СЧАСТЛИВ ТОТ, ЧЬЕ ИМЯ БУДУТ ПОМНИТЬ 25.01.2018г.№3

Когда близкие и друзья заговорили о 80-летии Абдуразака Мардановича Мирзабекова, экс-премьера Республики Дагестан в 1987-1997 г. то одна за другой, как бы выталкивая друг друга, в мою голову лезли известные всем нам отдельные строки, мудрые слова типа: «Свет большой звезды», «Боль­шое видится на расстоянии», «Нет пророка в своем отечестве».

Эти и подобные им изречения очень подходят к определению идеала и судьбы такого Человека и такой Личности как Абдуразак Марданович Мирзабеков.

В начале 1990 года на одном из расширенных заседаний Правления Союза писателей Расул Гамзатов не скрывал своего восхищения премьером Мирзабековым. – «Я только, что пришел со встречи с Председателем Совета Министров, – сказал он, я очень доволен нашим премьером. Абдуразак Марданович – масштабная личность, как с ним легко работать, он все решает, он – настоящий премьер-рефор­матор, республике повезло с этим руководителем, настоящий хозяин, он принес и еще больше принесет пользы Дагестану».

Рассказывать о судьбе Абдуразака Мирзабекова – значить говорить о нашем сегодняшнем дне, о моем современнике, о движении дагестан­ского многонационального народа к высотам научно-технической мысли и прогресса как советского, так и постсоветского периода.

Сегодня, как бы это не было тяжело, мы все же с полным правом можем считать Абдуразака Мар­дановича счастливым человеком, потому, что как мужчина-дагестанец-гражданин России, и как по­литик нового типа, он рос и креп вместе со своим народом, вместе со своей республикой, заслужив в итоге всенародную любовь и признание исключительно всех дагестанцев.

Мы видим тот случай, когда жизненный путь начинающего инженера и будущего крупного госу­дарственного деятеля в значительной мере совпал с зарождением нового общества, новой обще­ственно-экономической формации, его движением всем нам не привычным путем рыночных от­ношений.

От инженера до премьера – долгий путь, он по меркам советского периода очень тяжелый и не­мыслимо серьезный, особенно для такого во всем обязательного и глубоко вдумчивого человека каким был Абдуразак Марданович, у которого гражданское чувство непосредственной причаст­ности к совершающимся социальным переменам жизни всего дагестанского народа пронизывает всю его сильную, волевую, человеческую натуру.

Таким руководителям как Мирзабеков, всегда имевшим свое выстраданное мнение в советские времена было не так уже легко, скорее трудно. Ему тоже пришлось пережить командно-админи­стративную систему, но он не был поражен этой болезнью советского периода и давал жесткий от­пор несправедливостям, встречающимся на пути, на каком бы уровне они не оказались. Он хорошо знал и своими глазами видел, что значит партийная канцелярия бюрократов, он хорошо чувствовал, как его хотели видеть в послушном совете поддакивателей, что какие-либо альтернативы мнени­ям вышестоящих руководителей или просто чиновников не воспринимались. Более двадцати лет, проработавший на промышленных заводах Каспийска и Кизляра.

Абдуразак Марданович в возрасте 46 лет в 1984 году назначается заместителем Председателя Совета Министров РД и сразу заметил, что все но­вое очень тяжело и болезненно воспринимается чиновниками всех уровней. Многие на местах про­сто не хотели менять привычный уклад командно- административной системы, не хотели свободной творческой работы. Многие на местах, я с ними тоже разговаривал, это 1-е секретари, председа­тели райисполкомов выжидали, думали, что вот- вот, якобы, Горбачевская говорильня закончится, все вернется на круги своя, перестроечников всех посадят, мол, потрепали людям нервы, помечтали о новой жизни, да и хватит. Уже в 1987 году, назна­ченный на высший государственный пост Предсе­дателя Правительства РД он хорошо знал, что си­стема, которую он получил, вся пропитана корруп­цией и застоем, страхом обновления, страхом вы­разить свое мнение. Все это было чуждо для такой личности как Абдуразак Марданович, надо было найти в себе силы и волю для коренного обнов­ления всей экономической составляющей респу­блики, вошедшей в свою новейшую историю. Он был готов выслушивать самые неординарные аль­тернативные мнения и предложения и с удоволь­ствием принимал их, внимательно читал, если это было в справке. Сам прекрасно владея существом данного вопроса, имея уже на него ответ, в то же время предлагал дать ему еще предложения, он хотел, чтобы все научились думать и мыслить по новому, в ритме уже складывающихся новых ры­ночных отношений в экономике. Бывший советник Председателя Правительства РД, а ныне главный редактор республиканской газеты «Ёлдаш» Ка­миль Алиев в приложении «Времена» пишет: Аб­дуразак Марданович никогда не был популистом, который цепляется за власть всеми силамими, он был убежден в том, что только успех в экономике может вытащить республику из кризиса.

Ни один задуманный проект не свернули, более того вдохнули в них новые импульсы. Мы же пом­ним региональные программы социально-эконо­мического развития «Горы», «Юг» и «Переселение», строительство Ирганайской ГЭС, железнодорожной ветки «Кизляр-Карланюрт» в обход Чечни, откры­тие пяти свободных таможенных зон в Дагестане, аэропорт, морской торговый порт, АО «Дагдизель», АО «Радиотовары», АО «КЭМЗ», в городе Махачка­ле был запущен в строй новый дрожжевой завод, совместное предприятие «Адам-Интернешнл», в Дербенте было налажено производство цветных малогабаритных телевизоров «Филипс», налажи­вались внешние связи как с ближайшим нашим со­седом Турецкой Республикой и с такими дальними странами как Испания, Исландия, Великобритания, даже Соединенные Штаты Америки, особые торго­во-экономические отношения были подписаны с Азербайджаном, с регионами России, если в этот ряд поставить и строящиеся объекты культуры, ду­ховности такие, как здание национальной библио­теки, Кумыкского театра, соборной мусульманской мечети «Юсуф-бей джами» и других объектов, то диву даешься, откуда берутся столько силы и воли у человека для решения стольких задач в период тя­желого кризиса, как в экономике, так и в политике.

Премьер Абдуразак Мирзабеков не выпячивал себя в роли публичного политика, не занят был своей персоной, не лез на трибуны с многочис­ленными обещаниями, не печатал свои фотогра­фии в газетах, а твердо занимался своим делом, которое ему доверили, продолжая экономические реформы, внимательно следил за социальным и межнациональным согласием в обществе. Он по­являлся там, где народу было особенно трудно и это все заметили.

По-другому не мог поступить человек, начавший путь от Грозненского нефтяного института, от за­водских станков и планово-экономических отделов промышленных предприятий Каспийска и Кизляра, всегда державший самим поднятую высокую планку первоклассного инженера-производственника.

Мирзабеков был достаточно жестким руководи­телем, его боялись за то, что он мыслил широко и масштабно, по-государственному. Любой растущий экономист-производственник им поддерживался, получали импульс новые идеи и интересные проек­ты не только экономического плана, они могли быть и в сфере культуры и просвещения, потому что такие люди, как Абдуразак Марданович были по природе – талантливы во всем.

Мирзабеков умел рисковать, и это всех настора­живало, он рисковал, потому что был убежден в ко­нечном результате того проекта, за который брался, может быть иногда и очень дорогого, он верил в да­гестанцев и был отличным организатором. Спорить с ним не решался никто, он мог всей могучестью своего природного таланта и огромного опыта «сра­зить наповал» своего оппонента, потому что был теоретически подкован, владел неопровержимыми экономически обоснованными аргументами в поль­зу того дела, которое начинал, и именно, поэтому его боялись в хорошем смысле этого слова.

Судьбе было угодно, чтобы в те тяжелые 80-90 годы прошлого века, в годы экономического и по­литического кризиса разразившегося во всей стра­не, у руля экономической модернизации Дагестана оказался именно он, такие руководители появля­ются в 100 лет один раз и оставляют след на века. Вспомнились строки великого русского поэта Фе­дора Тютчева, в которых говорится так:

«Счастлив, кто посетил сей мир

В его минуты роковые…»

Счастливы были и дагестанцы, что в эти годы Правительство их республики возглавлял такой че­ловек, как Абдуразак Мирзабеков.

Мы говорим спасибо ему за то, что он имел тер­пение и выдержку работать на столь высоком посту в эти трудные годы.

На церемонии присвоения его имени одной из новых школ города Махачкалы желающих выступить было очень много. Те, кому удалось выступить, го­ворили самые искренние слова, идущие из глубины сердца, и характеризовали его как выдающегося идеолога и практика экономической модернизации Дагестана, а известный государственный деятель Перзият Багандова сказала так: «Что там присво­ение его имени школе, – город бы можно было на­звать его именем, и то было бы мало».

Да возгордится душа Абдуразака Мардановича, услышав эти и другие слова о себе, звучащие от благодарных дагестанцев.

Говорить, что чувства, даже самые простые, не поддаются передаче, банально. Сколькие из на­ших коллег по перу уже пытались это опровергнуть с помощью прозы, поэзии. Но передо мной очень сложная и ответственная задача прикосновения к жизни и деятельности столь большой и уникальной личности, каким являлся Абдуразак Марданович, ставшим, как пишет Камиль Алиев чрезвычайно популярным в свое время премьером нашей ре­спублики с именем и деятельностью которого была связана целая эпоха в экономике и управлении Да­гестана, благодаря таланту которого Дагестан во многом, как говорят и пишут аналитики, безболез­ненно смогла пройти путь от командной экономики к рыночной, от тоталитарного общества к демокра­тическому.

Я помню праздник «Белых журавлей» про­шедший 11 сентября в Махачкале где принимал участие и Абдуразак Марданович. В 1992 году этот праздник проводился в пятый раз.И на этот раз в гости к дагестанцам приехали известные писатели и поэты Москвы, Башкирии,соседних республик Северного Кавказа. Я помню как этот праздник,уже получивший статус Дня памяти,начался с возложения цветов к памятни­ку воину-освободителю у Вечного огня в парке культуры и отдыха Председателем Верховного Совета Дагестана Магомедали Магомедовым, Председателем Совета Министров РД Абдура­заком Мирзабековым, другими руководителями республики представителями творческой, на­учной общественности, ветеранских организа­ций, молодежи, трудовых коллективов. Митинг в тот день открыл народный поэт Дагестана Расул Гамзатов.С приветственной речью к участникам торжеств обратились Абдуразак Мирзабеков, как всегда с искренними и запоминающимися слова­ми, первый секретарь Союза писателей России Борис Романов, народный поэт Башкирии Мустай Карим, башкирский поэт Муса Гали, участница войны Сакинат Мурсалова, участник афганских событий Магомед Магомедов, Герой Советского Союза Ризван Сулейманов и другие.

Абдуразаку Мадановичу очень нравилась все­мирно известная песня “Белые журавли” в тот день ее пел Магомед Омаров. С этого дня открытия и до завершения Дней памяти Абдуразак Марданович был в курсе всего происходящего и мы знали, что под его бдительным оком все у нас пройдет хорошо. Так оно и вышло.

Багаутдин Аджиев,

народный поэт Дагестана