Вопросы формирования идентичности дагестанцев обсудили в конференц-зале Министерства по национальной политике Республики Дагестан. Семинар – диалог на тему «Формирование российской гражданско-политической нации, культурно-цивилизационной идентичности дагестанцев: тенденции, проблемы, целевые ориентиры и перспективы», был организован по инициативе Совета старейшин при Главе РД.
В мероприятии участвовали советник Главы РД Камиль Ланда, начальник управления Администрации Главы и Правительства по информационной политике Зубайру Зубайруев, заведующий отделом этнографии института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН Магомедхан Магомедханов и другие.
Открывая встречу, министр по национальной политике Республики Дагестан Татьяна Гамалей приветствовала собравшихся и отметила, что законодательная инициатива о российской нации обсуждается в Дагестане не в первый раз. В декабре 2016 года дискуссии на эту тему прошли на площадке философско-интеллектуального клуба «Эпохе» и расширенном заседании Экспертного совета при Миннаце РД. По словам министра, третье заседание по данному вопросу организовано по поручению главы Республики Дагестан Рамазана Абдулатипова и призвано привлечь внимание общественных организаций и органов исполнительной власти к вопросу о подготовке закона «О российской нации».
Далее с основным докладом выступил председатель Совета старейшин при Главе РД Абдулла Магомедов. Он заявил, что само содержание закона еще неосмыслено дагестанской общественностью, и предложил собравшимся ответить на вопрос о собственной идентичности, определить, насколько корректной и нормативной может быть этническая идентификация в такой многонациональной республике, как Дагестан.
По мнению начальника управления Миннаца РД Магомеда Даитбегова, дагестанцы чаще идентифицируют себя как представителей определенного этноса, и эта самоидентификация превалирует у них над идентификациями «дагестанец», «россиянин».
Сотрудник секретариата Главы Дагестана Деньга Халидов заметил: «Мы за 80 лет привыкли к определенному понятийному аппарату, к этническим маркерам: русский, белорус, татарин, чеченец — они прочно вошли в нашу жизнь. Ну а словом «россиянин» мы обозначаем свою гражданскую и политическую идентичность. В специальном законе о том, чтобы гражданская идентичность стала нормой для всех, на мой взгляд, нет необходимости, такой подход может вызвать нежелательную негативную реакцию».
Говоря о принципах самоидентификации, Деньга Халидов подчеркнул, что сегодня можно говорить о формировании в республике нового «субэтноса» – дагестанцы. Это молодые люди, которые теряют свою этническую принадлежность и идентифицируют себя по месту проживания. В целом, по мнению Халидова, дать этому процессу однозначную оценку сложно, поскольку этническая самоидентификация еще долго не потеряет своей ценности для населения республики.
Заведующий отделением философии Дагестанского государственного университета профессор Мустафа Билалов отметил, что дагестанский народ можно рассматривать как самодостаточную нацию, не разделяя его на этносы.
Начальник информационного управления Администрации Главы и Правительства Республики Дагестан Зубайруев затронул в своем выступлении вопросы распространения идеологии радикального национализма, с которой нужно бороться, прежде всего, с помощью пропаганды знаний о других культурах и народах: «Лучшее лекарство от национализма – это туризм и путешествия».
Комментируя его слова, Татьяна Гамалей отметила, что ряд проектов министерства направлены на то, чтобы молодое поколение дагестанцев было ориентировано на жизнь в большом многонациональном государстве, для которого ценны и интересны разные культуры, разные языки, разные традиции, осознаваемые как безусловная ценность. Взаимный интерес и уважение к этнокультурным особенностям других народов, соседей – обязательное условие гармоничного развития современного российского общества.
В свою очередь советник Главы Республики Дагестан Камиль Ланда отметил, что идея о принадлежности к российской нации должна быть для дагестанцев одной из приоритетных: «Я исхожу из того, что российская нация никогда не станет сильной, если народы не будут идентифицировать себя прежде всего как россияне».
Гамалей в свою очередь отметила: «Множественность идентификаций, с точки зрения социологов, совершенно естественна, но необходимо различать так называемые консолидирующие, являющиеся основой жизнеспособности любого цивилизованного государства и индивидуализирующие идентификации. Последние, в свою очередь, позволяют сохранить этнические маркеры: язык, культуру, традиции – все то, чем должен дорожить человек».
Свои идеи и размышления по вопросу о необходимости принятия закона «О российской нации» высказали также представители Комитета по свободе совести, взаимодействию с религиозными организациями Республики Дагестан и Минмолодежи РД.
Участники семинара отметили его безусловную актуальность и поддержали предложение профессора Билалова инициировать проведение в республике всероссийской философской конференции, посвященной поднятым в ходе обсуждения вопросам, столь значимым в контексте законодательных инициатив руководства страны.
Наида Эфендиева