Написать данную статью меня побудили проведенные в феврале месяце в Махачкале общественные слушания на тему «О роли республиканских СМИ на национальных языках в возрождении культуры, духовности, традиций народов Дагестана» по инициативе Комитета Народного Собрания РД по межнациональным отношениям, делам общественных и религиозных объединений совместно с Министерством печати и информации Республики Дагестан. Это мероприятие действительно вызвало общественный резонанс, интерес у прессы, дало повод для конструктивных дискуссий, которые продолжаются и по сей день. Свой взгляд на некоторые аспекты развития дагестанских СМИ решил изложить и я, как участник этих слушаний.
По статистике и по еженедельным наблюдениям из дагестанских журналистов больше всех на данную тему высказывается заместитель директора ГТРК «Дагестан», заведующий кафедрой электронных СМИ ДГУ, член Общественной палаты РД Ильман Алипулатов. Его телевизионные передачи и газетные статьи, как правило, вызывают большой интерес у телезрителей и читателей, у этого известного журналиста и общественного деятеля имеется своя широкая телезрительская аудитория. Но, как автор, он затрагивает в основном проблемы государственных русскоязычных СМИ, а об изданиях, выходящих на национальных языках, он, к сожалению, говорит и пишет не так часто. Возродить культуру, духовность и традиции народов Дагестана, в первую очередь, призваны республиканские СМИ на национальных языках. Задача эта очень актуальная и ответственная и с ней редакции этих газет справляются пока на «удовлетворительно». Большинство редакторов национальных газет – умудренные жизненным опытом люди и высококвалифицированные специалисты. У них огромное желание работать и творить на благо республики. Но сейчас одного этого желания мало, жизнь диктует свои законы, а национальная пресса переживает повседневные трудности, связанные с недостаточным финансированием. Из-за этого и тиражи национальных газет, их объем с каждым годом уменьшаются. И это причины объективного характера.
Теперь рассмотрим и субъективную сторону проблемы. Раньше журналистов в дагестанских вузах не готовили. В редакции газет приходили вчерашние выпускники филологического и исторического факультетов ДГУ и ДГПИ, или же преподаватели родных языков для сельских школ. Сейчас ситуация в корне изменилась. В 1989 году на базе филологического факультета ДГУ открыли отделение журналистики. Там было престижно учиться, его выпускников с удовольствием брали на телевидение, радио, в газеты и журналы. Теперь молодым дагестанским журналистам очень сложно с трудоустройством, они вынуждены искать место под солнцем в других сферах жизни. Есть среди них и профессионально слабо подготовленные, поэтому редакции часто не хотят рисковать с их трудоустройством. Видимо, хлопотное это дело – возиться с молодыми специалистами.
Года три тому назад ко мне за помощью обратилась одна женщина из Махачкалы. Она просила содействовать в трудоустройстве ее сына, который окончил отделение журналистики ДГУ. Мы обошли с ним почти все национальные газеты, журналы, телевидение, радио, но нигде этого молодого человека не хотели брать на работу. И вот, после «хождения по мукам», он все-таки нашел себе применение и связал свою дальнейшую судьбу с «Махачкалинскими бродягами». Он очень рад, что уже устроился на работу, хоть и не совсем по профилю. Что поделаешь, так распорядилась судьба.
Не могу не сказать и о подписке на национальные газеты. Этим вопросом вплотную никто не занимается. Редактор обычно приезжает в район, встречается с руководителем муниципалитета, договаривается о тираже и на этом все… Затем глава района навязывает определенное количество газет учреждениям и организациям в добровольно-принудительном порядке.
В течение года в редакциях газет с читателями проходит, как правило, одна единственная встреча. Мнения читателей многие издания не всегда учитывают, а порой даже игнорируют. Из-за отсутствия денег мало кто из журналистов выезжает в командировки в отдаленные районы. Поэтому живых, интересных материалов с мест не хватает. (Кто пользуется интернетом, тот многие новости узнает гораздо раньше, пока в течение недели напечатают газету. А информация устаревает и теряет свою актуальность).
Теперь о жанровой тематике. В последнее время национальные газеты крайне редко печатают фельетоны, которые украшают любое издание. Этот популярный сатирический жанр журналистики помогал бороться с пороками в обществе, способствовал искоренению коррупции, высмеивал недостатки отдельных людей. Так куда же он исчез? Или наступил кризис жанра? Есть у нас люди, которые писали и пишут прекрасные критические материалы-фельетоны. К примеру, Зияутдин Магомедов (табасаранец), Бадрутдин Магомедов (кумык), Байрам Салимов (лезгин), Абдурахман Магомедов (аварец), Аслан Магомедов (лакец), Феликс Бахшиев (тат) и другие. Но беда в том, что их уже не печатают, боятся резонанса и ответной реакции. Вывод напрашивается один: хотите, чтобы у вашего издания был нормальный тираж, чаще печатайте сатиру и критику.
Очень популярными в газете являются и басни. У нас были и есть свои известные баснописцы. Это Байрам Салимов, Багаутдин Узунаев, Магомеднаби Халилов и другие. Их тоже «боятся» печатать, действуя по принципу: как бы чего не вышло (прямо как у Чехова). Что греха таить, даже в этом вопросе многие редакторы проявляют робость. Помните у Салтыкова-Щедрина рассказ «Премудрый пескарь», где говорится: «Жил дрожал и умирал дрожал». Ну, чем отличается данный образ от взглядов и подходов современных редакторов.
Давайте проведем эксперимент. Регулярно будем печатать в течение месяца в какой-либо газете фельетоны, басни, памфлеты и, уверяю вас, тираж этого издания поднимется! Сколько можно жаловаться, пора и самим что-то делать, тем более что прессу, пока еще считают четвертой властью. Так давайте сделаем ее таковой в полной мере и такой же сильной, как и другие ветви власти. Работайте, братья-журналисты! Запретных тем нет. Цензура средств массовой информации не допускается по «Закону о СМИ». Полная свобода. Что еще нужно. Нельзя постоянно гоняться за длинным рублем. Многие из наших коллег сегодня забыли о призвании журналиста: «Трое суток идти, трое суток не спать ради маленькой строчки в газете».
Настораживает и риск, связанный с деятельностью журналиста. Профессия эта таит в себе определенную опасность. Наших коллег убивают из-за угла за то, что они объективно освещают события в республике и в мире, за то, что говорят правду. Она теперь многим не нравится. Отстреливают еще и за информацию, которой журналист владеет. (Информация в наше время — это товар, который продают и покупают). Мы потеряли и при том в мирное время, 21 журналиста, которые верой и правдой служили Отечеству. Ни в одном другом регионе России таких потерь не было и нет. Но до сих пор в Махачкале нет памятника погибшим журналистам. Все они были бойцами идеологического фронта, которые при жизни хотели «к штыку приравнять перо». Мне тяжело об этом писать , но молчать не могу, хочется высказаться и по крепче.
Вспоминаю годы, когда я в конце 90-х годов возглавлял Каякентское районное телевидение. Представьте себе, что ни разу ни коллектив ТВ, ни меня лично, руководитель района с Днем печати не поздравлял. У нас не было даже служебной машины. Но работали мы по 14 часов в сутки и без выходных. Ни одно мероприятие не обходилось без участия местного телевидения, которое оперативно освещало все что происходило в районе. Наши передачи с большим интересом смотрели телезрители из соседних муниципалитетов. Но все это в прошлом. Сейчас в Каякентском районе нет своего телевидения, хотя данный муниципалитет считается в республике донором. Денег на ТВ теперь, увы, нет. Разве это прогресс? Сложно понять, как можно возродить экономику, культуру, духовность, традиции народов Дагестана без мощного инструмента пропаганды? Не могу понять?
По иному в данном направлении работают в Буйнакском районе. Здесь открыли Медиа-холдинг «Темирхан-Шура», куда вошли районные газеты на кумыкском и русском языках и местное телевидение, которое возглавляет известный журналист Арип Аримов. Только в штате ТВ трудятся 22 сотрудника. Глава района с большим уважением относится к ним, не оставляет без внимания любые их запросы. Наши коллеги в Буйнакском районе работают с огоньком, их передачи у местных жителей вызывают сопереживание и интерес. Так держать, коллеги!
Не могу обойти стороной интернет-журналистику и электронные СМИ, которые успешно развиваются в последнее время в Дагестане. Эту нишу, в отличие от газет и журналов, заняли молодые журналисты-блогеры. Они оперативно освещают те или иные события в республике. Данные материалы, в основном, информационного характера, острых аналитических публикаций в интернет-изданиях, увы, пока немного.
Хотелось бы отметить, что проект под названием «Все аулы Дагестана» успешно стартовал в газете «Дагестанская жизнь», и в каждом номере газеты печатается информация о населенных пунктах нашей республики, их история, традиции, обычаи с именами известных людей. Читатели узнают для себя много интересного и полезного. Этот материал, снабженный архивными данными и точной статистикой, востребован в сельских и городских школах на уроках географии и истории, как пособие для учеников. Каждый материал об ауле иллюстрирован панорамными снимками и фотографиями.
И последнее. Раньше газета «Дагестанская правда» в цветном формате в киосках «Дагпечати» стоила 5 рублей. Теперь она стала выходить с цветными вкладышами, но по цене 10 рублей. К примеру, в Советское время Дагправда продавалась по цене 2 копейки и получается, что за эти годы она подорожала в 500 раз! Ее нынешний тираж указан как 4878 экземпляров, при штате сотрудников и творческих работников более 40 человек. Делайте выводы сами.
На развитие прессы в Дагестане отрицательно влияет и частая сменяемость руководителей министерства печати и информации республики. Газета «ДП» недавно стала органом данного ведомства. По мнению читателей, флагман дагестанской журналистики должен быть органом Правительства, Народного Собрания Республики Дагестан. Пусть будет солидно и престижно. Нужно поднимать авторитет прессы на еще более высокий уровень, чтобы она не оставалась, как сегодня, запасным колесом власти.
Гаджи Мирзаев