспешность своих заявлений, осознало ошибочность своих предположений о прямой причастности Зубаила Хиясова к бандпополью. Но дело уже было сделано – замечательный режиссер покинул этот мир… Покинул совсем не так, как заслуживал, как должен был его проводить в последний путь родной Дагестан.
Что касается его якобы связи с бандпопольем, то это чистой воды миф! Да, он был верующим мусульманином, как и все дагестанцы, но подозревать его в том, что он втайне поддерживал связи с людьми, совершавшими теракты – просто безумие! Это вам скажет любой, что хоть однажды общался с ним, не говоря уже про тех, кто знал его глубоко и давно. Трагизм положения состоял в том, что он как бы упустил момент, когда его девочки связалась с исламистами … И этой вины он с себя никогда не снимал. Каялся, винился, что увлеченный творчеством, работой, делами – не сумел разглядеть в естественном как бы стремлении дочерей к религиозности, зерен будущего отхода, отказа от нормального образа жизни и поведения. А ведь это были вполне светские девочки, которые очень любили музыку, играли на пианино, великолепно пели, были жизнерадостные, жизнелюбивые… Повторюсь, что Зубаил и сам не был атеистом, он тоже был верующим человеком, но его вера не отрицала, не отвергала радостей жизни, искусства, общения и красоты… Размышляя над тем, что произошло с его дочерьми, он часто задавался вопросом и даже произносил вслух: «Как же такое происходит, что самые близкие, самые дорогие люди – вдруг становятся чужими?!». Этот вопрос мучил его постоянно. Мне кажется, что, если бы не внуки, которых он безумно любил и лелеял, то его поведение в отношении дочерей было бы совершенно иным…
Об этом уже было много сказано и написано. Знали ли об этой странице его жизни те, кто в тот страшный день решились уничтожить вместе с неправыми и правого, невиновного?! Мы этого не знаем. Но мы знаем, что было в их силах принять меры для спасения такой личности, как Зубаил Хиясов для искусства, для Дагестана было, не только необходимо, но это стало их гражданским долгом. Увы, кто-то принял решение пойти по самому простому пути: вместе с виновным и стереть с лица земли и невиновного. Будто кому-то была нужна эта безумная показательная интрига. И невозможно отрешиться от вопроса: если есть малейшая возможность спасти хотя бы одного человека, почему не были приняты все меры к этому?! Это можно было легко сделать, когда он возвращался домой, предупредив его о засаде, ведь наверняка за ним следили, знали каждый его шаг?!
Уверен, что история еще вернется к этому эпизоду и расставит все по своим местам…
«Уход Зубаила Хиясова, — написал в своем воспоминании о нем народный писатель Дагестана Камал Абуков, — невосполнимая утрата для родных, близких, земляков, театрального искусства нашей республики, и для нас, его друзей. Он навсегда останется в нашей памяти как человек чести и достоинства, как неповторимая личность…».
«Зубаил очень любил жизнь, был добрым, светлым человеком, — подчеркнул его односельчанин, ведущий драматург республики Атав Атаев. — Его смерть, преждевременная, омраченная подозрениями в связях с бандподпольем, это огромная трагедия для Дагестана, глубокая душевная травма для художественной интеллигенции и народа… «.
Кумыкская общественность едина во мнении, что Хиясов по значимости и вкладу был «народным» человеком, народным творцом для кумыков и одним из крупнейших знатоков искусства Дагестана. Вот, что сказал о нем известный в Дагестане театральный деятель, заместитель директора Аварского театра Хабиб Гаджиев: «Актеры нашего театра с удовольствием работали с Зубаилом. Он был профессионалом высочайшего уровня. Меня всегда поражала его музыкальность… Постановки музыкальных спектаклей, ему давались особенно хорошо. Очень жаль, что жизнь такого большого человека, такого яркого театрального деятеля закончилась так трагически. Это большая утрата для Дагестана…».
Зубаил Джанбекович Хиясов родился 30 декабря 1937 года в одном из живописнейших уголков равнинного Дагестана, в селении Кака- Шура Карабудахкентского района. Это район предгорного Дагестана, царство умеренного климата, спокойного пейзажа, добрых, склонных к юмору, трудолюбивых людей. И Зубаил Хиясов, словно вобрал в себя эти качества, образец добродушия, остроумия, оптимизма и, разумеется, яркого художественного таланта. Еще одна его черта, которую стоит отметить, это врожденная интеллигентность. Отец Зубаила, Джанбек Хиясович, был первым преподавателем в Какашуринской школе, построенной в 1934 году. В семье царил культ книг, знаний, главенствовала любовь к искусству. А там, где искусство – там патриотизм, жертвенность, верность принципам и долгу. В полной мере эти качества проявились в поступке отца Зубаила Джанбека. В 1942 году, когда Великая Отечественная война только набирала обороты, он, имея на руках бронь, как школьный учитель, тем не менее, отправился на фронт добровольцем. Вот строки его письма, которое оказалось последним. «Я нахожусь под Москвой, в госпитале, — писал он жене незадолго до своего исчезновения, — тяжело ранен, может, это письмо окажется последним. Знаю, как тебе трудно воспитывать троих детей. Постарайся дать им образование…». Символично звучит завет Джанбека супруге дать детям образование. И семья свято хранила окровавленное письмо Джанбека с этой просьбой. А само письмо хранилось у сестры Джанбека, Шамав, которая время от времени доставала его из сундука и обливалась горькими слезами…
После окончания средней школы, в 1955-57 гг., Зубаил Хиясов работал заведующим клубом в родном селении. Выбор был неслучаен: с детских лет он был увлечен литературой, искусством, особенно его привлекали театральные подмостки, с которым и он позднее навсегда связал свою судьбу. В 1957 году Министерство культуры, достойно оценив его талант и тягу к театру, вместе с 15 сверстниками отправило его на учебу в Высшее театральное училище им. Щукина (ныне театральный институт).
В Москве Зубаилу преподавали известные мастера сцены и кино Михаил Ульянов, Евгений Захава, Владимир Этуш, Лидия Мансурова и др. В годы учебы наши студенты системно посещали театры столицы, впитывали атмосферу и мастерство лучших спектаклей Москвы, знакомились с именитыми актерами, их этапными работами. Сейчас мы можем сказать, что Зубаил Хиясов на все сто использовал возможности, которые ему предоставила судьба и его талант. Но творческая ненасытность, жажда роста никогда не покидали его.
Выразилось это в том, что в то же самое время он поступил на заочное отделение режиссерского факультета Щукинского училища, которое с отличием закончил в 1962 году. С этого времени он с дипломом актера театра и кино влился в коллектив Кумыкского театра, с которым навсегда связал свою жизнь и судьбу.
Эта же жажда заставила его в 1964 году отправиться в Баку, где он пополнил свои знания в театральном училище на режиссерском факультете. С отличием окончив училище в Баку в 1966 году Зубаил Хиясов вернулся в Дагестан, с дипломом режиссера музыкально-драматического театра. Высокий уровень его режиссерского мастерства ярко проявился в поставленной им на сцене Кумыкского театра трагикомедии Мустая Карима «В ночь лунного затмения». Сюжет воплотили такие яркие зведы Кумыкского театра как Барият Мурадова, Алим Курумов, Амир Курбанов, Тажутдин Гаджиев, Юсуп Муратбеков, Халимат Татамова. Успех был огромный, неописуемый. Стало ясно, что в Дагестане появился крупный режиссер, способный современными и выразительными средствами найти ответы на самые трудные вопросы бытия. И республика высоко оценила его за талант и трудолюбие: в 1987 году Зубаил Хиясов получил звание заслуженного деятеля искусств Дагестана!
Затем пошли театральные будни. Зубаил, не жалея сил, работал, искал, ставил. Вот лишь несколько из крупных его работ: «Приходи завтра, дорогой», «Эркеч-али», «Сердце не прощает», «И так бывает», «Выдаю маму замуж» и др. Но он не только ставил пьесы разных авторов, но и писал свои. Среди таковых отметим, написанную им в 1986 году легендарную «Ах, женщины, женщины!», ставшую бестселлером и переведенную на другие дагестанские языки. Спектакли, спектакли, спектакли… Их очень много на творческом счету Зубаила Хиясова, и у каждого своя судьба, своя жизнь. Им было поставлено в Кумыкском театре 90 пьес. Более 12 пьес поставлено им и в других театрах республики. Зубаилом Хиясовым написано шесть пьес и переведено на кумыкский язык 23 пьесы. Согласитесь, что это очень солидный багаж, богатейшее наследие. Это говорит о том, что был настоящий работяга, находящийся в вечном поиске.
Зубаил Джанбекович был многосторонне одаренным человеком, недаром поэт и друг Зубаила Атав Атаев отметил это свойство с четкой выразительной силой: «Зубаил в театре, в жизни был большим энтузиастом и профессионалом. Это был режиссер, соединивший в себе творческую энергию с педагогическим даром, стремлением передать свои навыки и умения подрастающим талантам… Он ставил спектакли, писал пьесы, сценарии, программы, сочинял стихи, великолепно проводил творческие вечера. На эти представления зрители ходили, как на спектакли. Никогда не забудутся проведенные им вечера корифеев дагестанской сцены – Барият Мурадовой, Татама Мурадова, Бурлият Ибрагимовой, Темирболата Бийболатова и многих других.
Нельзя не сказать и про его песенное творчество. На его стихи музыканты с удовольствием писали музыку, а народ с таким же удовольствием их распевал. А такие его песни как «Анжи-кала-Махачкала», «Балкарский ребенок», «Я иду в школу» стали популярны и в Дагестане, и в Кабардино- Балкарии, несколько раз передавали по центральному телевидению.
Зубаил Хиясов внес большой вклад и в дагестанскую журналистику, много лет проработав редактором радиопередач на кумыкском языке. Им были сделаны уникальные передачи с участием основоположников кумыкской советской литературы и театрального искусства Анвара Аджиева, Абдулвагаба Сулейманова, Аткая Аджаматова, Барият Мурадовой, Гамида Рустамова, которые в настоящее время хранятся в Золотом фонде дагестанского радио. Особо стоит отметить период, когда он с 1981 по 1987 год работал заместителем министра культуры Дагестана. Здесь он активно, с пониманием и полной самоотдачей занимался вопросами дагестанских театров, много сил вложил в развитие культуры и искусства республики. Посещал театры, обращая внимание на их материальную оснащенность, консультировал молодых режиссеров, помогал им советами, указывал правильное направление, присутствовал на сдачах спектаклей. Постоянно занимался подбором пьес для национальных театров. Руководил обсуждением спектаклей, активно участвовал в организации и проведении юбилейных торжеств. Он был блестящий ведущий, умевший держать внимание аудитории метким словом и шуткой, глубокой оценкой и характеристикой. Зубаил не скупился, тратил свое время и на другие виды искусства: ездил в зарубежные страны с ансамблем «Лезгинка», руководил группами работников культуры в поездках.
С 1987 по 1990 год Зубаил Хиясов работал главным режиссером Кумыкского музыкально-драматического театра. За эти годы он осуществил постановки спектаклей «Утренняя звезда»- А.-В. Сулейманова, «Плутни Скапена»- Ж.Б. Мольера, «Выстрел на рассвете» — Э. Буковчана, «Имеретинская невеста» — Б. Рацера, В. Константинова, «Слуга двух господ» — К.Гольдони, «Я, бабушка, Илико и Илларион» — Н.Думбадзе, «Ласточка с перебитым крылом» — А.Атаева и другие, которые составили славу театра. В середине 90-х Зубаил Хиясов с присущим ему азартом и страстью берется за новое дело – преподавание актерского мастерства, которому, он доцент кафедры ДГУ, посвятил много лет своей жизни. Он считал главной задачей театра – воспитание человека в духе патриотизма, доброты, честности, стремления к нравственному совершенству. Что касается практической работы, то самое большое внимание он уделял в работе со студентами – сценической речи, требуя, чтобы произносимое ими слово было живым, проникновенным. Работая с будущими актерами, он вкладывал в них не только свой опыт, свое знание и мастерство, но и свою душу, талант и отношение к театру. Да, Зубаил действительно был педагог от бога, и в этом нет ни малейшего преувеличения. Под его руководством делали первые шаги в театральный мир на сцене С. Тулпаров, Т. Осаева, Д. Гусейнов, Л. Шаибов, З. Якубова, К. Атагаджиев и др.
Вот, что говорит о нем, выражая общее мнение, один из них, известный режиссер Скандарбек Тулпаров: «Зубаил Джанбекович… Мой первый учитель… Его заботливой и дружеской рукой впервые для меня приоткрыта та «старая тяжелая кулиса», за которой скрывался удивительный и прекрасный мир театра…». Далее, оценивая масштабы утраты, Скандарбек добавляет: «Душа и сердце наши никогда не примирятся с этой страшной и невосполнимой потерей, и только тепло воспоминаний об этом удивительно светлом, по-детски открытом, красивом человеке смягчает, согревает душу…».
Я могу только присоединиться к этим проникновенным строкам большого театрального деятеля.
Я часто вспоминаю мою последнюю, как оказалось, встречу с Зубаилом Хиясовым. В тот злосчастный день, когда случилась эта трагедия, я встретился с ним в Радиокомитете. Конечно, я и подумать не мог, что вижу его в последний раз. Правда, меня немного насторожило, что он вновь и вновь, под разными предлогами, не хотел отпускать меня, с какой-то необычной глубиной и искренностью говорил о поэзии И. Казака, А. Аджиева, М. Атабаева…. Сейчас я понимаю, что это было расставание, прощание со мной, с нашей культурой, с Дагестаном…
Если бы я только знал…
Гусейн АДИЛОВ