Известно, что отречение Николая II от престола привело к усилению брожения во всей огромной Российской империи, исключением не был и Дагестан.
И как это всегда бывает в смутные времена, быстро сориентировались и активизировались криминальные элементы. Их количество резко увеличилось… Действовали они нагло, нахраписто, в полной уверенности, что помешать им не сможет никто.
Думая лишь о материальных благах, они и не помышляли зарабатывать их честным трудом. Ведь можно украсть или ограбить… А если потребуется, то и убить и забрать насильно… Никакой пощады и жалости ни к кому, любой, не действующий их же методами,–потенциальная жертва.
Свидетельства об этих «героях» и их «подвигах» сохранились не только в архивных документах, но и в памяти многих людей, бывших свидетелями тех страшных событий. Особенно тяжелы были те времена для немусульманского населения нашего края, для жителей Кизляра, Хасавюрта, других северных территорий Дагестана. Русские, армяне, казаки постоянно подвергались лихим набегам разбойников. Возраст, пол не имели для них никакого значения. Да и общность религии, если единоверец был богат и у него можно было чем поживиться,их редко останавливала.
Подобный беспредел повторился и в наше время, в 1991 году. Читатель наверное знает, сколько людей тогда разбогатело криминальным путем в ходе развала СССР! Пришли к власти люди без образования, без опыта работы, моральных устоев. Не окончившие и нескольких классов школы – вдруг сделались «уважаемыми» людьми, кандидатами и докторами наук. Ограбили страну, очернили ее прошлое и омрачили будущее… А для жителей плоскостного Дагестана, небезразличен был и тот факт, что их наглое, бандитское поведение привело к мощному оттоку русскоязычного населения, с которым это население всегда жило душа в душу… Но об этом наверное – в другой раз.
Историй о лихом безвременьи известно немало. Одну из них мне рассказал мой сосед – Баян, скромный, трудолюбивый человек. Она врезалась в мою память на всю жизнь, и я хочу поделиться ею с вами. Дело происходило перед гражданской войной.
Далее поведу рассказ от самого Баяна.
…Как-то около полудня возвращался я с кизлярского рынка. Там можно было купить все нужное для хозяйства – у цыган, русских, армян, иранцев. На Кизлярщине они появились давно, в основном занимались торговлей – на рынках, в магазинах, лабазах…Селились обособленно,компактными этническими группами, что во времена Российской империи было делом обычным. Так легче было выживать, всегда можно рассчитывать на взаимопомощь и поддержку, к тому же легче сохранять национальную самобытность, язык, традиции. Населенные пункты назывались по этническим признакам жителей: Орус-аул, Каджар-аул…
Но это так, к слову.
Итак, я возвращался домой. Настроение у меня было хорошее: я закупил все, что нужно, и шел себе довольный в сторону Терека. Когда до него уже было рукой подать, вдруг раздались крики, шум, конское ржанье. Вглядевшись, я сразу понял, что это абреки. Они переправляли через Терек коров и лошадей. Конечно, скот был угнанным. Бедных животных торопливо гнали, нещадно хлеща их по спинам, понукая свистом и криками. А когда увидел несущихся вскачь к берегу семерых казаков – сомнений не осталось: то были абреки. Они торопились угнать свою добычу куда подальше от погони. Но казаки не собирались так просто отпустить лихих налетчиков и стали палить по ним из ружей. Один из выстрелов достиг цели, и я увидел, как абрек, взмахивая руками, крича и захлебываясь, стал тонуть в бурных водах Терека. Его товарищ, увидев это, рванулся было вперед, да вдруг попал в водоворот, который закружил, завертел его вместе с конем… Бедное животное изо всех сил старалось вырваться из пучины, но та цепко держала ее в своих бурных объятиях. Казалось, еще мгновение – и оба пойдут ко дну.
С другого берега стали кричать, мол, бросай коня, спасайся сам, пока не поздно! Была б голова цела – а конь найдется! Абрек, плохо слыша слова в шуме воды, вряд ли понимал, что ему советовали с берега, но интуиция в таких случаях обычно заменяет значение и смысл слов. Тем не менее, он продолжал свою борьбу со стихией. Сделал еще одну отчаянную попытку вырваться из пучины вместе с конем, но у него опять ничего не вышло. Тогда он припал лбом к шее своего друга, замер на секунду, издал звук вроде стона и выпрыгнул из седла в воду. Нескольких взмахов хватило абреку, чтобы добраться до берега. Опрометью кинулся он в сторону леса и вскоре исчез среди деревьев. Казачий офицер даже не пытался стрелять в него, будто жалел пули для этого, как он выразился, «негодяя». Зато он прицелился в лошадь и готов был уже нажать на курок… «Зачем вы хотите сделать это?»– подскочил я к нему. «А что бедному животному мучиться?! Ведь не спастись ему – слишком сильно течение…»– «Постой, господин офицер, – положил я ладонь на ствол его ружья. – Не стреляй. Конь-то хорош и, видно, что здоров, силенок у него довольно… Я спасу его…» –«Ну, смотри, – опустил офицер ружье. – Спасешь – оставляй его себе…»
Поблагодарив офицера, я быстро спустился на своем коне вниз, к берегу. Войдя как можно дальше в воду, я после нескольких попыток ухватил-таки уздечку и выпрыгнул на берег. Потом, вскочив в седло, стал тянуть ее, понукая моего коня. И вскоре, сложив наши усилия, мы вытянули из водоворота добычу неудачливого абрека. Спасенная лошадь, выйдя из воды, заржала радостно, покружилась на месте, словно проверяя, точно ли она вышла на твердую основу. Взгляд ее, обращенный на меня, на моего стреноженного друга, был преисполнен благодарности и почти человеческой теплоты. Да и у меня в душе зазвучали струны радости… Казаки с того берега махали мне руками, кричали что-то одобрительное и, покрутившись, поскакали прочь. Я крепко схватил уздечку спасенного коня и довольный поскакал домой…
Было начало июня. О, какое это чудесное время в наших краях, в моей родной кумыкской степи! Невозможно передать словами божественную красоту природы в это время: воздух наполнен пьянящими ароматами, нежностью, свежестью, негой… Пение птиц, спрятавшихся в листве, льется прямо в душу, наполняя ее радостью бытия… Кукует кукушка, настораживая, наводя на мысли о вечном… Течет бурный Терек как бы, смывая с души все суетное и пустое…
Впитывая душой всю эту божественную красоту и благость, я невольно был застигнут мыслью: почему человек ради пищи, ради богатства, ради денег способен убить подобного себе? Как он после такого поступка может переступить порог своего дома, смотреть в глаза своим родным? Как он может после этого войти в мечеть и просить Аллаха простить ему его грехи? Как человек после такого поступка вообще может обращаться к Богу с мольбой о прощении? Люди должны понимать: то, что не прощает мать, того и Аллах не простит! Человек должен учиться, работать, жить красиво, по-человечески, и благодарить Всевышнего и родителей , даровавших ему эту жизнь…
…В лесу было удивительно уютно и свежо, покидать его тенистые кущи совсем не хотелось. Но лошади уже отдохнули, успокоились и готовы были к новому пути. «Тпру!»–быстрее ветра мы помчались к нашему дому на окраине родного Хамаматюрта. Семья была удивлена: уехал я с одной лошадью, а вернулся с двумя.
Конь, спасенный мною из бурных объятий Терека, вскоре привык ко мне. Про меня и говорить нечего – я его полюбил. Не зря моя добрая жена полушутя говорила: «Этот конь– последняя любовь Баяна…» Наша взаимная привязанность росла день ото дня.
Но, примерно полгода спустя, произошло событие, которое чуть было не разлучило нас. Однажды ранним утром, когда я только что встал, умылся, совершил утренний намаз, в наши ворота кто-то постучал. У меня екнуло сердце. Сам не знаю почему… Ведь мысль о том, что хозяин моего нового друга явится за ним когда-нибудь, не приходила мне в голову. Наверное, я судил о нем по себе: я бы, так предав своего коня, не смог бы больше показаться ему на глаза. Тем не менее, открыв ворота, я увидел того самого абрека, который скрылся тогда в лесу, бросив на произвол судьбы тонущего в бурных водах Терека друга. За его спиной виднелся стройный поджарый жеребенок.
–Ассалам алейкум! – уверенно поздоровался гость. Видимо, за внешней бравадой ему хотелось скрыть внутреннюю неловкость за неблагородный поступок.
–Ваалейкум салам! – принял я приветствие своего сиюминутного знакомого. – Входи, гостем будешь. С чем пожаловал? – спросил я, догадавшись, зачем явился в мой дом этот человек.
Он стоял, переминаясь с ноги на ногу. Никак не мог начать разговор. Так прошло несколько секунд. Тогда я, чтобы облегчить ему первый шаг, предложил привязать жеребенка к карасу (место для привязи коней). Но он пропустил мое предложение мимо ушей, словно не слышал, что я сказал. Уловив состояние гостя, я решил помочь ему.
– Я ждал тебя, – сказал я, хотя это была неправда. –Знал, что ты придешь… за ним… – кивнул я в сторону стойла. – Он там… сейчас выведу его к тебе…
С этими словами я вошел в стойло и вывел оттуда спасенного мною коня. Тот, словно чуя, что происходит что-то важное, заржал громогласно, задергал длинной шеей. Упирался, не хотел выходить. Его большие умные глаза были полны тревоги, смотрели внимательно и вопрошающе. Наконец, гладя его по морде, по шее, шепча ему ласковые слова, я вывел его на середину двора.
– Вот он, – указал я на коня бывшему хозяину. – Забирай его, он твой…
– Спасибо тебе, Баян, – смущаясь, произнес гость. – Ты поступаешь благородно. Но я не останусь перед тобой в долгу.
Тут он встрепенулся и, не оборачиваясь, стал шарить рукой у себя за спиной в поисках выскользнувшей из его пальцев уздечки.
– Вот жеребенок, – вытянул он вперед молодого коня. – Он твой. Я тебе его дарю.
– Это ни к чему! – решительно поднял я руку. – Конь твой, забирай его и пользуйся на здоровье.
– Нет! – строго сказал он в ответ. – Я должен тебя отблагодарить, ведь ты столько времени содержал его – кормил, поил, ухаживал за ним… Возьми жеребенка. Я знаю, ты заслуживаешь большего, но я даю тебе то, что могу.
– Да, я спас его и ухаживал за ним почти полгода, – подтвердил я слова абрека, – но делал это не ради вознаграждения. Просто я очень люблю лошадей, они такие благородные, такие преданные нам существа…
Абрек немного смутился от моих слов, услышав в них некоторый упрек, но ничего не возра- зил. Просто покивал, как бы признавая свою вину. Видя, что он продолжает мешкать, я схватил лошадь за уздцы и подвел ее к нему.
– На, бери, забирай… Такими друзьями, как он, не разбрасываются…
Абрек поднял голову, сделал несколько шагов к лошади и, пытаясь взяться за уздечку, протянул руку. Но та вдруг сердито и громко заржала, стала бить копытами об землю, потом встала на дыбы и закрутилась на месте на задних ногах.
Хозяин был удивлен ее поведением, но решил, что она просто отвыкла от него – вот и реагирует как на чужого человека. Он достал из кармана большой кусок сахара и протянул его на ладони продолжавшей волноваться лошади. Та зафыркала, замотала головой и задела протянутую руку. Сахар упал на землю. Тут она подскочила боком к упавшему гостинцу и ударила по нему копытом. Тогда хозяин, ошеломленный поведением животного, отпрянул назад и запричитал: «Астаупирулла! Астаупирулла!..» Конь, выдернув из его рук уздечку, прыжками отбежал от него подальше. Только тогда видимо шевельнулось в нем подозрение, что такое поведение не случайность, не каприз, не припадок, а совершенно осознанное действие, ответ оскорбленного предательством животного.
– Он меня не простил, – сказал абрек, повесив голову. – Баян, – добавил он, помолчав несколько секунд, – мне не надо было приходить сюда, я предчувствовал, что так оно и будет. Пусть он останется тебе, он тебе халал. А мне эта история будет уроком, – сказал он и еще раз посмотрел на стоявшего поодаль коня. Глаза его прослезились. – Видимо теперь мне надо хотя бы остаток жизни прожить по- человечески, ведь если даже животные не прощают нам наших проступков, то что говорить о людях, которым мы причинили страдания и боль?! Что говорить о Всевышнем, который создал нас для добрых дел? Прощай! – сказал он и двинулся было к воротам. Но вдруг встал и снова повернулся ко мне. Рука его потянулась к ремню карабина, висевшего у него на плече. Я вопросительно смотрел на него, не понимая, что он собирается сделать. А он быстро снял карабин с плеча и положил его на землю у моих ног. «Это единственный предмет, купленный мной, – сказал он, кивая на оружие, – все остальное я воровал, отбирал у людей. Если хочешь – брось его в реку, он мне больше не понадобится. Никогда больше я не направлю ружье на человека или животное. Никогда!»
Я пытался остановить его, просил остаться отобедать с нами. Моя хозяйка, выйдя на порог, также уговаривала его остаться и пообедать с нами, но он наотрез отказался от приглашения и, выйдя за ворота, быстро пошел прочь, держа за уздечку своего жеребенка.
Так я расстался с этим абреком, последним абреком в моей жизни. А его конь остался у меня. О, что это был за конь! Статный, стройный, красивый, черный как смоль! Под солнцем он блистал так, что слепило глаза. Только на лбу у него было белое пятнышко вроде куриного яйца. Я назвал его Чолпан– Звезда. Он стал всеобщим любимцем. Соседские мальчишки по очереди водили его на водопой, и ради этой чести готовы были выполнить любое мое поручение. Чолпан, когда дети вели его на речку, гарцевал. Ни разу я не видел его лежащим – он отдыхал и спал стоя. Только иногда ложился на спину и начинал ерзать ею по траве, разминая видимо таким образом мышцы и кости. О нем до сих пор помнят в нашем селении и, иногда желая похвалить девичью красу, говорят: «Она красива, как Чолпан…» Те, кто не знают эту историю, думают, что девушку сравнили со звездой, и пожимают плечами, мол, что за банальщина. А те, кто знают, мечтательно смотрят в сторону реки, водопоя и вспоминают гордого и самолюбивого коня, так и не захотевшего простить человеческой подлость и предательство.
Гусейн Адилов