«Если народ хранит свои традиции, то и традиции хранят народ»
Продолжаем публикации об аулах Дагестана из энциклопедии Сабира Нурмагомедова «Все населенные пункты Дагестана» .
«Знать историю своего народа — это значит мысленно пройти вместе с ним его
долгий и трудный путь, чтобы лучше понять сегодняшний день»
Урсун
Село Курахского района Дагестана расположено по Хпеджско-Шимихюрской долине, на расстоянии 15 км. от районного центра. Дата возникновения неизвестна. Урсун граничит с территориями сел Хпюк и Шимихюр. Как рассказывают старожилы, село стоит на старом армянском кладбище, между двумя крепостями, помогавшими горцам защищать село от, захватчиков с юга и северо-запада. Раньше Урсун назывался «Мисришегьер» (город Мисри). Почему, не известно. Село маленькое. Количество хозяйств за последние десятилетия не переваливало за 50. Жители в основном занимались животноводством и ремеслами. У въезда в село с южной стороны находится Латар-булах, родник с прозрачной, удивительной на вкус водой — гордость села. Вокруг села красочный ландшафт: луга, пастбища, поля, долины, родники, ручейки. У подножия села находится старинная баня под названием Кула. Она служила еще прадедам нынешних урсунцев. Баня построена прямо на источнике с холодной водой. Жители долго придерживались такого обычая: жених перед свадьбой обязательно купался в холодной воде Кула. В центре села стоит старинное, очень красивое здание мечети, где каждый камень тщательно обработан и расписан арабской вязью цветными красками. Краски до сих пор не потеряли свой цвет. Напротив мечети находится годекан села. Все помещения села построены из речного и скалистого твердого камня. Село входит в Шимихюрский сельсовет. После землетрясения 1966 года большая часть жителей Урсуна переселилась в с. Дузлах Дербентского района, около пос. Мамедкала. Некоторые урсунцы перебрались в города республики и страны.
Усиша
Село Акушинского района Дагестана как центр вольного общества было средото¬чием общественной жизни, там издавна существовала почва для традиционной арабской науки. Из этого се¬ления вышел известный ученый-филолог Дауд Усишинский. До революции в Усиша издалека съезжа¬лись жаждущие получить образование у местных ученых. Около 1400 года население нынешнего Левашинского плато находилось под игом нуцалаХунзахского и каж¬дый год платило ему дань. Однажды случился неурожайный год и сельчане стали просить нуцала отложить уплату с условием, что в следующем году они внесут ему дань вдвойне. Хан отказал им в просьбе и послал в их земли своего нукера-сборщика с приказом собрать дань полностью.
Но усишинцы ожидали, что нуцал не успокоится, поэтому общинники заранее собрали свои силы и вышли навстречу ханской дружине. Было пролито много крови, но восставшее население одержало победу. Таким путем оно освободилось от гнета хунзахскогонуцала.
На землях, с которых некогда были изгнаны ханские сборщики дани, позже возникли селения Лабко, Панахмахи, Аямахи, Уллуая, Чанкамахи, Сулейманкент, Тагиркент, Тазтнркент, Хассакент, Наскент, Эбдалаая, Какамахи, Леваши, Верх, и Нижн.Убеки. До этого здесь были пастбища ханских коней и местность эта являлась пограничным пунктом с акушинцами. Был отведен участок и для табунщиков — на нем позже возникло с. Чуни. Когда же общинники отстояли свои права на эту землю, ее разделили по общему согласию между различ¬ными общинами. Акушинцы, доказав, что у них мало земли, обратились к Дарго (обществу) с просьбой вы¬делить им еще часть земель. Акушинцам отвели участок земли от Лабко до Левашей. Цудахарцы получили Убеки, мекегинцы — Аямахи, мугинцы — земли, где ныне расположен Панахмахи, Усишинцам дали право поль¬зоваться горными пастбищами. Начиная с этого времени, даргинцы создали общие законы и обычаи, которые были признаны народом. Раз в год народное собрание принимало решения или даже законы. Выбиралось также ответственное лицо, для контроля за их исполнением. В то время даргинцы не имели ни ханов, ни беков — они все стали свободными узденями.
Усуг
История возникновения этого дагестанского села тянется вглубь веков и ему более 1500 лет. Пять аулов, расположенных в дальнем углу Курахского ущелья, говорят на агульском языке. Это аулы Усуг, Укуз, Хпюк, Квардал и Хвередж. Аул Усуг буквально врос в крутой обрыв над Курахчаем. На гребне хребта, расположенного с южной стороны, усугцы в прошлом возвели ряд каменных сооружений и арок. Это солнечный календарь, по которому крестьяне определяли время пахоты и других сельскохозяйственных работ. Аул был знаменит своими алимами. Поселенцы села УсугКурахского района спустились на это место с горы Фуртик. Во времена ханов, горцы не подчинялись господству ханов. Фуртикцы оказались в лесистых местах, которые считались неприспособленными для житья. В настоящее время там расположено село Кулан-Стал. Если эта легенда верна, то кулан-стальцы считаются наследниками фуртикцев. На горе Фуртик до сих пор остались могилы. Они занимают почти гектар территории. Когда хан прогнал фуртикцев с родных мест, некоторые горцы спрятались в ущельях, непроходимых местах. Потом они нашли удобное место для постройки села, на скалах появились первые сакли. Через некоторое время люди превратили свое село в неприступную крепость. В него входили через железные ворота. Сюда с места Улжан переселились еще горцы. В ауле долгое время жили евреи: мастера, лекари и торговцы. Целый магал в селе до сих пор называется еврейским. Историки приводят интересный исторический факт в 1910 году в аул Кири, что в Курахском районе, приехали 2 еврея из Иерусалима. Они просили у Киринцев лошадей и провожатого до Усуга. Когда киринцы спросили их, что их завело в такую даль? Они ответили, что по их сведениям в Усуге хранится какая-то неизвестная им часть Торы, священного писания иудеев, записанная на пергаменте. Однако к тому времени жившие в Усуге евреи разъехались. Часть Торы долгое время хранилась в аульской мечети, но до Иерусалимских евреев дошли только фрагменты рукописи. В 1861 году престарелый ДжамалуддинКазикумухский в турецком городе Карс встречает Мухаммада из аула Усуг, который возвращался из хаджа, чувствуя свою близкую смерть, Джамалуддин передает право на духовное наставничество Мухаммаду Эфенди. Впоследствии на его могиле местные жители возвели мавзолей.
Усур
Один из самых высокогорных аулов Ахтынского района Дагестана, расположенный, как ласточкино гнездо, на выступе скалы «Шекиз-пел». Усур — покинутое село, находится на юге Дагестана, на севере Ахтынского района, на южных склонах Самурского хребта, в ущелье к северу от села Луткун, у верховьев ручья Усуркам. Изначально на месте Усура были пастбища ахтынского сельского общества. В XII веке выделилось в самостоятельное село. В XVI веке Усур входил в состав Рутульскогобекства. В 1775 году сёла Гогаз, Усур и Кака переданы в состав Ахтыпаринского вольного общества, взамен на союзничество ахтынцев с рутульцами в их войне с Хрюгом. 1775-1839 село входит в Ахтыпару в составе союза сельских общин. В 1839 году присоединён к Российской империи. Административно подчинялся Самурскому округу Дагестанской области. Вместе с селом Гогаз образовал Усурское сельское общество Ахтыпаринскогонаибства. В 1886 году в селе проживало 390 человек. В 1929 году село включено в состав новообразованного Ахтынского района.
Надгробный памятник шейху Кукай-суфи из города Шам в Сирии. Датируется XIV веком.
Судьба селения Усур сложилась в контексте с теми масштабными внутренними и внешними событиями, которые происходили в Дагестане и за его пределами. Старшие поколения усурцев рассказывали о нашествии Надиршаха, о проходе войск Шамиля через аул для взятия ахтынской крепости и т. д. Усур вначале являлся яйлахомахтынскогоджамаата, но в XII в. он стал самостоятельным хозяйством. Даже известен такой случай, что один из трех представителей из Самурского округа, приглашенных в Санкт-Петербург на коронацию Российского императора Николая II, был усурец – староста аула Малла-Прим, чем гордились все аульчане. Численность хозяйств доходила до сорока и более, жители занимались земледелием и разведением скота. Не было у аульчан легкой жизни, добывали кусок хлеба в неимоверно трудных условиях горного края. Усурцы вошли в историю Ахтынского района как первые создатели колхоза имени Ленина, организация которого значительно улучшила их благосостояние. Многие усурцы принимали участие в Великой Отечественной войне, более двадцати из них отдали свою жизнь за свободу и независимость нашей Родины.
В настоящее время аул переселился в Магарамкентский район, и здесь, в весьма неудачном месте, располагается Новоусур рядом с трассой Москва-Баку, но ностальгия по старому аулу не покидает души усурцев, особенно старшего поколения.