И вызов грешника правдивый
Честнее ханжеской мольбы.
Творец
Одна стезя у вас, что тоньше нити,
На Небо вас ведущая. В конце
Наградой будет ваша жизнь, по сути.
Но ты поэт. В восторженном словце
Людей, тобой любимых, лицезреешь
Ты истину, не замечая ложь.
Ты, презирая жизнь, её лелеешь,
И каждый шаг ввергает тебя в дрожь.
Змея, тобой пригретая однажды,
Петлёй вкруг шеи нежно обвилась.
Но ты поэт. Ты умираешь «дважды»:
В теснине меж пороками давясь
И благами не в меру захлебнувшись.
А человек ещё — при жизни червь –
Ест сам себя, вампиром обернувшись.
Но ты поэт. Твой путь как голый нерв.
На ней, как на струне, ты в жизнь играешь,
С усладою умело скорбь смешав.
Себя ж земных ты радостей лишаешь,
Потомкам жизнь благую завещав.
Уныло ожидая час предсмертный,
Ты с кроткою улыбкой примешь смерть…
… А ныне же поведай стих заветный,
Чтоб до небес он смог бы долететь…
Вышла в свет на русском и кумыкском языках новая книга известного поэта, писателя, переводчика Бадрутдина Магомедова.
Дагестанская культура может похвастаться творческим событием. Драматическая поэма Бадрутдина «Муки рая» из разряда событийных явлений. Написано эпически-масштабно, эмоционально, чувственно, философски ёмко. Афористический слог, метафоричность и глубина поэтического слова делают произведение абсолютно конкурентоспособным на любой площадке, без всяких скидок на национальный колорит и прочую экзотику. Общечеловеческая проблематика явлена читателю в профессиональном обрамлении. О чем поэма? И зачем автор взялся за перо? И что за «муки рая» предстоит пережить герою поэмы?
Однако поэма — больше, чем поэтическая версия библейского и коранического сюжетов о сотворении мира и месте в нем человека. Она, как мост, соединяющий берега тысячелетий. Невысох¬шая кровь первого братоубийства на Земле сочится сквозь новейшую историю Дагестана, шире — Кавказа. Еще никогда в этом благословенном краю так яростно брат не шел на брата. Словно пробил час Каина. Человеческое нутро «съедает жалкий червь», но в отличие от библейского Каина, в ужасном раскаянии от содеянного, носившего на себе тело убитого брата сорок дней «с печалью безысходной», нынешние каины раскаянием не терзают свою душу. Вряд ли автор умышленно провоцировал в тексте подобные ассоциации, но таков удел поэзии — шлифовать камни вечности: «Из века в век перо проходит вброд, Чтоб слог Поэта обрастал веками».
Тысячи раз поэты писали о душе, которая «обязана трудиться», и это назначение замыслил Творец. Это Он через Дьявола посылает Еву «проделать путь тернистый» на Земле, ибо какая же работа для души в раю? Это сначала Бог поместил туда первых людей, чтобы «оградить их от земных забот». Но как же познать тогда Добро и Зло, и для чего Душа? Об этом, кстати, Еву спрашивает Дьявол: «Не кажутся ль тебе блаженства рая Твоей души прохладною тюрьмой?» Парадоксально, но «князь тьмы» произносит далее: «Я слово дал освободить тебя из тягостной неволи». Так кто же здесь среди победителей: Творец или Дьявол? «Бог лишь тех лишает райского блаженства, Кому тот рай он сам же подарил», — резюмирует Поэт.
Вечно ищущий разум, рефлексия, движение личности по восходящей к верхним ступеням эволюции — веление Всевышнего. Ислам — это религия действия, религия творческой свободы. Чтобы постичь Откровение, нужно «усердствовать на стезе познания». И поэма приобщает читателя к сомыслию, к философствованию о замысле Создателя, о прямом пути к Нему. Такой духовно-интеллектуальный источник особенно нужен молодым, и, как автор, Бадрутдин имеет абсолютное право провести своего читателя по лабиринтам Духа и Разума, открывшимся ему в непомерных усилиях поэтического поиска, когда «все боли мира обручем тугим сжимают сердце».
Мы упростили интеллектуальную жизнь в исламе, истинное понимание которого должно открыть нам мощь этой религиозно-философской доктрины. Перо поэта Бадрутдина приближает Познание. Появление поэмы «Муки рая», безусловно, событие не только в культурной жизни Дагестана. Поэт исполнил свою миссию, теперь очередь за нами, читателями.
Сулиета Кусова,
Генеральный директор Центра этноконфессионалъных проблем в СМИ при Союзе журналистов России