Осталось совсем немного времени до начала старта школьного марафона знаний . Вступление в ряды первоклассников -один из самых важных этапов в жизни каждого ребенка. Это важный момент и в жизни каждого родителя. Нынешняя система образования требует ,чтобы ребенок пришел в первый класс с владением техники чтения и письма , навыками счета и вычислений . А в первую очередь — русского языка, который впоследствии будет средством общения и освоения знаний. Этот вопрос более остро выступает в тех семьях, где ребенок с рождения знает два языка-родной и русский. Если ребенок плохо говорит на русском , как научить его на нем читать ? С чего начать , чтобы в школе у него не было трудностей в учебе?
Многие родители, собирая маленьких первооткрывателей в далекое плавание , спешат максимально вооружить их всеми необходимыми знаниями, выбирая неверную тактику обучения. И все труды отчаянных полководцев сходятся к нулю с отметкой «минус». За штурвалом большого корабля с неверно освоенной программой знания, неопытные капитаны теряют курс , не успев даже выйти в открытое море . Уверенный в своих знаниях ребенок , в первые же дни невольно оказывается на грани тревожного шторма. Якорь , брошенный на берегу ,вновь и вновь возвращает юных мореплавателей домой ,откуда был начат нелегкий путь с песчинок неверных уроков . Эти песчинки , перерастая в камни преткновения, будут указывать на первые ошибки родителей в подходе к обучению детей.
Речь идет об ошибках — паразитах, ошибках — вирусах, поражающих все основные моменты на первых порах этапа освоения знаний. Самая распространенная ошибка Электронные паразиты» — модная покупка родителей — помпезные шпаргалки на батарейках. Список неисчислимо богат: зверушки — буквоведы, говорящие азбуки, игрушечные планшеты, телефоны и множество других приспособлений со встроенным механизмом чтения букв. Если вы всё же приобрели их — срочно обезвредьте- извлеките батарейки. Пусть они выступают как наглядный материал -так от них будет больше пользы. Нет, мы не исключаем вероятную пользу подобных суррогатов, отнюдь — они весьма пригодны, НО только когда малыш уже полностью прошел звуковой этап знакомства с 33 богатырями алфавита и научился читать. Только в этом случает диктовка букв в правильном звучании не принесет вреда. Иначе логика маленького гения подвергнется серьезному испытанию: миллионами «почему « отзовется в его памяти вопрос : « как ЭС + О+ КА дают СОК?
«Вторая не менее распространения ошибка -»Буквы из зоопарка» -разучивание целиком букв алфавита по азбуке с картинками. От « А -арбуз , Б-баран до Я — яблоко» . Как быть , если для соединения трех букв в слово «БУМ « надо вместе сложить Б-барана, У -улитку и М -медведя??? Все животные и предметы вперемешку с буквами в режиме ожидания толпятся в уме ребенка , в суете несутся вскачь и запрыгивают в попутные вагоны , соединяясь в слова -поезда .Сюда же на ходу нужно успеть затолкнуть жирафа и верблюда ,и малюсенькую иголку , и громадный трактор .Того же жирафа заводим и в поезд « жук» и «жар» . Важно не задержать подручных друзей в одном поезде , ведь поездов много, а жираф один. Так, видя каждую букву, ребенок вспоминает образ -подсказку , на которую начинается буква , дальше от буквы к букве складывает их в слова.
Замедленным темпом, усложненным ненужной информацией, сбитый с толку малыш, теряется в собственных знаниях.
Третья ошибка — азбука замедленного действия. Бабушкин метод- согласная. буква» Эс», он же глухой звук «С». Казалось бы, все верно, так учили нас , так учили тех , кто учил нас. Ошибка в самой организации процесса обучения.
В этом подходе сквозит буквослагательным методом из прошлого века, когда весь сырой материал преподносится целиком и потому процесс чтения растягивался на год и больше. Здесь нет ни жирафа, ни бегемота, ни поющего песни плаката-буквоведа на холодильнике . Строгая диктовка знаний в режиме « в школе будет хуже» . Ребенка отрывают из мира галактики ,веющего соблазном мультфильмов и компьютерных игр и возвращают в абстрактный мир книжек и тетрадей. С огромным риском перебить всякий интерес к учебе, родители с уговорами и подкупами усаживают дитя за уроки. Но в отличие от методов «электронные паразиты « и « буквы из зоопарка», здесь не придется переучивать. Так как традиционный метод несет в себе тяжелый багаж с шаблонными знаниями. Этот метод, конечно, даст в будущем всходы, растущие на выжатой из ребенка энергии и энтузиазме. Всходы , которые равны сумме двух слагаемых: протраченного вами времени и просидевшего месяцы за чтением букв маленького непоседы. Конечно, ничего радостного для ребенка в этом нет.
Вычтите из вашего времени 15 минут в день для своего ребенка — и результат не заставит себя ждать .
Создайте информационную среду: заминируйте буквами все, что подвергается обозрению будущего ловчего — вскоре он будет их вылавливать одну за другой и надежно откладывать в бескрайние просторы своей сокровищницы. Буквы-карточки, буквы-самоклейки, буквы -магнитики, буквы- кубики, буквы- теремки здесь пределы фантазии не ограничены. С чего начать? На помощь придут комплексные методики известных педагогов- психологов, педагогов-физиков и докторов наук. Во всех методиках принцип один- обучение ведется только через игру! Иначе интерес к тяге за знаниями окажется под угрозой. Но не забывайте совмещать игру с творчеством : познакомились с новым звуком — тут же оживили его на деле — полепили, порисовали , вырезали. Пусть плод его труда красочно расположится на самом видном месте -так новая информация будет усваиваться еще и визуально через зрительный контакт . Звуковой метод настолько эффективен, что вскоре малыш удивит вас умением складывать звуки в слоги , затем и в слова.
Самые серьезные ошибки в обучении письму. Пропиши, а не прописи! Рука, а не ручка! О чем идет речь? Прежде чем дать в руки малышу ручку, тренируем руку, развивая мелкую моторику. Почему мы так часто слышим и видим везде этот незаурядный термин ? Потому что не развив у вашего чада моторику, вы никогда не достигнете желаемых высот в учебе и каллиграфии. Ведь именно при работе кистей и пальцев рук задействуются те участки головного мозга, которые отвечают за развитие речи, памяти, внимания и логического мышления. Здесь уже надо не начинать, а закреплять. Ведь речь не о новорожденном малыше, у которого на момент рождения отсутствует моторика. У вашего малыша уже к дошкольному периоду она развита в большей или меньшей степени . А вот как ее максимально натренировать , чтобы рука была готова к письму- вот главная наша задача. В качестве дежурной помощи прекрасно подойдут все виды пособий для детского творчества: рисование, лепка, поделки из бумаги -оригами, вырезание, шнуровки, собирание мозаик и пазлов, папье-маше , техника граттаж, гравюра и т.д. Здесь выбор занятия и вопрос организационного плана полностью отдается на усмотрение родителя.
Важно не упустить самого главного — постепенно переходить к письму печатных букв. Потому что ребенок изначально видит печатный вариант буквы. А знакомство с прописной окончательно собьет его с толку. Начинать можно только в том случае, когда маленький знайка полностью овладеет техникой чтения и моторика его близка к совершенству. Но не спешите поспешить: прописи для дошкольников могут послужить вам плохую службу. Вы рискуете неправильно развить и закрепить технику письма, что может привести к переучиванию в школе. Так как каждая буква имеет свой определенный последовательный алгоритм написания и соединения.
Очень важно учитывать и силу нажима ручки. Нажим в письме может привести в дальнейшем к плохому почерку, может появиться тремор и первоклассник будет отставать от темпа урока. Все это может дать перебой в мотивации ребенка в учебном процессе.
Когда счет не в счёт — две серьезные ошибки в обучении математике. Ошибка номер 1: механическое заучивание цифр, считая до 100 и больше. Ребенок запоминает счет , но не само значение цифр. Он , считая до 100, не учится разбивать число на составляющие . Не развивается его пространственно -образное мышление, которое так необходимо в дальнейшем при решении примеров и задач.
Вторая ошибка — счет и вычисления на примере пальчиков. Научить такому методу легко , а отучить невозможно, а выполненное действие на виду, а не в уме .
Играй в сложные азы — упрости труды в разы! Все уроки обучения математике должны проходить в игровой форме. Иначе вы рискуете перебить интерес малыша к царице наук. Счет в пределах 10 — демонстрируя наглядные предметы. Считаем , играем , поем с малышом , закрепляя счет .Считаем на прогулке и дома. Считаем сказочных персонажей перед сном. Считаем , постепенно переходя к пространственно -образному мышлению. Вовлекая в игру подручные предметы, решаем простые задачки с малышом. Подойдут палочки для счета , кубики и любые и предметы, интересующие ребенка.
Плавно переходим к счету и решению примеров в уме. Устный счет и устное вычисление -вот элементарные предпосылки высоких математических навыков. Одновременно развивается память , сообразительность и пространственное мышление- 3 важнейших бонуса в копилку знаний вашего малыша.
Соблюдение этих элементарных правил и подходов гарантирует в дальнейшем успех вашему маленькому гению в огранке гранита знаний.
Патима Далуева