В Республике Дагестан представлена достаточно богатая информационная структура, в целом созданы благоприятные условия для реализации конституционного права граждан на получение информации. По количеству зарегистрированных государственных и негосударственных СМИ наша республика занимает одно из ведущих мест среди субъектов Юга России. По степени же участия в современных информационных процессах печатных изданий на национальных языках наша республика занимает особое место. На территории Дагестана зарегистрировано более 500 печатных и электронных СМИ.
Помимо газет и журналов с государственным участием, в свет выходит более ста учредительских изданий, СМИ, среди которых — общественно-политические еженедельники, религиозные газеты, газеты партий и общественных объединений, детские газеты, множество рекламно-информационных и развлекательных изданий.Дагестанская пресса уникальна по своему языковому многообразию. Среди ведущих республиканских изданий – общественно-политические газеты на 14 языках: «Дагестанская правда» (русский), «Истина» (аварский.), «Елдаш» (кумыкский), «Илчи» (лакский), «Лезги газет» (лезгинский), «Замана» (даргинский), «Нур» (цахурский), «Зори Табасарана» (табасаранский), «Дербент» (азербайджанский), «Ватан» (татский), «Вести Агула» (агульский и русский), «Голос степи» (ногайский), «Рутульские новости» (рутульский и русский), «Степные вести» (русский), «Нийсо- Дагестан» (чеченский и русский)
В целом дагестанские СМИ играют важную роль в управлении социально-политическими процессами, освещают наиболее актуальные вопросы политического и идеологического характера, задачи экономического и культурного развития, вносят значительный вклад в сохранение мира и территориальной целостности республики. В числе приоритетных направлений деятельности редакций неизменно находится освещение сложных государственных задач по борьбе с религиозно-политическим экстремизмом и терроризмом и выработке мер по предупреждению формирования враждебной идеологии.
Журналистика как любой род деятельности характеризуется прежде всего результатами, или содержанием деятельности, которое, в свою очередь, напрямую зависит от стремления и возможностей журналистов адекватно отражать жизнь в ее разнообразнейших проявлениях. Между тем любое содержание всегда укладывается в некую форму. Философы категорию формы трактуют как выражение внутренней связи и способа организации, взаимодействия элементов и процессов как между собой, так и с внешними условиями. Именно с этих позиций мы и рассмотрим наиболее общие, формализованные признаки журналистского творчества.
В процессе практической деятельности по распространению социальной информации, по мере расширения этого процесса исторически сложились способы распространения массовой информации – телевидение, пресса, и радио. Действительно, каждый род журналистики использует свой собственный, специфический способ отражения жизни, создания журналистских произведений, каждый составляет индивидуальную, не похожую на других, дорожку к умам и сердцам, глазам и ушам читателей, слушателей, зрителей. У печатных изданий один инструмент – написанное слово. Сотрудники печатных изданий описывают словами событие, факт, идею – читатель пробегает глазами по строчкам, складывает буквы в слова, слова – в предложения, отдельные фразы – в контекст и декодирует прочитанное, воспринимает его в том ключе, в каком это замыслил журналист, либо понимает написанное иначе – и это вина не читателя, но автора.
Радиожурналист имеет на вооружении слово сказанное, звучащее во всем богатстве интонаций, смысловых и логических ударений, пауз, подкрепленное музыкой и шумами, что позволяет нести аудитории не только текст, но и подтекст, обогащая содержание радиоматериала. У потребителя радиоинформации главный орган восприятия – слух.
Телевидение оперирует аудиовизуальными образами. Его сила в зримости, конкретности, практической невозможности трактовать увиденное как-то иначе. В газете можно написать: “Зал встретил овацией героя, поднимающегося на трибуну” – и читатель вынужден верить автору, что называется, на слово. Если на самом деле оратора встретили жидкими хлопками, то в радиорепортаже – на фоне этих полуаплодисментов – соврать уже труднее. На ТВ, где зритель и слышит нестройное хлопанье, и видит кислые физиономии сидящих в зале, скрыть истину невозможно (ее можно только сокрыть, не показав самого события; если же это прямой эфир, то изображение фактически не поддается фальсификации).
Итак, каждый род журналистики обладает специфическим способом отражения реальности. И мы уже привыкли называть прессу, радио и телевидение средствами массовой информации. Здесь нет противоречия: используя различные способы создания журналистских произведений, каждый род журналистики пользуется различными средствами доставки этих произведений потребителю информации. Газетчики печатают периодические издания. Радиожурналисты и тележурналисты осуществляют вещание, но первые передают в эфир только звуковую информацию, а вторые транслируют и звук, и изображение.
Каждый из родов массово-информационной деятельности содержит несколько типов сообщений: публицистические, художественные, научные.
Научный тип сообщений предполагает особый язык и стиль: однозначное, не вызывающее разночтений, изложение специфических научных сведений. Используется в чисто научных изданиях, частично – в научно-популярных, а также в научных статьях в массовой прессе. Причем, если в научном журнале для описания понятий, экспериментов, явлений природы уместен язык усложненный, то в массовой периодике об этих же понятиях и явлениях следует говорить понятным и доходчивым языком. И об этом всегда должен помнить журналист, занятый подготовкой материала, а также и его редактор.
Публицистика (от лат. publicus – общественный) – способ организации и распространения социальной информации, род произведений, посвященных актуальным проблемам и явлениям текущей жизни. Публицистика играет важную политическую, идеологическую роль, влияя на деятельность различных социальных институтов и в целом на общественное сознание.
Если говорить о видах журналистской деятельности, то здесь выделяют информационную публицистику, аналитическую публицистику и художественную публицистику. Понятно, что произведения каждого вида можно встретить в любом из родов журналистики. Здесь в качестве наиболее существенного и устойчивого признака следует считать меру типизации, уровень постижения конкретного жизненного материала. Информация, фиксируя, – констатирует, аналитическая публицистика – осмысливает и обобщает, художественное творчество – типизирует. В свою очередь, каждый из журналистских видов подразделяется на подвиды, или жанры. Видовое и жанровое членение отражает стремление осмыслить реальный мир во всем многообразии действительности.
Жанр справедливо называют памятью искусства. В чем причина сохранения старой формы в новом явлении? Почему первые автомобили походили на конные экипажи, а электрические люстры – на люстры свечные? Безусловно, причина состоит в общности функций: автомобиль так же является средством передвижения, как и конный экипаж, а люстра – источником света, независимо от используемой энергии.
Любая творческая деятельность многообразна в средствах, приемах, формах изображения, как многообразны явления, о которых идет речь. Это многообразие находит конкретное выражение в системе жанров.
Теоретические основания для определения жанра, его признаков следует искать в искусствоведении и литературоведении, откуда это понятие пришло в теорию журналистики. Для лучшего понимания здесь уместно обратиться к методике системного анализа.
Некоторые жанры можно назвать общежурналистскими: используя специфические изобразительно-выразительные средства, они встречаются в каждом из родов журналистики. Таковы заметка, интервью, репортаж, очерк. Для других жанровых форм характерно использование только в одном роде: в печати, например, передовая статья, на радио – перекличка, на ТВ – телемосты.
Так, например, смещение, а где-то и слияние жанров происходит в телевизионной аналитической программе «Акценты». Формат этой авторской передачи достаточно сложный, ведущему приходится выполнять роль интервьюера-аналитика одновременно, порой поднимать очень сложные, неоднозначные проблемы и вопросы, высказывать собственную позицию…. Любому постоянному персонажу экрана – поскольку он всегда обращается к массовой аудитории – приходится сочетать в своей деятельности удачное сочетание многообразия жанров и видов , поскольку надо сохранять демократичность, независимость суждений и следование общепринятым ценностям. А это уже объект аналитической публицистики, когда группа причинно связанных фактов, актуальные явления, тенденции в жизни общества тесно взаимосвязаны ,для детального анализа применяются методы: исследование, анализ, толкование, авторская оценка этих фактов, явлений и тенденций. Аналитическая публицистика, вскрывающая причинно-следственные связи между явлениями, дающая им социально-политическую оценку, таким образом, отвечает на вопросы: как? почему? с какой целью?
Язык СМИ играет важную роль, как в распространении русского языка, так и в повышении грамотности населения. Именно в СМИ происходят активные процессы изменения языковой нормы русского языка. Нельзя отрицать уважительное отношение к русскому языку в средствах массовой информации, но вместе с тем в газетах нередко мы наблюдаем большое количество ошибок, а с экранов телевизора часто звучит далеко не образцовый русский язык. Учитывая отношение молодежи к телевидению и Интернету, средства массовой информации должны бережно обращаться с русским языком. Фонетические изменения ярко характеризуют речь в эфире и на экране. Повысился темп речи. Усилилась звуковая редукция, то есть количественное и качественное изменение безударных звуков.
В речи электронных СМИ многочисленны отклонения от акцентной схемы русского слова, а также русской литературной интонации. В интонационных манерах СМИ прослеживается стандарт английской и англо-американской речи. В современной речевой практике также имеют место грамматические и лексико-грамматические изменения. Под влиянием социально- политических факторов изменилось морфологическое значение числа у ряда слов социально-политического обихода, с соответствующим изменением предметного содержания. Слова типа партия, банк, бюджет, правительство, практически не употреблявшиеся ранее во множественном числе, ныне перешли к обычному числовому распределению.
В дагестанских средствах массовой информации, к сожалению, нередко встречаются нарушения языковой нормы. Так, к лексико-стилистическим погрешностям относится незнание особенностей лексической сочетаемости слов в русском языке. Например: «Ухудшается уровень жизни народа» (правильно: «Снижается уровень жизни народа») . Неверно составлено и предложение: «Чтобы улучшить криминогенную обстановку в городе, правоохранительные органы работают в усиленном режиме» (криминогенный — способствующий совершению преступления). Правильно: «Чтобы изменить криминогенную обстановку в городе…» или «Чтобы улучшить общую обстановку в городе…».
Итак, в средствах массовой информации имеют место многие негативные явления, связанные с нарушениями норм говорения. В их числе: чрезмерное, неуместное употребление заимствований; неправильное словоупотребление; использование слов- «паразитов», сокращений, орфоэпические ошибки.
Журналисты, авторы программ, ведущие и редакторы, вступая в широкое общение с огромной невидимой ими аудиторией, волей или неволей воспитывают её, укрепляя в ней определённые тенденции, культуру и гражданскую позицию. Средства массовой информации в значительной степени определяют гражданское сознание массовой аудитории и тем более велика их ответственность за то, чтобы вся информация отвечала лучшим культурным традициям и требованиям общества.
Ильман Алипулатов,
председатель Дагестанского отделения МедиаСоюза России,
член Общественной палаты РД