Под таким названием в галерее Дома поэзии в Махачкале открылась выставка актуального искусства. В экспозицию вошли живопись, графика, инсталляции, фото и видео одиннадцати молодых художников из Москвы, Дагестана, Северной Осетии – Алании, Чечни и Краснодарского края.
Приурочена она к фестивалю «Дни Белых журавлей». Отметим, что Гамзатовские «Дни Белых журавлей» – это дань глубокого уважения памяти выдающегося дагестанского поэта, благодарность воинам, погибшим на полях сражений. Проводимые в Дагестане ежегодно Гамзатовские дни стали всероссийским национальным днем памяти и международным праздником поэзии.
Как рассказала один из кураторов выставки Екатерина Дидковская, одиннадцать авторов создали свои живописные, графические и аудио-визуальные произведения, подтвердив, что для нового поколения образ белых журавлей по-прежнему важен, всё так же тревожит художников и заставляет их создавать работы, используя язык актуального искусства.
«Большие живописные полотна на выставке представили художники из Владикавказа – это «Небо» Карины Batso и «Донбас» Виктории Гагиевой. Карина Batso изобразила бескрайнее небо с парящими в нем птицами, где ведут борьбу белые облака и темные тучи, а Виктория, постаравшаяся передать в своей работе чувства, которые испытывает человек, теряя в войне близких, говорит, что «Журавли» Расула Гамзатова дают нам, оставшимся в живых, скорбную надежду и утешение.
В графических листах махачкалинских художников Джаннет Ибрагимовой и Магомеда Сагидаева ощущается их постоянное нахождение в дагестанском художественном контексте: работа Магомеда является прямой иллюстрацией знаменитого стихотворения Расула Гамзатова, а Джаннет создала портрет великого поэта, неотъемлемой частью композиции, которого являются силуэты журавлей», — отметила она.
Сильнейшее впечатление производит серия Дзерассы Гаглоевой из Цхинвала «Музы мира», где в ее узнаваемой графической манере изображены дети – жертвы войн с большими, полными боли глазами эти знакомые каждому орнаментальные элементы еще раз подчеркивают, что война – общечеловеческое горе. «В моих работах нет какого-то одного определенного творческого метода или стилистики, каждая работа не похожа на предыдущую, это получается само собой… То, что я пишу — не надумано, это образы, возникающие в голове, они легки для восприятия, в них нет какого-то глубокого смысла и мне это нравится, я получаю удовольствие, когда пишу их… Возможно они детские, но это то, что мне сейчас нужно, это как дать возможность высказаться подростку, у которого в силу некоторых причин не было этой возможности раньше…».
Серию черно-белых фотографий «Обелиск», где запечатлены последствия войны в Чечне представила Тамара Тайсумова из Грозного. Силуэты разрушенных домов на почти белом небе пугают даже больше, когда мы замечаем маленькую фигуру человека, стоящего на руинах. Серию фотографий и инсталляцию создал махачкалинец Шамиль Ахмед. Его лозунг «Я не хочу быть журавлем» кажется простым только на первый взгляд, но при внимательном рассмотрении работы мы находим гораздо больше смыслов, вложенных автором в его произведение.
«В экспозицию вошли сразу три разноплановые работы еще одного куратора проекта, художника Мусы Гайворонского из Каспийска. Если деревянный автомат, смотрящий в небо, на фотографии «Богоборец» мы и могли видеть на более ранних выставках, а в инсталляции «7 дней мира и 1 день войны» из семи расписанных гильз и одной пули безошибочно угадывается его авторский стиль, то аудио-инсталляция «Вагон № …» стала совершенно новым произведением, чье создание было подсказано особенностями помещения галереи Дома поэзии, где проходит выставка. Маленькое техническое помещение в центре зала стало темным вагоном, где слышен только стук колес поезда, уносящего человека туда, откуда он едва ли вернется: депортация, ссылка, репрессии, концлагеря, Освенцим, ГУЛАГ – вот слова, которые сам автор называет, описывая свою работу, сравнивая поезд с шумным призраком, перевозящим души из мира живых в мир мертвых», — добавила Дидковская.
На выставке представлена и инсталляция «Журавли» Артура Голякова из Краснодара. Несколько сотен белых бумажных журавлей расположились на полу галереи и полностью оправдали задумку художника. К созданию этой работы Артура подтолкнул один из памятников, рассказывающий очень личную историю о погибших на фронте, испорченный стараниями чиновников, пожелавших «привести его в порядок» к памятной дате. Автор напоминает нам, что память и уважение не терпят пафоса, а проявляются во внимании к мелочам, окружающим нас, в простом человеческом отношении друг к другу.
Выставка «Голоса белых журавлей», получилась насыщенной смыслами, заставляющей еще раз задуматься о том, что значит для нас мир и поэтическое слово, для многих и многих поколений закрепившее в памяти возвышенный и сакральный образ белых журавлей.
Рамина Насреддинова