МИР ЕЕ ГЛАЗАМИ 01.02.2018г.№4

Живопись – это поэзия, которую видят , но не слышат .

Поэзия – это живопись, которую слышат , но не видят .

Леонардо да Винчи

Мукминат (Мина) Нурадиловна От­евалиева соединяет в себе талант ху­дожника и дарование поэта. Она – ху­дожник-педагог, автор поэтического сборника «Жизнь – это не песня», со­ставитель двух ногайских календарей, автор картин и стихов; преподаватель изобразительного искусства и ши­тья по войлоку в школе искусств им. С.Батырова в селении Терекли-Мектеб Ногайского района.

Ее ученики являются активными участниками многих республиканских и международных конкурсов и выста­вок.

В декабре 2017 г. в Национальной библиотеке в г.Махачкале была худо­жественная выставка школы искусств, которая прошла с большим успехом.

У Мины Отевалиевой то, с чего на­чинается для нее родина, ее поля, луга, бескрайняя степь, тихий задум­чивый лес, над которым кружатся аи­сты – птицы детства и современная ногайская жизнь – все естественно и прочно воплощается в образном строе ее произведений. Но чаще всего ху­дожница рассказывает о людях-ногай­цах, среди которых родилась и росла.

Любовь к родному краю и людям – глубокий и чистый источник ее опти­мизма и вдохновения.

У нее своя определенная точка зре­ния на жизнь, свое понятие о ней, своя концепция, свое художественное ви­дение.

За многие годы творческой рабо­ты она создала десятки живописных работ, посвященных природе, людям, достопримечательностям, разитель­ным преобразованиям обновленного Ногая.

В пейзажных полотнах художницы светлый лиризм сочетается с ее сти­хами, составляют единую поэтическую сюиту, воспевающую этот щедрый край.

Один из примеров тому – картины «Лох узколистный у дороги», «По доро­ге в Карагас».

На переднем плане – райский уголок радует глаз. Пейзажи сродни поэме, прославляющей родину, торжествен­ной мелодии, в которой сливаются и колокольчик жаворонка, и клекот жу­равля.

Панорамная точка обозрения позво­ляет художнице создать образ земли необъятной, могучей.

Колорит картины построен на слож­ных, изысканных цветовых сочетаниях. Желто-зеленые тона травы, деревьев, свойственные ногайскому пейзажу, контрастируют с голубыми полутона­ми светящегося облака и неба.

Природа всегда была главным ис­точником новых чувств и впечатлений для художницы. Она по-своему разра­батывала особенности пластического языка, обращаясь к тематике, подска­занной жизнью народа.

Повествовательностью и одновре­менно декоративностью образного стиля привлекает холст «Дары полей», композиционное и световое разноо­бразие характерно для картины Отева­лиевой «Двор с утками». Натюрморты «Цветы» на фоне книг ногайских по­этов и писателей.

Проблемы сегодняшнего села, на­родные обычаи и праздники составля­ют круг интересов живописца.

Тематические картины Мины Ну­радиловны полны поэзии и особого доброго отношения к людям села. Глу­бинная связь времен и поколений, раз­мышления о месте человека на земле. В картине «Приезд невесты» слева – нарядная, украшенная карета с белой лошадью. Сноха и невеста стоят на застеленной белой шкуре. По обычаю – это пожелание светлой, счастливой жизни, плодородие, богатство, оби­лие. Справа – подаренная молодоже­нам юрта. Юрта обтянута красными лентами и золотистой тесьмой. Навер­ху – родовой знак жениха. Посередине сидят акыны, за ними – молодежь…

Национальная одежда невесты, сно­хи – богатое историческое этнокуль­турное наследие ногайского народа. Отличаясь неповторимой самобытно­стью и красотой, она дает представ­ление о многовековом историческом развитии, кочевых традициях и куль­турных связях географии расселения народа. Одежды украшены дорогими вышивками, на шее золотые украше­ния, головной убор в виде конусоо­бразного колпака.

Мина Отевалиева любит веселое многолюдье, подробный и эмоцио­нальный, со множеством узлов вза­имоотношений персонажей, рассказ о событиях, происходящих на фоне широко показанного пейзажа с ее бес­крайними ковыльными степями и пес­чаными барханами.

День свадьбы – праздник во всем селе, вдали проходят скачки, на по­ляне – верблюды. Панорамная точка обозрения позволяет Отевалиевой создать образ земли необъятной, мо­гучей.

Строгое соблюдение простран­ственных планов, глубокая продуман­ность всей композиции способствуют утверждению самобытного взгляда ху­дожницы, на природу и мир человека… Она изображает своих героинь как до­черей земли в органичном и поэтиче­ском соединении с пейзажем.

Образное, художественное вос­приятие конкретной тематической композиции формирует в творчестве Мины Нурадиловны определенный ритмический строй, понимание про­странства эмоционально колористи­ческий ключ.

Художница обратилась к истори­ческой теме «Встреча венецианского дипломата Иосафата Барбаро с ногай­ским князем в степи», имеющей глубо­кие корни в жизни ногайского народа.

В окрестности Ногая в 1436 году состоялась торжественная встреча с государственным деятелем послом Иосафата Барбаром. Он владел та­тарским языком, что, несомненно, сближало его с татарской средой как в Ногае, так и в степи. Он действительно знал образ жизни, нравы и обычаи но­гайских кочевников.

Цельность картины формируется в сознании зрителя точностью найден­ных характеров, всем композицион­но-колористическим строем произве­дения. Подобного рода документаль­ность связана с передачей мироощу­щения атмосферы эпохи и имеет уже историко-культурное значение…

Вековые традиции – орнаменталь­ность, красочность находят продолже­ние в творчестве художницы.

Ликующие краски пышного убран­ства и обновления весенней земли мы видим в картине «Весна», в которой воссоздан собирательный образ со­временной молодой, любящей друг друга, пары с лошадьми и связанный с ним круг нескончаемых забот. На кар­тине чувствуется весна – это чудесная пора, когда природа оживает и про­буждается. Все вокруг обновляется, становится теплее, краски становятся ярче.

Главные герои картин изображены в красных, желтых и белых тонах, где повторяются цвета лошадей. В без­граничной ногайской степи пасут­ся верблюды, появились весенние первоцветы. И кто знает, может быть, именно этой весной жизнь этой пары изменится и обновится как-то по- особенному!

Отевалиева любуется жизнью, окру­жающей ее природой, солнцем, возду­хом, любит жизнь, утверждает ее, вос­певая человека труда.

В картине «Молодая невеста» пере­дана прелесть домашней жизни, ху­дожница рассказывает в своей карти­не о добрых нравах простой семьи, о достоинстве их образа жизни.

Свекровь – хозяйка в юрте – качает люльку с ребенком. Она – глава семьи. Соседка, которая пришла помочь, на прялке готовит нити из расчесанной шерсти. Это – гимн семейному сча­стью, радости и святости материнской любви.

Невеста с кумганом в руке собира­ется идти за водой. Две палочки, от­меченные на кумгане, на люльке, охот­ничьей сумке мужа означают родовой знак Костомгалы.

Отевалиева передает не только индивидуальность и неповторимый характер персонажей, но в первую очередь тонкие отношения, душевную теплоту, дружественность чувств.

Все те уникальные черты семьи, ко­торые ценятся превыше всего, дарят чувство защищенности и влекут своей искренностью.

Духовный мир дедушки Акына, пол­ный драматизма и самоотречения раскрывает Мина Отевалиева в кар­тине «Песня слепого певца». Главный персонаж  Акын, поющий эпические песни, воспевающие дружбу, любовь, семью.

Акын сам пишет стихи, сочиняет музыку, играет на домбре. Его творче­ство – яркая и самобытная часть куль­туры ногайского народа.

Художница через слепого певца, как в зеркало народной памяти раскрыва­ет образ родного края, рассказывает о духовном мире современников. Акын живет и дышит тем же воздухом, что и его народ.

В облике певца, в мимике лица, на­пряженном изломе тела, спокойном в семейном кругу, ощутим предельный накал духовных сил.

Словом, Отевалиева образно рас­крывает личность певца: духовное напряжение героя как бы преодо­левает внутреннюю конфликтность, драматизм. Изображая простых сельских людей монументально и величаво, приподнимая их над обы­денностью, утверждает значитель­ность их жизни, вековую мудрость народных традиций, в основе ко­торых лежит преданность родной земле.

В тематических картинах, пейзажах, натюрмортах ногайского цикла она предстает поэтом и философом.

Картина «Молодая мать у колодца» отличается особой яркостью и светлые тона желтого песчаного цвета  просто­ры ногайских степей.

Это возвышенный образ мате­ри, ее радости и любви к родной земле. Одинокая ногайская хата на песчаной поляне, во дворе на ве­шалке висят свежевыстиранные одежды мужа, рядом своеобразная ногайская печь с кизяками, кругом домашние птицы. У колодца мать с ребенком  показано привлекательно доброе отзывчивое лицо матери и взгляд ее теплых глаз.

Великая нежность, всепоглощаю­щая любовь женщины к своему малы­шу дали художнице возможность соз­дать обобщенный образ благородной и прекрасной материнской души. Весь облик женщины исполнен счастья и веры в будущее. Тема материнства вечная. И не случайно она отражена и в стихах Отевалиевой, посвященных «Матери».

Это – человеческий долг – воспевать женщину, которая подарила жизнь, ко­торая является источником любви и красоты.

Традиционное занятие – кочевое скотоводство, разведение лошадей, верблюдов, мелкого и крупного ро­гатого скота, отчасти – земледелие, охота, рыболовство, чей труд и про­фессия определены природными ус­ловиями края. Родная земля, радо­сти и огорчения, заботы тружеников сегодняшнего села являются главной темой художницы, работающей во всех видах и жанрах изобразительно­го искусства.

В работах последних лет художница добивается большой гармонии, инте­ресных решений, усложняется мир ее ассоциативно-поэтических образов.

Каждая ее работа всегда волнующее и серьезное событие.

Картины Мины Нурадиловны дают основание для новых поисков, осно­ванных на развитии всего ценного, что заложено в ее произведениях.

Набиюлла Бамматов,

заслуженный художник Республики Дагестан,

главный художник кумыкского театра им. А.-П. Салаватова