Аулы Дагестана

«Если народ хранит свои традиции, то и традиции хранят народ»

Продолжаем публикации об аулах Дагестана из энциклопедии Сабира Нурмагомедова «Все населенные пункты Дагестана» .

«Знать историю своего народа — это значит мысленно пройти вместе с ним его долгий и трудный путь, чтобы лучше понять сегодняшний день»

 

Село Тляратинского района Дагестана, сравнительно с дру­гими селами района, считается одним из крупных. По данным за 1917 год: хозяйств 59, население 249, лошадей 9, КРС – 130, МРС – 905. По данным за 1986 год: в совхозе Ц1умилухъ было КРС – 550, коров – 166, МРС – 4500. На 1 января 2010 года в селе было 145 хозяйств, где проживлот 612 человек. Расположено на южном склоне отрога Нукатлинского хребта, выше, примерно на 800-900 метров, реки Джурмут, напротив Главного Кавказского хребта, на расстоянии 19 км от райцен­тра.

Входило в общество Лъебел бо, состоявшееся в союзе из девяти селений. Цумилухцы имели значительные летние пастбища, которые сдавались в аренду каждый год за опре­деленную плату, за которые брали овец. В 1929-1933 в селе в рамках ликвидации безграмотности открыли ликпункт, на базе которого в 1932-1933 годах открыли начальную школу, в 1950-51 учебном году преобразованная в семилетнюю, с 1963 года – восьмилетнюю, а в 1976 году – в среднюю общеобразо­вательную школу. По контингенту учащихся и количеству учи­телей школа является одной из крупных школ района. В школе обучаются дети из соседних сел. В 1937 году был образован колхоз имени Жданова. Базой, основой колхоза послужили крупный и мелкий рогатый скот, в основном собранный у жи­телей Цумилуха. В 1969 году колхоз вошел в состав совхоза «Гиндибский». В суровые годы великой Отечественной войны свою долю в Победу над фашисткой Германией внесли и жите­ли села. Всего из села мобилизовано или добровольно ушли в Красную Армию 14 человек. Из них вернулось 8 человек.

Активное участие принимали жители села в сборе и сдаче теплых вещей и продуктов для фронтовиков. За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 19 человек награж­дены медалями. Почти во всех домах (после строительства автодороги в 1970 и электрификации села в 1971 годах) по­явилась добротная мебель, электробытовая техника, о кото­рой жители села имели смутное понятие. Основное занятие населения – земледелие и скотоводство. Каждая семья имеет земельные участки в размере 0,25 га.

 

Цыйша

Селение Кулинского района Дагестана расположено у под­ножья Щунудагского плато, высота которого достигает 3000 метров над уровнем мирового океана. Площадь плато тысяча восемьсот гектаров. На вершине плато много удивительных природных памятников: высокие скалы, ледяные пещеры, где круглый год не тает лед и много студеных родников. Возраст села примерно 700-800 лет. До образования нынешнего села на Цыйшинской земле находилось крупное городище-кре­пость площадью около 40 гектаров. По данным археологов на этом месте люди жили еще 3000 лет до нашей эры.

Это городище было расположено на безопасном месте во­енно-стратегическом плане, вокруг этого города находится, глубокие речные каньоны в некоторых местах глубина каньона достигает 150-200 метров. Вдобавок вокруг городища были, более двадцати сигнально-сторожевых башен и даже на вер­шине Щунудага былы сигнальная башня, это подтверждает топонимическое названия «Къалалухалу». Цыйшинская горо­дище прекратило свое существование после монгольского нашествия в 1239-40 году. По архивным данным от лакцев остались в живых только 1033 мужчин, остальные погибли, защищая родную землю. Кровавое сражение произошло на местности «Аьрай Къур». На этом месте до недавнего вре­мени люди находили трехлопастные монгольские стрелы. У подножья «Аьрай сунн» находится кладбище «неверных». Есть предположение историков, что Цыйшинское городище было изначальной столицей лаков, об этом свидетельствуют над­гробные памятники, написанные на Куфинском альфавите с символикой Шамхалов (Символ солнечных крыльев). На Цый­шинской земле имеется 5 кладбищ, из них 3-мусульманских. Со времен образования села Цыйша население занималось земледелием, скотоводством и отходничеством (лудильщики, жестянщики, ювелиры, канатоходцы) жители села выезжали в города Средней Азии, Баку Тбилиси, Владикавказ, Пермь, Ар­мавир. На территории селения Цыйша находились 21 водяная мельница принадлежащая жителю Цыйша. По данным пере­писи населения 1886 году в селении проживали 467 человек из них 244-мужчин, 223-женщин. В личных хозяйствах жители села имели крупного рогатого скота -303 голов, мелкого рога­тый скот — 2832 голов, лошади – 52 голов. До революции сел. Цыйша называлось сел. Ученых, так как в селе около 200 лет функционировало прославленное медресе.

 

Чанаб

Селение расположено в Чародинском районе Дагестана в 2010 метров над уровнем моря,в 34 километрах от райцентра Цуриб, на границе Лакского района, в восточной части грани­чит с селением Дусрах, а также с селами Шалиб, Чильдаб и Арчиб. В какое время образовалось село, точных данных нет, но, судя по могилам и арабским надписям на могильных пли­тах, можно говорить, что село очень древнее. На окраине и вокруг села при строительстве и возведении новых домов ча­сто встречаются следы прошлых захоронений. Название села Чанаб происходит от слова «чана», «чаное» т.е. «место охоты на дичь», в народе называют «чанасел». По легенде основате­лями аула были двое братьев по имени Гамзат и Али из мест­ности «Гураб». Это место якобы было расположено вблизи от райцентра Цуриб; очень удобное для сельского хозяйства, где летом дважды в год можно было скашивать траву, круглосу­точно пасти скот, выращивать овощи и фрукты. Этим братьям, будучи на охоте, очень понравилась местность нынешнего расположения Чанаб: наличие леса, водоисточников, главное преимущество — это возможность заняться охотой на тур, коз, лис и волков, поэтому они решили обосноваться в вышеопи­санном месте. Далее потянули за собой остальных родствен­ников, а в местечке «Гураб» поселились жители из других сел. Соседи — жители Дусраха, Косрода, Чидаб, Чильдаб и другие — в насмешку до сих пор чанабцев называют «людьми, обме­нявших пчел на ос», имеется ввиду, что оставили географиче­ски удобное расположение, хорошие земли чужакам, а сами оказались в худшем положении.

 

Чвадаб

Село Чародинского района Дагестана расположено на ска­ле, которую пересекают две речки. Речка маленькая «Рис-op» и другая — почти из начала «Авар-Койсу». Год возникновения села неизвестен. После определенного времени это селение сожгли дотла и люди переселились и построили дома в до­лине речки «Рис — ор» и называлось село «Пурухъ росу». Из- за нападений ближе расположенных больших селений снова население переселилось на скалу, которую легче было защи­щать. Вход был только с одной стороны, а кругом обрывистая скала. На возвышенном месте построили сторожевую башню с окошками, она сохранилась по настоящее время. Внутри башни находился сторожевой отряд, а при приближении на­падающих, отряд зажигал огонь и таким образом, сообщали селу об опасности. Национальные обряды села почти те же, что и в других селах района. Помогают всем селом, почти все посещают и поздравляют при рождении ребенка и при же­нитьбе.

Гостеприимство и куначество было тогда очень сильно вы­ражено. Каждый тухум имел своего кунака, они посещали друг друга через определенное время, и дружба очень ценилась. В основном кунаки были из Лакского района, ходили торго­вать в Кумух. Были также кунаки из Балхара, Хъуппа и даже Карабудахкента. Построили мечеть в 1919 году, а в 30-х годах часть мечети переделали под школу. В период перестройки и в настоящее время действует одна половина как мечеть, дру­гая — школа. Много специалистов выходцы из селения живут и работают в других регионах. Число хозяйств и жителей селе­ния с каждым годом уменьшается. В основном живут пожилые люди. Сейчас осталось около 30 хозяйств.