«Если народ хранит свои традиции, то и традиции хранят народ»
Продолжаем публикации об аулах Дагестана из энциклопедии Сабира Нурмагомедова «Все населенные пункты Дагестана» .
«Знать историю своего народа — это значит мысленно пройти вместе с ним его долгий и трудный путь, чтобы лучше понять сегодняшний день»
Село Тляратинского района Дагестана, сравнительно с другими селами района, считается одним из крупных. По данным за 1917 год: хозяйств 59, население 249, лошадей 9, КРС – 130, МРС – 905. По данным за 1986 год: в совхозе Ц1умилухъ было КРС – 550, коров – 166, МРС – 4500. На 1 января 2010 года в селе было 145 хозяйств, где проживлот 612 человек. Расположено на южном склоне отрога Нукатлинского хребта, выше, примерно на 800-900 метров, реки Джурмут, напротив Главного Кавказского хребта, на расстоянии 19 км от райцентра.
Входило в общество Лъебел бо, состоявшееся в союзе из девяти селений. Цумилухцы имели значительные летние пастбища, которые сдавались в аренду каждый год за определенную плату, за которые брали овец. В 1929-1933 в селе в рамках ликвидации безграмотности открыли ликпункт, на базе которого в 1932-1933 годах открыли начальную школу, в 1950-51 учебном году преобразованная в семилетнюю, с 1963 года – восьмилетнюю, а в 1976 году – в среднюю общеобразовательную школу. По контингенту учащихся и количеству учителей школа является одной из крупных школ района. В школе обучаются дети из соседних сел. В 1937 году был образован колхоз имени Жданова. Базой, основой колхоза послужили крупный и мелкий рогатый скот, в основном собранный у жителей Цумилуха. В 1969 году колхоз вошел в состав совхоза «Гиндибский». В суровые годы великой Отечественной войны свою долю в Победу над фашисткой Германией внесли и жители села. Всего из села мобилизовано или добровольно ушли в Красную Армию 14 человек. Из них вернулось 8 человек.
Активное участие принимали жители села в сборе и сдаче теплых вещей и продуктов для фронтовиков. За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 19 человек награждены медалями. Почти во всех домах (после строительства автодороги в 1970 и электрификации села в 1971 годах) появилась добротная мебель, электробытовая техника, о которой жители села имели смутное понятие. Основное занятие населения – земледелие и скотоводство. Каждая семья имеет земельные участки в размере 0,25 га.
Цыйша
Селение Кулинского района Дагестана расположено у подножья Щунудагского плато, высота которого достигает 3000 метров над уровнем мирового океана. Площадь плато тысяча восемьсот гектаров. На вершине плато много удивительных природных памятников: высокие скалы, ледяные пещеры, где круглый год не тает лед и много студеных родников. Возраст села примерно 700-800 лет. До образования нынешнего села на Цыйшинской земле находилось крупное городище-крепость площадью около 40 гектаров. По данным археологов на этом месте люди жили еще 3000 лет до нашей эры.
Это городище было расположено на безопасном месте военно-стратегическом плане, вокруг этого города находится, глубокие речные каньоны в некоторых местах глубина каньона достигает 150-200 метров. Вдобавок вокруг городища были, более двадцати сигнально-сторожевых башен и даже на вершине Щунудага былы сигнальная башня, это подтверждает топонимическое названия «Къалалухалу». Цыйшинская городище прекратило свое существование после монгольского нашествия в 1239-40 году. По архивным данным от лакцев остались в живых только 1033 мужчин, остальные погибли, защищая родную землю. Кровавое сражение произошло на местности «Аьрай Къур». На этом месте до недавнего времени люди находили трехлопастные монгольские стрелы. У подножья «Аьрай сунн» находится кладбище «неверных». Есть предположение историков, что Цыйшинское городище было изначальной столицей лаков, об этом свидетельствуют надгробные памятники, написанные на Куфинском альфавите с символикой Шамхалов (Символ солнечных крыльев). На Цыйшинской земле имеется 5 кладбищ, из них 3-мусульманских. Со времен образования села Цыйша население занималось земледелием, скотоводством и отходничеством (лудильщики, жестянщики, ювелиры, канатоходцы) жители села выезжали в города Средней Азии, Баку Тбилиси, Владикавказ, Пермь, Армавир. На территории селения Цыйша находились 21 водяная мельница принадлежащая жителю Цыйша. По данным переписи населения 1886 году в селении проживали 467 человек из них 244-мужчин, 223-женщин. В личных хозяйствах жители села имели крупного рогатого скота -303 голов, мелкого рогатый скот — 2832 голов, лошади – 52 голов. До революции сел. Цыйша называлось сел. Ученых, так как в селе около 200 лет функционировало прославленное медресе.
Чанаб
Селение расположено в Чародинском районе Дагестана в 2010 метров над уровнем моря,в 34 километрах от райцентра Цуриб, на границе Лакского района, в восточной части граничит с селением Дусрах, а также с селами Шалиб, Чильдаб и Арчиб. В какое время образовалось село, точных данных нет, но, судя по могилам и арабским надписям на могильных плитах, можно говорить, что село очень древнее. На окраине и вокруг села при строительстве и возведении новых домов часто встречаются следы прошлых захоронений. Название села Чанаб происходит от слова «чана», «чаное» т.е. «место охоты на дичь», в народе называют «чанасел». По легенде основателями аула были двое братьев по имени Гамзат и Али из местности «Гураб». Это место якобы было расположено вблизи от райцентра Цуриб; очень удобное для сельского хозяйства, где летом дважды в год можно было скашивать траву, круглосуточно пасти скот, выращивать овощи и фрукты. Этим братьям, будучи на охоте, очень понравилась местность нынешнего расположения Чанаб: наличие леса, водоисточников, главное преимущество — это возможность заняться охотой на тур, коз, лис и волков, поэтому они решили обосноваться в вышеописанном месте. Далее потянули за собой остальных родственников, а в местечке «Гураб» поселились жители из других сел. Соседи — жители Дусраха, Косрода, Чидаб, Чильдаб и другие — в насмешку до сих пор чанабцев называют «людьми, обменявших пчел на ос», имеется ввиду, что оставили географически удобное расположение, хорошие земли чужакам, а сами оказались в худшем положении.
Чвадаб
Село Чародинского района Дагестана расположено на скале, которую пересекают две речки. Речка маленькая «Рис-op» и другая — почти из начала «Авар-Койсу». Год возникновения села неизвестен. После определенного времени это селение сожгли дотла и люди переселились и построили дома в долине речки «Рис — ор» и называлось село «Пурухъ росу». Из- за нападений ближе расположенных больших селений снова население переселилось на скалу, которую легче было защищать. Вход был только с одной стороны, а кругом обрывистая скала. На возвышенном месте построили сторожевую башню с окошками, она сохранилась по настоящее время. Внутри башни находился сторожевой отряд, а при приближении нападающих, отряд зажигал огонь и таким образом, сообщали селу об опасности. Национальные обряды села почти те же, что и в других селах района. Помогают всем селом, почти все посещают и поздравляют при рождении ребенка и при женитьбе.
Гостеприимство и куначество было тогда очень сильно выражено. Каждый тухум имел своего кунака, они посещали друг друга через определенное время, и дружба очень ценилась. В основном кунаки были из Лакского района, ходили торговать в Кумух. Были также кунаки из Балхара, Хъуппа и даже Карабудахкента. Построили мечеть в 1919 году, а в 30-х годах часть мечети переделали под школу. В период перестройки и в настоящее время действует одна половина как мечеть, другая — школа. Много специалистов выходцы из селения живут и работают в других регионах. Число хозяйств и жителей селения с каждым годом уменьшается. В основном живут пожилые люди. Сейчас осталось около 30 хозяйств.