Живопись – это поэзия, которую видят , но не слышат .
Поэзия – это живопись, которую слышат , но не видят .
Леонардо да Винчи
Мукминат (Мина) Нурадиловна Отевалиева соединяет в себе талант художника и дарование поэта. Она – художник-педагог, автор поэтического сборника «Жизнь – это не песня», составитель двух ногайских календарей, автор картин и стихов; преподаватель изобразительного искусства и шитья по войлоку в школе искусств им. С.Батырова в селении Терекли-Мектеб Ногайского района.
Ее ученики являются активными участниками многих республиканских и международных конкурсов и выставок.
В декабре 2017 г. в Национальной библиотеке в г.Махачкале была художественная выставка школы искусств, которая прошла с большим успехом.
У Мины Отевалиевой то, с чего начинается для нее родина, ее поля, луга, бескрайняя степь, тихий задумчивый лес, над которым кружатся аисты – птицы детства и современная ногайская жизнь – все естественно и прочно воплощается в образном строе ее произведений. Но чаще всего художница рассказывает о людях-ногайцах, среди которых родилась и росла.
Любовь к родному краю и людям – глубокий и чистый источник ее оптимизма и вдохновения.
У нее своя определенная точка зрения на жизнь, свое понятие о ней, своя концепция, свое художественное видение.
За многие годы творческой работы она создала десятки живописных работ, посвященных природе, людям, достопримечательностям, разительным преобразованиям обновленного Ногая.
В пейзажных полотнах художницы светлый лиризм сочетается с ее стихами, составляют единую поэтическую сюиту, воспевающую этот щедрый край.
Один из примеров тому – картины «Лох узколистный у дороги», «По дороге в Карагас».
На переднем плане – райский уголок радует глаз. Пейзажи сродни поэме, прославляющей родину, торжественной мелодии, в которой сливаются и колокольчик жаворонка, и клекот журавля.
Панорамная точка обозрения позволяет художнице создать образ земли необъятной, могучей.
Колорит картины построен на сложных, изысканных цветовых сочетаниях. Желто-зеленые тона травы, деревьев, свойственные ногайскому пейзажу, контрастируют с голубыми полутонами светящегося облака и неба.
Природа всегда была главным источником новых чувств и впечатлений для художницы. Она по-своему разрабатывала особенности пластического языка, обращаясь к тематике, подсказанной жизнью народа.
Повествовательностью и одновременно декоративностью образного стиля привлекает холст «Дары полей», композиционное и световое разнообразие характерно для картины Отевалиевой «Двор с утками». Натюрморты «Цветы» на фоне книг ногайских поэтов и писателей.
Проблемы сегодняшнего села, народные обычаи и праздники составляют круг интересов живописца.
Тематические картины Мины Нурадиловны полны поэзии и особого доброго отношения к людям села. Глубинная связь времен и поколений, размышления о месте человека на земле. В картине «Приезд невесты» слева – нарядная, украшенная карета с белой лошадью. Сноха и невеста стоят на застеленной белой шкуре. По обычаю – это пожелание светлой, счастливой жизни, плодородие, богатство, обилие. Справа – подаренная молодоженам юрта. Юрта обтянута красными лентами и золотистой тесьмой. Наверху – родовой знак жениха. Посередине сидят акыны, за ними – молодежь…
Национальная одежда невесты, снохи – богатое историческое этнокультурное наследие ногайского народа. Отличаясь неповторимой самобытностью и красотой, она дает представление о многовековом историческом развитии, кочевых традициях и культурных связях географии расселения народа. Одежды украшены дорогими вышивками, на шее золотые украшения, головной убор в виде конусообразного колпака.
Мина Отевалиева любит веселое многолюдье, подробный и эмоциональный, со множеством узлов взаимоотношений персонажей, рассказ о событиях, происходящих на фоне широко показанного пейзажа с ее бескрайними ковыльными степями и песчаными барханами.
День свадьбы – праздник во всем селе, вдали проходят скачки, на поляне – верблюды. Панорамная точка обозрения позволяет Отевалиевой создать образ земли необъятной, могучей.
Строгое соблюдение пространственных планов, глубокая продуманность всей композиции способствуют утверждению самобытного взгляда художницы, на природу и мир человека… Она изображает своих героинь как дочерей земли в органичном и поэтическом соединении с пейзажем.
Образное, художественное восприятие конкретной тематической композиции формирует в творчестве Мины Нурадиловны определенный ритмический строй, понимание пространства эмоционально колористический ключ.
Художница обратилась к исторической теме «Встреча венецианского дипломата Иосафата Барбаро с ногайским князем в степи», имеющей глубокие корни в жизни ногайского народа.
В окрестности Ногая в 1436 году состоялась торжественная встреча с государственным деятелем послом Иосафата Барбаром. Он владел татарским языком, что, несомненно, сближало его с татарской средой как в Ногае, так и в степи. Он действительно знал образ жизни, нравы и обычаи ногайских кочевников.
Цельность картины формируется в сознании зрителя точностью найденных характеров, всем композиционно-колористическим строем произведения. Подобного рода документальность связана с передачей мироощущения атмосферы эпохи и имеет уже историко-культурное значение…
Вековые традиции – орнаментальность, красочность находят продолжение в творчестве художницы.
Ликующие краски пышного убранства и обновления весенней земли мы видим в картине «Весна», в которой воссоздан собирательный образ современной молодой, любящей друг друга, пары с лошадьми и связанный с ним круг нескончаемых забот. На картине чувствуется весна – это чудесная пора, когда природа оживает и пробуждается. Все вокруг обновляется, становится теплее, краски становятся ярче.
Главные герои картин изображены в красных, желтых и белых тонах, где повторяются цвета лошадей. В безграничной ногайской степи пасутся верблюды, появились весенние первоцветы. И кто знает, может быть, именно этой весной жизнь этой пары изменится и обновится как-то по- особенному!
Отевалиева любуется жизнью, окружающей ее природой, солнцем, воздухом, любит жизнь, утверждает ее, воспевая человека труда.
В картине «Молодая невеста» передана прелесть домашней жизни, художница рассказывает в своей картине о добрых нравах простой семьи, о достоинстве их образа жизни.
Свекровь – хозяйка в юрте – качает люльку с ребенком. Она – глава семьи. Соседка, которая пришла помочь, на прялке готовит нити из расчесанной шерсти. Это – гимн семейному счастью, радости и святости материнской любви.
Невеста с кумганом в руке собирается идти за водой. Две палочки, отмеченные на кумгане, на люльке, охотничьей сумке мужа означают родовой знак Костомгалы.
Отевалиева передает не только индивидуальность и неповторимый характер персонажей, но в первую очередь тонкие отношения, душевную теплоту, дружественность чувств.
Все те уникальные черты семьи, которые ценятся превыше всего, дарят чувство защищенности и влекут своей искренностью.
Духовный мир дедушки Акына, полный драматизма и самоотречения раскрывает Мина Отевалиева в картине «Песня слепого певца». Главный персонаж Акын, поющий эпические песни, воспевающие дружбу, любовь, семью.
Акын сам пишет стихи, сочиняет музыку, играет на домбре. Его творчество – яркая и самобытная часть культуры ногайского народа.
Художница через слепого певца, как в зеркало народной памяти раскрывает образ родного края, рассказывает о духовном мире современников. Акын живет и дышит тем же воздухом, что и его народ.
В облике певца, в мимике лица, напряженном изломе тела, спокойном в семейном кругу, ощутим предельный накал духовных сил.
Словом, Отевалиева образно раскрывает личность певца: духовное напряжение героя как бы преодолевает внутреннюю конфликтность, драматизм. Изображая простых сельских людей монументально и величаво, приподнимая их над обыденностью, утверждает значительность их жизни, вековую мудрость народных традиций, в основе которых лежит преданность родной земле.
В тематических картинах, пейзажах, натюрмортах ногайского цикла она предстает поэтом и философом.
Картина «Молодая мать у колодца» отличается особой яркостью и светлые тона желтого песчаного цвета просторы ногайских степей.
Это возвышенный образ матери, ее радости и любви к родной земле. Одинокая ногайская хата на песчаной поляне, во дворе на вешалке висят свежевыстиранные одежды мужа, рядом своеобразная ногайская печь с кизяками, кругом домашние птицы. У колодца мать с ребенком показано привлекательно доброе отзывчивое лицо матери и взгляд ее теплых глаз.
Великая нежность, всепоглощающая любовь женщины к своему малышу дали художнице возможность создать обобщенный образ благородной и прекрасной материнской души. Весь облик женщины исполнен счастья и веры в будущее. Тема материнства вечная. И не случайно она отражена и в стихах Отевалиевой, посвященных «Матери».
Это – человеческий долг – воспевать женщину, которая подарила жизнь, которая является источником любви и красоты.
Традиционное занятие – кочевое скотоводство, разведение лошадей, верблюдов, мелкого и крупного рогатого скота, отчасти – земледелие, охота, рыболовство, чей труд и профессия определены природными условиями края. Родная земля, радости и огорчения, заботы тружеников сегодняшнего села являются главной темой художницы, работающей во всех видах и жанрах изобразительного искусства.
В работах последних лет художница добивается большой гармонии, интересных решений, усложняется мир ее ассоциативно-поэтических образов.
Каждая ее работа всегда волнующее и серьезное событие.
Картины Мины Нурадиловны дают основание для новых поисков, основанных на развитии всего ценного, что заложено в ее произведениях.
Набиюлла Бамматов,
заслуженный художник Республики Дагестан,
главный художник кумыкского театра им. А.-П. Салаватова