Владимира Маяковского можно считать настоящим певцом кооперации, не только революции. Кооперативная тема для него становится приметой нового, социалистического, общества, способом переустройства старого быта.
Поэт родился в июле 1893 года в грузинском селении Багдады, где его отец был лесничим. В 1906 году семья переезжает в Москву. Из-за материальных трудностей Маяковские содержат дешёвый пансион для студентов, которые вовлекают Володю в революционную деятельность. Он вступает в партию большевиков, в 1909 году арестовывается в первый раз — на месяц, а в 1910-м — уже почти на год.
Это время впоследствии Владимир Маяковский назовёт «важнейшим временем» в своей жизни. Именно там, в Бутырской тюрьме, были написаны первые, по мнению поэта, крайне слабые стихи.
Приняв безоговорочно революцию, поэт весной 1919 года начинает работать в художественном отделе Российского телеграфного агентства. Красочные плакаты РОСТА с короткими рифмованными подписями заменяли газеты и сатирические журналы. В этой работе поэту помогает художественное образование, полученное в Училище живописи, ваяния и зодчества.
После окончания Гражданской войны «Окна РОСТА» перестали выходить, но вплоть до 1922 года Маяковский делал плакаты для Главполитпросвета. В лёгкой для восприятия стихотворной форме Маяковский буквально растолковывал смысл решений советского правительства.
В стихотворении, написанном в апреле 1921 года, под названием «Чтобы голод нас не передушил к лету…» объясняется, что «права кооперации расширены по декрету». «До сих пор кооперация только распределяла; при развёрстке не до обмена — всего мало. С введением продналога будет.
у крестьян остатков много. А раз свободные продукты есть, кооперативам разрешается и закупки произвесть», — писал далее поэт.
Чеканные фразы Маяковского выглядят как современные слоганы — они просты, носят характер призыва и побуждения к действию, легко запоминаются. Например: «Хотите есть, хотите пить ли, припишитесь к обществу потребителей». Поэт уточнял далее в стихотворении, что «каждому разрешается пройти не больше чем в один кооператив», оговаривал права пайщиков, уточнял полномочия кооператива: «Потребилка может ферму устроить. Может огороды рыть, может фабрику любую открыть».
В декабре 1923 года Маяковский ведёт переговоры с Главполитпросветом о выполнении работы над рядом агитлозунгов для плакатов на самые разные темы. Тематика
задуманных плакатов говорит прежде всего об особом внимании Маяковского к «деревенским» проблемам и к вопросам кооперации. В 1924 году Владимиром Маяковским были написаны тексты для кооперативных плакатов с пропагандой идей сельскохозяйственной кооперации: «В одиночку с земли питаюсь еле я. С кооперацией придёт расцвет земледелия. В одиночку, в поту и мыле древней сошкой перепахиваем луг. Через кооперацию трактор осилим, а не то что плуг», — писал поэт.
В «Рассказе Хренова о Кузнецкстрое и людях Кузнецка» концепция рабочей жилищной кооперации, предложенная Говардом, вошла в поэтическую ткань рефреном: «Через четыре года здесь будет город-сад»! Строки «Москва и Иваново строились наново» фиксируют историческую реальность: Первый и Второй Рабочий посёлки в городе Иваново были построены рабочими, объединёнными в жилищные кооперативы. Стихотворение «Рассказ литейщика Ивана Козырева о вселении в новую квартиру» с восторженным описанием ванной — просто гимн жилищной кооперации.
Поэту удалось подчеркнуть важнейшие кооперативные принципы — добровольность, экономическую выгодность, культурно-просветительскую работу кооперации: «Дорогу не заслоните никакой тенью, кооперация крепнет со дня на день. В кооперацию входишь не по принуждению, а только собственной выгоды ради». В поэме «Хорошо!», написанной в 1927 году, есть строки: «Окна разинув, стоят магазины. В окнах продукты… Цены снижены. Стала оперяться моя кооперация. Бьём грошом. Очень хорошо».
Но не только потребительская кооперация оказалась воспета в стихах. Выгода от участия в кредитных кооперативах подчёркнута следующими строками: «Даст ссуду частный торговец — после крестьян стрижёт, как овец. Кооперация крестьянскому люду даёт на выгодных условиях ссуду». Малоизвестна написанная Маяковским «Сказка про Купцову нацию, мужика и кооперацию». При определённой наивности и агитационной сущности «Сказка…» содержит в себе достаточно меткие наблюдения о традициях коллективного труда: «Где один весь год ходит-топчется, там концы сведёт разом общество. Про обычай тот думал, братцы, я. Нам давно сродни кооперация».
Даже просчёты в деятельности некоторых потребительских обществ — стремление торговать определённой прибыльной группой товаров — находят своё отражение в стихах. Подлинным народным праздником, по мнению Маяковского, должен стать на селе Международный день кооперации: «Я за цены не боюсь, были б с урожаем. Говорят, Центросоюз всюду уважаем». Заканчивается произведение в характерной для поэта манере — лозунгом: «За нуждою злых годин, жизнь чтоб взвидеть дивною, к ней дорогою иди кооперативною».