Когда близкие и друзья заговорили о 80-летии Абдуразака Мардановича Мирзабекова, экс-премьера Республики Дагестан в 1987-1997 г. то одна за другой, как бы выталкивая друг друга, в мою голову лезли известные всем нам отдельные строки, мудрые слова типа: «Свет большой звезды», «Большое видится на расстоянии», «Нет пророка в своем отечестве».
Эти и подобные им изречения очень подходят к определению идеала и судьбы такого Человека и такой Личности как Абдуразак Марданович Мирзабеков.
В начале 1990 года на одном из расширенных заседаний Правления Союза писателей Расул Гамзатов не скрывал своего восхищения премьером Мирзабековым. – «Я только, что пришел со встречи с Председателем Совета Министров, – сказал он, я очень доволен нашим премьером. Абдуразак Марданович – масштабная личность, как с ним легко работать, он все решает, он – настоящий премьер-реформатор, республике повезло с этим руководителем, настоящий хозяин, он принес и еще больше принесет пользы Дагестану».
Рассказывать о судьбе Абдуразака Мирзабекова – значить говорить о нашем сегодняшнем дне, о моем современнике, о движении дагестанского многонационального народа к высотам научно-технической мысли и прогресса как советского, так и постсоветского периода.
Сегодня, как бы это не было тяжело, мы все же с полным правом можем считать Абдуразака Мардановича счастливым человеком, потому, что как мужчина-дагестанец-гражданин России, и как политик нового типа, он рос и креп вместе со своим народом, вместе со своей республикой, заслужив в итоге всенародную любовь и признание исключительно всех дагестанцев.
Мы видим тот случай, когда жизненный путь начинающего инженера и будущего крупного государственного деятеля в значительной мере совпал с зарождением нового общества, новой общественно-экономической формации, его движением всем нам не привычным путем рыночных отношений.
От инженера до премьера – долгий путь, он по меркам советского периода очень тяжелый и немыслимо серьезный, особенно для такого во всем обязательного и глубоко вдумчивого человека каким был Абдуразак Марданович, у которого гражданское чувство непосредственной причастности к совершающимся социальным переменам жизни всего дагестанского народа пронизывает всю его сильную, волевую, человеческую натуру.
Таким руководителям как Мирзабеков, всегда имевшим свое выстраданное мнение в советские времена было не так уже легко, скорее трудно. Ему тоже пришлось пережить командно-административную систему, но он не был поражен этой болезнью советского периода и давал жесткий отпор несправедливостям, встречающимся на пути, на каком бы уровне они не оказались. Он хорошо знал и своими глазами видел, что значит партийная канцелярия бюрократов, он хорошо чувствовал, как его хотели видеть в послушном совете поддакивателей, что какие-либо альтернативы мнениям вышестоящих руководителей или просто чиновников не воспринимались. Более двадцати лет, проработавший на промышленных заводах Каспийска и Кизляра.
Абдуразак Марданович в возрасте 46 лет в 1984 году назначается заместителем Председателя Совета Министров РД и сразу заметил, что все новое очень тяжело и болезненно воспринимается чиновниками всех уровней. Многие на местах просто не хотели менять привычный уклад командно- административной системы, не хотели свободной творческой работы. Многие на местах, я с ними тоже разговаривал, это 1-е секретари, председатели райисполкомов выжидали, думали, что вот- вот, якобы, Горбачевская говорильня закончится, все вернется на круги своя, перестроечников всех посадят, мол, потрепали людям нервы, помечтали о новой жизни, да и хватит. Уже в 1987 году, назначенный на высший государственный пост Председателя Правительства РД он хорошо знал, что система, которую он получил, вся пропитана коррупцией и застоем, страхом обновления, страхом выразить свое мнение. Все это было чуждо для такой личности как Абдуразак Марданович, надо было найти в себе силы и волю для коренного обновления всей экономической составляющей республики, вошедшей в свою новейшую историю. Он был готов выслушивать самые неординарные альтернативные мнения и предложения и с удовольствием принимал их, внимательно читал, если это было в справке. Сам прекрасно владея существом данного вопроса, имея уже на него ответ, в то же время предлагал дать ему еще предложения, он хотел, чтобы все научились думать и мыслить по новому, в ритме уже складывающихся новых рыночных отношений в экономике. Бывший советник Председателя Правительства РД, а ныне главный редактор республиканской газеты «Ёлдаш» Камиль Алиев в приложении «Времена» пишет: Абдуразак Марданович никогда не был популистом, который цепляется за власть всеми силамими, он был убежден в том, что только успех в экономике может вытащить республику из кризиса.
Ни один задуманный проект не свернули, более того вдохнули в них новые импульсы. Мы же помним региональные программы социально-экономического развития «Горы», «Юг» и «Переселение», строительство Ирганайской ГЭС, железнодорожной ветки «Кизляр-Карланюрт» в обход Чечни, открытие пяти свободных таможенных зон в Дагестане, аэропорт, морской торговый порт, АО «Дагдизель», АО «Радиотовары», АО «КЭМЗ», в городе Махачкале был запущен в строй новый дрожжевой завод, совместное предприятие «Адам-Интернешнл», в Дербенте было налажено производство цветных малогабаритных телевизоров «Филипс», налаживались внешние связи как с ближайшим нашим соседом Турецкой Республикой и с такими дальними странами как Испания, Исландия, Великобритания, даже Соединенные Штаты Америки, особые торгово-экономические отношения были подписаны с Азербайджаном, с регионами России, если в этот ряд поставить и строящиеся объекты культуры, духовности такие, как здание национальной библиотеки, Кумыкского театра, соборной мусульманской мечети «Юсуф-бей джами» и других объектов, то диву даешься, откуда берутся столько силы и воли у человека для решения стольких задач в период тяжелого кризиса, как в экономике, так и в политике.
Премьер Абдуразак Мирзабеков не выпячивал себя в роли публичного политика, не занят был своей персоной, не лез на трибуны с многочисленными обещаниями, не печатал свои фотографии в газетах, а твердо занимался своим делом, которое ему доверили, продолжая экономические реформы, внимательно следил за социальным и межнациональным согласием в обществе. Он появлялся там, где народу было особенно трудно и это все заметили.
По-другому не мог поступить человек, начавший путь от Грозненского нефтяного института, от заводских станков и планово-экономических отделов промышленных предприятий Каспийска и Кизляра, всегда державший самим поднятую высокую планку первоклассного инженера-производственника.
Мирзабеков был достаточно жестким руководителем, его боялись за то, что он мыслил широко и масштабно, по-государственному. Любой растущий экономист-производственник им поддерживался, получали импульс новые идеи и интересные проекты не только экономического плана, они могли быть и в сфере культуры и просвещения, потому что такие люди, как Абдуразак Марданович были по природе – талантливы во всем.
Мирзабеков умел рисковать, и это всех настораживало, он рисковал, потому что был убежден в конечном результате того проекта, за который брался, может быть иногда и очень дорогого, он верил в дагестанцев и был отличным организатором. Спорить с ним не решался никто, он мог всей могучестью своего природного таланта и огромного опыта «сразить наповал» своего оппонента, потому что был теоретически подкован, владел неопровержимыми экономически обоснованными аргументами в пользу того дела, которое начинал, и именно, поэтому его боялись в хорошем смысле этого слова.
Судьбе было угодно, чтобы в те тяжелые 80-90 годы прошлого века, в годы экономического и политического кризиса разразившегося во всей стране, у руля экономической модернизации Дагестана оказался именно он, такие руководители появляются в 100 лет один раз и оставляют след на века. Вспомнились строки великого русского поэта Федора Тютчева, в которых говорится так:
«Счастлив, кто посетил сей мир
В его минуты роковые…»
Счастливы были и дагестанцы, что в эти годы Правительство их республики возглавлял такой человек, как Абдуразак Мирзабеков.
Мы говорим спасибо ему за то, что он имел терпение и выдержку работать на столь высоком посту в эти трудные годы.
На церемонии присвоения его имени одной из новых школ города Махачкалы желающих выступить было очень много. Те, кому удалось выступить, говорили самые искренние слова, идущие из глубины сердца, и характеризовали его как выдающегося идеолога и практика экономической модернизации Дагестана, а известный государственный деятель Перзият Багандова сказала так: «Что там присвоение его имени школе, – город бы можно было назвать его именем, и то было бы мало».
Да возгордится душа Абдуразака Мардановича, услышав эти и другие слова о себе, звучащие от благодарных дагестанцев.
Говорить, что чувства, даже самые простые, не поддаются передаче, банально. Сколькие из наших коллег по перу уже пытались это опровергнуть с помощью прозы, поэзии. Но передо мной очень сложная и ответственная задача прикосновения к жизни и деятельности столь большой и уникальной личности, каким являлся Абдуразак Марданович, ставшим, как пишет Камиль Алиев чрезвычайно популярным в свое время премьером нашей республики с именем и деятельностью которого была связана целая эпоха в экономике и управлении Дагестана, благодаря таланту которого Дагестан во многом, как говорят и пишут аналитики, безболезненно смогла пройти путь от командной экономики к рыночной, от тоталитарного общества к демократическому.
Я помню праздник «Белых журавлей» прошедший 11 сентября в Махачкале где принимал участие и Абдуразак Марданович. В 1992 году этот праздник проводился в пятый раз.И на этот раз в гости к дагестанцам приехали известные писатели и поэты Москвы, Башкирии,соседних республик Северного Кавказа. Я помню как этот праздник,уже получивший статус Дня памяти,начался с возложения цветов к памятнику воину-освободителю у Вечного огня в парке культуры и отдыха Председателем Верховного Совета Дагестана Магомедали Магомедовым, Председателем Совета Министров РД Абдуразаком Мирзабековым, другими руководителями республики представителями творческой, научной общественности, ветеранских организаций, молодежи, трудовых коллективов. Митинг в тот день открыл народный поэт Дагестана Расул Гамзатов.С приветственной речью к участникам торжеств обратились Абдуразак Мирзабеков, как всегда с искренними и запоминающимися словами, первый секретарь Союза писателей России Борис Романов, народный поэт Башкирии Мустай Карим, башкирский поэт Муса Гали, участница войны Сакинат Мурсалова, участник афганских событий Магомед Магомедов, Герой Советского Союза Ризван Сулейманов и другие.
Абдуразаку Мадановичу очень нравилась всемирно известная песня “Белые журавли” в тот день ее пел Магомед Омаров. С этого дня открытия и до завершения Дней памяти Абдуразак Марданович был в курсе всего происходящего и мы знали, что под его бдительным оком все у нас пройдет хорошо. Так оно и вышло.
Багаутдин Аджиев,
народный поэт Дагестана